Не секрет, что без планирования своей деятельности бюджетирования не бывает. И невозможно ничего запланировать на будущее, если нет бюджетов.
Давайте рассмотрим вариант ведения бюджетирования, основанного на методе двойной записи. Что же это означает?
Все плановые хозяйственные операции, любое движение ресурсов будет происходить посредством операций по бюджетам, в форме проводок по управленческому плану счетов.
Например, мы хотим запланировать покупку материалов для нашего производства. Что мы должны сделать? Мы должны создать бюджетную (плановую) операцию. Суть которой состоит в следующем:
- Приходуются материалы на склад.
- Увеличивается наша задолженность перед поставщиками
Т.е говоря языком проводок – будет создана операция:
Дебет Счета материалы – Кредит Счета Расчеты с поставщиками.
Но, если мы посмотрим на эту операция с точки зрения Бухгалтерии, то обязательно нужно выделить НДС, который сейчас составляет 18 процентов, так как в счет от поставщиков, согласно российскому законодательству, обязательно будет включен НДС.
Поэтому, для того чтобы запланировать приход материалов от поставщика, нам нужно решить, каким же образом, мы будем учитывать НДС для планирования, а так же как мы будем его выделять (или не выделять) из плановых операций.
Давайте рассмотрим по какой схеме удобнее работать и как именно можно решить этот вопрос:
- Планирование с НДС. По аналогии с бухгалтерским учетом, каждый раз при планировании мы учитываем и выделяем НДС. См. Рисунок 1 Вариант планирования с НДС;
- Планирование без НДС. При планировании суммы НДС не учитываются. См Рисунок 2 Вариант учета без НДС.
В первом случае, когда мы планируем поступление товаров, сырья и материалов, когда нам оказывают услуги – счета нам выставляют с НДС. Тогда при оприходовании нам важно этот НДС не учитывать в планировании, т.е. при поступлении ТМЦ понадобиться выделение НДС.
Если учет ведется в «ручную», то это лишние затраты рабочего времени. Если же автоматически – с помощью программных продуктов, то понадобится автоматическая настройка, чтобы после того, как суммы менеджерами будут внесены в программу, выделение НДС произошло автоматически, что в свою очередь повышает сложность настройки программы. См. Рисунок 1 Вариант планирования с НДС.
Рисунок 1 Вариант планирования с НДС
Во втором случае, при операциях прихода ТМЦ, оприходования услуг и пр. для целей планирования НДС не учитывается. См.Рисунок 2 Вариант учета без НДС.
Зачастую, многие компании принимают решение идти эти путем. Рассмотрим, почему удобен этот подход.
Во-первых, он позволяет менеджерам, которые планируют свою текущую деятельность на следующий период не путаться в цифрах с налогами и видеть уже очищенный от налогов результат.
Во-вторых, сами налоги планируют непосредственно люди, которые являются ответственными за них. Сумма налоговых платежей для каждого предприятия вопрос очень важный. Планированию налогов, безусловно, уделяется очень большое значение. И именно поэтому, начислениями налогов должны занимаются те люди, которые реально являются предметными специалистами в этой области.. См. Рисунок 2 Вариант учета без НДС.
Рисунок 2 Вариант учета без НДС
Но присутствует и сложность в работе по такому алгоритму. Например: могут ли менеджеры, которые планируют поступления денежных средств, доходы и расходы, даже не задумываться – сколько в каждой сумме составляет НДС? Или же по привычке будут привязываться к выставленным счетам?
Чтобы это вопрос не стал риторическим, необходимо на этапе постановки бюджетного управления определиться – как мы хотим учитывать налоги и кто будет ответственным за планирование и учет начислений и платежей налогов в бюджет? С остальными налогами ситуация может разворачиваться так же по нескольким сценариям.
Первый вариант: мы полностью дублируем бухгалтерию по методам и способам отнесения тех или иных налогов. Это один в один бухгалтерский учет.
Второй вариант – мы применяем следующую схему: Счет «Налоги» выделят как отдельный, т.е. сумма налогов не включается в себестоимость, не относится на прочие расходы и т.д. Расчет как плановых, так и фактических сумм налогов происходит на уровне бухгалтерского и налогового учета. Т.е. суммы по налогам, как по начислению, так и по уплате вносят на управленческий план счетов постфактум, причем таким образом, чтобы не увеличивались плановые показатели, такие как величина себестоимости, величина прочих расходов и т.д.
В итоге в отчетности получаем очищенные показатели, сумма или разность которых образуют прибыль предприятия без учета всех налогов, а затем, уже в отчете о прибылях и убытках общая сумма налогов вычитается из этой полученной суммы прибыли.
Проиллюстрируем подобную схему работы на Рисунок 3 Начисление и оплата налогов.
Рисунок 3 Начисление и оплата налогов
На отдельном Счете «Налоги» фиксируется сумма всех начисленных налогов. Причем с помощью аналитики на этом счете можно выделить каждый вид налога. На Счете «Задолженность перед бюджетом» с одной стороны отражается сумма начисленных налогов, с другой – сумма уплаченных налогов.
Начисление каждого вида налога идет следующей проводкой:
Д Налоги – К Счет Задолженность перед налогом.
Выплата в бюджет соответственно:
Д Счет Задолженность перед бюджетом – К Счет безналичные ден. средства
Схема достаточно проста, но, в свою очередь, позволяет избежать проблем при планировании налогов и позволяет четко разделить ответственность за каждую операцию.
После окончания планирования величину всех начисленных налогов мы вычитаем из операционной прибыли нашего предприятия.
Рисунок 4 Отнесение налогов на финансовый результат
Или, другими словами, закрываем счет Налоги на Финансовый результат следующей проводкой.
Д Финансовый результат – К налоги
Давайте посмотрим, каким образом можно увидеть в отчетах данную схему.
Вариант обычного учета налогов См.Рисунок 5 Отчет о прибылях и убытках. Налоги, распределенные по месту отнесения.
Налоги распределены по местам отнесения их согласно законодательству, т.е. есть прямые налоги, которые отнесены на себестоимость, прочие налоги, которые попадают в прочие расходы, есть налоги на финансовый результат, которые выделены отдельной строкой в бюджете.
Рисунок 5 Отчет о прибылях и убытках. Налоги распределенные по месту отнесения.1
В данном случае отчетность будет понятна бухгалтерам, так как показатели содержат суммы начисленных налогов.
Вариант отдельного учета налогов.
Рисунок 6 Отчет о прибылях и убытках. Налоги выделены отдельно от места их отнесения.2
В этом случае, все показатели в отчете очищены от налогов, и вся величина налогов выделена отдельной строкой в отчете. Такая форма отчета позволяет менеджерам, которые реально будут планировать свою деятельность, получать чистые показатели себестоимости и прочих расходов. В свою очередь, это помогает четко разделить ответственность за планирование каждого показателя, будь то прямые расходы или налоговые платежи.
И в первом и во втором случае, для получения более детальной информации можно строить дополнительные отчетные формы.
апример, может быть отдельно выделен Бюджет по налогам с расшифровкой по видам налогов. Рисунок 7 Бюджет расходов по налогам, который в свою очередь позволяет получать информацию о начисленных суммах по каждому налогу.
Рисунок 7 Бюджет расходов по налогам3
Таким образом, мы видим, что разница между двумя схемами учета состоит лишь в предоставлении отчетной информации и в понимании сущности ее управленцами, как основными пользователями финансовой отчетности компании. Поэтому выбор схемы, по которой работать – всецело в Ваших руках и зависит от потребностей и специфики Вашего предприятия.
1Иллюстрация приведена с использованием фрагментов интерфейса программного продукта «ИНТАЛЕВ: Корпоративные финансы 2004»
2Иллюстрация приведена с использованием фрагментов интерфейса программного продукта «ИНТАЛЕВ: Корпоративные финансы 2004»
3Иллюстрация приведена с использованием фрагментов интерфейса программного продукта «ИНТАЛЕВ: Корпоративные финансы 2004»