Автор: Елена Агафонова, генеральный директор SMG – Solution Management Group, руководитель Центра Коучинга SMG
Источник: www.trainings.ru
Дата публикации: 8 Октября 2010
Корпоративные программы – это коучинг первых лиц и владельцев бизнеса, организационные сессии для менеджерских команд, а также обучение навыкам коучинга для руководителей.
Как строятся программы корпоративного коучинга? Встречаются разные сценарии:
Коучинг может работать, и работает только в условиях полного доверия на всех уровнях: коуч – подопечный, топ-менеджмент – руководители среднего звена, компания – сотрудники.
Когда говорят о примерах проведения коучинга в компаниях, после которого сотрудники начинают увольняться, я могу ответственно подтвердить, что такие случаи есть, и они неизбежны, если принципы доверия, ответственности, баланса целей компании и сотрудника не соблюдаются в компании, если коучинг не «проживается» на всех уровнях руководства. Коучинг – это не разовая акция, это философия, если угодно. Результативность = Потенциал человека минус Вмешательство (Интервенция). Коуч абсолютно верит в добрые намерения каждого своего подопечного и в его безграничные возможности при решении любой значимой для него задачи. Конечно, в практике менеджмента руководителю необходимо различать задачи, при решении которых коучинг будет более эффективен. Здесь можно применять ту же матрицу ситуационного лидерства, сочетание квалификации и мотивации сотрудника. Коучинг применим во взаимодействии с любым сотрудником, речь идет лишь степени его применения. При работе на уровне «руководитель – руководитель» – коучинг показан в высшей степени! Этот подход развивает, обучает, приносит удовольствие от процесса и результата, предоставляет лучшим сотрудникам компании возможности для перехода на новый качественный уровень в профессии и жизни.
Практика корпоративного коучинга доказывает, что этот подход дает быстрые положительные изменения бизнес – поведения в компаниях: снижается текучесть кадров, уменьшается количество прогулов, опозданий, повышается производительность труда и т. д. Речь идет о результатах, которые компании давно и успешно измеряют. Другими словами, при желании эффективность инвестиций в коучинг можно оценить с довольно высокой степенью точности. Для этого нужно лишь выполнить несколько условий:
1. У любой программы корпоративного коучинга, или ее части, этапа должна быть четкая цель, выраженная измеряемым параметром. В коучинге руководителей обычно выбираются 5 приоритетных направлений:
Например, снизить количество увольнений по собственному желанию до 20% в год за период 1 сентября – 31 декабря. Текущий показатель – 40% в год.
2. Под каждую такую цель в ходе индивидуальных коуч – сессий или фасилитаций команд вырабатывается план действий.
Например,
3. Активное обучение + коучинг.
В ходе регулярных сессий руководитель обсуждает с коучем различные стратегии, и применяет их в жизнь. Коучинг – это активный процесс обучения, в котором руководитель экспериментирует, действует, и осознает опыт, коуч же дает импульс и предоставляет обратную связь. Первоначальный план действий может корректироваться.
4. Анализ выполнения плана. Измерение эффективности коучинга.
Через определенное программой время руководитель подводит итоги работы, измеряя достигнутый результат.
В нашем примере, единицей измерения является одно увольнение по собственному желанию. До начала работы программы коучинга на каждые 100 сотрудников приходилось 40 увольнений (40% в год). Через 3 месяца программы число увольнений сократилось вдвое (20% в год). Отметим, что этот результат может быть частично связан и с другими факторами такими, как возможности роста внутри компании, изменения на рынке труда. Поэтому обычно руководитель дает свою субъективную оценку результативности коучинга в достижении поставленной цели. Предположим, что в данном случае руководитель оценил влияние программы коучинга на результат на 50%.
5. Расчет ROI.
Формула ROI, относящаяся к инвестициям в коучинг, тренинги или любые другие мероприятия в рамках менеджмента персонала, рассчитывается так же, как и относительно любых других типов инвестиций: прибыли деленные на затраты. Единицу измерения, в нашем примере – увольнение по собственному желанию – можно перевести денежный эквивалент. Это может быть сумма зарплаты увольняющегося (100 000,00 руб.) помноженная на коэффициент затрат на подбор и обучение, скажем, 1,3. Т. е. стоимость 1-го увольнения равна 130 000,00 руб. Если количество увольнений за год составляло 40 человек, а после программы коучинга снизилось до 20-ти, то компания выиграла 2 млн. 600 тыс. рублей.
Рассчитаем ROI:
Прибыль
Сокращение увольнений по собственному желанию дает 2 600 000,00 руб.
Определение процента улучшения показателя, соотносимого с эффективностью коучинга руководителем – 50% (см. п. 4)
Уточненная прибыль = 1 300 000,00 руб.
Фактор степени доверия к оценке руководителя об эффективности коучинга, например 90% (возможное, но не обязательное уточнение, например, службой HR)
Уточненная прибыль = 1 170 000,00 руб.
Затраты
Представим, что затраты на программу коучинга составили 285 000,00 руб.
Вариант ROI 1 = 1 170 000,00 руб./ 285 000,00 руб. = 4,1 руб.
Т. е. на каждый рубль инвестиций в коучинг приходится 4 рубля прибыли.
Вариант ROI 2 = 1 170 000,00 руб. -285 000,00 руб./ 285 000,00 руб. = 3,1 руб.
Т. е. на каждый рубль инвестиций в коучинг был произведен возврат и 3 рубля прибыли произведено дополнительно.
Учитывая, что эти расчеты включают целый ряд субъективных оценок, коуч, заказчик и руководитель должны ответственно подходить к ним для того, чтобы получить наиболее точные результаты.