Практика

Автор:
Опубликовано: 16 сентября 2005

Управленческий учёт в условиях современных производственных технологий

Введение

Современные экономические условия и проблемы структуризации

Часть №1

Необходимость информации о частях предприятия

ВВЕДЕНИЕ

Цель данной работы – осветить проблемы, встающие перед управленческим учетом на предприятии в современных экономических условиях, показать пути решения этих проблем.

Выбор темы обусловлен все нарастающим темпом приближения отечественных фирм к условиям настоящих рыночных отношений. Несмотря на то что переход к рынку был провозглашен десятилетие назад, все же трудно было все это время называть отечественную экономику рыночной. Да и сейчас с уверенностью нельзя сказать, что построение рыночных экономических отношений с успехом завершено. Есть целые области экономики, где до рынка еще далеко. Например, взаимоотношения РАО ЕЭС и региональных администраций, проблемы собственников и менеджмента приватизированных предприятий, сама приватизация. Но процесс приближения российской экономики к рыночной все же идет. А раз так, то перед российскими предприятиями встают проблемы рыночной экономики. И прежде всего проблемы управления. Рыночная экономика – это прежде всего конкуренция. Конкуренция это постоянная борьба за рынок сбыта, за потребителя, а следовательно, это борьба за качество и низкую себестоимость. Грамотное управление себестоимостью – вот ключ к рынку. Чтобы получить этот ключ предприятию необходимо внедрять управленческий учет. Именно поэтому мы считаем тему управленческого учета в условиях современной экономики не только интересной но и актуальной для российской экономики, нужной российским предприятиям, перспективной во всех отношениях.

Для того чтобы начать обсуждение темы управленческого учета в условиях современных производственных технологий, мы должны сначала определить как можно чётче предмет нашего обсуждения. Что мы будем подразумевать, говоря «управленческий учет» и что такое для нас «современные производственные технологии», дабы не погрязнуть в софизмах и выяснении дефиниций.

Сейчас словосочетание управленческий учет стало очень употребительным как в среде специалистов по бухучету, так и в среде экономистов, равно как и в среде специалистов в области информационных технологий, ибо все они, так или иначе, касаются его непосредственно. Но каждая из этих сторон понимает его лишь абстрактно, лишь в той части, которая непосредственно соприкасается с её профессиональной деятельностью. В то время как конкретное понятие управленческого учета намного шире и объемней.

Постараемся дать определение управленческого учета. Управленческий учет – это совокупность методов, приёмов и процедур позволяющих производить сбор, обработку, преобразование и интерпретацию внутренней информации, поступающей из различных подразделений и служб предприятия, и представление этой информации в виде, удобном для принятия эффективных управленческих решений, решений, в результате которых объект управления, то есть предприятие функционирует эффективно. Критерий эффективности в каждом особом случае устанавливает субъект управления. В одном случае это может быть устойчивость, способность сохранять рабочие параметры в наперед заданных границах при больших изменениях внешних и внутренних факторов. В другом, это может быть рентабельность. В третьем, занятие определенного участка рынка сбыта, как географического, так и ассортиментного. В четвертом, занятие определенной доли рынка – поддержание определенного объема продаж, не ниже, какого то порогового значения. И так далее.

Теперь определим, что же такое современные производственные технологии. В контексте этой работы, новые производственные технологии, – это технологии обеспечивающие высокорентабельное производство продукции широкого, постоянно обновляющегося ассортимента, на предприятии с динамично изменяющейся организационной структурой.

В условиях большой конкуренции и глобализации мировой экономики, современное предприятие должно удовлетворять условию гибкости, настраиваемости, и как следствие должно уметь быстро перестраивать как свою собственную организационную структуру, так и структуру выпускаемой продукции. Всё это требует от менеджмента предприятия принятия быстрых и экономичных решений, которые не могут быть приняты без обеспечения информацией. В этом менеджеру помогает управленческий учет. Он предоставляет ему информацию о работе частей предприятия (департаментов), он же позволяет принимать решения касающиеся ввода новых и аннулирования старых продуктов из ассортимента выпуска. Именно этим проблемам, порожденным новыми экономическими условиями, и их решению с помощью управленческого учета мы и уделяем внимание.

Работа состоит из трех частей.

Первая часть акцентирует внимание на том факте, что современные экономические условия предъявляют к предприятиям новые требования, ставят перед ними новые задачи, для решения которых требуются управленческие решения базирующиеся на новых методах и приемах управленческого учета.

Организационная структура предприятия в наши дни играет далеко не последнюю роль в успехе на рынке. Что бы правильно организовать работу предприятия, правильно поделить на функциональные отделы, составить эффективную систему управления всем предприятием, нужно иметь достоверную информацию о работе частей предприятия. Этому посвящена вторая часть работы.

Третья часть затрагивает проблему, встающую перед производством в наши дни – проблему гибкости производства. Сегодня не достаточно хорошо производить продукт, сегодня нужно производить хороший продукт, нужный продукт, продукт за который потребитель готов платить. Каждый заказчик хочет индивидуализировать свой заказ. Это несколько осложняет жизнь серийных производств, где производство перестает быть чисто серийным. А это в свою очередь предъявляет требования к управленческому учету, так как в этом случае приходится управлять себестоимостью не чисто серийного производства, а гибрида серийного и заказного производств. Одной из наиболее востребованных в процессе принятия управленческих решений информаций является информация о себестоимости производимой продукции. Следовательно, нужен метод расчета себестоимости в этих условиях производства. Собственно этот метод и есть предмет третьей части работы.

Часть №1. СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРОБЛЕМЫ СТРУКТУРИЗАЦИИ

Сегодняшняя экономика – это, прежде всего глобализация, новые информационные технологии, ориентация на потребителя. Всё это ставит новые задачи перед производством.

Окончание холодной войны, падение «железного занавеса», объединение Европы сделало государственные границы не более чем формальностью. Слияния и поглощения компаний друг другом, свободное перемещение капиталов, доступ ко всем фондовым площадкам из любого уголка земного шара с помощью современных средств связи и телекоммуникаций, сделали мировую экономику доминирующей над национальными экономическими системами. Кризис в Юго-Восточной Азии, переживается так же глубоко в Европе, как и в Америке. Опасность дефолта в Аргентине моментально сказывается на котировках европейских ценных бумаг. Одним словом, глобализация мирового хозяйства, уже реальность. И как следствие её, налицо гиперконкуренция.

Предприятия сегодня, поставлены в жесткие условия выживания. Согласно предположению, сделанному Boston Consulting Group в [18], позиционирование предприятия происходит в двух плоскостях. Первое это рост отрасли, в которой функционирует предприятие, и второе это конкурентные преимущества предприятия внутри отрасли. Изменить первое представляется проблематичным, зато усиление своей конкурентной позиции порой в руках самого предприятия.

Обеспечить себе конкурентные преимущества можно, в частности, за счет наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей и заказчиков – за счет разворота к потребителю, а также за счет рационального управления себестоимостью. А это требует, в свою очередь, от предприятий гибкости.

Современное предприятие должно реагировать на изменения внешней среды, изменением своей структуры, своего поведения, таким образом, чтобы его основные, жизненно важные параметры сохранялись в допустимых пределах.

Современное предприятие должно уметь в короткие сроки наладить выпуск продукции с параметрами указанными заказчиком, и при этом расходы, связанные с такого рода перенастройкой, не должны существенно изменить стоимость продукции. Оно должно в каждый отдельный момент быть организованным таким образом, чтобы его структура оптимально отвечала требованиям этого момента.

Структура предприятия это не нечто статичное, а наоборот постоянно изменяющееся, адаптивное. Но требование быть адаптивным означает для системы необходимость получения информации о работе её частей, об окружающей среде, необходимость накопления этой информации и её сравнения. А это в контексте экономики предприятия, не что иное, как управленческий учет.

Свойство гибкости, позволяет предприятию быстро перенастраивать свою организационную структуру. Деление на функциональные подразделения (департаменты), распределение полномочий, распределение ответственности, все эти управленческие вопросы нуждаются в информационном обеспечении.

На современном предприятии много внимания уделяется кадрам, их мотивации, системе поощрения. Здесь также очень важна информация о работе частей предприятия. Что бы правильно оценить производительность департаментов, важно правильно и справедливо распределить затраты на подразделения предприятия.

Итак, перед нами ряд проблем управления предприятием вызванных современными экономическими условиями. Что бы решить их, мы предлагаем ряд методов управленческого учета.

1.1 Необходимость информации о частях предприятия.

То, что предприятие рано или поздно делится на функциональные отделы или департаменты – не новость и отнюдь не современная экономическая действительность. В [4] показано, что менеджер может эффективно управлять не более чем десятью подчинёнными. Поэтому, как только на предприятии в связи с расширением появляются и заполняются новые рабочие места, то предприятие с необходимостью вводит новый департамент* во главе с менеджером.

Новое и интересное для нас здесь то, что сама по себе организационная структура предприятия в наши дни является важнейшим фактором успеха предприятия. Именно организационная структура предприятия предопределяет механизмы взаимодействия как частей внутри предприятия, так и механизмы взаимодействия самого предприятия с внешней средой. Оттого как структурировано предприятие зависит, как будет распределяться ответственность, кем и как будут приниматься решения, насколько экономичны будут технологические цепочки. Именно организационная структура должна предусматривать и обеспечивать обратную связь в системе. А без обратной связи невозможно эффективное управление.

Для того что бы правильно спланировать эту структуру, выявить слабые места в уже существующей структуре, оценить эффект от реструктуризации предприятия нужна управленческая информация о работе частей структуры. То есть информация о департаментах. Таким образом, мы должны иметь информационную систему, которая бы собирала и надлежащим образом учитывала все доходы и расходы каждого департамента всюду, где это только возможно. Но очень трудно решить вопрос об отнесении затрат на какой либо департамент, если эти затраты не прямые. И как правило такие затраты ложатся на несколько департаментов. Поэтому нужна система распределения затрат.

Итак, далее в этой части работы речь пойдет о правильном распределении затрат между частями предприятия.

Москва, 2001 г.


Автор:

 

Все статьи цикла «Управленческий учёт в условиях современных производственных технологий»

(состоит из 3 статей)

Часть 1 (16 сентября 2005)

Часть 2 (16 сентября 2005)

Часть 3 (16 сентября 2005)