Источник: Compliance Week
Перевод: GAAP.RU
Зарубежное издание Compliance Week опубликовало интервью с главой Совета по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности отчетности Томом Сайденштайном (Tom Seidenstein), в котором тот поделился деталями текущей и будущей работы своей организации над улучшением качества аудита, рассказал об основных вызовах для аудита сегодня, и других новых проблемах, которые могут быть уже на пороге.
Фото: www.iaasb.org
Первый трехлетний срок на посту председателя Совета по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности отчетности для Тома Сайденштайна стартовал в июле 2019 года. До этого карьера развивалась в частном секторе, но также захватила собой разработку международных стандартов. Перед приходом в IAASB (2012-2019) он был старшим вице-президентом по стратегиям, инновациям и капитальным инвестициям в Федеральной национальной ипотечной ассоциации (FNMA, также известной как Fannie Mae). А до этого – старшим операционным директором в Фонде международных стандартов финансовой отчетности (2000-2011). В более ранние годы Тому Сайденштайну пришлось побыть исполнительным директором консалтинговой компании для некоммерческих организаций CCS Fundraising, а также специальным помощником управляющего директора в Центре стратегических и международных исследований. Также он был попечителем Международного комитета по стандартам оценки (IVSC) и входил в состав совета консультантов международной организации по стандартизации цифровой отчетности XBRL International.
Какова миссия IAASB?
Миссия IAASB – в создании высококачественных, глобально признанных стандартов, которые используют для аудита и обзорных проверок по всему миру. Наши стандарты позволяют пользователям внешней отчетности полагаться на нее в ходе принятия обоснованных суждений о результатах деятельности организаций.
Аудит – если его делать правильно – по-настоящему благородное дело, поскольку обязан нести доверие нашим рынкам и позволять инвесторам распределять капитал самым эффективным и подходящим образом. Наша стратегия – в реализации этой миссии.
Каковы ключевые приоритеты IAASB на 2022 год?
Мы пытаемся идти тремя путями: следить за тем, чтобы решать самые важные и актуальные на сегодня вопросы для мира аудита, быть изобретательными в нашем подходе к разработке стандартов, и взаимодействовать с сообществом стейкхолдеров - включая других разработчиков стандартов и регуляторов – более интенсивно, чем было до сих пор.
Недавно мы закончили работу над набором стандартов (проект, который стартовал около семи лет назад) по ключевым основополагающим вопросам, которые необходимо решать для улучшения качества аудита. В него вошел новый стандарт аудиторской отчетности, новый стандарт по аудиту оценочных значений, новый стандарт по оценке риска, новый комплект стандартов по оценке качества аудита, и стандарт аудита группы компаний. Наша цель – завершить их все, чтобы мы могли заняться другими новыми и совсем новыми темами, среди прочего, подтверждением достоверности отчетности устойчивого развития и отчетности по ESG (экологическим, социальным и управленческим) факторам.
Как планирует IAASB заниматься ESG-отчетностью?
Наш новый рабочий план был согласован в декабре. Одно из ключевых принятых нами решений заключается в выделении времени и ресурсов на перестройку действующих стандартов по обеспечению уверенности, которые связаны с нефинансовой информацией. У нас уже есть надежная работающая основа – общий стандарт ISAE (МСЗОУ) 3000 “Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов” - который является основным стандартом, применяющимся в 80% работы по обеспечению уверенности во всем мире.
Также у нас есть специальный стандарт для отчетности по парниковым выбросам (ISAE 3410), а в прошлом году мы представили руководство для практикующих специалистов по применению ISAE 3000 в отношении ESG- и отчетности устойчивого развития. Несмотря на это, есть ощущение, что необходимо сделать больше. Мы слушаем, что говорят люди по поводу того, что является на данный момент самым важным для нас, чтобы сделать стандарты подтверждения достоверности еще более надежными в ответ на рыночные запросы.
Каковы планы IAASB на вопросы аудита, связанные мошенничеством и непрерывностью деятельности?
На прошедшей в декабре ежеквартальной встрече мы полностью одобрили проектные предложения, касающиеся пересмотра нашего стандарта по мошенничеству (международного стандарта аудита ISA 240). Они подчеркивают роль аудитора в обнаружении риска в контексте традиционной аудиторской проверки и выделяют области, где наш стандарт, не обновлявшийся уже пару десятков лет, мог бы быть улучшен. Мы ожидаем весьма строгий пересмотр данного стандарта.
Также мы постоянно слышим о проблеме “разрыва ожиданий” в аудите – ее мы хотим решить, четко определив, что следует ждать от работы аудиторов в отношении мошенничества в контексте аудиторской проверки. Четкость в отношении этого должна стать большим шагом вперед на пути уменьшения разрыва ожиданий.
Во-вторых, сама природа наших стандартов сегодня сместилась больше к риск-ориентированному подходу, что подразумевает принятие в расчет рисков на всей протяженности [любого] стандарта. На данный момент наш стандарт по мошенничеству требует обновления. Хотя общий подход может быть правильным, ему также нужно развиваться по аналогии с изменениями, внесенными в другие недавно пересмотренные и новые стандарты, чтобы риск мошенничества надлежащим образом оценивался в контексте аудита.
Еще одной крупной темой для обсуждений стали потенциальная внешняя отчетность, которую нужно будет делать аудиторам по теме мошенничества. Какую прозрачность в этом необходимо оговорить? Наконец, надлежащее применение профессионального скептицизма в обнаружении мошенничества – это еще одна область, которой мы уделяем внимание.
Охватывает все это использование технологий в поддержку аудиторам в их важной роли. Как именно технологии способны улучшить их способность выполнять свою работу? Или, быть может, потенциально они способны лишь усилить аудиторский риск?
А касательно этой темы – как новые технологии изменили условия аудита?
Очевидно, они сыграли большую роль для условий аудита и обладают потенциалом со временем трансформировать способы проведения оценки. Одна из вещей, которыми мы, Совет, занимаемся – это пытаемся понять для себя суть революционных технологий. Мы провели пару публичных круглых столов, и еще один намечен на февраль, на котором мы заглянем на 5-6 лет вперед в плане того, как революционные тренды могут фундаментально поменять проведение аудита, и готовы ли к этому наши процессы разработки стандартов.
Что касается предложенного IAASB стандарта по аудиту “менее сложных организаций” (“LCEs”) – какова задача данной инициативы?
В мире большая часть организаций – это малые и средние предприятия, которых проверяют небольшие компании. Они не сталкиваются с теми же сложностями, что крупные финансовые институты. Так что вопрос, который мы (да и многие наших стейкхолдеры) задавали, звучит так: могут ли наши стандарты, без ущерба для качества, разрабатываться таким образом, чтобы быть более полезными для мира “LCE”? Вот что мы решили сделать.
Наше стремление выставлять стандарты на публичные обсуждения скорее раньше, нежели позже – это тоже нечто новое, отражающее изменения в практике разработки стандартов. Это стремление быть более гибкими в разработке и получать оперативный отклик от рынка, вместо того чтобы разрабатывать стандарты “тайком” в надежде, что они впоследствии заработают.
Каких откликов ждет IAASB по данному предложенному стандарту?
Прежде всего, мы хотим быть уверенными, что наше базовое допущение о ценности стандарта для менее сложных организаций отвечает представлениям рынка. Будет ли он полезен для многих мировых юрисдикций? Далее, является ли наше допущение о пропорциональности верным – имеется в виду, допущение о том, что текущая разработка ведется пропорционально специфической природе и обстоятельствам аудита менее сложных организаций и отвечает задачам этих стейкхолдеров? Верны ли мы в своих расчетах в этом, если смотреть на основные требования МСА? Что мы упускаем?
Какое влияние оказала пандемия COVID-19 на аудиторскую профессию?
Ковид определенно доказал необходимость подстраиваться под меняющееся окружение. Аудиторским компаниям пришлось пересмотреть, как именно они воспринимают риски. Риски проверяемых ими организаций сегодня могут быть совсем другими. Наши стандарты по оценке риска обязаны заставлять компании мыслить критически. Мошенничество и непрерывность деятельности остаются очень важными аспектами в таких условиях, поэтому наши усилия в рамках пересмотра этих стандартов окажутся не менее важными.
Лично меня больше беспокоит долгосрочное влияние пандемии на профессиональное развитие следующего поколения аудиторов, поскольку им необходимо очное наставничество для профессионального роста. Без этого что-то может теряться. Это мой самый большой долгосрочный повод для беспокойства в связи с COVID - намного больший, чем способность компаний следовать нашим стандартам.
Что делал IAASB для углубления отношений с ключевыми стейкхолдерами?
Поскольку очные встречи на данный момент не вариант, мы более активно используем другие формы коммуникаций, например, вебкасты, LinkedIn и прочие социальные платформы. В каком-то смысле уход в онлайн направил наши усилия на расширение охвата. Мы довольно регулярно “встречаемся” с национальными разработчиками стандартов, чтобы узнать, что происходит в мире, как влияют на них аудиторские стандарты, и что нам необходимо делать.
Забегая вперед – [взаимодействие] обязательно должно стать гибридным. Мы хотим взять все, чему научились в ходе пандемии, но при этом не забывать про то, что очные встречи также очень важны для разработчиков стандартов, поскольку так мы получаем более ясное представление об интонации сделанных замечаний.
_____________________________________
Также от этого автора на GAAP.RU:
- Десятка топовых мировых трендов риск-менеджмента и комплайенса в 2022 году (24/01/2022)
- Как правильно провести аудит FCPA (05/02/2015)