Часть Пятая

Слияния и поглощения
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Классификация трансформаций. Интеграционные трансформации.

Данный материал является материалом из книги «Слияния, поглощения и разделение компаний» , Ю. Иванов., 2001 г. Издательства «Альпина Паблишер».

Очень близкое отношение к приобретениям пакетов акций и поглощениям имеет так называемый корпоративный шантаж, или гринмейл (greenmail). Классическая его схема следующая: атакующая компания приобретает на открытом рынке некрупный пакет акций преуспевающей корпорации, после чего новоиспеченные акционеры начинают публично критиковать менеджмент этой корпорации. Помимо критики в ход идут и угрозы – например, обещания консолидировать более крупные пакеты акций и сменить руководство или заблокировать стратегические шаги корпорации. Конечной целью шантажиста является либо получение отступных за отказ от претензий, либо продажа своего пакета акций по завышенной цене. Практика гринмейла на западных рынках не слишком распространена: во-первых, западное деловое сообщество выработало систему защиты от подобного шантажа; во-вторых, компания-покупатель немедленно попадает в черный список.

В России в 2000 г. произошло несколько событий, которые были, по сути, адаптированными к российским условиям вариантами гринмейла. Формально все выглядело либо как приход в компанию нового инвестора, с позициями которого не согласны старые совладельцы, либо как попытки внешней структуры построить отраслевой холдинг, либо как ссора владельцев бизнеса. Однако большинство этих конфликтов развивалось примерно по одной схеме.

Стандартная версия русского корпоративного шантажа выглядит так. Некая компания приобретает на рынке относительно крупный пакет акций компании с раздробленным уставным капиталом (15-25 % уставного капитала). Затем новый акционер объявляет себя стратегическим партнером компании, одновременно предпринимая недружественные действия в отношении его менеджмента – от ареста ценных бумаг других акционеров под любым предлогом до организации проверок компании со стороны властных структур. Объявленная компанией-покупателем цель – проведение внеочередного собрания акционеров, на котором оппоненты нового акционера будут максимально ослаблены. Когда старые акционеры поймут, что собрание может принять нежелательные для них решения, с ними можно начинать торг. Механизм передачи денег – выкуп акций по цене, в десятки раз превышающей рыночную.

Типичный пример российского корпоративного шантажа – конфликт вокруг АО «Уралхиммаш», крупнейшего в стране производителя химического оборудования. Предприниматель Павел Федулев приобрел околоконтрольный пакет акций компании. Дальнейшая борьба с оппонентами-акционерами предприятия включала в себя подделки реестра, проведение альтернативных собраний акционеров, обращения сторон в суд и к местным властям, захваты заводоуправления с участием работников милиции и частных охранных предприятий, компании по компрометации противника в местных СМИ. Кончился этот конфликт в сентябре 2000 г. продажей этого пакета акций структурам, близким к «Межрегионгазу», по заметно возросшей цене. Подобным же образом (со своими, разумеется, нюансами) развивались конфликты между компанией «МИНФИН» и РАО «Норильский никель», фондом «Бэринг Восток Кэпитал Партнерс» и АО «Волготанкер».

Имеются примеры гринмейла, перешедшего в поглощение компании-цели. В конце лета 2000 г. группа «Альфа-Эко» получила в дар от совладельца торгового дома «Смирновъ» 45 % акций компании. Сразу после этого ее офис был захвачен менеджерской командой «Альфа-Эко», а владелец 50 % акций Борис Смирнов был отстранен от руководства. Очевидно, «Альфа-Эко», начав атаку на торговый дом, выяснила, что оппонент крайне слаб, и предпочла откупным полный захват компании.

Иногда гринмейлеры ошибаются в оценке ресурсов компании-цели. Так, осенью московской группе «Алфавит» удалось с достаточно малыми потерями отбить атаку «Альфа-Эко» и сохранить контроль над Таганрогским металлургическим заводом. Менеджмент «Алфавита» отверг требования группы «Альфа» выплачивать крупные дивиденды на приобретенные ею 24 % акций, сумел парировать судебные иски, оспаривающие приватизацию «Тагмета», а на акционерном собрании сконсолидировал почти все имеющиеся голоса акционеров против предложения «Альфы». В итоге инвестиции «Альфа-Эко» в акции «Тагмета» обернулись чистыми убытками, что неудивительно, так как вложения в корпоративный шантаж являются высокорисковыми операциями.

Особенностями русского гринмейла являются:

  • полная неразборчивость компаний-покупателей в способах нападения;
  • отсутствие у гринмейлера реальных стратегических планов в отношении компании-цели;
  • быстротечность проведения операции.

Несмотря на внешне неприглядную картину действий гринмейлеров-шантажистов (доказанный судом шантаж – уголовно наказуемое преступление) – это положительное для российского рынка явление. Корпоративный шантаж становится достаточно мощным фактором «естественного отбора». Выживут, как всегда, сильнейшие .

Анализ показывает, что главные выгоды от слияний в промышленности связаны с экономией на дорогостоящих работах по разработке и созданию новых видов продукции, а также на капиталовложениях в новую технологию. Дополнительная экономия получается от сокращения административных расходов на содержание управленческого аппарата. Сравнительно меньшее значение имеет экономия на масштабах производства, хотя и она существенна. Весьма важен фактор «присутствия на рынке», который заставляет компании заключать союзы по всему миру. Например, повсеместное присутствие таких известных марок, как «Coca-Cola», «Adidas», «Sony» и т.п., дает их владельцам огромные рекламные преимущества. В результате ни один из конкурирующих олигополистов не может позволить себе отстать от конкурентов по доле на рынке .

Заказать книгу можно здесь.