Ассоциация менеджеров и международная компания Ernst & Young (CIS) Limited провели исследование, в котором приняли участие свыше 350 руководителей компаний всех ключевых отраслей и регионов России. Цель исследования – определить приоритетные задачи, стоящие перед руководителями, а также их динамику за последние три года, оценив насколько высоким будет интерес высшего менеджмента российских предприятий именно к вопросам развития бизнеса, а не «решения его проблем».
Сравнение мнений руководителей ведущих компаний страны с тем, что они думали три года назад, говорит о полной смене их приоритетов. Если охарактеризовать полученный результат одним словом, то еще недавно главным для менеджера было «сохранить» бизнес, а сегодня на первом месте задачи по его «развитию».
Это говорит об оптимистическом настрое ведущих менеджеров страны. Этот факт тем более интересен в связи с тем, что со страниц газет и журналов мы гораздо чаще слышим заявления о многочисленных проблемах экономического роста российской экономики. Это говорит о несовпадении точек зрения руководителей-практиков и тех, кто чаще всего выступает на страницах газет и журналов.
Высокая активность участников со стороны бизнеса на практике подтвердила актуальность выбранной тематики, а значит и высокую достоверность проведенного исследования. За прошедшие два года стратегии поведения российских компаний кардинальным образом изменились в сторону интенсификации развития бизнеса и захвата новых рынков.
Схема 1. Приоритеты руководителей российских компаний.
Источник: Ассоциация менеджеров, Ernst & Young (CIS) Ltd., 2002
3 года назад менеджеры-управленцы более всего были озабочены обеспечением управляемости бизнесом через создание сплоченной управленческой команды. К настоящему моменту, судя по результатам исследования, кристаллизация управленческих команд, уже завершилась – соответствующая задача отошла на пятое место, хотя результаты анализа ответов по отраслям показывают, что проблема поиска управленческих кадров остается по-прежнему актуальной. В то же время на рынке труда ощущается явный дефицит менеджеров среднего звена и квалифицированных специалистов – соответствующая задача увеличила свою значимость и вышла на второе место.
Более высоким приоритетом, чем три года назад, стало повышение качества обслуживания клиентов. Это вполне естественно, если вспомнить, что увеличение доли рынка теперь является главным приоритетом для руководителей. Очевидно, что повышение качества обслуживания – один из инструментов увеличения доли рынка.
Тот факт, что привлечение долгосрочных стратегических инвестиций занимает низкое восьмое место в списке приоритетов, говорит о том, что российские руководители в основном пока не готовы делиться контролем над предприятием со сторонними инвесторами – ведь привлечение долгосрочных инвестиций предполагает участие инвесторов в принятии решений.
Этот тезис подтверждается и экономической статистикой – в своей массе российские компании в своем развитии опираются на внутренние источники инвестиций. В то же время необходимо отметить, что анализ по отдельным отраслям показывает актуальность привлечения стратегических инвестиций, особенно там, где происходит стремительное старение доставшихся в наследство от советских времен основных фондов.
Задачи, важность которыхвыросла за 3 года | Задачи, важность которых снизилась за 3 года |
Увеличение доли компании на рынке – рост с 4-го на 1-е место | Создание сплоченной управленческой команды – падение с 1-го на 5-е место |
Повышение качества обслуживания клиентов – рост с 5-го на 4-е место | Контроль и сокращение затрат – падение со 2-го на 3-е место |
Пять эшелонов российской экономики.
Более детальный анализ предпочтений менеджеров из различных отраслей позволяет объединить их в стабильные группы по критерию наиболее важных задач, стоящих перед ними. Согласно ответам респондентов, можно выделить пять групп (Схема 4):
Схема 2. Группы отраслей экономики в соответствии с наиболее приоритетными для них задачам.
Источник: Ассоциация менеджеров, Ernst & Young (CIS) Ltd., 2002
Международная бизнес-организация Conference Board только что завершила исследование, в ходе которого было опрошено 200 руководителей крупнейших корпораций. Бизнесмены дали свои оценки и прогнозы по поводу ряда ключевых тенденций будущего развития деловой среды в мире, в том числе:
Участники исследования полагают, что к 2010 году ключевыми факторами, определяющими развитие бизнес-лидерства как профессии будут следующие:
Особенности вызовов будущего позволяют сформулировать четыре ключевые области компетенции, развитие которых будет определяющим для успеха бизнес-лидеров к 2010 году. Востребованными будут профессионалы, успешные в следующих областях:
Источник: Conference Board, Developing Business Leaders for 2010
Ассоциация менеджеров проводит исследование в России, в ходе которого руководители российских компаний выскажутся по актуальным вопросам будущего развития управленческой профессии в нашей стране.