Финансовое управление на уровне business-unit вертикально-интегрированных холдингов: практика
1, Эмпирический опыт
Глоссарий
- Система финансового управления – комплекс методов и организационных механизмов, обеспечивающих эффективное формирование и распределение финансовых ресурсов
- Вертикально-интегрированный холдинг – объединение предприятий по цепочке создания стоимости от производства сырья до реализации готовой продукции последнего передела
- Business Unit (бизнес-единица) – организационная единица в структуре холдинга, рассматривающаяся как центр финансовой ответственности
Структура группы компаний (холлинг de facto)
Виды деятельности, в соответствии с которыми осуществляется движение денежных потоков
- Снабжение основным и дополнительным сырьем (закупка запасов зерна, муки, сахара, проч…);
- Давальческая переработка зерна ;
- Производство муки для обеспечения нужд хлебозаводов группы;
- Производство и реализация муки на рынок;
- Производство и реализация хлебобулочных и кондитерских изделий;
- Инвестиционные проекты (реконструкция, модернизация, покупки ОС, приобретение корпоративных прав и пр.).
Полномочия корпоративного центра (1)
- Распоряжение средствами, направляемыми группой на реконструкцию, модернизацию, покупку и капитальный ремонт основных средств.
- Определение размеров и сумм средств, направляемых в стратегические запасы основного сырья (зерно, мука) и дополнительного сырья (сахар, соль, дрожжи, масло… проч.) группы, обеспечивающие бесперебойную работу предприятий и снижающие риски изменения цен.
- Кредитная политика группы. Оформление и распоряжение кредитными ресурсами.
- Покрытие «платежных разрывов» за счет перераспределения внутренних источников финансовых средств.
Полномочия корпоративного центра (2)
- Распоряжение средствами, направляемыми на новые инвестиционные проекты и приобретение корпоративных прав. Операции с ценными бумагами.
- Контроль за несанкционированным расходованием финансовых средств (нецелевые, внеплановые, сверхплановые и не утвержденные расходы).
- Определение ценовой политики и стратегии поведения на рынке муки и хлебобулочных изделий (в том числе координация маркетинговой политики и конкуренции внутри группы).
- Взаимоотношения с органами государственной власти (администрация, антимонопольный комитет, инспекция по ценам).
Система финансового управления (1)
- Блок 1: разработка годовых планов бизнес-единиц (плановые показатели: цены на основные виды сырья и продукции; объемы реализации; налоги и финансовый результат; инвестиции в простое и расширенное воспроизводство)
- Блок 2: консолидация планов бизнес-единиц на уровне холдинга, разработка Плана развития группы/Плана реконструкции и инвестиционных проектов группы
- Блок 3: оценка дефицита/профицита на уровне бизнес-единиц и группы компаний в целом
Система финансового управления (2)
- Блок 4: принятие решений об источниках покрытия общего дефицита группы и процедур по закрытию внутренних дефицитов каждого из его предприятий.
- Блок 5: утверждение плана, передача на уровень бизнес-единиц
- Блок 6: бюджетирование с использованием месячных планов
Критерии оценки качества финансового управления (бизнес-единицы)
- выполнение мероприятий, утвержденных «Планом развития» на отчетный год»: сопоставление запланированных и фактических расходов по исполнению финансового плана;
- достигнутые объемы реализации продукции в сравнении с прошлым годом;
- динамика дебиторской задолженности покупателей (наличие просроченной и безнадежной задолженности);
- общая маржинальная прибыль, сгенерированная предприятием в отчетном году;
Критерии оценки качества финансового управления (корпоративный центр)
- сравнение финансовых итогов работы группы с результатами прошлого года;
- выполнение/не выполнение поставленных задач по инвестиционным проектам и запланированных сроков из окупаемости исходя из фактических данных прошедшего финансового го года.
- анализ итогов операций по хеджированию от рисков изменения цен на основные виды сырья (фактическая динамика цен сопоставляется с планом и мероприятиями проделанными в защиту от негативной динамики цен (кредиты, объемы запасов и пр.)
2. Выводы из эмпирического опыта
Особенности финансового управления в вертикально-интегрированных холдингах
- Бизнес-единицы в разной степени изолированы от внешней среды (у кого то внешние контрагенты поставщики, у кого-то покупатели, у кого-то и те, и другие)
- Используется механизм трансфертного ценообразования для оптимизации движения финансовых потоков
- Существует возможность административного регулирования финансового результата отдельных бизнес-единиц
- Сложно оценить реальное влияние качества работы отдельной бизнес-единицы на ее собственный финансовый результат
- Существует вероятность снижения мотивации у «внутренних» предприятий группы
- Усложняется механизм принятия управленческих решений: каждое из них требует рассмотрения с двух позиций (влияние на отдельное предприятие и на весь холдинг в целом).
Особенности финансового управления зерноперерабатывающим холдингом
- Обратный расчет себестоимости и норм списания сырья.
- известен факт выхода продукта (хлеб) – имеем норму расхода – рассчитываем количество сырья необходимого к списанию (а не наоборот);
- Известны результаты произведенного количества муки за квартал – известны остатки муки в бункерах – рассчитываются фактические коэффициенты выхода муки из зерна (а не наоборот).
- Быстрая оборачиваемость средств, а значит, высокая оперативность принятия решений.
- Работа в рамках нескольких ежегодных циклов изменения цен, волн спроса и предложения, а также увеличения и спада конкуренции на рынках основных продуктов: зерно (после урожая – падение цены, до урожая рост), хлеб (новый год, пасха – рост спроса; январь, апрель, летние месяцы – падение спроса); пик конкуренции на рынке хлеба после сбора урожая в связи с появлением на рынке хлеба мелких производителей из «серого зерна», собранного «из-под комбайна»
- Прямая зависимость финансовых результатов от результатов сбора урожая и видов на урожай нового года.
Финансовое управление и госрегулирование
- ограничение розничной цены на хлеб (рентабельность торговли хлебом);
- ограничение наценки на хлеб и муку в торговле (рентабельность розничной торговли хлебом и мукой);
- ограничение транспортных расходов по доставке хлеба (рентабельность перевозчиков хлеба);
- 5-%-е ограничение на рентабельности хлебопекарного и мукомольного производства
- обязательное наличие в ассортименте убыточных «социальных» хлебов.
- дестабилизирующие интервенции на рынке зерна и муки с участием Госрезерва;
- ограничения рентабельности продаж муки из Госрезерва;
- попытки ограничения рентабельности по всей цепочке «зерно – мука – хлеб».