Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг России как орган исполнительной власти, регулирующий вопросы раскрытия информации на финансовых рынках, считает необходимым с 2004 года обеспечить практический переход на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) как профессиональных участников рынка ценных бумаг, так и крупнейших эмитентов ценных бумаг.
Как отметил председатель ФКЦБ России Игорь Костиков, выступая на XI Международном банковском конгрессе в Санкт-Петербурге, после многочисленных обсуждений данного вопроса с инвесторами и профессиональным сообществом сформирован стратегический план реализации этой задачи. В настоящее время создана рабочая группа по МСФО, включающая профессионалов в этой области из аудиторских компаний и компаний, составляющих отчетность по МСФО. В рамках этой рабочей группы уже ведется детальная проработка ближайших и неотложных мер, которые планирует ФКЦБ России в процессе внедрения МСФО.
На первом этапе реализации плана внедрения МСФО предполагается внести изменения и дополнения в акты ФКЦБ России, регулирующие порядок составления ежеквартальных отчетов эмитентов ценных бумаг, направленные на введение требований к компаниям, составляющим отчетность по МСФО, раскрывать ее в России на русском языке. По словам И. Костикова, для внедрения МСФО в России необходимо также внести изменение в документы ФКЦБ России, регулирующие порядок допуска ценных бумаг к обращению у организаторов торговли и порядок составления и представления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Эти изменения будут направлены, прежде всего, на введение с 2004 года требований к компаниям, чьи ценные бумаги обращаются у организаторов торговли на рынке ценных бумаг, и к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, представлять сводную (консолидированную) отчетность по МСФО.
«На первом этапе перехода на международные стандарты важное значение будет иметь постоянный мониторинг качества раскрываемой отчетности по МСФО и выработка рекомендаций по составлению отчетности», – подчеркнул Председатель ФКЦБ России. – «Федеральная комиссия рассматривает возможность рекомендовать организаторам торговли уже с середины следующего года включить в перечень требований к компаниям, находящимся в листинге, представление сводной отчетности по МСФО».
По словам главы ФКЦБ России, важнейшей долгосрочной задачей является переход к составлению индивидуальной отчетности (отчетности юридического лица) по МСФО профучастниками рынка ценных бумаг и компаниями, чьи ценные бумаги обращаются у организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Реализация этой задачи возможна на рубеже 2004-2005 годов.
Для ее решения необходимо внести соответствующие изменения в действующее законодательство, в частности, в Федеральные законы «О рынке ценных бумаг» (в части раскрытия информации), «О бухгалтерском учете» (в части введения требований к представлению отчетности по МСФО), «Об акционерных обществах» (в части раскрытия информации акционерным обществом, расчета чистых активов и дивидендов на основе отчетности по МСФО). Кроме того необходима разработка документов по расчету налогов на основе отчетности по МСФО.
Параллельно с этими задачами ФКЦБ России считает крайне важным создание рынка квалифицированных специалистов по МСФО. Правлением Комитета по МСФО (Лондон), в работе которого принимают участие представители ФКЦБ России, начат новый проект по сертификации и оценке уровня специалистов, работающих с международными стандартами в различных странах мира.
Рекомендации рабочей группы по МСФО при ФКЦБ России
1) Сроки внедрения МСФО и охват компаний (в части предъявления требований по применению МСФО):
Рекомендации рабочей группы:
2) Целесообразность и/или необходимость переходного периода для компаний, представляющих отчетность по US GAAP.
Значительная доля крупнейших российских компаний – эмитентов ценных бумаг составляет отчетность по US GAAP в целях листинга на американском фондовом рынке. Немедленный переход на МСФО для этих компаний сопряжен с очень значительными затратами, не всегда оправданными с точки зрения пользователей их отчетности.
Американские стандарты отчетности US GAAP имеют тенденцию сближения с МСФО. Об этом свидетельствуют совместные консультации двух органов, устанавливающих стандарты, – FASB (Совет по стандартам отчетности США) и Правление Комитета по МСФО. Кроме того, начиная с 2001 года, в Правлении КМСФО действует постоянный проект по сближению МСФО с национальными стандартами финансовой отчетности, прежде всего, с US GAAP. Ожидается, что к 2005 году различия между этими двумя системами отчетности будут максимально сглажены. Таким образом, переход российских компаний, которые в настоящее время пользуются стандартами US GAAP, на международные стандарты после 2005 года будет существенно упрощен.
Рекомендации рабочей группы: предусмотреть для компаний, составляющих консолидированную (сводную) финансовую (бухгалтерскую) отчетность по US GAAP, возможность представления такой отчетности вместо отчетности по МСФО в течение определенного срока (переходного периода), от трех до пяти лет, с момента вступления в силу требований о представлении отчетности по МСФО для целей листинга у организаторов торговли на рынке ценных бумаг (см. пункт 1 выше).
3) Механизм контроля и анализа отчетности, представляемой по МСФО.
Рекомендации рабочей группы:
Необходим контроль на двух уровнях:
Кроме того, необходимо создание системы профессионального мониторинга отчетности, представляемой российскими компаниями по МСФО. Такая система могла бы быть построена по профессиональному признаку, т.е. как независимое объединение специалистов в области финансовой отчетности. Мониторинг не сможет обеспечить реальный контроль над процессом представления отчетности по МСФО, но позволит выявить основные проблемы при составлении отчетности, а также компании, нарушающие требования МСФО. Информация о компаниях, допустивших нарушения, и о самих нарушениях должна быть публична. Мониторинг отчетности такой системой, включающей наиболее авторитетных специалистов в области МСФО, особенно необходим на начальном этапе внедрения требований по представлению отчетности по МСФО (2003 год).
В ФКЦБ России состоялся семинар с участием членов правления Комитета по МСФО
28 ноября 2002 года в рамках проекта по внедрению международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг состоялся очередной семинар по обсуждению проблемы перехода профессиональных участников рынка ценных бумаг на МСФО с участием членов правления Комитета по МСФО (Лондон) Роберта Гарнетта и Ханса-Георга Брюнса. В семинаре также приняли участие представители компаний – профессиональных участников рынка ценных бумаг и эмитентов.
На семинаре обсуждались вопросы, связанные с внедрением международных стандартов финансовой отчетности, практикой и перспективами их применения в различных странах, в том числе и в России. Кроме того, были заслушаны доклады членов правления КМСФО по следующим вопросам: о текущих планах и направлениях деятельности комитета; о проекте правления по развивающимся рынкам; о ситуации с применением бухгалтерских стандартов GAAP.ru США; о махинациях с финансовой отчетностью в США и Европе; о внедрении МСФО в Европе, в частности, о процессе утверждения МСФО. На заседании были затронуты наиболее актуальные, как для России, так и для Европы проблемы, связанные с переходом на МСФО.
Согласно утвержденному Европейским парламентом плану, переход европейских компаний на консолидированную отчетность, составленную в соответствии с МСФО, должен осуществляться с 2005 года. Во многом это связано с тем, что наиболее существенные изменения в МСФО должны быть внесены в 2003 и 2004 годах. Члены правления КМСФО отметили положительное стремление ФКЦБ России ускорить процесс перехода профессиональных участников рынка ценных бумаг на МСФО с 2004 года. При этом, по их мнению, необходимо учитывать процедуру перехода на МСФО европейских компаний, утвержденную Европарламентом.
Х. Брюнс затронул в своей презентации вопрос о планах европейских стран в отношении использования МСФО для подготовки отчетности компаний как юридических лиц. Он отметил, что в подавляющем большинстве стран этот вопрос пока не решен, поскольку он непосредственно затрагивает интересы налоговых органов, а также вопросы распределения доходов отдельных компаний, которые, в соответствии с национальным законодательством, решаются на основе индивидуальной отчетности.
Публикация подготовлена по материалам официального сайта ФКЦБ России http://www.fcsm.ru.