Акционерные общества — оффшорная деятельность

Коротко о главном

Автор:
Источник: журнал «Финансовый Директор® ISSN 1680 – 1148»№ 8 (24)-2004 г.
Опубликовано: 16 сентября 2005

Значительную роль в активизации экономической и финансовой деятельности государства играют акционерные общества, деятельность которых требует ввода специальных правил их создания, функционирования и составления Реестров акционеров, что связано с формой их собственности. Деятельность акционерных обществ на территории ДР Сан-Томе и Принсипи (бывшая португальская колония у западного побережья Африки площадью всего 964 кв. км, а ныне — островное демократическое государство, возглавляемое Президентом и имеющее представительский орган власти — Учредительное собрание), регулируется следующими нормативными документами:

  • Государственной Конституцией (ст. 99);
  • Законом «О Законодательных Правах» № 8/95 от 28.09.1995 г.;
  • Постановлением «О создании акционерных обществ, зарегистрированных в оффшоре» № 34/85 от 15.11.1985 г.;
  • Постановлением «Об акционерных обществах, зарегистрированных в оффшоре» № 70/95 от 29.09.1995 г.

Оффшорные общества также осуществляют свою деятельность в соответствии с Постановлением о свободном режиме, положениями Постановления о деятельности оффшорных банков и отдельными нормативно-правовыми актами, и обязаны действовать в рамках налогового и таможенного режимов, предусмотренных законодательством.
В законодательных документах используется понятие «Оффшорное общество», характеризующее акционерное общество, зарегистрированное в оффшоре. Все акционерные общества заносятся в специальный Реестр акционерных обществ, зарегистрированных в оффшоре, который содержит инструкции по созданию и основные характеристики компаний с указанием каких-либо происходящих изменений. Уполномоченным представителем Реестра является частное или юридическое лицо, наделенное полномочиями Кабинетом, занимающимся вопросами Реестра (далее — Кабинет), по оказанию услуг и выполнению заданий в рамках ведения Реестра или же связанных с деятельностью акционерных обществ. Управление делами в части информационных аспектов Реестра может быть доверено одному или нескольким агентам частного сектора, причем его (их) деятельность осуществляется под прямым контролем Кабинета, который непосредственно вносит в него оффшорные общества. Только после этого они могут приступить к деятельности.
Оффшорные общества могут создаваться с целью осуществления производственной деятельности и развития предприятий в соответствии с Постановлением о свободном режиме, или операций оффшорных банков и деятельности за пределами территории ДР Сан-Томе и Принсипи, не противоречащей ее законодательству.
Оффшорное общество обязано удовлетворять следующим требованиям:

  • создаваться и регистрироваться, согласно действующему законодательству;
  • вести эффективную и эксклюзивную деятельность, регулируемую Постановлением о свободном режиме, или вести деятельность за пределами ДР Сан-Томе и Принсипи. При этом деятельностью, осуществляемой за пределами территории, считается любая деятельность, которая оплачивается в иностранной валюте и проводится нерезидентами этой республики: перевод денежных средств, оказание услуг за пределами ДР Сан-Томе и Принсипи;
  • выплачивать в установленное время пошлины и годовые налоги;
  • не владеть акциями, не иметь права голоса и прямого (непрямого) контроля по отношению к другому обществу, не имеющему устава оффшорного общества;
  • не иметь прав на использование земли и недвижимого имущества, находящихся на территории ДР Сан-Томе и Принсипи, за исключением соглашения об аренде, права на использование соответствующей территории и создание поселений для осуществления своей деятельности;
  • не владеть правом на собственность и использование движимого имущества, находящегося в ДР Сан-Томе и Принсипи, в том числе связанного с финансами, за исключением случаев выполнения функций в рамках цели их деятельности.

Оффшорные общества не имеют права устанавливать коммерческие связи с частными или юридическими лицами-резидентами, однако, не рассматриваются в качестве запрещенных коммерческие связи:

  • по оказанию услуг, необходимых для создания и функционирования оффшорного общества (консалтинговых услуг, предоставление помощи в юридической, отчетной, финансовой и административной сферах, включая аренду недвижимости и банковские услуги);
  • устанавливаемые оффшорным обществом для использования привилегий, предоставленных в рамках свободного режима.

Любое общество, созданное в соответствии с законодательством другого иностранного государства, аналогичного законодательству ДР Сан-Томе и Принсипи, имеет право подать прошение о его регистрации в качестве оффшорного общества на территории ДР Сан-Томе и Принсипи.
Регистрация в соответствующем Реестре как оффшорного уже существующего общества не предполагает создания нового юридического лица и не затрагивает его права относительно активов, посредников, а также не подлежит каким-либо изменениям. Внесение оффшорного общества в Реестр осуществляется посредством подачи Кабинету прошения со следующими документами: уставом общества, свидетельствами, информационными и другими документами, которые могут потребоваться в связи с особенностями деятельности оффшорного общества.
Прошение о внесении в Реестр, поданное оффшорным обществом, функционирующим по законам и на территории иностранного государства, но в дальнейшем переносящим свою деятельность на территорию ДР Сан-Томе и Принсипи, сопровождается документами, подтверждающими следующее:

  • такое перемещение происходит в рамках законов государства, на территории которого данное общество было основано;
  • согласие акционеров, кредиторов и представителей власти получено, согласно законам государства, на территории которого данное общество было основано.

Все изменения в Реестр, включая внесение поправок в регистрационную запись, осуществляются на основании соответствующего прошения в течение 30-ти дней после этого изменения. Предоставление какого-либо документа, необходимого в рамках действия Реестра или для внесения изменений в него, так же как и прошение о предоставлении копии регистрационного свидетельства, осуществляется уполномоченным представителем заинтересованного лица с уведомлением оффшорного общества, его представителей или представителей акционеров.
Общество, исключенное из списков Реестра, перестает пользоваться привилегиями, начиная со дня ликвидации регистрационной записи. Оффшорное предприятие исключается из Реестра, если оно осуществляло (даже не преднамеренно) деятельность или перевод денежных средств, которые рассматриваются на территории ДР Сан-Томе и Принсипи как уголовные нарушения.
В целях сохранения конфиденциальности, никто из правления Кабинета, а также из его членов и служащих не имеет права распространять или разглашать информацию, или же обнародовать документы по принуждению со стороны трибунала или административного органа. Зарегистрированные уполномоченные представители, так же как и Кабинет, обязаны следовать принципу конфиденциальности. Однако это требование не касается нарушений, карающихся в уголовном порядке. Лицо, нарушившее Положение о конфиденциальности, может быть подвергнуто тюремному заключению сроком от шести месяцев до трех лет и штрафу в размере от $10 тыс. до $100 тыс., либо только одному из указанных видов наказания.
Предоставление прошения о внесении оффшорного общества в Реестр предполагает оплату пошлины в размере, установленном Кабинетом. Сохранение регистрационной записи такого общества предусматривает оплату ежегодного налога, размер которого утверждается нормативными актами и периодически пересматривается, но не зависит от объема деятельности. Какие-либо изменения шкалы размеров пошлины и ежегодного налога, вносятся Кабинетом, а изменение размера ежегодного налога не может быть оспорено оффшорным обществом в течение 5-ти лет со дня его внесения в Реестр. В случае неуплаты ежегодно взимаемого налога в течение двух месяцев с момента регистрации оффшорного предприятия, запись о внесении в Реестр аннулируется.
Оффшорное общество открывается на срок 12 месяцев. Датой открытия общества считается момент начала им акционерной деятельности. Оффшорное общество может быть учреждено физическими или юридическими лицами, но как минимум двумя из них (физическими, юридическими или одним физическим и одним юридическим). Учредители создают оффшорное общество, подписывая его устав лично или через своих уполномоченных представителей при участии также уполномоченного представителя, указанного Кабинетом. Устав такого общества составляется на языке, выбранном его учредителями. В нем указывается общая информация об обществе: название, цель создания, местонахождение, временные рамки функционирования, информация об акционерном капитале, номинальная стоимость и число акций, составляющих его капитал, а также имена их владельцев.
Название оффшорного общества, вне зависимости от выбранного языка, не должно вводить в заблуждение и должно отражать характер деятельности общества, а также содержать указание его регистрационного номера. Такая же информация должна содержаться во всех уведомлениях, объявлениях, бланках, эмблемах, документах, издаваемых обществом.
Оффшорное общество обязано владеть акционерным капиталом в размере $5 тыс. в свободно конвертируемой валюте. Капитал оффшорного общества создается посредством денежного безналичного перечисления или наличного взноса. Взносы, совершенные оказанием услуг или проведением работ, не имеют законного основания. Величина взносов определяется акционерами, фиксируется в Уставе и подтверждается уполномоченным Аудитором, которым является частное или юридическое лицо, владеющее соответствующими полномочиями. Подписка на все акции осуществляется в момент создания общества. Порядок наличных взносов фиксируется в акте о подписке, а сами взносы осуществляются в момент подписки.
Акции оффшорных обществ могут быть именными или на предъявителя. Выдача и прекращение действия именных акций производится внесением соответствующей записи в Реестр уполномоченным представителем Кабинета по месту нахождения оффшорного общества.
Акционеры не несут ответственности за долги общества, за исключением случаев, когда она предусмотрена в связи с их участием в акционерном капитале. Доля каждого акционера в доходах или продукте ликвидирующегося общества и его участие в вопросах, касающихся убытков, а также количество голосов, которыми он обладает на общих собраниях, определяются пропорционально участию такого акционера в акционерном капитале.
Руководство деятельностью оффшорного общества осуществляется одним или несколькими директорами, в обязательном порядке избираемыми его акционерами. Каждый директор обязан владеть акциями общества, гарантирующими осуществление им руководящих функций. Юридическое лицо, имеющее право осуществления административных функций в рамках оффшорного общества, может быть представлено физическим лицом. Юридическое лицо, тем не менее, не имеет права осуществлять функции председателя Совета директоров и выступать в роли единоличного директора общества. После учреждения общества генеральной ассамблеей акционеров назначаются директора. Назначение может быть на неограниченное время, или же на фиксированный срок.
В случае назначения не менее двух лиц на административные должности, эти лица представляют собой Совет директоров. Порядок создания Совета директоров, включая передачу прав одному или нескольким его членам, определяется уставом. Решения Совета директоров могут приниматься квалифицированным большинством голосов.
С целью контроля над деятельностью директоров в соответствии с уставом может создаваться Совет по вопросам контроля. Все решения в рамках вопросов, не входящих в компетенцию директоров, принимаются акционерами на общем собрании, которое созывается председателем Совета директоров или, в случае необходимости, государственным ревизором, контролирующим счета. После распада общества ликвидатором созывается собрание акционеров.
Собрания акционеров проводятся в соответствии с формой и в сроки, предусмотренные уставом, при условии присутствия всех акционеров или их представителей. Порядок дня проведения собрания определяется инициатором собрания. Любой из акционеров имеет право быть представленным уполномоченным лицом, не являющимся акционером. Такое уполномоченное лицо может представлять интересы нескольких акционеров. Решения собрания акционеров могут приниматься квалифицированным большинством голосов. При возникновении ситуаций, противоречащих положениям устава, решения на собрании принимаются абсолютным большинством голосов. Право голоса акционера зависит от количества акций, находящихся в его распоряжении.
Оффшорное общество обязано составлять отчеты в письменной форме, отражающие осуществленные им операции и его финансовое состояние.
Для составления отчетности может быть выбрана любая из свободно конвертируемых валют. Отчетность может вестись в соответствии с законами страны, резидентами которой являются основные держатели акций, при условии одобрения со стороны соответствующего Министра ДР Сан-Томе и Принсипи.
В силу своей деятельности оффшорные общества, которые не проводят операций в рамках отдельного законодательства, не выплачивают существующие налоги, а также налоги, которые могут быть введены в будущем.
Не облагаются налогами дивиденды, проценты, пошлины, оплата за предоставление услуг, не взирая на их характер, выплаты, производимые обществом лицу, не являющимся резидентом (за исключением случаев, когда с этого лица взимаются налоги в связи с другой деятельностью, проводимой им на территории ДР Сан-Томе и Принсипи).
Оффшорные общества имеют право свободно распоряжаться имеющейся в наличии или получаемой от своей деятельности валютой, и могут открывать валютные счета на территории ДР Сан-Томе и Принсипи в финансовых учреждениях, ведущих деятельность в соответствии с Постановлением о деятельности оффшорных банков, или за пределами страны.
Оффшорное общество распускается и прекращает свое существование в соответствии с положениями устава, а также в случаях аннулирования регистрационной записи Министром. Операции по ликвидации активов и пассивов проводятся уполномоченным представителем, указанным Кабинетом.
При наличии согласия всех его акционеров оффшорное общество имеет право перенести место своего расположения за пределы территории ДР Сан-Томе и Принсипи, сохраняя при этом свое существование. Прошение о таком перемещении подается на рассмотрение Кабинету за 60 дней до даты, на которую оно запланировано. Соответствующее объявление о таком намерении публикуется за 30 дней до подачи прошения в многотиражной газете на территории ДР Сан-Томе и Принсипи.
Кабинет не выдает подтверждающее перемещение свидетельство в случаях невыполнения условий соблюдения прав всех акционеров и посредников, а также нарушения законодательных положений по деятельности оффшорных обществ. Перемещение не предусматривает снятия ответственности с директоров оффшорного общества за действия и операции, имевшие место до даты перемещения.
Устав оффшорного общества может предусматривать урегулирование всех конфликтов, возникающих между акционерами, между акционерами и обществом в рамках деятельности, связанной с операциями с акциями, в международном арбитраже.
Важно знать, что такое общество не может приобрести в собственность землю, равно как и другую недвижимость. Правда, это правило не распространяется на физических лиц.
Создание в ДР Сан-Томе и Принсипи максимально привлекательных условий для функционирования различных бизнес-структур делает эту маленькую страну выгодным местом как для инвестирования, так и для размещения финансовых активов, что, в конечном счете, создает рабочие места для местного населения. Однако и иностранные служащие, работающие в оффшорных компаниях, пользуются всеми привилегиями оффшорного налогообложения.


Автор: