Анализ финансового состояния компании. Основные подходы к проведению анализа финансового состояния предприятия

Автор:
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Анализ финансового состояния компании. Основные подходы к проведению анализа финансового состояния предприятия

Введение

Брошюра «Анализ финансового состояния компании» представляет собой краткое изложение основных положений методики анализа финансового состояния предприятия и является частью курса лекций, предлагаемого участникам семинара «Управление финансами на предприятии: анализ и планирование», а также входит в комплект поставки модели «Альт-Финансы».

Первая глава посвящена изложению основных задач, направлений и методов анализа финансового состояния предприятия, а также подготовке исходной информации для его выполнения. При описании источников информации рассматривается структура и содержание бухгалтерского Баланса, отчета о финансовых результатах, а также дополнительных источников информации, необходимых для проведения углубленного анализа.

В первой главе предлагается методика организации работы по выделению причин негативного финансового положения организации. Предложенная методика структурирует процесс проведения финансового анализа, позволяет выделить наиболее эффективные рычаги оптимизации состояния предприятия.

Во второй главе рассматривается методология проведения анализа финансового состояния организации. По каждому из направлений анализа указывается экономический смысл, алгоритм расчета и интерпретация финансовых показателей и коэффициентов. Особое внимание уделяется управленческой интерпретации результатов и специфике анализа деятельности российских предприятий (организаций).

Третья глава содержит пример аналитической записки, составленной по результатам анализа финансового состояния реальной организации. Записка представляет собой один из возможных вариантов представления результатов анализа руководству предприятия, собственникам, инвесторам, кредитующей организации.

В Приложении 1 представлены данные бухгалтерской отчетности, а также рассчитанные на их основе показатели и коэффициенты, используемые при проведении анализа финансового состояния предприятия. Таблицы Приложения 1 используются в главах 2 и 3.

1.1. Основные положения финансового анализа

Анализ финансового состояния фирмы – это расчет, интерпретация и оценка комплекса финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности организации.

Цель анализа – получение информации, необходимой для принятия управленческих решений:

  • внутренними пользователями информации (администрация фирмы) – о корректировке финансовой политики предприятия,
  • внешними пользователями – о реализации конкретных планов в отношении к данному предприятию (приобретение, инвестирование, заключение контрактов и др.).

Как правило, задачи, направленные на корректировку финансовой политики предприятия, ставятся руководством (менеджерами, собственниками). В этом случае можно сказать, что результаты финансового анализа предназначены для внутренних пользователей; они должны помочь определить наиболее эффективные пути улучшения (стабилизации) финансового положения организации.

Результатом проведения анализа для внутреннего пользователя является комплекс управленческих решений – сочетание различных мер, направленных на оптимизацию состояния предприятия, который пересматривается под влиянием изменений макро – и микроэкономической среды.

Каждое предприятие (организация) является субъектом рыночных отношений и входит в круг интересов других фирм, предприятий, организаций. К числу последних относятся поставщики, кредиторы и инвесторы. Исследование предприятия сторонними фирмами касается, в основном, реализации конкретных планов в отношении данного предприятия: приобретения, кредитования, заключения контрактов. В этом случае говорят, что информация финансового анализа предназначена для внешних пользователей.

Задача внешнего пользователя при анализе предприятия, как правило, достаточно конкретна – сказать «да» или «нет» предприятию: предоставить или не предоставить кредит, стать деловым партнером или отказаться от сотрудничества, приобрести пакет акций или инвестировать средства в другое предприятие.

С различиями в постановке задач анализа связаны различия в выборе показателей, определяющих управленческие решения внутренних и внешних пользователей информации. Безусловно, можно выделить показатели, в равной степени важные как для внешних, так и для внутренних аналитиков (например, ликвидность). Тем не менее, для каждой из указанных групп существует особый набор показателей, которые являются определяющими (основными) при принятии решения относительно рассматриваемой организации (Рис.1).

Рис. 1. Интересы внутренних и внешних пользователей по отношению к предприятию

Таким образом, прежде чем приступить к проведению анализа финансового состояния организации необходимо определиться, с чьей точки зрения будет выполняться эта работа.

Основные задачи, решаемые при проведении финансового анализа:

  • определение («фиксация») финансового состояния предприятия на момент исследования;
  • выявление тенденций и закономерностей в развитии предприятия за исследуемый период;
  • определение «узких» мест, отрицательно влияющих на финансовое состояние предприятия;
  • выявление резервов, которые предприятие может использовать для улучшения финансового состояния.

Основные направления анализа:

  • анализ структуры Баланса и чистого оборотного капитала,
  • анализ ликвидности и финансовой устойчивости,
  • анализ прибыльности и структуры затрат,
  • анализ оборачиваемости,
  • анализ рентабельности,
  • анализ эффективности труда.

В зависимости от поставленной задачи анализ может иметь разную степень детализации по отдельным направлениям, но в кратком виде необходимо проводить анализ по всем направлениям. Это объясняется взаимосвязанностью показателей: изменение одних показателей может быть следствием изменения других. Например, снижение рентабельности часто связано с ухудшением оборачиваемости активов.

В зависимости от поставленных целей финансовый анализ состояния предприятия может быть дополнен другими исследованиями (маркетинговыми, технологическими).

Основные методы анализа:

  • горизонтальный (продольный) или анализ тенденций, при котором показатели сравниваются с аналогичными за другие периоды;
  • вертикальный (глубинный), при котором исследуется структура показателей путем постепенного «спуска» на более низкие уровни детализации;
  • факторный анализ – анализ влияния отдельных элементов финансовой деятельности предприятия на основные экономические показатели;
  • сравнительный – сравнение исследуемых показателей с аналогичными среднеотраслевыми или с аналогичными показателями основных конкурентов.

1.2. Принципиальный подход к определению причин ухудшения финансового состояния организации и рычагов ее оптимизации.

Процесс проведения финансового анализа, как и любой другой сложный процесс, должен иметь свою технологию – последовательность шагов, направленных на выявление причин ухудшения состояния предприятия и рычагов его оптимизации.

Основные проблемы в финансовом состоянии организации

Проблемы и затруднения, возникающие в финансовом состоянии организации, в конечном итоге имеют три основных проявления. Их можно сформулировать как

  1. Дефицит денежных средств; низкая платежеспособность
    Экономическая суть проблемы состоит в том, что у компании в ближайшее время может не хватить или уже не хватает средств для своевременного погашения обязательств.
    Индикаторами низкой платежеспособности являются неудовлетворительные показатели ликвидности, просроченная кредиторская задолженность, сверхнормативные задолженности перед бюджетом, персоналом и кредитующими организациями.
  2. Недостаточная отдача на вложенный в предприятие капитал (недостаточное удовлетворение интересов собственника; низкая рентабельность)
    На практике это означает, что собственник получает доходы, неадекватно малые своим вложениям. Возможные последствия такой ситуации – негативная оценка работы менеджмента организации, выход собственника из компании.
    О недостаточной отдаче на вложенный в предприятие капитал свидетельствуют низкие показатели рентабельности. При этом наибольший интерес проявляется к рентабельности собственного капитала как индикатору удовлетворения интересов собственников организации.
  3. Низкая финансовая устойчивость
    На практике низкая финансовая устойчивость означает возможные проблемы в погашении обязательств в будущем, иными словами – зависимостью компании от кредиторов, потерей самостоятельности.
    О недостаточной финансовой устойчивости, то есть риске срывов платежей в будущем и зависимости финансового положения компании от внешних источников финансирования, свидетельствуют снижение показателя автономии ниже оптимального, отрицательная величина собственного капитала компании. Также индикатором недостаточного уровня финансирования текущей деятельности компании за счет собственных средств является снижение чистого оборотного капитала ниже оптимальной его величины и, тем более, отрицательная величина ЧОК.

Причины ухудшения финансового состояния организации

Можно выделить две глобальных причины проблем и затруднений, возникающих в финансовом состоянии предприятия. Эти причины можно сформулировать как:

  1. отсутствие потенциальных возможностей сохранять приемлемый уровень финансового состояния (или низкие объемы получаемой прибыли)
  2. нерациональное управление результатами деятельности (нерациональное управление финансами)

Проблемы с платежеспособностью, финансовой независимостью, рентабельностью имеют единые корни: либо компания имеет недостаточные результаты деятельности для сохранения приемлемого финансового положения либо компания не рационально распоряжается результатами деятельности.

Выяснение того, какая из указанных выше причин привела к ухудшению финансового состояния предприятия, имеет принципиальное значение. В зависимости от этого осуществляется выбор управленческих решений, направленных на оптимизацию финансового положения организации.

Один из возможных вариантов схемы проведения анализа финансового состояния предприятия представлен на рисунке 2.

Однако, определить, в какой из перечисленных областей лежит причина снижения финансовых показателей – не означает провести полноценный финансовый анализ. Необходимо дальнейшие уточнение причин – до уровня конкретных действий предприятия или внешней среды. Также необходимы управленческие рекомендации по улучшению состояния предприятия.

Недостаточный объем получаемой прибыли как причина ухудшения финансового состояния организации. Рычаги оптимизации прибыли

Потенциальная возможность предприятия сохранять (достигать) приемлемое финансовое состояние определяется объемом получаемой прибыли. Основные составляющие, от которых зависит объем прибыли предприятия, – это цены и объемы реализации продукции, уровень производственных издержек и доходы от прочих видов деятельности.

Анализ доходов и затрат от основной и прочих видов деятельности проводится с использованием отчета о финансовых результатах, показателей прибыльности, величины накопленного капитала. Для оценки уровня переменных и постоянных затрат, а также соотношения цен на потребляемые ресурсы и реализуемую продукцию проводится маржинальный анализ.

Безусловно, оценка объемов реализации осуществляется в первую очередь. При снижении объемов реализации необходимо выяснить причину сложившейся ситуации. Нередко в качестве объяснения предлагается следующее: «Нет спроса, нашу продукцию не берут». Однако, нередко на предприятиях наблюдается другая причина – недостаточные усилия по продвижению своей продукции. Речь идет не об отсутствии рекламы на телевидении, а о банальной пассивности отдела маркетинга (либо отдела с любым иным названием, отвечающего за привлечение заказов). Вместо поиска клиентов, участия в выставках, рассылок информации отдел маркетинга дублирует функции отдела сбыта – просто фиксирует полученные и выполненные заказы.

Если рыночная ситуация такова, что спрос на продукцию предприятия ограничен и расширение рынка сбыта в ближайшее время не прогнозируется, можно говорить о необходимости выпуска новых видов продукции. Выпуск нового вида продукции, пользующегося спросом на рынке, позволит увеличить объемы реализации, но потребует средств на приобретение нового оборудования, know-how (в этом случае необходимо определить объем капитальных затрат, который не приведет к ухудшению состояния компании).

Возможно, что продвижение продукции организовано на должном уровне и предприятие заняло максимально возможную долю рынка, но прибыль все равно невысока. Причиной данной ситуации могут быть высокие затраты. Одной из возможных причин высоких затрат – высокие цены на сырье, материалы, комплектующие, услуги, устанавливаемые поставщиками. В этом случае вариант снижения затрат – поиск поставщиков, устанавливающих более низкие цены. В большинстве случаев альтернативные поставщики существуют; ведение, оперативное пополнение базы возможных поставщиков сырья, материалов, комплектующих, услуг и использование данной информации – реальная мера по сокращению затрат предприятия.

Причиной возникновения высоких затрат могут быть не только поставщики, но и само предприятие. В частности, высокие затраты на освещение, отопление, потребление воды могут возникать по причине отсутствия контроля за расходованием ресурсов. Это особенно характерно для крупных предприятий: освещение помещений не только в рабочее время, не отремонтированные теплосети, обогревающие помимо помещений «уличный воздух».

Для небольших компаний существенными могут быть телефонные счета, командировочные расходы и.т.п. В этом случае снижения затрат можно добиться простой процедурой «контроля за выключателями» (при этом эффект наблюдается ощутимый). Телефонные переговоры нередко могут быть заменены электронными сообщениями (без ущерба для работы). Помимо экономии, электронные сообщения способствуют усилению процедуры контроля: документально изложенные задания и отчеты приоритетны перед устными .

В некоторых случаях снижение затрат требует более радикальных мер – сокращения производственных фондов предприятия или, как иногда говорят, сокращения масштабов компании. К таким мерам нередко приходится прибегать предприятиям, которые были созданы достаточно давно и рассчитаны на объемы производства, в десятки раз большие, чем объемы, производимые в настоящее время.

Недозагруженные производственные фонды становятся «слишком дорогими» для предприятия – требуют слишком больших (по сравнению с выручкой) затрат на ремонт и обслуживание. Возникает решение отказаться от части фондов и тем самым сократить постоянные затраты (в настоящее время нередко встречаются случаи продажи вспомогательных производств, которые инициируются именно с целью сокращения затрат). Сокращение масштабов производственных фондов позволит увеличить прибыль за счет сокращения постоянных затрат – сокращения затрат на содержание и ремонт оборудования, зданий, сооружений.

Прибыль, заработанная предприятием, остается в его распоряжении не в полном объеме. Часть заработанной прибыли может уйти на погашение штрафов, пеней за просроченные задолженности или срывы контрактов, часть – на расходы непроизводственного характера. Сокращение непроизводственных расходов из прибыли также может стать путем оптимизации прибыли, и, следовательно, финансового положения компании.

Нерациональное управление результатами деятельности как причина ухудшения финансового состояния организации. Рычаги оптимизации

Можно выделить три основные составляющие, которые относятся к области управления результатами деятельности организации – это управление оборотными средствами (оборотным капиталом), управление инвестиционной политикой и управление структурой источников финансирования.

Инвестиционная политика. Компания может осуществить капитальные вложения – в строительство цехов, приобретение оборудования, приобретение других организаций – превышающие финансовые возможности компании. Финансовые возможности компании в данном случае – это сумма полученной прибыли и привлеченных долгосрочных кредитов. Инвестиционные вложения, превышающие финансовые возможности компании, могут являться одной из причин ухудшения финансового состояния организации.

Для характеристики инвестиционной политики предназначен расчет показателей самофинансирования и мобилизации, чистого оборотного капитала, а также отчет о движении денежных средств.

Управление оборотными средствами. Для многих действующих предприятий причина финансовых затруднений состоит именно в нерациональном управлении оборотными средствами, то есть сложившиеся на предприятии подходы в части управления оборотными средствами не являются адекватными изменившимся экономическим условиям.

В понятие «управление оборотными средствами» объединены такие процессы, как материально-техническое снабжение, сбыт, установление и контроль условий взаиморасчетов предприятия с покупателями и поставщиками.

Для характеристики сложившихся на предприятии принципов управления оборотным капиталом используются результаты анализа структуры Баланса, показателей оборачиваемости текущих активов и пассивов, а также данные отчета о движении денежных средств.

Какие действия приводят к «излишнему оседанию» средств в оборотных активах? В частности, не вполне рациональная организация материального снабжения – закупки излишних запасов «надолго вперед». Для обоснования создания запасов на долгий срок приводят, как правило, два аргумента. Первый – упрощение работы материального снабжения: снижение нагрузки в части оперативного поиска наиболее дешевых материалов и обеспечения поставок в срок. Второй – возможность приобретения материалов по более низким ценам за счет приобретения больших объемов. В любом случае необходимо помнить, что это обездвиживает, выводит из оборота деньги компании. Закупки на долгий срок вперед обоснованы для материалов, с приобретением или поставкой которых могут наблюдаться проблемы. Принципиально важно определить и придерживаться минимально приемлемого периода закупки материалов (определяется исходя из особенностей производственного процесса, условий доставки и цен на материалы).

Затоваривание склада готовой продукции, большой объем незавершенного производства и запасов может быть показателем того, что производственные планы компании формируются без ориентира на объемы продаж: закупили и произвели продукции больше, чем смогли продать, связав денежные средства в оборотных активах. Приведя планы производства продукции в соответствие объемам реализации, компания сможет избежать закупок излишних запасов и затоваривания склада готовой продукции. Следовательно, разработка планов производства с ориентиром на объемы продаж – способ избежать излишнего связывания средств в оборотных активах и, следовательно, рычаг оптимизации состояния компании.

Сбои в поставке комплектующих (например, поставщики или представители предприятия не учли какой-либо элемент процедуры таможенного оформления и груз задержан на таможне) или нарушение хода производственного процесса (несвоевременная переналадка или поломка оборудования) могут привести к тому, что денежные средства будут «излишне долго связаны» в незавершенном производстве. Необходимо помнить, что обеспечивая бесперебойные поставки исходного сырья и комплектующих и не позволяя срывов в технологической цепочке, предприятие способствует улучшению финансовых показателей компании.

Большая дебиторская задолженность – проблема многих предприятий. Усилия по своевременному востребованию задолженности дебиторов – также способ оптимизировать финансовое состояние компании. К организационным мерам оптимизации дебиторской задолженности можно отнести постановку процедуры контроля выставленных счетов (реестр покупателей, дата выставления счета, установленная дата оплаты счета, контактное лицо покупателя, ответственное лицо за контакт с покупателем от предприятия). К юридическим мерам оптимизации дебиторской задолженности относится, например, включение в договор продаж пункта об инвентаризации склада продавца (при продажах через посредников), включение в договор продаж штрафных санкций за просроченную оплату счетов.

Оценка влияния структуры источников финансирования (структуры пассивов) на рентабельность собственного капитала – задача, которая решается при помощи анализа финансового рычага. Суть управления структурой источников финансирования можно сформулировать следующим образом: обеспечив приемлемый уровень финансовой устойчивости, желательно выбирать такую структуру пассивов, которая будет способствовать повышению рентабельности собственного капитала организации.

Неравнозначность рычагов оптимизации финансового состояния организации

Существует два основных пути оптимизации финансового состояния компании – оптимизация результатов деятельности (компания должна больше зарабатывать прибыли) и рациональное распоряжение результатами деятельности. Однако два указанных пути – «зарабатывать» и «распоряжаться заработанным» – не равнозначны.

Необходимо помнить, что базой устойчивого финансового положения организации в течение длительного времени является получаемая прибыль. При оптимизации финансового состояния организации необходимо стремиться, прежде всего, к обеспечению прибыльности деятельности.

Возможности оптимизации состояния компании за счет более рационального распоряжения результатами деятельности эффективны, но со временем исчерпаемы.

Например, дефицит денежных средств можно временно преодолеть, отсрочив платежи кредиторам до предельно допустимого срока, получив максимально возможные авансы от покупателей, можно привлечь кредит, можно в крайнем случае не заплатить налоги. Однако этот резерв отсрочки по оплате обязательств не бесконечен.

Предприятие может приобретать запасы в минимальных объемах, добиться оперативного погашения задолженности дебиторами, продукцию продавать буквально с конвейера, не оставляя ни единицы готовой продукции на складе. Однако нельзя сократить запасы ниже минимально необходимых, нельзя сделать цикл изготовления изделия меньшим, чем этого требует технология производства, можно заставить покупателя оплачивать продукцию день в день, но не менее того. То есть, возможность сокращения оборотных активов компании закончится рано или поздно.

Создание сверхнормативной задолженности перед бюджетом создаст дополнительный источник финансирования текущей производственной деятельности. Этот источник финансирования в виде прироста текущих пассивов возникнет единовременно и эффект от его возникновения будет исчерпан через определенное время. При этом уплачиваемые пени будут постоянно уменьшать прибыль компании (до момента погашения задолженности), тем самым постоянно ухудшая ее финансовое положение. Таким образом, временная оптимизация состояния компании за счет создания сверхнормативной задолженности со временем преобразится в постоянный источник ослабления финансового состояния компании.

С приобретением основных фондов ситуация аналогичная оборотному капиталу – отказавшись от больших вложений, компания сможет оптимизировать финансовое положение. Однако, сокращение капитальных вложений возможно не более, чем до нуля – на этом возможность улучшения состояния компании закончится.

1.3. Источники информации для анализа

Источником информации для проведения финансового анализа являются стандартные формы бухгалтерской отчетности:

  • Баланс (форма № 1)
  • Отчет о финансовых результатах и их использовании (форма №2).

Для проведения углубленного анализа необходимы дополнительные данные. Можно выделить четыре основных позиции, по которым требуется дополнительная информация.

1. Доля постоянных затрат в себестоимости (в затратах на реализованную продукцию)

Наиболее значимую информацию для анализа дает разделение затрат (отраженных в форме №2) на переменную и постоянную составляющие. Удобно описывать структуру затрат, задавая долю постоянных затрат в составе затрат на реализованную продукцию.

Выделение постоянных и переменных затрат позволяет провести анализ безубыточности, оценить динамику изменения цен на реализуемую продукцию и потребляемые в процессе производства материалы (рассчитать ценовой коэффициент), определиться с причинами убытков от основной деятельности (рост переменных или постоянных затрат).

Из общего перечня дополнительных данных информация о структуре затрат имеет наибольшее значение.

Источником информации о доле постоянных затрат в себестоимости может стать форма 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)». Однако, информация данной формы может потребовать дополнительной обработки, например, разделения затрат материалов, топлива, энергии на переменную и постоянную составляющие; выделения доли затрат на реализованную продукцию из общей суммы затрат периода.

Один из вариантов определения суммы постоянных затрат за период – использование информации ведомостей (смет) накладных расходов за период по отдельным цехам и производствам предприятия.

Нередко предприятия имеют подобные формы отчетности – ведомости общехозяйственных, общецеховых расходов и расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, которые оформляются каждым из цехов (производств, служб) организации.

На основании ведомостей по каждому цеху (службе, производству) выделяются постоянные затраты, списанные на себестоимость продукции данного периода. Просуммировав их, можно оценить общую сумму постоянных затрат предприятия, включенную в себестоимость произведенной продукции в данном периоде. Зная, какая доля произведенной продукции была реализована, можно определить величину постоянных затрат, включенную в себестоимость реализованной продукции.

Один из вариантов ведомости (сметы) накладных расходов, используемых на предприятиях, схематично представлен в таблице А.

Если ведомости общецеховых, общезаводских расходов и т.п. содержат элементы затрат, являющиеся, по сути, переменными, необходима дополнительная обработка этих документов. Например, ведомости общецеховых расходов могут содержать заработную плату вспомогательных рабочих, определяемую на сдельной основе.

В этом случае заработная плата вспомогательных рабочих является переменной величиной, и ее необходимо отнести к переменным затратам периода.

2. Общая величина амортизации основных фондов и нематериальных активов

Для оценки состояния имущества и построения отчета о движении денежных средств необходимо знать общую величину амортизации основных фондов и нематериальных активов, начисленную на каждую анализируемую отчетную дату.

Источником информации о величине амортизационных отчислений по основным фондам и нематериальным активам на определенную отчетную дату может служить справка к разделу 3 «Амортизируемое имущество» (приложение 5 к бухгалтерскому Балансу).

3. Сумма начисленных за период процентов за привлеченные источники финансирования

Для анализа финансового рычага и построения косвенного отчета о движении денежных средств необходима информация о сумме процентов за привлеченные источники финансирования, начисленных в каждом интервале анализа. Желательно из общей суммы выделить проценты, уменьшающие налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль, и проценты, не уменьшающие налогооблагаемую прибыль.

В соответствии с Налоговым кодексом, проценты по привлеченным заемным средствам уменьшают налогооблагаемую прибыль в следующем размере (статьи 265, 269, 270):

  • В полном объеме, если размер начисленных процентов существенно не отклоняется (отклоняется не более, чем на 20%) от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях.
  • В объеме [Ставка Рефинансирования ЦБРФ*1,1] по рублевым кредитам или 15% – по кредитам в иностранной валюте при отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях.

4. Среднесписочная численность работников. Фонд оплаты труда

Для проведения анализа эффективности труда необходимы данные о среднесписочной численности работников и сумме заработной платы, начисленной в каждом из рассматриваемых периодов.

Информация о численности и заработной плате работников может быть получена, например, с использованием приложения к Балансу № 4-ФСС РФ «Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования РФ», формы № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников».

Перечисленные выше дополнительные данные целесообразно отражать в отдельной табличной форме (таблица 4 Приложения 1, стр. 191).

Перечень дополнительных данных может расширяться в зависимости от задачи, поставленной при проведении анализа.

Продолжительность периода анализа определяется периодичностью подготовки отчетных данных и может варьироваться от месяца до года. При использовании программ автоматизированного бухгалтерского учета периодичность подготовки информации и, следовательно, продолжительность периода анализа могут составлять несколько дней.

Одна из задач финансового анализа – выявление динамики (тенденций и закономерностей) изменения состояния предприятия в исследуемом периоде. В связи с этим горизонт рассмотрения рекомендуется выбирать не менее года с квартальной (ежемесячной) разбивкой.

От степени достоверности исходных данных зависит достоверность результатов финансового анализа и, следовательно, корректность принимаемых управленческих решений.

1.4. Заключение по результатам проведения анализа финансового состояния предприятия (организации)

Составляя аналитическую записку по результатам анализа финансового состояния предприятия, желательно следовать следующей рекомендации: рассмотрение каждого направления анализа должно включать формальную (описательную) и резюмирующую части.

Формальная часть подразумевает описание методологии расчета и экономического смысла показателей и коэффициентов, используемых в работе.

Резюмирующая часть предполагает интерпретацию полученных значений применительно к данному рассматриваемому предприятию – сравнение с нормативными (допустимыми) значениями, выявление причин ухудшения финансового состояния организации и резервов его оптимизации.

Итоговое резюме анализа необходимо представить в виде, который в наибольшей степени соответствует выбранной точке зрения на рассматриваемое предприятие.

Например, для руководителя предприятия выводы анализа в кратком изложении могут звучать так:

"В рассматриваемом периоде (1-4 кварталы года) основным негативным фактором в финансовом положении предприятия является устойчивая тенденция на ухудшение абсолютной ликвидности. Причиной ухудшения абсолютной ликвидности является неудовлетворительное управление оборотным капиталом в части готовой продукции (в течение анализируемого периода наблюдается значительный объем готовой продукции на складе, имеющий постоянную тенденцию к росту).

Анализ номенклатуры производимой продукции показал, что наибольшим спросом на рынке пользуются изделия А и F, спрос на изделие Z значительно сократился. Именно изделие Z «оседает» на складе готовой продукции.

Основным рычагом повышения ликвидности предприятия в среднесрочной перспективе представляется оптимизация номенклатуры производимой продукции.

Возможный вариант программы оптимизации предполагает снижение объемов производства продукции Z (по предварительной оценке на 60% от сложившегося объема производства) при одновременной реализации готовой продукции (Z) со склада.

Данные мероприятия позволят высвободить средства за счет:

  • сокращения потребности в оборотном капитале по изделию Z;
  • сокращения налога на имущество в части готовой продукции;
  • получения средств за реализованную со склада продукцию.

Высвобождаемые денежные средства целесообразно направить на увеличение объемов производства изделий А и F (финансирование прироста потребности в оборотном капитале, заключение договоров на поставку продукции).

При реализации данных мероприятий необходимо поддерживать сложившийся уровень цен на реализуемую продукцию и закупаемые материалы, которые в настоящее время являются оптимальными.

Необходима разработка плана мероприятий отдела маркетинга по заключению дополнительных договоров на поставку изделий A и F.

В краткосрочной перспективе возможно рассмотреть вариант привлечения краткосрочного кредита".

С точки зрения банка, краткий вариант резюме финансового анализа предприятия, претендующего на получение кредита, может выглядеть следующим образом: «Учитывая высокий уровень рентабельности и оборачиваемости предприятия при низкой финансовой устойчивости, рекомендуется рассматривать условия только краткосрочного кредитования предприятия. При этом необходимо предоставление документов, подтверждающих планируемые объемы продаж и условия оплаты продукции на ближайший период. Данная мера необходима для контроля сохранения высокого уровня рентабельности и оборачиваемости» (рассмотренные примеры резюме не связаны между собой).

1.5. Последовательность проведения анализа финансового состояния организации

Эффективное управление предполагает две составляющие – точную оценку сложившейся ситуации и выбор возможных и наиболее эффективных комбинаций управленческих решений. Подобная работа предполагает прохождение трех этапов:

1. Оценка текущего состояния компании и его изменения по сравнению с предыдущим периодом. Собственные ощущения и наблюдения руководителя (например, дефицит денежных средств ощутим без коэффициентов) дополняются расчетом финансовых коэффициентов. Снижение коэффициентов может сигнализировать, что положение предприятия ослабевает, рост – что положение становится более устойчивым.

Задачей этого этапа является не только анализ динамики показателей, но и определение допустимого уровня снижения коэффициентов (методы расчетов рассмотрены в этом издании).

В некоторых случаях осознанно допускается временное снижение показателей. Например, проводя масштабную инвестиционную программу – стремясь в рекордно короткие сроки построить и оснастить производство – предприятие может осуществлять вложения, превышающие его текущие финансовые возможности. То есть на финансирование капитальных затрат помимо заработанной прибыли и привлеченных долгосрочных кредитов (если получится их привлечь) могут использоваться краткосрочные кредиты, кредиторская задолженность, что может привести к снижению показателей ликвидности и финансовой устойчивости. Такие действия могут быть оправданы – короткие сроки строительства позволят «не упустить» сложившуюся рыночную ситуацию. Осуществляя капитальные вложения «дозированно» в течение длительного периода, предприятие может прийти к ситуации: производство будет готово к запуску нового продукта, но рынок к тому моменту изменится и продукт уже не будет актуален. Таким образом, во имя будущего прироста прибыли (капитальные затраты должны иметь целью именно получение дополнительной прибыли) и, следовательно, будущего упрочения финансового положения временно может допускаться снижение основных финансовых показателей. Задача управленца – найти ту грань, переступать которую нельзя – ниже которой финансовая ситуация станет критической.

2. Определение причин, которые привели к изменению финансового положения предприятия. Необходимо установить не только причины проблем, но и причины успехов. При этом важно определить, в какой области лежат эти причины – результаты деятельности или использование результатов; какие действия нашего предприятия или изменения внешней среды привели к сложившемуся положению (неграмотное планирование объемов производства и работа на склад; повышение цен поставщиками).

3. Разработка программы действий на будущее. Комбинации решений могут быт весьма разнообразны и изменяться из периода к периоду. В периоды спада прибыльности (например, сезонного падения спроса) особенно значимым становится контроль управления оборотным капиталом – объемов закупаемых запасов, своевременность поставок комплектующих, точность планируемых объемов производства и отсутствие затоваривания склада – и определение допустимой величины капитальных вложений. Сокращение оборотных активов может создать дополнительный резерв средств для финансирования капитальных вложений – например, за счет закупки меньшего объема запасов (конечно, с соблюдением объема, необходимого для бесперебойного производства) или получения быстрее, чем обычно, средств от дебиторов.

Если прибыль невелика и резервы оптимизации оборотного капитала практически исчерпаны, стоит обратить особое внимание на затраты. В условиях падения объемов продаж иногда целесообразно передать часть технологических операций на сторону, сократив часть своих производственных фондов (характерно для крупных предприятий, с недозагруженными производственными фондами, имеющих значительные вспомогательные производства).

При росте объемов продаж сокращение затрат может быть достигнуто за счет организации производства отдельных комплектующих у себя и отказа от их закупки на стороне. При этом необходима оценка целесообразности такого проекта (расчет дополнительной прибыли) и оценка финансовой возможности предприятия реализовать такой проект.

Понимая, из чего состоят «кирпичи» в фундаменте успешного финансового состояния компании и какие сочетания этих «кирпичей» допустимы, можно выстраивать здания, которые устоят в любых ситуациях.

Автор:

 

Все статьи цикла «Часть 1»

(состоит из 1 статьи)

Анализ финансового состояния компании. Основные подходы к проведению анализа финансового состояния предприятия (16 Сентября 2005)