Анализ распределения накладных затрат на продукцию и принятие управленческих решений

Практика

Автор:
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Анализ распределения накладных затрат на продукцию и принятие управленческих решений.

Рассмотрим одну из методик распределения накладных затрат на основе прямой себестоимости продукии. Данная методика использует для распределения накладных затрат коэфициент, рассчитанный на основе основных материалов и прямой заработной платы. Вообще использование методик распределения накладных затрат на продукты используется для анализа и принятия управленческих таких решений: оценка выгодности производства и продажи каждого продукта в отдельности, какой вклад вносит каждый продукт в чистую прибыль(убыток) компании по сравнению с другими продуктами, принятие решения об изменении ассортимента выпускаемой продукции – прекращение выпуска неприбыльных изделий или увеличение выпуска более прибыльных продуктов. Проанализируем нижеприведенную таблицу

Показатели Стр. Продукт А Продукт В Всего по продуктам
А   1 2 3
Продажи, шт 10 100 120  
Цена 1 изделия, руб без НДС 20 10 15  
Чистые продажи, руб без НДС 30 1000 1800 2800
Прямые основные материалы 40 250 360 610
Заработная плата прямого производственного персонала 50 200 960 1160
Прямые производственные затраты, руб 60 450 1320 1770
Прямые производственные затраты на 1 изделие, руб 70 4,50 11,00 15,50
Прямые производственные затраты на 1 изделие, в % к прямым производственным затратам по всем продуктам (стр70/стр10) 80 29% 71% 100%
Коефициент поглощения непрямых затрат всей продукцией (отношение прямых произвоственных затрат к відношення прямих виробничіх витрат по продукту до загальних виробничіх витрат), % 90 25% 75% 100%
Производственные накладные затраты в целом по компании 100     200
Производственные накладные затраты по продуктам согласно коэфициента поглощения, руб 110 51 149 200
Производственные накладные затраты на 1 изделие согласно коэфициента поглощения, руб 120 0,51 1,24  
Себестоимость всего объёма продукции, руб 130 501 1469 1970
Себестоимость 1 изделия, руб 140 5,01 12,24  
Валовая прибыль, руб 150 499 331 830
Валовая прибыль на 1 изделие, руб 160 5,0 2,8  
Валовая прибыль, в % к Чистым продажам(стр160/стр30) 170 50% 18% 30%
Административные затраты в целом по компанииї, руб 180     300
Административные затраты по продуктам согласно коэфициенту поглощения, руб 190 76 224 300
Административные затраты на 1 изделие согласно коэфициенту поглощения, руб 200 0,76 1,86  
Операционная прибыль, руб 210 423 107 530
Операционная прибыль на 1 изделие, руб 220 4,2 0,9  
Операционная прибыль, в % к чистым продажам (стр220/стр30) 230 42% 6% 19%
Проценты по кредитам и амортизация в целом по компании, руб 240     400
Проценты по кредитам и амортизация по продуктам согласно коєфициента поглощения, руб 250 102 298 400
Проценты по кредитам и амортизация на 1 изделие согласно коєфициента поглощения, руб 260 1,0 2,5  
Чистая прибыль или убыток, руб 270 321 (191) 130
Чистая прибыль или убыток на 1 изделие, руб 280 1,6 (0,2)  
Чистая прибыль или убыток, в % к Чистым Продажам (стр280/стр30) 290 32% (11%) 5%

Анализ в этой таблице базируется на принципах международных стандартов бухгалтерского учета – GAAP. Суммарная колонка Всего по продуктам в общем отображает структуру отчета по прибылям и убыткам (Profit and Loss Statement) (за исключением строк , которые являются дополнительными), а колонки 1 та 2 детализируют доходы и затраты компании по продуктам. При этом валовая прибыль рассчитывается как разница между чистыми продажами и себестоимостью продукции. В себестоимость продукции включаются прямые материальные затраты, затраты на труд прямого производственного персонала, производственные накладные затраты. Термин прямые (Direct) в обозначает, что данные затраты могут быть конкретно идентифицированы с продуктом в экономически обоснованной манере. У нашем примере основные материалы и труд прямого производственного персонала могут быть непосредственно отнесены на конкретные виды продукции, поэтому и выступают как база распределения, поглощения всех других затрат (производственных накладных, административных, процентов по кредитам и амортизации), которые не могут напрямую идентифицированы с конкретными продуктами. Это допущение является основным при данном анализе – базой распределения служат те затраты, которые могут быть точно идентифицированы с конкретными видами продукции. Дальше рассчитывается операционная прибыль как разниця между валовым доходом та административными затратами. Чистая прибыль рассчитывается как разница между операционной прибылью и процентами по кредитам, амортизациєй. Надо отметить, что такие затраты , как проценты по кредитам, амортизация считаются постоянными и независимыми от уровня деловой активности фирмы, то есть эти затраты будут начисляться независимо от того, изготавливает компания продукцию или нет. В международной практике очень расширена практика, когда проценты по кредитам вообще не распределяются на продукцию.

Проанализируем таблицу для принятия управленческих решений. Во-первых, это оценка выгодности производства и продажи каждого продукта в отдельности. Для ответа н аэтот вопрос классифицируем затраты, приведенные в этой таблице с точки зрения их идентификации с конкретными видами продукции. В таблице мы видим такие виды затрат – прямые основные материалы, зарплата прямого производственного персонала, накладные производственные затраты, административные затраты, проценты по кредитам и амортизация. В нашем примере только основные материалы, зарплата прямого производственного персонала могут быть непосредственно отнесены на конкретные виды, а эти затраты находят своё отображение в себестоимости продукции, которая определяет валовую прибыль, поэтому в данном примере валовая прибыль является основной мерой определения прибыльности производства каждого продукта. Видно, что продукт А более прибылен, чем продукт В, 18% против 50%. Все другие виды прибыли являются дополнительными и показуют уменьшение валового дохода на сумму поглощённых затрат. Надо отметить, что если бы другие затраты можно было идентифицировать с конкретными видами продуктами, то для анализа прибыльности продукта можно было бы использовать другой вид прибыли.

Во-вторых, какой вклад вносит каждый продукт продукт в чистую прибыль компании по сравнению с другими продуктами. Видно, что по продукту В компания потерпела убыток на 191 руб, а по продукту А получила чистую прибыль в 321 руб. Это вывано двумя факторами: во-первых, валовая прибыль продукта В значительно ниже за валовую прибыль по продукту А – 18% проти 50 %, во-вторых единица продукта В более трудоёмкая и материалоёмкая в 2,44 раза по сравнению с продуктом А, поэтому продукт В поглотил в 2,44 рази больше непрямых затрат, что и привело к убыкам по продукту. В принципе, такой подход к распределению непрямых затрат корректен, так как на продукт В тратится больше времени и ресурсов компании. Однако, если себестоимость продуктов различается на порядок, то более ресурсоёмкие продукты будуть перепоглощать большую часть затрат и будут в явном виде иметь чистые убытки против прибылей по продуктам, которые имеют небольшую себестоимость. В таком случае необходимо применять другую методику распределения накладных затрат.

В-третьих, принятие решений про изменение ассортимента продукции. Как уже упоминалось, выгодность продукта оценивается в нашем примере валовой прибылью, однако необходимо отметить, что данная таблица не учитывает целый ряд неколичественных факторов: условия и тенденции развития рынка, возможные действия конкурентов, изменение вкусов и моды у потребителей, ограниченность производственных мощностей, достаточность оборотных средств для финансирования выпуска продукции. Иногда эти факторы могуть быть значительно более важными, чем показатели прибыли по продукту в отчетном периоде. Но, при прочих равных условиях можно сделать вывод, что выпускать продукт А более вигоднее, чем продукт В, но и отказыватся полностью от выпуска продукта В нельзя, так как, например, если, продажи продукта А будут на уровне 100 единиц за отчетный период, а продукт В не будет выпускатся, то продукт А поглотит все непрямые затраты и будет убыточный. Кроме того, следует отметить, что это не продукт В убыточный , а непрямые затраты компании достаточно высоки и надо уделять внимание их снижению.

Следовательно можно сделать вывод, что данная методика позволяет: оценить выгодность производства и продажи каждого продукта в отдельности, вклад каждого продукта в чистую прибыль(убыток) компании по сравнению с другими продуктами, принять решение об изменении ассортимента выпускаемой продукции – прекращение выпуска неприбыльных изделий или увеличение выпуска более прибыльных продуктов.


Автор: