Аналитические статьи, рейтинги

Автор:
Опубликовано: 15 сентября 2005

В рамках международного исследовательского проекта Consulting Research информационно-рейтинговое агентство (ИРА) экспертно-аналитической компании «ЮНИПРАВЭКС» провело второй международный интегрированный рейтинг аудиторских организаций. Наряду с российскими аудиторскими организациями и международными аудиторскими группами, в нем впервые приняли участие ведущие аудиторы из стран СНГ – Украины, Беларуси и Кыргызстана.

Итоги международного интегрированного рейтинга аудиторских организаций за первое полугодие 2004 г. наглядно продемонстрировали устойчивый рост рынка аудиторских услуг. Главной положительной тенденцией российского и международного рынков явилось развитие законодательной базы аудиторской деятельности, принятие новых аудиторских стандартов. Значительно выросло доверие к советам аудиторов со стороны не только крупного, но среднего и даже малого бизнеса. Рынок потребовал укрупнения и универсальности аудиторских организаций. Сейчас значительная часть юридических лиц проходит ежегодную аудиторскую проверку, а потому формируется устойчивая тенденция к расширению клиентской базы. Вместе с тем, эксперты по-прежнему констатируют недостаточно четко отраженные в законодательстве процедуры проведения конкурсов. К отрицательным тенденциям респонденты отнесли желание заказчика во чтобы то ни стало получить подпись аудитора с минимальными для себя финансовыми потерями. По прежнему, аудиторов тревожит недобросовестная конкуренция, ценовой демпинг, деятельность «карманных» аудиторов, «черный аудит».

Тем не менее, число бизнес-структур, пользующихся услугами аудиторов, растет год от года. Не все, понятно, с самоотдачей кинулись заполнять многостраничные анкеты экспертов. Не каждый аудитор, да и просто бизнесмен-производитель-руководитель выкроил время для участия в интервью. Тем не менее, репрезентативность выборки подтверждена. Наиболее ответственные аудиторские организации прислали электронные анкеты участников рейтинга. Мониторинг охватил многочисленные специализированные фокус-группы, все федеральные округа и субъекты Российской Федерации, а также все области Украины, Беларуси, Кыргызстана, других стран СНГ. Анкетирование экспертов дополняло рейтинговую информацию, проводилось не только в офисах, но и в полевых условиях международных выставок, конференций, семинаров. Большое подспорье оказали электронные технологии. Для достижения высокой репрезентативности исследования в общей сложности в него были включены предприятия различной отраслевой принадлежности, разнообразных форм собственности, пользующиеся услугами аудиторов. Исследование проводилось комбинированным способом – путем анкетирования и полуформализованных интервью. В качестве экспертов выступали руководители предприятий, менеджеры, ведущие специалисты. Аналитическая обработка полученных данных включала в себя систематизацию результатов этого исследования и сравнение их с информацией, полученной в ходе других исследований, рейтинга аудиторских организаций по итогам первого полугодия 2004 г., а также сведений, регулярно поступающих в рамках программы Consulting Research.

Как показали результаты рейтинга, в первом полугодии 2004 года наибольшим спросом пользовались заказы по следующим направлениям: комплексное аудиторское обслуживание, обязательный аудит государственных и муниципальных предприятий, ФГУП, аудит некоммерческих организаций и грантов (в том числе, по стандартам GAS), МФСО в кредитных организациях, банковский аудит, аудит в отраслях народного хозяйства (аудит предприятий металлургии, аудит предприятий ТЭК, аудит финансовых институтов), инициативный аудит (в рамках общего аудита), экспресс-аудит (аудит одного или нескольких разделов бухгалтерского и налогового учета), консультации по бухгалтерскому и налоговому учету, абонементное налоговое консультирование, экспертиза экономического обоснования ставок и тарифов на жилищные услуги, оказываемые жилищно-эксплуатационными организациями.

Итоги рейтинга показали, что аудиторы наиболее грамотно формируют маркетинговую стратегию, большое внимание уделяют разработке базовых принципов ценообразования. Некоторые успешно применяют дисконтные программы, CRM-технологии. У большинства участников рейтинга имеются детально проработанные прайс-листы, либо прейскуранты. Они содержат полный перечень услуг с указанием их стоимости. Эксперты отметили, что в аудиторской деятельности в качестве базового принципа ценообразования, применяется почасовая оплата, исходя из времени, затраченного персоналом на выполнение работ, квалификации персонала, трудоемкости оказанных услуг. У многих аудиторских организаций выработаны внутрифирменные критерии по определению стоимости аудита. Они, как правило, основываются на оценке двух ключевых показателей – показателей величины валюты баланса и показателей выручки субъектов аудита за соответствующий период. В отдельных аудиторских организациях действует принцип ценообразования, основанный на оценке трудозатрат по конкретному проекту, его возможных рисков и типовых почасовых ставок работников, которые будут по этому проекту работать. В некоторых аудиторских организациях стоимость услуг определяется индивидуально путем переговоров или на основании краткого предварительного обследования предприятия с учетом масштабов предприятия, сложности задачи, объема и сроков выполнения работ. Существует также расчет часовой ставки аудитора. У многих часовая ставка оплаты работы аудитора выражается в денежном эквиваленте суммы гонорара одного эксперта бригады аудиторов фирмы за один полный час проведения аудиторских процедур в рамках подписанного договора и согласованного технического задания. Иногда стоимость работы рассчитывается на основании предварительной экспертизы, с учетом почасовых ставок и объемов работ, либо в основании принципа ценообразования лежит твердая цена услуг по договору, сформированная по результатам предварительной экспертизы, или исходя из сложившейся практики взаимоотношения сторон.

Исследование конкурентных преимуществ участников рейтинга показало, что в основании пирамиды уникальных возможностей аудиторов лежит безупречная репутация, их долголетняя работа на рынке, большой опыт российских аудиторов, зарубежных коллег из стран СНГ, высокая квалификация, профессионализм, компетентность, независимость и значительный интеллектуальный капитал. Другим распространенным комплексом конкурентных преимуществ являются – высокое качество аудиторских услуг, индивидуальный подход и конфиденциальность, взвешенная ценовая политика, оптимальное соотношение цены, качества и сроков выполнения работ, совершенствование методов работы. Важным конкурентным преимуществом аудиторских компаний России, Украины, Беларуси, Кыргызстана является глубокое знание действующего законодательства своих стран в области бухгалтерского, налогового, оперативного, управленческого учета и отраслевых методик, налоговой практики и коммерческих аспектов бизнеса, гибкость в реагировании на все изменения, происходящие на рынке услуг. Отмечены системный и комплексный подход при осуществлении крупных бизнес-проектов, широкий спектр не только аудиторских, но и сопутствующих аудиту услуг (аудит бухгалтерской и налоговой отчетности, бухгалтерское и налоговое консультирование, оценка предприятий как имущественных комплексов, анализ финансово-хозяйственной деятельности, экономическое, финансовое и управленческое консультирование, постановка и автоматизация бухгалтерского учета, разработка и анализ инвестиционных проектов, бизнес-планирование, юридические услуги, экологический аудит, семинары по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, правовым вопросам).

Весьма важным конкурентным преимуществом стало наличие собственного учебно-методического центра, занимающегося подготовкой профессиональных бухгалтеров, а также регулярные публикации в ведущих бухгалтерских журналах, периодических изданиях финансово-экономического направления. В верхней части пирамиды расположились конкурентные возможности крупных аудиторских организаций, компаний, групп. Это широкие партнерские сети, дающие значительный географический охват клиентов, сравнительно снижение издержек. У вершины пирамиды находится исполнение эксклюзивных заказов, особо сложных проектов, преимущественно инвестиционных. На острие пирамиды расположен лучший опыт работы с компаниями и финансовыми организациями мирового уровня, предоставление услуг по выводу ценных бумаг клиентов на международные финансовые рынки, право международной подписи аудиторских заключений от имени ведущих международных аудиторских ассоциаций, предоставление услуг по Международным Стандартам Финансовой Отчетности (МФСО).

Наибольшее число аудиторских проверок участники рейтинга осуществили в финансово-банковском и инвестиционном секторах экономики, торговле, строительстве, электроэнергетике, машиностроении и металлообработке, пищевой, промышленности, сельском хозяйстве, нефтяной и нефтегазовой промышленности, черной и цветной металлургии, топливной и угольной промышленности, химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, промышленности строительных материалов, стекольной и фарфоро-фаянсовой, легкой, медицинской промышленности, на предприятиях воздушного, морского, речного, железнодорожного и автомобильного транспорта, в организациях связи, телекоммуникаций, компьютерном бизнесе, в гостиницах, ресторанах, турфирмах. Продуктивно взаимодействовали аудиторы с предприятиями военно-промышленного и космического комплексов, внешнеэкономическими объединениями. Участники рейтинга оказали качественные аудиторские услуги государственным и муниципальным учреждениям, предприятиям жилищно-коммунального и социального сектора, издательствам и СМИ, организациям культуры и спорта, медицинским, научным и образовательным учреждениям, общественным и некоммерческим организациям. Большинство заключенных договоров носило долгосрочную основу.

Среди факторов, влияющих на выбор достойного аудитора, заказчики отмечали безупречную деловую репутацию в сочетании с полной независимостью, профессионализм, компетентность аудитора и строгое соблюдение им условий конфиденциальности. Очень важным оказалось соотношение цены, качества и сроков предоставляемых услуг, а также возможность получения их в комплексе. Как правило, клиенты выбирали аудитора на конкурсной основе, внимательно присматриваясь и к их конкурентам. Важным фактором для дальнейшего сотрудничества и долгосрочных контрактов было качество аудиторских заключений и ответственность, которую возлагали на себя аудиторы. По прежнему в цене отзывы и рекомендации заказчиков.

Высокое качество аудиторских услуг достигается, по-мнению экспертов данного сегмента рынка, значительными конкурентными преимуществами, глубоким знанием и владением вопросами отраслевых предприятий, стабильным штатом с высокой квалификацией, многопрофильностью, предоставлением услуг по МФСО, успешным применением апробированных методик, накопленным опытом работы, масштабом клиентской базы, высокой корпоративной и информационной культурой. Причем, эти показатели, как и в предыдущем рейтинге, претерпели весьма незначительные изменения. Но, по прежнему, приоритет отдается высокому конкурентному преимуществу аудиторской организации. Добавились и другие критерии.

Критерии, аудиторских организаций, оказывающих качественные услуги

(экспертная оценка по 10-балльной шкале)

  • Высокое конкурентное преимущество – 9,9
  • Владение проблемами отраслевой специфики – 9,8
  • Предоставление услуг по Международным
    Стандартам Финансовой Отчетности (МФСО) – 9,6
  • Наличие апробированных аудиторских методик – 9,4
  • Многолетний опыт работы – 9,1
  • Высококвалифицированный
    штат специалистов – 8,7
  • Многопрофильность команды – 7,9
  • Длина/качество клиентской цепочки – 6,2
  • Высокая корпоративная и информационная культура – 5,1
  • Другие критерии – 1,3

Источник: Информационно-рейтинговое агентство (ИРА) экспертно-аналитической компании «ЮНИПРАВЭКС»

Как показало исследование, в ментальности бизнесменов постсоветского пространства аудит, по большей части, ассоциируется с тотальными контрольно-счетными функциями всепроникающего ревизорского ока. По прежнему ревизора с аудиторской проверкой панически боятся не меньше налогового инспектора. Однако, титанический труд скромных «ревизоров» финансовых скрижалей за последнее десятилетие в положительную сторону изменил отношение к аудиторам. Теперь их все чаще рассматривают как незаменимых помощников, добрых советчиков, профессиональных консультантов. Генеральные директора предприятий, финансовые директора, главные бухгалтеры, преодолев генетический страх, но, еще робея, уже сами инициируют приглашение аудиторов. В настоящее время рынок аудиторских услуг и в России, и в странах СНГ стал разрастаться не только вширь и вглубь, но и ввысь. Сегодня он охватывает кроме всех отраслей народного хозяйства, еще и государственный сектор экономики. А с финансовой точки зрения это самостоятельный сегмент бизнеса с годовым оборотом в десятки миллиардов рублей.

В этой связи, весьма актуальной представляется специальная программа обучения аудиторов ремеслу sales-менеджеров. Для того, чтобы свои уникальные услуги они могли предлагать заказчикам еще эффективнее, а продавать еще дороже. Такая программа уже реализуется на бизнес-семинарах, организованных специально для аудиторского корпуса. Называется он «Консалтинг/аудит в стиле гольф». Что расшифровывается как: «Стратегический маркетинг аудиторских бизнес-услуг». В ходе практико-ориентированных семинарских занятий каждый участник не только получает знания, умения и навыки (знаменитый ЗУН), но и имеет возможность во время гольф-пауз постичь премудрости офисного (для начала) гольфа. Что в свою очередь подтверждает первую стратагему бизнеса: «Путь к сердцу серьезного заказчика лежит через поле для гольфа». Главное – с меньшим числом ударов дойти до 18-й лунки! С минимальным гандикапом (показателем вашей квалификации).

Автор: