Автор: Павел Гулькин
Источник: Данный материал является отрывком из книги П.Г. Гулькина "Подготовка выхода на публичный рынок: основные игроки.
Заказать книгу можно здесь
Дата публикации: 16 Сентября 2005
Данный материал является отрывком из книги П.Г. Гулькина "Подготовка выхода на публичный рынок: основные игроки.
Заказать книгу можно здесь
Согласно требованиям «Стандартов эмиссии акций» формальное решение о выпуске акций должно быть принято высшим органом управления компании не позднее, чем за 6 месяцев до даты размещения их на биржевой площадке. Однако, работу по подготовке компании к выходу на публичный рынок рекомендуется начать намного раньше.
Как только владелец или владельцы закрытой частной компании приняли окончательное внутреннее решение о преобразовании своей фирмы в публичную, он или они должны прежде всего обратиться к одному из нескольких инвестиционных банков или компаний, который возьмет на себя функцию «вывода» компании на биржевой публичный рынок акций. Выбор андеррайтеров – это очень важная часть планирования и реализации публичного предложения, и к нему необходимо подходить с особой взвешенностью, начав, по крайней мере, за год до непосредственного начала процесса преобразования компании в публичную. Пока владельцы компании будут заниматься оценкой различных инвестиционных банковских фирм, они, со своей стороны, будут оценивать компанию и ее шансы на успех перед тем, как решить, принимают ли они на себя обязательства по реализации выхода. По словам уже цитировавшегося Игоря Ланского, процедура выбора ведущего андеррайтера при выходе на публичный рынок группы «Росбизнесконсалтинг» выглядела следующим образом: «Мы провели серьезную работу, осуществив процедуру выбора компании … Основными критериями отбора были, с одной стороны, высокий профессионализм (опыт, деловые связи, понимание рынка), а с другой – оптимальные условия, которые предлагала нам компания (комиссионные, сроки и т.д.). Некорректно называть конкретные имена тех, с кем мы проводили переговоры, однако, если вы посмотрите на список из 10 ведущих компаний в этой сфере, то получите частичный ответ на этот вопрос».
Этап проведения переговоров с различными инвестиционными банками и компаниями с целью выбора андеррайтера носит название «смотрин» – Beauty Contest. Как только выбор сделан, и с андеррайтером достигнута предварительная договоренность, процесс IPO начинается в полном объеме. Начиная с момента установления договоренности с андеррайтером, «часы начинают тикать» – все последующие действия следует синхронизировать по времени и, согласовав со всеми участниками процесса подготовки к выходу на IPO, выстроить в логической последовательности.
Основными задачами, которые предстоит реализовать компании в сотрудничестве с андеррайтерами на первом этапе совместной работы, являются следующие:
Соответственно, основными видами работ, проводимых ведущим андеррайтером при подготовке размещения новой эмиссии компании на публичном биржевом рынке, будут:
Какими соображениями следует руководствоваться при выборе ведущего андеррайтера?
На что ориентируются андеррайтеры ?
Перед тем, как андеррайтеры примут окончательное решение работать с компанией-эмитентом в рамках публичного предложения, они будут тщательно и долго изучать вашу компанию. Будет проведен детальный анализ бизнес-плана, финансовых отчетов, с ключевыми сотрудниками компании будут проводиться интервью и собеседования, поставщики будут опрошены, равно как и клиенты, и внешние консультанты. При отборе кандидата для IPO, андеррайтеры ориентируются на компании:
Достижение договоренности с андеррайтером и тип обязательств.
Письмо о намерении
Во процессе проведения переговоров с потенциальным ведущим андеррайтером, компания – эмитент обсуждает вид эмитируемых ценных бумаг, предпочтительный ценовой диапазон предложения и тип обязательств, которые андеррайтер готов принять на себя.
После окончания раунда предварительных переговоров, андеррайтер составляет «письмо о намерении», являющееся формальным предложением. В нем андеррайтер констатирует делаемое предложение компании-эмитенту, определяет примерные сроки, параметры и условия предложения. Это письмо не имеет обязательного характера. Основные положения, содержащиеся в письме о намерении, могут и будут конкретизироваться и уточняться с течением времени и в завершенном виде будут зафиксированы в виде соглашения между компанией и андеррайтером. Отдельные позиции соглашения компании – эмитента с андеррайтерами также могут обсуждаться и видоизменяться в процессе подготовки к выходу компании на публичный рынок, и претерпевать изменения, в зависимости от меняющихся рыночных условий. В основном, соглашение обретает законченный вид и подписывается сторонами только после того, как будет составлен окончательный вариант проспекта эмиссии, готовый к распространению среди инвесторов.
Некоторые базовые положения, включаемые в письмо о намерении, следует оговорить в первую очередь и в обязательном порядке:
В зависимости от того, как оцениваются перспективы компании-эмитента, андеррайтер может предложить ей заключить соглашение, основанное на одном из двух типов обязательств:
И один, и другой характер договоренности с андеррайтером имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, «твердое обязательство» выгодно для эмитента, поскольку, заключая такое соглашение, все риски по нераспределенным в процессе IPO акциям несет андеррайтер. Если какая-то часть акций в ходе распределения окажется невостребованной инвесторами, андеррайтер будет должен, исходя из условий соглашения по этому типу, выкупить их на себя по оговоренной с эмитентом цене. Именно в этом заключается очевидное преимущество соглашения по типу «твердого обязательства» для эмитента. При этом, если спрос на акции в ходе IPO будет превышать предложение, разница между стоимостью первоначального предложения и ценой размещения после установления клиринговой цены андеррайтером (т. наз. премия) целиком и полностью пойдет в доход не эмитенту, а андеррайтерру, у которого существует соглашение о приобретении акций эмитента по фиксированной цене. Это – обратная сторона соглашения по типу «твердого обязательства».
При заключении соглашения по типу «все усилия», наблюдается противоположная ситуация. Эмитент может как значительно выиграть, если оправдаются его ожидания, и цена первого дня IPO окажется выше цены размещения, так и существенно проиграть, если инвесторы не будут проявлять активный интерес к его акциям.
Второй тип обязательств используется реже, чем первый, поскольку может, помимо прочего, подразумевать, что андеррайтер отнюдь не уверен в хороших перспективах компании и оставляет весь рыночный (и финансовый) риск за ней. Андеррайтеры сами порой не очень охотно идут на заключение соглашения по этому типу, так как дорожат своей репутацией в профессиональной среде, и не любят выводить на рынок компании, изначально демонстрируя свою неуверенность в успехе ее предложения.
Скудная российская практика еще не выявила преимущественный алгоритм, согласно которому предпочтут действовать отечественные андеррайтеры. Поэтому эмитенту при обсуждении предпочтительного для него типа обязательств с андеррайтером следует тщательно взвесить свои возможности и хорошо проанализировать все риски и опасности, связанные или вытекающие из одного или второго типа договоренности с андеррайтером.
Соглашение с андеррайтером
Соглашение андеррайтера с компанией – эмитентом представляет собой документ на 10 – 15 страницах, в котором раскрываются:
а) основные положения письма о намерении;
б) тип предложения;
в) гарантии, предоставляемые андеррайтером компании;
г) размеры компенсаций затрат андеррайтерам по обязательствам, возникшим в связи с положениями о ценных бумагах;
д) условия и события, которые могут произойти перед тем, как андеррайтер будет обязан заплатить за реализованные ценные бумаги компании, включая получение «комфортного письма» от независимого аудитора, период блокировки, и время и место завершения процедуры IPO.
Отсутствие гарантий.
Очень важно иметь ввиду, что, хотя компания – эмитент и андеррайтер посвящают очень много времени, сил и денег процессу выхода на фондовый рынок, ни у кого из участников этого процесса нет твердой уверенности в том, что предложение пройдет успешно, или, даже, что окончательное соглашение между компанией и андеррайтером в итоге будет подписано, и вся процедура сможет иметь логическое завершение. Хотя для андеррайтера было бы экономически целесообразнее подождать удачного завершения первоначального публичного предложения, и только после этого принимать на себя те или иные финансовые обязательства, он определяет величину риска, на которую готов идти, на более раннем этапе. Таким образом, оба основных участников процесса – андеррайтер и компания – эмитент – берут на себя солидарный риск неудачи в случае отсутствия ожидаемой реакции рынка или изменившейся рыночной ситуации.
Заказать книгу можно здесь