Дидерик Ритвельд
Владимир Качалин
Важнейшей задачей руководства экономического субъекта является повышение эффективности операционной и финансовой деятельности. Бенчмаркинг – один из методов управления, способствующих выполнению данной задачи. Компания формирует систему показателей, характеризующих состояние операционной и финансовой деятельности. Затем проводится сравнение собственных показателей с значениями тех же самых показателей других компаний, использующих передовые методы ведения хозяйственной деятельности. Под передовыми методами понимаются не только наиболее оптимальные показатели финансовой деятельности, но и используемые технологии, система организации производства, методы управления, способность быстро реагировать на меняющийся спрос потребителей и т.п. Как правило, сюда включаются также и финансовые показатели. Всестороннее сопоставление финансовой и операционной деятельности компаний называется бенчмаркингом. Бенчмаркинг можно определить как сравнительный анализ эффективности компаний на основе системы взаимосвязанных показателей. Результаты бенчмаркинга применительно к стратегическому планированию формулируются следующим образом: «Для того, чтобы стать лидером на данном рынке, нашей компании необходимо за указанный период времени обеспечить определенный уровень таких показателей, как производственная себестоимость единицы продукции, качество продукции, прибыль на акцию и т.п.».
Если ценные бумаги компании котируются на фондовой бирже, бенчмаркинг должен начинаться с сопоставления курса акций и показателей, непосредственно связанных с данным курсом (например, прибыль на акцию, рентабельность собственного капитала, чистая прибыль и т.п.). Результаты сопоставления с предприятиями той же самой отрасли позволяют оценить, в какой степени компания соответствует требованиям собственников и может ли она в последующем рассчитывать на финансирование новых инвестиций через эмиссию акций.
Установление причин текущего положения компании на фондовом рынке. Четыре уровня финансовых коэффициентов
В рамках бенчмаркинга следует не только проводить анализ коэффициентов на основе данных годовой отчетности, но и обосновывать текущий уровень капитализации компании. Коэффициенты можно классифицировать по четырем уровням: результирующие финансовые коэффициенты (например, рентабельность собственного капитала), исходные финансовые коэффициенты, на основе которых определяются результирующие финансовые коэффициенты, технико-финансовые коэффициенты и показатели, непосредственно зависящие от эффективности бизнес-процессов компании, а также показатели бизнес-процессов, т.е. относительные и абсолютные данные об эффективности процесса производства.
Выбор объекта для сравнения: сравнение с непосредственными аналогами и синтетической моделью
Бенчмаркинг предусматривает, во-первых, выбор параметров и показателей для сравнения (т.е. «Что мы сравниваем?») и, во-вторых, определение аналога для сравнения (т.е. «С чем мы сравниваем?»). Ответ на первый вопрос уже был рассмотрен выше. Однозначного ответа на второй вопрос не существует. Сравнение можно проводить с аналогичными предприятиями, которые имеют схожие с данной компанией производственные мощности, ассортимент продукции, объемы производства, географические рынки сбыта и бизнес-процессы. Однако на практике различия между компаниями слишком велики и часто не позволяют использовать такой подход. Особенно это касается сопоставления российских и западных компаний. Одним из путей решения данной проблемы является создание так называемой синтетической модели, т.е. виртуального аналога анализируемого предприятия. Модель строится посредством воображаемого выделения подразделений и/или сегментов из существующих компаний с последующим объединением в гипотетическое предприятие. Подразделение, выделяемое из «организации-донора» для включения в синтетическую модель, должно являться приблизительным аналогом сходного подразделения рассматриваемого предприятия по таким показателям, как производственные мощности, ассортимент продукции и размер.
В процессе бенчмаркинга на российском сталелитейном производстве могут возникнуть серьезные проблемы на стадии сопоставления информации. Главным образом, они обусловлены несоответствием российской системы бухгалтерского учета Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и общепризнанным принципам учета затрат. В рамках проекта TACIS «Содействие российской черной металлургии» на предприятиях сталелитейной промышленности был выявлен целый ряд существенных отступлений от МСФО:
В рамках настоящей статьи мы не имеем возможности более подробно остановиться на создании синтетической модели, применяемых в ней показателях или проблемах использования информации. Тем не менее, в процессе бенчмаркинга на одном из крупнейших в России производителей труб мы установили, что самая серьезная проблема на предприятии была связана как раз с сопоставимостью и организацией данных. Если российская компания планирует проведение бенчмаркинга в целях оценки своей конкурентоспособности на международном рынке (например, для определения экспортных возможностей), мы рекомендуем вести бухгалтерский учет по МСФО, особенно в части учета затрат. В противном случае она не сможет проводить корректные сопоставления и принимать верные стратегические решения.
Статья подготовлена в рамках проекта Тасис « Содействие российской черной металлургии ». С авторами можно связаться по телефону (095) 784 – 68 – 99 .