Часть Третья

Слияния и поглощения
Опубликовано: 16 сентября 2005

Классификация трансформаций. Интеграционные трансформации.

Данный материал является материалом из книги «Слияния, поглощения и разделение компаний» , Ю. Иванов., 2001 г. Издательства «Альпина Паблишер».

К интеграционным трансформациям относятся также соединение (слияние, присоединение) и объединение.

Рассмотрим процессы соединения предприятий. Первый период существования любого нового предприятия – борьба за выживание и освоение своей рыночной «ниши» – выделенного по продуктовым, территориальным или иным признакам сегмента рынка, в котором имеется или ожидается достаточный уровень спроса на продукцию предприятия. Судьба выжившего предприятия в первую очередь зависит от размеров этой ниши. Если она невелика, а конкуренция слаба, то предприятие, заполнив нишу, может долго существовать, не изменяя существенно своей структуры и способа функционирования (кафе, ресторан, бар с постоянным контингентом посетителей). Если же ниша имеет значительные рыночные размеры, предприятию «есть куда расширяться», то обычно оно расширяется.

Предприятие может развиваться за счет внутренних резервов, внутреннего роста. Увеличивается число продаж или клиентов, растут активы и число работников, изменяется организационная структура. Довольно часто на этом этапе появляется необходимость слияний или присоединений, связанная с расширением бизнеса, уменьшением влияния конкурентов или их полного устранения и тем самым усиления конкурентной позиции в отрасли .

Проведенный анализ слияний и присоединений предприятий, описанных в экономической периодической литературе за последние четыре года позволил выделить их наиболее распространенные варианты:

  1. Слияние или присоединение предприятия аналогичного или другого профиля. Цель покупки – горизонтальная, вертикальная интеграция или диверсификация производства. В результате этой трансформации предприятие получает готовые производственные площади, новые патенты, лицензии, ноу-хау. Присоединяться может как предприятие целиком, так и отделение, филиал.
  2. Покупка отделения, филиала, филиальной сети, сбытовой сети. Такое нередко случается в торговой и финансовой сферах. Например, банк, задумавший создать сеть филиалов в своем городе или других регионах, может приобрести несколько филиалов или всю сеть у другого банка, испытывающего затруднения и нуждающегося в деньгах.
  3. Покупка пакета акций, вплоть до контрольного. Цель предпринимателя (в отличие от рантье) – получить частичный или полный контроль над другим акционерным обществом. Цели здесь такие же, как в первых двух случаях, – желание получить готовое производство, опыт, специалистов и тем самым усилить свои позиции и ослабить конкурентов. Различаются только механизмы приобретения.

Слияния, как правило, бывают дружественными, когда две предпринимательские структуры договариваются о совместном существовании. Производства и управленческие структуры сливаются, собственность нового предприятия перераспределяется между владельцами старых предпринимательских структур на договорной основе. Нередко выпускаются новые акции, а старые акции обмениваются на новые. Проводится реорганизация, устраняется дублирование в производстве и управлении. В небольших и средних компаниях от возникшей дивизиональной организационной структуры часто переходят к линейно-функциональной.

Присоединение (приобретение) может быть как дружественным, так и недружественным. В первом случае предприниматель покупает фирму, отделение, филиал с согласия владельцев, крупный пакет акций – также с согласия или непротивления владельцев предприятия. При этом на практике осуществляются два варианта:

  1. приобретаемое предприятие полностью поглощается приобретающим предприятием, включается в его организационную структуру;
  2. приобретаемое предприятие становится дочерним предприятием и не включается в организационную структуру приобретающего предприятия.

На практике нередко встречаются и случаи враждебных присоединений (поглощений). Цель у них такая же, как у дружественных: получить перспективный бизнес в своей или какой-то другой отрасли, ликвидировать или контролировать конкурента, получать высокие дивиденды. Отличие от дружественного присоединения – несогласие или даже сопротивление старых владельцев предприятия. Поэтому подготовка и нередко первый этап проводятся втайне, а процесс поглощения напоминает военные действия: разведка, планирование операции, мероприятия по обеспечению секретности, быстрота и жесткость действий, победа или поражение.

В мировом бизнесе недели не проходит без сообщений о многомиллиардных сделках по слиянию компаний. По оценкам KPMG Corporate Finance, в 1997 г. таких сделок было совершено на 341 млрд. долл., в 1998 г. – на 544 млрд. долл. и в 1999 г. – на 798 млрд. долл. . Рекорд на сегодня – поглощение немецкого гиганта «Mannesman» англо-американской телекоммуникационной компанией «Vodafone Airtouch» – сумма сделки 204 млрд. долл. .

Лидером в области слияний и поглощений по данным за 1996-2000 гг. является Западная Европа, на долю которой приходилось 73 % объема таких сделок. По привлечению инвестиций на внутренний рынок первенство принадлежало США.

Лидирующей по активности слияний оказалась отрасль телекоммуникации и связи. На втором месте – химическая промышленность. Добыча нефти и природного газа, услуги банковско-финансового сектора, производство и поставка электроэнергии, газа и других энергоносителей следуют за ними. Тенденция к объединению наблюдается не первый год. За последние десять лет объем сделок по слияниям и поглощениям увеличился в пять раз. О росте сверхкрупных сделок свидетельствует увеличение среднего объема сделки с 29 млн. долл. в 1990 г. до 157 млн. долл. в 1999 г.

Заказать книгу можно здесь.