Часто Задаваемые Вопросы по Финансовым инструментам: МСФО 39 «Признание и оценка». Выбор справедливой стоимости (The Fair Value Option)

IAS 39 Финансовые инструменты...

Автор:
Источник: оригинал текста находится по адресу
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Почему Комиссия по регулированию финансовой отчётности исключила выбор учёта по полной справедливой стоимости (the full fair value option ) в оригинале МСФО – IAS 39?

Комиссия исключила положения, касающиеся выбора учёта по полной справедливой стоимости из-за проблем, сформулированных европейским Центральным банком и специалистами Базельского Комитета по банковскому надзору. Совет по МСФО (IASB) признал эти проблемы и занялся подготовкой исправленной редакции IAS 39 с ограничениями выбора справедливой стоимости.
Учитывая, что компании ЕС должны были применять МСФО (IAS / IFRS) с 1-ого января 2005, Комиссия 19-ого ноября 2004 решила, что единственный вариант решения проблем – это принятие оригинальной редакции МСФО 39, но с удалением неприемлемых его частей. Некоторые положения по учёту операций хеджирования также были удалены.

Комиссия не устанавливает стандарты и не имеет намерений устанавливать их. Эти два исключения был особыми и временными до принятия улучшенных редакций МСФО. После обширных консультаций с третьими лицами, 16-ого июня 2005 года Совет по МСФО (IASB) издал исправленную версию МСФО 9: Признание и оценка – FVO («IAS 39: Recognition and Measurement – FVO»)

Как относятся к изданному Советом по МСФО IAS 39 FVO надзорные органы?
Исправленный стандарт IAS 39 находит широкую поддержку компаний, предоставляющих финансовые услуги, европейского Центрального банка и Базельского Комитета по надзору в банковском секторе .

Когда Комиссия одобрит исправленный стандарт IAS 39 FVO?
Учитывая важность быстрого одобрения исправленного стандарта, Комиссия подготовила проект Регламента Комиссии, который был единодушно одобрен государствами – членами Комитета по регулированию отчётности (the Accounting Regulatory Committee) 8-ого июля.
Комиссия консультировалась с Европейским парламентом относительно проекта Регламента и согласовала с Парламентом вопрос о том, что исправленный стандарт будет принят как можно скорее. Формальное одобрение Комиссией, подготовленное для всех языковых версий, должно быть готово к концу сентября.

Компании будут в состоянии использовать исправленный стандарт при подготовке отчётности 2005?
Принятие нового стандарта будет иметь обратную силу с 1-ого января 2005 года, так, чтобы компании могли использовать исправленный стандарт для финансовой отчетности за 2005 год. В частности, хотя формальное одобрение Комиссией должно иметь место к сентябрю конца, Комиссия обращает внимание на требования переходного периода по отражению финансовых активов и обязательств по справедливой стоимости с корректировкой прибылей и убытков, полученных на 1-е сентября 2005 года.

Исправленный стандарт для IAS 39 FVO отвечает критериям признания ЕС?
Комиссия полагает, что исправленный стандарт отвечает критериям Статьи 3 (2) признания международного стандарта финансовой отчётности. В частности исправленный стандарт не противоречит требованию обеспечения «истинного и справедливого представления» финансовой отчётности компаний и способствующий европейской общественной пользе. Принимая во внимание, что выбор справедливой стоимости в оригинальном стандарте не был ограничен, исправленный стандарт предусматривает ограничения выбора справедливой стоимости на основе принципов, с одновременным требованием обширных раскрытий.

Что происходит в отношениях между справедливой оценкой собственных обязательств по исправленному IAS 39 FVO и Статьей 42 (a) Четвертой Директивы ЕС?
Комиссия дала осторожную оценку тому факту, что исправленный выбор справедливой стоимости разрешает справедливую оценку собственных обязательств, в специфических собственных долговых инструментах, тогда как это запрещено Статьей 42 (a) Четвертой Директивы ЕС. Это запрещение не представляет юридического препятствия принятию IAS 39 FVO. Действительно, декларация (9) по Регулированию МСФО явно заявляет, что стандарт, приводящий к «истинному и справедливому представлению финансового положения и эффективности предприятия», может не иметь «строгого соответствия с каждым условием директив по учёту».

Комиссия теперь предложит исправить Статью 42 (a) Четвертой Директивы?
Принятая Комиссией политика заключается в том, чтобы стремиться к единообразному учёту в ЕС как в листинговых компаниях, подпадающих под регулирование МСФО, так и в нелистинговых компаниях, подпадающих под учётные Директивы ЕС. По этой причине Комиссия адаптировала существующие Директивы бухгалтерского учета посредством так называемых Директив по Справедливой Стоимости и Модернизации 1. Естественно, Комиссия теперь предлагает исследовать, должна ли быть исправлена 4-ая директива ЕС Законодательства о компаниях и если должна, то как.

Можно ли ликвидировать различия в подходах к справедливой оценке собственных обязательств по исправленному IAS 39 FVO и 4-ой Директивы Законодательства о компаниях?
На пути к приближающейся экспертизе возможной поправки к 4-ой директиве Законодательства о компаниях, Комиссия полагает, что различные подходы по IAS 39 FVO и 4-ой Директиве ЕС будут минимальны по ряду причин.
В МСФО 39 исправлен выбор справедливой стоимости, ограничив её применение. Кроме того, это применение связано с обширными требованиями по раскрытию информации, которые позволят пользователям и аналитикам оценивать воздействие выбора справедливой стоимости (FVO).
Что касается надзорных компаний (например, банков или страховщиков), листинговых и нелистинговых, то надзорные органы будут в состоянии принять меры, базируясь на своих контролирующих полномочиях, если они полагают, что используемая практика формирования отчетности может привести к негативным последствиям.

Что можно сказать об учёте некоторых операций хеджирования в IAS 39?
Что касается учёта хеджирования, Комиссия пристально наблюдает за продолжающейся дискуссией между европейской Банковской Федерацией (the European Banking Federation) и Советом по МСФО (IASB). Комиссия призывает и европейскую Банковскую Федерацию и IASB удваивать их усилия по поиску соответствующих технических решений настолько быстро, насколько возможно. Также Комиссия напоминает заинтересованным сторонам об юридическом статусе «исключения» операций хеджирования. Поскольку нет никакого существующего закона ЕС по этой проблеме, индивидуальные компании могут применять «удалённый» учёт хеджей, если они желают это делать.


Комментарий

МСФО 39 является, пожалуй, самым объёмным и самым критикуемым стандартом международной финансовой отчётности. И здесь стоит заметить, что:

  • регламенты Совета по МСФО и нормативные акты ЕС отличаются друг от друга;
  • перевод на русский язык издательства «Аскери» 2005-го года содержит регламенты ЕС, а не Совета по МСФО;

Актуальных переводов именно МСФО на русский язык у нас до сих пор нет. А это приводит к тому, что важнейшие документы в переводе просто не доступны. Например, объёмное приложение к МСФО 39 «Вопросы и ответы». Со всеми вытекающими последствиями для бухгалтеров, аудиторов и т.д.

См. также следующий материал: http://www.gaap.ru/type/news/?id_news=548&cat_id=24&org_id=0

Автор: