Анализ распределения накладных затрат на продукцию и принятие управленческих решений.
Рассмотрим одну из методик распределения накладных затрат на основе прямой себестоимости продукии. Данная методика использует для распределения накладных затрат коэфициент, рассчитанный на основе основных материалов и прямой заработной платы. Вообще использование методик распределения накладных затрат на продукты используется для анализа и принятия управленческих таких решений: оценка выгодности производства и продажи каждого продукта в отдельности, какой вклад вносит каждый продукт в чистую прибыль(убыток) компании по сравнению с другими продуктами, принятие решения об изменении ассортимента выпускаемой продукции – прекращение выпуска неприбыльных изделий или увеличение выпуска более прибыльных продуктов. Проанализируем нижеприведенную таблицу
Показатели | Стр. | Продукт А | Продукт В | Всего по продуктам |
А | 1 | 2 | 3 | |
Продажи, шт | 10 | 100 | 120 | |
Цена 1 изделия, руб без НДС | 20 | 10 | 15 | |
Чистые продажи, руб без НДС | 30 | 1000 | 1800 | 2800 |
Прямые основные материалы | 40 | 250 | 360 | 610 |
Заработная плата прямого производственного персонала | 50 | 200 | 960 | 1160 |
Прямые производственные затраты, руб | 60 | 450 | 1320 | 1770 |
Прямые производственные затраты на 1 изделие, руб | 70 | 4,50 | 11,00 | 15,50 |
Прямые производственные затраты на 1 изделие, в % к прямым производственным затратам по всем продуктам (стр70/стр10) | 80 | 29% | 71% | 100% |
Коефициент поглощения непрямых затрат всей продукцией (отношение прямых произвоственных затрат к відношення прямих виробничіх витрат по продукту до загальних виробничіх витрат), % | 90 | 25% | 75% | 100% |
Производственные накладные затраты в целом по компании | 100 | 200 | ||
Производственные накладные затраты по продуктам согласно коэфициента поглощения, руб | 110 | 51 | 149 | 200 |
Производственные накладные затраты на 1 изделие согласно коэфициента поглощения, руб | 120 | 0,51 | 1,24 | |
Себестоимость всего объёма продукции, руб | 130 | 501 | 1469 | 1970 |
Себестоимость 1 изделия, руб | 140 | 5,01 | 12,24 | |
Валовая прибыль, руб | 150 | 499 | 331 | 830 |
Валовая прибыль на 1 изделие, руб | 160 | 5,0 | 2,8 | |
Валовая прибыль, в % к Чистым продажам(стр160/стр30) | 170 | 50% | 18% | 30% |
Административные затраты в целом по компанииї, руб | 180 | 300 | ||
Административные затраты по продуктам согласно коэфициенту поглощения, руб | 190 | 76 | 224 | 300 |
Административные затраты на 1 изделие согласно коэфициенту поглощения, руб | 200 | 0,76 | 1,86 | |
Операционная прибыль, руб | 210 | 423 | 107 | 530 |
Операционная прибыль на 1 изделие, руб | 220 | 4,2 | 0,9 | |
Операционная прибыль, в % к чистым продажам (стр220/стр30) | 230 | 42% | 6% | 19% |
Проценты по кредитам и амортизация в целом по компании, руб | 240 | 400 | ||
Проценты по кредитам и амортизация по продуктам согласно коєфициента поглощения, руб | 250 | 102 | 298 | 400 |
Проценты по кредитам и амортизация на 1 изделие согласно коєфициента поглощения, руб | 260 | 1,0 | 2,5 | |
Чистая прибыль или убыток, руб | 270 | 321 | (191) | 130 |
Чистая прибыль или убыток на 1 изделие, руб | 280 | 1,6 | (0,2) | |
Чистая прибыль или убыток, в % к Чистым Продажам (стр280/стр30) | 290 | 32% | (11%) | 5% |
Анализ в этой таблице базируется на принципах международных стандартов бухгалтерского учета – GAAP. Суммарная колонка Всего по продуктам в общем отображает структуру отчета по прибылям и убыткам (Profit and Loss Statement) (за исключением строк , которые являются дополнительными), а колонки 1 та 2 детализируют доходы и затраты компании по продуктам. При этом валовая прибыль рассчитывается как разница между чистыми продажами и себестоимостью продукции. В себестоимость продукции включаются прямые материальные затраты, затраты на труд прямого производственного персонала, производственные накладные затраты. Термин прямые (Direct) в обозначает, что данные затраты могут быть конкретно идентифицированы с продуктом в экономически обоснованной манере. У нашем примере основные материалы и труд прямого производственного персонала могут быть непосредственно отнесены на конкретные виды продукции, поэтому и выступают как база распределения, поглощения всех других затрат (производственных накладных, административных, процентов по кредитам и амортизации), которые не могут напрямую идентифицированы с конкретными продуктами. Это допущение является основным при данном анализе – базой распределения служат те затраты, которые могут быть точно идентифицированы с конкретными видами продукции. Дальше рассчитывается операционная прибыль как разниця между валовым доходом та административными затратами. Чистая прибыль рассчитывается как разница между операционной прибылью и процентами по кредитам, амортизациєй. Надо отметить, что такие затраты , как проценты по кредитам, амортизация считаются постоянными и независимыми от уровня деловой активности фирмы, то есть эти затраты будут начисляться независимо от того, изготавливает компания продукцию или нет. В международной практике очень расширена практика, когда проценты по кредитам вообще не распределяются на продукцию.
Проанализируем таблицу для принятия управленческих решений. Во-первых, это оценка выгодности производства и продажи каждого продукта в отдельности. Для ответа н аэтот вопрос классифицируем затраты, приведенные в этой таблице с точки зрения их идентификации с конкретными видами продукции. В таблице мы видим такие виды затрат – прямые основные материалы, зарплата прямого производственного персонала, накладные производственные затраты, административные затраты, проценты по кредитам и амортизация. В нашем примере только основные материалы, зарплата прямого производственного персонала могут быть непосредственно отнесены на конкретные виды, а эти затраты находят своё отображение в себестоимости продукции, которая определяет валовую прибыль, поэтому в данном примере валовая прибыль является основной мерой определения прибыльности производства каждого продукта. Видно, что продукт А более прибылен, чем продукт В, 18% против 50%. Все другие виды прибыли являются дополнительными и показуют уменьшение валового дохода на сумму поглощённых затрат. Надо отметить, что если бы другие затраты можно было идентифицировать с конкретными видами продуктами, то для анализа прибыльности продукта можно было бы использовать другой вид прибыли.
Во-вторых, какой вклад вносит каждый продукт продукт в чистую прибыль компании по сравнению с другими продуктами. Видно, что по продукту В компания потерпела убыток на 191 руб, а по продукту А получила чистую прибыль в 321 руб. Это вывано двумя факторами: во-первых, валовая прибыль продукта В значительно ниже за валовую прибыль по продукту А – 18% проти 50 %, во-вторых единица продукта В более трудоёмкая и материалоёмкая в 2,44 раза по сравнению с продуктом А, поэтому продукт В поглотил в 2,44 рази больше непрямых затрат, что и привело к убыкам по продукту. В принципе, такой подход к распределению непрямых затрат корректен, так как на продукт В тратится больше времени и ресурсов компании. Однако, если себестоимость продуктов различается на порядок, то более ресурсоёмкие продукты будуть перепоглощать большую часть затрат и будут в явном виде иметь чистые убытки против прибылей по продуктам, которые имеют небольшую себестоимость. В таком случае необходимо применять другую методику распределения накладных затрат.
В-третьих, принятие решений про изменение ассортимента продукции. Как уже упоминалось, выгодность продукта оценивается в нашем примере валовой прибылью, однако необходимо отметить, что данная таблица не учитывает целый ряд неколичественных факторов: условия и тенденции развития рынка, возможные действия конкурентов, изменение вкусов и моды у потребителей, ограниченность производственных мощностей, достаточность оборотных средств для финансирования выпуска продукции. Иногда эти факторы могуть быть значительно более важными, чем показатели прибыли по продукту в отчетном периоде. Но, при прочих равных условиях можно сделать вывод, что выпускать продукт А более вигоднее, чем продукт В, но и отказыватся полностью от выпуска продукта В нельзя, так как, например, если, продажи продукта А будут на уровне 100 единиц за отчетный период, а продукт В не будет выпускатся, то продукт А поглотит все непрямые затраты и будет убыточный. Кроме того, следует отметить, что это не продукт В убыточный , а непрямые затраты компании достаточно высоки и надо уделять внимание их снижению.
Следовательно можно сделать вывод, что данная методика позволяет: оценить выгодность производства и продажи каждого продукта в отдельности, вклад каждого продукта в чистую прибыль(убыток) компании по сравнению с другими продуктами, принять решение об изменении ассортимента выпускаемой продукции – прекращение выпуска неприбыльных изделий или увеличение выпуска более прибыльных продуктов.