Деловая репутация.

IAS 16 Основные средства
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Одна из причин путаницы по поводу деловой репутации заключается в следующем: сам термин как бы говорит, что в нем есть нечто помимо дисконтированной стоимости будущих денежных потоков. Так, магазин, основанный г-ном Уотсоном, помимо прибыли, которую магазин продолжает приносить даже после ухода его первого владельца в отставку, похоже, обладает какой-то нематериальной привлекательностью благодаря хорошей репутации, завоеванной еще г-ном Уотсоном. Что касается компаний, рассматриваемых в настоящем документе, особенно крупных компаний, ценные бумаги которых котируются на фондовой бирже, такое представление о деловой репутации является либо несуществующим метафизическим понятием, либо его доля настолько невелика по сравнению с дисконтированной стоимостью будущих доходов, что ею можно пренебречь. В Приложении G рассматриваются «кошачья» деловая репутация (т.е. часть бизнеса, остающаяся после ухода его прежнего владельца) и «собачья» деловая репутация (т.е. часть бизнеса, покидающая предприятие после ухода его прежнего владельца).

ПРИЛОЖЕНИЕ G
«Кошачья» деловая репутация и «собачья» деловая репутация

У юристов принято разграничивать «кошачью» деловую репутацию и «собачью» деловую репутацию. В случае с хорошо зарекомендовавшим себя магазином г-на Уотсона их можно определить следующим образом:

  • «Кошачья» деловая репутация – это часть бизнеса, остающаяся в магазине после ухода г-на Уотсона. Это связано с убеждением, что кошки сохраняют верность местам своего проживания, а не людям. Те, кто изучает историю военно-морского флота, вспомнит, что адмирал лорд Сен Винсент не разделял такое мнение о кошках.
  • «Собачья» деловая репутация – это часть бизнеса, покидающая магазин вместе с г-ном Уотсоном, если он решит основать свое дело в другом месте. Данный термин связан с убеждением, что собаки сохраняют верность людям, а не местам проживания.

В обоих случаях четко видно, что под деловой репутацией понимается бизнес, который либо остается на прежнем месте, либо уходит вместе с г-ном Уотсоном. Стоимость деловой репутации зависит от потока доходов, остающегося в магазине или покидающего его вместе с г-ном Уотсоном. В соответствии с настоящим Документом ни один из этих объектов не должен отражаться в бухгалтерском балансе.

Приобретаемая деловая репутация.

Как уже говорилось, стоимость фирмы – это одно, а стоимость активов в балансе – это совсем другое. Между двумя показателями не обязательно должно быть определенное соотношение, хотя в отдельной отрасли может фиксироваться его среднее значение, не являющееся общим показателем для всех компаний данной отрасли.

Кроме того, разность между балансовой стоимостью и стоимостью компании не выступает в качестве значимого показателя, если не считать факта наличия такой разности; когда одна компания (А) присоединяет другую (В), разность между двумя показателями компании В называется «деловой репутацией». В Приложении Н холдинговая компания А владеет акциями компании В. В данном примере холдинговой компанией может быть инвестиционная компания согласно указанному выше определению. Показатель «деловая репутация» не отражается в случае раздельных балансов.

В любом случае деловая репутация не является активом, используемым в деятельности компании (группы компаний). В анализируемом виде деятельности – обеспечивающей поток расчитываемых будущих поступлений – деловая репутация не отражается в составе активов, обеспечивающих поток этих поступлений, по тем же самым причинам, в силу которых не капитализируется созданная внутри фирмы деловая репутация: в противном случае возникал бы порочный круг. Дисконтированная стоимость будущих доходов или их части не может являться активом, используемым для обеспечения их поступления. Однако в балансе холдинговой компании будет отражаться вся стоимость присоединенной компании на момент покупки (а не разность между стоимостью компании В и приобретаемыми активами). (Справедливая) стоимость приобретаемых активов отражается в балансе группы компаний.

Обратите внимание, что экономическая выгода будущих периодов, обеспечиваемая группой компаний и приобретенная за плату холдинговой компанией в Приложении Н , является активом холдинговой компании, владеющей акциями присоединенной компании. Акции присоединенной компании в балансе холдинговой компании представляют собой «ресурсы» холдинговой компании и действительно отражают дисконтированную стоимость доходов от всей присоединенной компании в целом. Аналитик, изучая показатели присоединенной компании, может оценить ее стоимость на момент покупки, а затем определить степень справедливости цены, уплаченной холдинговой компанией.

ПРИЛОЖЕНИЕ H
Присоединение компании, обусловливающее появление деловой репутации
ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ (А)
Акционерный капитал: 150 Акции в компании В (по стоимости покупки) 150
   {или Акционеры}      
   {Фонды и заемный капитал}   (Примечание: при более сложной структуре группы здесь приводится перечень крупных присоединенных компаний вместе со стоимостью их покупки)  
ПРИСОЕДИНЕННАЯ КОМПАНИЯ (В)
Акционерный капитал: 85 Эксплуатируемые активы: 85
   {акции по номиналу: 60}
   {эмиссионный доход: 25}
     
СВОДНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ (А плюс В)
Акционерный капитал: 150 Фирмы, присоединенные компанией А: 150  
    Минус активы, переданные в эксплуатацию: 85  
      ___  
    Разница при консолидации:   65
  ___ Эксплуатируемые активы:   85
___
  150     150

Первые два бухгалтерских баланса в Приложении Н отражают самую суть проблемы. Для подготовки сводного баланса можно свести балансы холдинговой и присоединенной компаний в соответствии с Приложением Н (А плюс В), при этом в сводном балансе (вместо «деловой репутации») показывается разница при консолидации, а не актив. В результате данного подхода в сводном балансе не возникает актива. Тем, кто не хочет отражать в балансе объекты, которые нельзя отнести ни к активам, ни к обязательствам, ни к капиталу, придется иметь дело с двумя балансами. Те же, кто пытаются найти решение проблемы деловой репутации, не осознав, что мы имеем дело с двумя балансами (даже после их сведения), столкнутся с логическим противоречием парадокса лжеца, разрешенного Бертраном Расселом и рассматриваемого в Приложении I.

ПРИЛОЖЕНИЕ I
Парадокс лжеца и бухгалтерский баланс

Философы в течение многих столетий бились над так называемым парадоксом лжеца, пока Бертран Рассел не предложил свое решение на основе иерархии языков, а не одного языка.

Рассел сформулировал парадокс следующим образом:

«Некто говорит: »Я обманываю«, т.е. »имеется высказывание р такое, что я утверждаю р, и р ложно«. При желании можно уточнить, предположив, что в 5:30 некто говорит: »между 5:29 и 5:31 я сделаю ложное утверждение«, однако в течение оставшихся двух минут он молчит. Назовем данное высказывание »q«. Если q верно, то в эти две минуты он делает ложное утверждение; но q – его единственное утверждение за весь данный период: поэтому q должно быть ложным. Но если q – ложно, то всякое утверждение, которое он сделает в течение двух минут, должно быть верным, поэтому q – верно, так как некто делает утверждение q в течение двух минут. Таким образом, если q – верно, то оно ложно, и если оно – ложно, то оно верно».

Решение Рассела:

«Пусть »А(р)« означает »Я утверждаю р между 5:29 и 5:31«. Тогда q – это »имеется высказывание р такое, что А(р) и р ложны«. Возникает противоречие в связи с предположением, что q – это рассматриваемое высказывание р. Однако если иерархия значений слова »ложный« соответствует иерархии высказываний, нам придется для q использовать нечто более определенное, т.е. q – это »имеется высказывание р порядка n такое, что в А(р) и р содержится ложь порядка n«. n может быть любым целым числом: каким бы ни было это целое число, q будет порядка n + 1, тогда q не может содержать правду или ложь порядка n. Так как я не делаю утверждения порядка n, q ложно, а так как q не является возможным значением р, рушится утверждение о том, что q также верно. Тот, кто говорит: »Я говорю ложь порядка n«, действительно говорит ложь, но порядка n + 1. Предлагаются и другие способы решения парадокса, но они не являются достаточно удовлетворительными».

Точно так же в настоящем Документе утверждается, что пока деловая репутация рассматривается в качестве актива группы компаний, невозможно найти рационального метода ее учета. Как только деловая репутация (или скорее экономическая выгода будущих периодов, создаваемая анализируемой группой компаний) признается активом холдинговой компании, занимающей более высокий уровень в иерархии компаний, проблема решается.

Отсутствие «иголки в стоге сена».

Почему же деловую репутацию, возникающую при консолидации, многие рассматривают в качестве актива группы компаний?

Во-первых, сторонники данной точки зрения полагают, что в балансе по мере возможности следует отражать дисконтированную стоимость всех будущих доходов, а это противоречит вышеуказанной аргументации. Такой баланс бесполезен для пользователей. Кроме того, при данном подходе смешиваются активы группы компаний с активами холдинговой компании.

Во-вторых, сторонники данной точки зрения полагают, что показатель деловой репутации состоит из нематериальных активов, которые в случае их идентификации и оценки следует отражать в балансе. Иногда утверждают, что по этой же самой причине можно показывать стоимость персонала, связей компании и т.п. Возможность обоснованной идентификации отдельных элементов вовсе не исключается. Однако, как и в случае с деловой репутацией магазина г-на Уотсона, их доля настолько невелика по сравнению с дисконтированной стоимостью будущих доходов, что ею можно пренебречь. Тем не менее, по-прежнему существует мнение о наличии своего рода актива, который якобы следует отражать в балансе в случае возможности его идентификации. Упоминаются так называемые «идентифицируемые» нематериальные активы, подразумевая при этом наличие прочих, пока еще не идентифицированных нематериальных активов. В течение многих лет мы пытаемся найти иголку в стоге сена. На самом деле такой иголки нет. «Деловой репутации», являющейся активом анализируемого вида деятельности, просто не существует. Данный показатель – не более чем разница, появляющаяся при консолидации.

Что не следует делать.

Ничем нельзя оправдать непосредственное списание деловой репутации. Во-первых, списывать разность между двумя самостоятельными итоговыми показателями – стоимостью присоединенной фирмы и стоимостью приобретенных активов – не имеет никакого смысла: новые активы являются полезными активами, объединяемыми (по справедливой стоимости) с уже имеющимися активами группы компаний; вся стоимость покупки (а не ее часть) входит в обязательства холдинговой компании. Кроме того, нецелесообразно сразу списывать стоимость превосходной, по мнению директоров, покупки. Конечно, если после присоединения выяснится, что произошел крах (как в случае с приобретением компании Ferranti в Соединенных Штатах), списание будет приемлемым в соответствии с общими принципами бухгалтерского учета.

Нецелесообразно также производить амортизацию «деловой репутации», ведь это всего-навсего разница, появляющаяся при консолидации. И тем более нельзя амортизировать (всю) стоимость покупки в балансе холдинговой компании. Дисконтированная стоимость будущих доходов не является активом, подлежащим амортизации. Его можно списывать только в случае неудачного стечения обстоятельств. Однако амортизировать стоимость приобретенной фирмы – это все равно что капитализировать стоимость дочерних предприятий (холдинговой компании) и приступить к ее амортизации. Факт покупки, а не создания фирмы за счет внутренних ресурсов отнюдь не означает, что ее стоимость необходимо амортизировать.

Однако следует иметь в виду, что произошло реальное событие – в целях покупки новой дочерней компании были предоставлены денежные средства или ценные бумаги. Данный факт должен найти отражение в отчетности. В случае с «созданной внутри фирмы деловой репутацией» такой операции не происходит. Действительно, компании, купившей дочернюю фирму, необходимо отразить принятые на себя дополнительные обязательства инвестиционного характера, в отличие от предприятия, которое не принимало на себя обязательства инвестиционного характера, а «заплатило» за дочернюю фирму с течением времени. При рассмотрении этих двух ситуаций применяются два различных метода учета в балансе (и отчете о прибылях и убытках), отражающие произошедшие операции. Состояние компаний в материально-вещественном плане может не отличаться, как в указанном выше случае. Однако в структуре их финансовых ресурсов имеются различия, что должно найти свое отражение в отчетности; таким образом, бухгалтерские балансы холдинговой компании отличаются. На вопрос, какой капитал используется в каждом отдельном случае, можно дать следующий ответ: капитал, инвестируемый в группу компаний, один и тот же, тем не менее, имеются различия в методах мобилизации капитала для финансирования данной операции. По сути, балансы отличаются по степени своей устойчивости.

Иногда утвеждают, что при покупке фирмы цена отражает доходы будущих периодов, поэтому ее можно постепенно списывать по мере поступления этих доходов. Зачем это делать? Если осуществляются вложения в рыночную ценную бумагу, никто же не уменьшает ее стоимость по мере поступления доходов. Новая дочерняя фирма представляет собой рыночную ценную бумагу на балансе холдинговой компании несмотря на то, что со временем дочерняя компания может потерять свои отличительные особенности как отдельного хозяйствующего субъекта.

Что следует делать.

Проблема заключается в следующем: все эти и многие другие методы появились в результате ощущения – слово «ощущение» здесь наиболее уместно – что деловая репутация является своеобразным активом. Анализ, проведенный в настоящем Документе, позволяет решить данную проблему: деловая репутация вообще не выступает в качестве актива, используемого в деятельности компании. Этот показатель – всего-навсего разница, возникающая при консолидации. Что касается его двух элементов, (материальные и нематериальные) активы можно отражать в балансе группы компаний и амортизировать в соответствии с нормами, применяемыми к тем или иным группам активов. Цена покупки, в полном размере отражаемая в балансе холдинговой компании, является активом холдинговой компании, а также результатом реально имевшей место финансовой операции. Цену покупки следует сохранять в балансе кроме тех случаев, когда происходит значительное неблагоприятное событие. Если цена покупки находится в бухгалтерском балансе в течение неограниченного периода времени, ее можно использовать при оценке структуры финансовых ресурсов компании, ведь структура финансовых ресурсов составляет часть механизма, обеспечивающего движение денежных средств в будущем. Будущее всегда имеет первостепенное значение, а финансирование состоявшегося в прошлом поглощения фирмы влечет за собой далеко идущие последствия.

Обратите внимание, что именно методология финансирования, а не обособленность присоединяемой дочерней фирмы имеет под собой реальную и прочную основу. Действительно, с течением времени пользователю будет полезно отслеживать результаты работы присоединенных дочерних фирм (при помощи отчетности о сегментах?), но это не столь важно: обособленность многих присоединенных компаний теряется даже при сохранении отдельных источников финансирования.

Если с течением времени понадобится точный метод учета успехов и неудач присоединенных компаний, можно провести специальное исследование. Но это уже последующий этап, который не должен противоречить изложенной выше логике предыдущих этапов.

Отрицательная деловая репутация.

В Приложении J описывается ситуация с отрицательной деловой репутацией, возникающей в сводном балансе холдинговой и присоединенной компаний.

ПРИЛОЖЕНИЕ J
Присоединение компании, обусловливающее появление отрицательной деловой репутации

ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ (А)
Акционерный капитал: 150 Акции в компании В(по стоимости покупки): 150
       
       

ПРИСОЕДИНЕННАЯ КОМПАНИЯ (В)
Акционерный капитал: 175 Эксплуатируемые активы: 175
   {акции по номиналу: 60}
   {эмиссионный доход: 115}
     

СВОДНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ (А плюс В)
Акционерный капитал: 150 Фирмы, присоединенные компанией А: 150  
    Минус активы, переданные в эксплуатацию: 175  
      ___  
    Разница при консолидации:   (25)
  ___ Эксплуатируемые активы:   175
___
  150     150

Приобретенные активы используются в группе компаний в целях обеспечения будущих поступлений. Цена покупки отражается в балансе материнской компании.

При консолидации необходимо показывать приобретенные активы по справедливой стоимости и не подменять расчет справедливой стоимости каким-либо распределением отрицательной деловой репутации. Активы должны фигурировать в балансе по достоверной стоимости. Только такая стоимость полезна для аналитиков.

Во многих случаях отрицательная деловая репутация отражает нерентабельность присоединенной компании, тогда убытки со временем еще проявят себя. Однако эти убытки возникают в группе компаний, а стоимость покупки остается неизменной в балансе материнской компании.