Глава 18. Анализ баланса.
Долговременные активы
Здания, сооружения и оборудование
Балансовые оценки обычно консервативны. Почти во всех компаниях балансовый учет основных средств ведется по консервативным оценкам. За основу обычно берут первоначальную цену за вычетом амортизации. В силу значительного инфляционного роста цен на основные средства балансовая стоимость неновых основных средств обычно намного ниже рыночной цены на то же неновое оборудование. Это отчасти объясняет, почему при покупке компаний покупатели готовы платить в 1,5 или даже в 2 раза больше балансовой оценки ее основных средств. Когда при покупке компании основные фонды оценивают по рыночной цене, новая балансовая оценка зданий, сооружений и оборудования оказывается обычно намного больше, чем предыдущая.
Информация о текущей стоимости. Информация об изменении цен, которую обязаны были сдавать 1200 компаний, но которую многие подавали добровольно, позволяет на основании текущих цен оценить консерватизм балансовых оценок основных средств. Задолго до того, как появилась эта информация, аналитики ценных бумаг научились самостоятельно оценивать эти величины, узнавая у руководства, насколько они застраховали от пожара свои здания и оборудование. А если мощности компании расположены сравнительно компактно, то в налоговой инспекции всегда можно узнать стоимость земли и зданий.
Аренда. Право на аренду можно считать ценным активом, если текущая величина расчетной арендной платы за арендуемую собственность намного выше, чем установленная контрактом величина арендной платы. В прежние годы случалось, что компании достаточно произвольно выбирали величину расчетной арендной платы и в балансе учитывали арендуемые объекты как активы. Во времена финансовых невзгод права нанимателей обычно ограничены компенсацией ущерба, нанесенного арендуемой собственности. Активы такого типа следует, конечно, считать вполне нематериальными.
Вложения в развитие арендуемой недвижимости есть материальный актив. Часто бывает так, что на земельных участках, арендуемых на длительный срок, компании что-то строят. Когда истекает срок аренды (и обусловленный договором срок продления договора об аренде), строения становятся собственностью арендодателя (владельца земли). В техническом смысле арендатор не является собственником того, что он построил, поскольку строения являются частью арендуемой недвижимости. В этом смысле такие сооружения можно вполне уверенно и точно считать нематериальными активами. Но в соответствии с существом дела разумнее считать их материальным капиталовложением, а значит, и материальным активом арендатора.
Среднесрочные и более долгосрочные активы
Среднесрочные активы. Среднесрочные активы включают долгосрочную дебиторскую задолженность, инвестиции, не являющиеся ликвидными ценными бумагами, и просроченные обязательства другой стороны. Требования о возврате налогов могут быть среднесрочным активом или текущей дебиторской задолженностью – в зависимости от даты ожидаемого получения. Некоторые среднесрочные активы имеют причиной обязательства административных работников, служащих компании либо дочерних компаний.
Долгосрочные активы
Инвестиции. Большая часть вложений в дочерние компании устраняются из балансового отчета на основе консолидированных отчетов, но встречаются исключения. Некоторые компании включают в консолидированный отчет не все свои зарубежные дочерние компании; другие не включают компании, в которых их доля меньше 100%. Большинство компаний не включают в консолидированный отчет финансовые и арендные компании. Эти инвестиционные счета могут представлять собой собственность на довольно значительные суммы текущих активов. Если филиалы консолидированы, предоставленные им ссуды обычно устраняются из консолидированного баланса. А если нет, их следует объединить в статье «Инвестиции в дочерние компании и предоставленные им кредиты», так, чтобы дивиденды или прибыль от участия в собственности этих компаний можно было сопоставить с общей суммой вложений в них. Оценив процент по ссудам инвесторов, получающих пропорциональную вложениям долю, которые в отчетах показывают как операции между инвестором и филиалом, обеспечивающие пропорциональное участие в результатах последнего, аналитик может построить достаточно правдоподобную картину прибыльности этих отношений.
Обращающиеся на рынке ценные бумаги. Наличие портфеля обращающихся на рынке ценных бумаг, ликвидность которых не зависит от величины пакета в портфеле, повышает ликвидность компании. Такие ценные бумаги можно с полным основанием включать в состав текущих активов. При решении таких задач, как определение для промышленной компании норматива оборотных средств на доллар продаж, портфель ценных бумаг следует исключить из состава текущих активов. В любом случае аналитик должен решить, учитывать ли ценные бумаги по цене покупки или по текущей рыночной цене. Понятно, что для вычисления показателя ликвидности лучше использовать текущую рыночную цену. А когда нужно рассчитать доходность инвестиций, если в числителе не отражены колебания рыночных котировок ценных бумаг, составляющих портфель, представляется более разумным использовать низшую из оценок – цену покупки или текущую рыночную. Когда речь идет о контроле над уровнем оборотных средств, сомнительна полезность того, чтобы в анализе баланса непосредственно фигурировала рыночная цена акций, принадлежащих компании-владельцу. В сущности, для значительной части операций компании такая процедура привела бы к подмене показателя способности получать прибыль на показатель стоимости активов, а в результате мы получили бы искажение цели анализа баланса, для которого стоимость активов является лишь отдельным фактором оценки компании. Представляется, что логичнее было бы распределить стоимость активов пропорционально распределению прибылей контролируемых компаний.
Пример. Компания Seagram Company Ltd., на конец 1985 г. владела 22,5% компании E. I. DuPont de Nemours & Company. 29 марта 1986 г. в дополнение к договору 1981 г. было подписано соглашение «о паузе». В соответствии с новым соглашением компания Seagram не станет покупать более 25% компании DuPont, если не произойдет определенного ухудшения ситуации. К 1990 г. компания Seagram получала пропорциональное представительство в совете директоров и в финансовом комитете компании DuPont. Последняя получала право назначить двух директоров в компанию Seagram. Соглашение было действительно до 1999 г., когда оно могло быть прекращено при условии письменного уведомления за два года. Компания Seagram учитывает свою долю в компании DuPont по пропорциональному методу. Большую часть прибыли компании Seagram создают инвестиции. Анализ динамики активов компании Seagram покажет, вне всяких сомнений, что инвестиции учитываются по текущей рыночной цене. |
Расходы на предоплату и расходы будущих периодов
Расходы на предоплату. Расходы на предоплату представляют собой суммы, уплаченные другой стороне за услуги, ожидаемые в будущем, к примеру, как при внесении вперед арендной платы и страховых сборов. Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров предложил включать такие расходы на предоплату в состав текущих активов – как эквивалент дебиторской задолженности. Теперь с ними, как правило, так и поступают. Подход аналитика будет зависеть преимущественно от природы компании – действующее это предприятие или кандидат на ликвидацию.
Расходы будущих периодов. В противоположность расходам на предоплату расходы будущих периодов представляют собой уплаченные или подлежащие уплате суммы, не связанные с какими-либо определенными будущими услугами, но считающиеся необходимыми для будущих операций. Сюда входят резервы на уплату налогов по будущим доходам, некоторые нематериальные права, определенные издержки на освоениенового производства и пр. Иногда на этот счет, к примеру, относят стоимость инструментов и приспособлений для изготовления моделей, которые еще не попали на рынок. Обычно компании достаточно быстро списывают такого рода расходы на прибыль от продаж. С точки зрения аналитика, боґльшая часть такого рода статей баланса считаются не заслуживающими интереса при анализе компании. В общем, предоплата и расходы будущих периодов составляют очень разнородную группу статей. Большинство из них следует игнорировать как ничтожные. Крупные статьи могут порой заслуживать тщательного рассмотрения.
Правило 6. Элементы финансовых отчетов (statement 6, Elements of Financial Statements)1 устанавливает, что все активы «есть вероятность получения выгоды в будущем». С чисто логической точки зрения, это – отрицание идеи, что каждый актив представляет собой прошлые расходы, которые в будущем должны обернуться поступлениями. Следует предвидеть сокращение наиболее сомнительных расходов будущих периодов, часть которых есть не что иное, как зависшие долги.
Пример. Годовой отчет за 1985 г. компании IBM содержал несколько ужатый балансовый отчет, содержавший статью «Инвестиции и другие активы…. 6884 млн дол.». Далее следовала таблица с выделением семи подкатегорий за 1984 и 1985 гг. Одна из строчек обозначала примерно то же, что и расходы будущих периодов. Это были «компьютерные программы за вычетом накопленных амортизационных отчислений… 1964 млн дол.». Аналитик, равно как и бухгалтер, был бы поражен тем, что компьютерные программы можно капитализировать или израсходовать. Другой строкой была «репутация», которую аннулируют большинство аналитиков. Почти каждый согласится с тем, что казначейские облигации США (еще одна строка) – это очень надежный актив. Аналитику нужно было бы немало времени затратить, чтобы просто найти строчку, отражающую расходы будущих периодов, а после уже нужно решить – идет ли здесь речь о реальных активах или о статьях, которые нужно просто как-то включить в доходы. |
Нематериальные активы.
Всем знакомы следующие виды нематериальных активов:
- репутация;
- патенты;
- права на воспроизведение текста;
- фирменная марка;
- право на использование торговой или производственной технологии;
- лицензии;
- организационные расходы и расходы на развитие.
Подробнее об этом мы поговорим в главе 19.
Продолжение читайте книге «Оценка ценных бумаг» Грэма и Додда.