Единый социальный налог

Информационный бюллетень
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Елена Игнатова

Сегодня одним из важнейших вопросов для общества является обсуждение поправки к Налоговому кодексу о едином социальном налоге. Это жизненно важный вопрос для миллионов людей, причем с самым невысоким уровнем жизни. Поэтому вполне справедливо звучат в средствах массовой информации возмущенные голоса противников этого нововведения, понимающих разрушительную основу нового закона.

Законодатель предлагает заменить страховые взносы налогом, что противоречит всем действующим в части социального страхования законодательным актам. В том числе Конституции Российской Федерации, которая, как известно, формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.

Так, например, статьей 41 Конституции РФ установлено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет, в том числе, страховых взносов, т.е. существование страхования гарантировано Конституцией РФ.

Страховые взносы по своей сути коренным образом отличаются от налоговых платежей. Достаточно обратиться к определению понятия налога, которое дано в статье 8 части I Налогового кодекса, уже действующей. Итак, согласно пункту 1 статьи 8 «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Такие определения как «безвозмездный», «отчуждаемый», да еще передаваемый в собственность государства полностью ликвидируют основные принципы социального страхования. Страховые взносы – это собственность не государства, а работника, с заработка которого они выплачиваются. Социальное страхование является составной частью трудовых отношений, страховые взносы – отложенной частью заработной платы для материального обеспечения работника при наступлении страхового случая (заболевания, достижения пенсионного возраста и др.). Эта система построена на личной заинтересованности работника в гарантированном социальном обеспечении, адресности платежей в отличие от «безвозмездного», «отчуждаемого» налога. Страховые взносы по экономической сущности являются совместной собственностью всех заинтересованных работников. У работника возникает право на будущее возмещение в случае наступления социального риска, за который уплачены взносы. Этот момент следует выделить отдельно. У застрахованного возникает именно право, которое гарантировано Конституцией и которое в системе социального страхования обязаны защищать соответствующие структуры. Кроме того, в системе социального страхования существует солидарная ответственность, что также крайне важно: уплачивающий страховой взнос работающий обеспечивает право на пенсию пенсионеру, здоровый – заболевшему и т.д. Введение налога полностью лишает граждан прав, гарантированных Конституцией, в том числе и прав, заработанных в течение десятилетий существования системы социального страхования, когда уже уплачивались страховые взносы.

Налог – это обезличенный платеж, который предназначен, согласно статьи 286 проекта Налогового кодекса (Глава 25), для государственного пенсионного обеспечения граждан и медицинской помощи. Со стороны застрахованных справедливо возражать против таких категорий как государственная помощь или обеспечение в тех случаях, когда оказание медицинских услуг или пенсионные выплаты принадлежат им по праву при условии уплаты взносов на социальное страхование. В системе социального страхования работник должен быть заинтересован в том, чтобы работодатель своевременно уплачивал страховые взносы и лучше за каждого конкретного работника, чтобы договоры заключались в интересах каждого конкретного работника. Страховые фонды должны вести персонифицированный (поименный, индивидуальный) учет поступающих взносов и охрану прав застрахованных, а работники и работодатели должны принимать непосредственное участие в управлении страховыми средствами. Все это исключается с введением обезличенного, отчуждаемого в интересах государства налога.

Следующим, крайне важным моментом, не установленным в проекте части второй Налогового кодекса РФ, является определение источника уплаты единого социального налога. Как известно, страховые взносы относятся на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), т.е. относятся на себестоимость предприятия. Это необходимо сохранить и четко прописать для единого социального налога. В противном случае, предприятия окажутся крайне неблагоприятном положении при наступлении первого же отчетного периода. Вполне вероятно налоговые органы потребуют переделать баланс, исключить единый социальный налог из себестоимости и уплатить его из прибыли, которая таким образом автоматически увеличится как минимум на 37 процентов (взносы во внебюджетные социальные фонды), а, следовательно, и пересчитать в сторону увеличения другие налоги, исчисляемые из прибыли. При таком подходе становится понятно, каким образом будут увеличены в полтора раза поступления в бюджет, прогнозируемые инициаторами единого социального налога.

Те же разработчики, в пользу ЕСН приводят доводы о том, что налоговые органы соберут страховые взносы лучше, чем фонды. При этом никаких аргументов и обоснований нет и быть не может. Практический опыт говорит об обратном. В тех регионах, где страховые взносы собирали налоговые органы показатели ниже. Так, уровень сбора страховых взносов внебюджетными фондами достигает 95-98 процентов. А, например, уровень сбора подоходного налога налоговиками составляет менее пятидесяти процентов. Причины очевидны.

Согласно части первой того же Налогового кодекса органам государственных внебюджетных фондов при выполнении функций сбора страховых взносов предоставлены равные с налоговыми органами права. Кроме того, сбор страховых взносов и сохранение средств – основная функция фондов. При этом обеспечивается замкнутый цикл движения средств от плательщика страховых взносов до конкретного получателя выплат по социальному страхованию (пенсий, медицинских услуг и др.) На каждом этапе схема прозрачна и подконтрольна многочисленным контролирующим органам. Ежегодно бюджеты социальных фондов и отчеты об их исполнении утверждаются соответствующими законами и постановлениями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Гораздо хуже обстоят дела в бюджетной системе. Многочисленные государственные и муниципальные бюджеты проконтролировать от начала до конца практически невозможно.

В отличие от фондов в бюджетной системе отсутствует связь между структурами, отвечающими за сбор налогов (налоговые органы), и структурами, расходующими бюджетные средства. Механизм и пути движения бюджетных средств многократно сложнее. Всем известны факты, когда перечисленные на конкретные цели бюджетные средства так и не доходили до получателя. Отсюда систематические задержки выплаты заработной платы, детских пособий, к которым с введением единого социального налога добавятся еще пенсии, финансирование деятельности медицинских учреждений, заработная плата врачей и медицинских сестер и т.д. Высокий уровень сбора страховых взносов внебюджетными фондами объясняется и тем, что фонды работают с одним видом платежа (в отличие от налогового инспектора, у которого десятки видов налогов) и имеют возможность обеспечить индивидуальный контроль за каждым плательщиком, эффективно проводить контрольные проверки, своевременно реагировать на задержку платежей и обеспечивать их взыскание. Вряд ли налоговые органы располагают специалистами, владеющими также хорошо вопросами сбора страховых взносов на социальное страхование.

Несомненно, с введением единого социального налога и возложением функций его сбора на налоговые органы серьезные проблемы возникают у предприятий. Во-первых, как уже говорилось, неясен источник уплаты единого социального налога (возможно на себестоимость его уже не отнести). Во-вторых, никто пока еще не знает и не пытался определить механизм передачи функций сбора от фондов. Важность и сложность этого механизма трудно переоценить. У предприятий возникнут вопросы регистрации и перерегистрации, так как регистрационные номера в фондах и налоговых органах разные. Никто не определил пока порядок оформления платежных поручений, номера банковских счетов, на которые должны перечисляться средства, порядок составления отчетности и, главное, сроки и порядок ее представления. И это только очевидные, лежащие на поверхности вопросы. Отсутствие регламента влечет нарушение сроков уплаты, а, значит, неизбежны финансовые санкции, пени. Таким образом, для бухгалтеров и руководителей предприятий экономии времени не получится, а головной боли прибавится многократно.

Неизбежно возникнут проблемы и у наших избранников-депутатов, которые сегодня так дружно голосуют за введение социального налога. Им придется с опозданием все-таки услышать голоса избирателей, не получающих пенсии – единственного источника существования целых семей, не имеющих возможность получить бесплатную медицинскую помощь в связи с отсутствием финансирования медицинских учреждений и т.д. Кто знает, возможно, спустя время нам снова придется вернуться к системе социального страхования, существующей во всем мире, но страховать тогда придется, возможно, гораздо меньшее число людей. А специалисты в системе социального страхования будут уже потеряны.

Елена Львовна Игнатова является заместителем исполнительного директора Московского городского фонда обязательного медицинского страхования. С ней можно связаться по телефону (095) 952 6360.

Данная статья представляет мнение автора, которое может не совпадать с мнением редакции бюллетеня. Мы предлагаем всем заинтересованным читателям принять участие в обсуждении проблематики данной статьи. Для этого направляйте, пожалуйста, ваши отзывы по адресу: publishing@icar.ru.

 

Все статьи цикла «Бюллетень Ноябрь / Декабрь 2000»

(состоит из 20 статей)

Принят новый план счетов (16 Сентября 2005)

Приложение к книге «МСФО 1999 г.» на русском языке (16 Сентября 2005)

Коммюнике Тринадцатого заседания Консультативного Совета по иностранным инвестициям в России (16 Сентября 2005)

Рекомендации по формированию саморегулируемых организаций бухгалтеров и аудиторов (15 Октября 2007)

ЕБРР высказывается за принятие МСФО (16 Сентября 2005)

Новые положения по бухгалтерскому учёту (16 Сентября 2005)

Предприниматели ЕС и России высказываются за принятие МСФО (16 Сентября 2005)

Проект Интерпретации ПКИ КМСФО (16 Сентября 2005)

Новости МФБ (16 Сентября 2005)

Аудиторы проектов Всемирного банка (16 Сентября 2005)

Британская ассоциация АССА на российском рынке (16 Сентября 2005)

Как работать на современном рынке капитала (16 Сентября 2005)

Новые задачи, стоящие перед финансовым директором (16 Сентября 2005)

Проблема восприятия новых российских стандартов учета (16 Сентября 2005)

Круглый стол ОЕСР по корпоративному управлению (16 Сентября 2005)

Функционально-процессный метод расчета себестоимости как средство повышения эффективности деятельности российских предприятий (16 Сентября 2005)

Единый социальный налог (16 Сентября 2005)

Применение МСФО в управлении фирмой в сфере малого бизнеса (16 Сентября 2005)

Конференция по Международным стандартам аудита (16 Сентября 2005)

Шестое расширенное заседание ЦАЛАК (16 Сентября 2005)