Goodwill, или почем нынче репутация?

IAS: искусство иллюзии

Автор:
Опубликовано: 16 сентября 2005

В 2003 году в России будет праздноваться очередной юбилей — пять лет сложнейшей работы (практически неподъемной) и усилий (практически героических) «по реформированию бухгалтерского учета РФ в соответствии с международными стандартами IAS». Переходим мы тяжело, принимаемые положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) постоянно редактируются, изменяются, порой даже задним числом. (Достаточно упомянуть историю с введением ПБУ №6/01 «Учет основных средств». Приказ № 26н, подписанный А. Л. Кудриным, зарегистрирован в Минюсте РФ 28 апреля 2001 года, а введен в силу, согласно пункту 3 данного приказа, «начиная с бухгалтерской отчетности 2001 года» — то есть с 1 января 2001 года учет основных средств следовало вести в соответствии с новым ПБУ, которого в тот момент еще не было).

Но рано или поздно эта титаническая работа завершится, наступит пора сбора плодов, и бухучет в России станет цивилизованным. Но все ли так хорошо в IAS, как порой преподносят российские адепты западной финансовой культуры? Попробуем снять красочную упаковку и понять, что же под ней находится. Для этого придется предпринять детальный анализ указанных стандартов.

Завтра будет лучше, чем вчера?

Начнем мы со странного, но очень популярного сегодня понятия goodwill (деловая репутация). В IAS данный термин встречается в стандарте 22 «Объединение компаний». Настоящий стандарт определяет порядок учета объединения компаний и применяется в случае, когда одна компания покупает (поглощает) другую. Разберемся, что же подразумевается под термином goodwill.

В соответствии с IAS 22.41, деловой репутацией (goodwill) называется превышение стоимости покупки над приобретенным интересом при оценке по справедливой (рыночной) стоимости приобретенных активов и обязательств

В течение последнего десятилетия на Западе наблюдался настоящий бум корпоративных слияний и поглощений. Не редкостью в этот период были покупки по цене, многократно превышавшей оценочную стоимость компании-мишени. Это объяснялось наличием у компании-мишени неосязаемых активов, таких как раскрученная торговая марка, удачное позиционирование, хорошие перспективы роста, качество менеджмента и т.п. Именно эти параметры и составляли Goodwill, то есть ту «наценку» к стоимости активов компании-мишени, которую компания-покупатель готова была заплатить.

Заметим, что вопрос о деловой репутации встает только при покупке одной компании другой. Стандарт IAS 38.36 не допускает создание внутренней деловой репутации и возможности учета ее как актива. Иными словами, компания не может сама оценивать материально свое имя и перспективы на будущее.

Деловая репутация, как любые нематериальные активы, подлежит амортизации (IAS 22.44), то есть она, как ни странно, «стареет». Компания рассчитывает срок «полезной службы» деловой репутации с учетом факторов, описанных в IAS 22.48 (планируемый срок существования приобретенной компании, стабильность и планируемый срок существования отрасли, информация о деловой репутации аналогичных компаний и т. д.). Срок «полезной службы» и метод амортизации деловой репутации, принятой к учету, в соответствии с IAS 22.54 полагается пересматривать на конец каждого финансового года. А для того чтобы установить, обесценилась ли деловая репутация, компании следует применять положения IAS 36 «Обесценение активов». И действительно, если ваше имя и репутация чего-то стоили вчера, это вовсе не значит, что завтра все будет так же.

Таким образом, при объединении компаний фактический убыток от слияния называется деловой репутацией и признается активом, для которого определяется метод амортизации и срок для его списания.

А теперь самое интересное.

Как приукрасить?

Компании могут использовать свойства Goodwill как для утонченного ухода от налогообложения, так и для приукрашивания собственных финансовых показателей

Способы достаточно просты, но эффективны. Рассмотрим некоторые наиболее популярные схемы.

Для приукрашивания финансовых результатов используется механизм приобретения сторонней компании, работающей в определенном секторе рынка и представляющей стратегический интерес для компании-покупателя. При этом компания-покупатель после совершения сделки получает эффект «увеличения» текущей прибыли. Он возникает благодаря тому, что вместо текущих затрат начисляется амортизация деловой репутации за длительный период времени, то есть компания-покупатель «растягивает» краткосрочные затраты на продолжительное время.

Пример. Компании А и В занимаются производством и продажей одежды. Для более удобного сравнения предположим, что все финансовые показатели у этих компаний одинаковые. Представим, что годовой объем продаж составляет 10 млн долларов, а прибыль от продаж — 3 млн. На следующий год компании А и В планируют увеличить объем продаж до 15 млн долларов и заработать прибыль 5 млн долларов. Увеличение объема продаж компании планируется за счет расширения производства, своей дилерской сети и поиска новых рынков сбыта.

Компания А следует намеченному плану: приобретает необходимое оборудование на сумму 6 млн долларов и осуществляет затраты на расширение дилерской сети в сумме 2 млн долларов. Руководство компании А устанавливает, что срок службы приобретенного оборудования — шесть лет. Таким образом, ежегодная сумма амортизации нового оборудования составит:

ежегодная амортизация оборудования = стоимость оборудования / срок службы = 6 000 000 / 6 = 1 000 000 долларов.

Компания В решает, что для достижения намеченных результатов она приобретет компанию С, у которой уже имеется необходимое оборудование, а также развита собственная дилерская сеть. При объединении компаний В и С стоимость оборудования оценивается по справедливой (рыночной) стоимости с учетом его износа в 5 млн долларов (со сроком службы пять лет), а деловая репутация — в 3 млн (со сроком службы три года). Других активов для чистоты сравнения у компании С нет. Таким образом, сумма ежегодной амортизации у компании В составит:

ежегодная амортизация оборудования = стоимость оборудования / срок службы = 5 000 000 / 5 = 1 000 000 долларов;

ежегодная амортизация деловой репутации = стоимость деловой репутации / срок службы = 3 000 000 / 3 = 1 000 000 долларов.

В итоге обе компании — А и В — для увеличения объема продаж вложили одинаковые средства (8 млн долларов). Однако рассмотрим отчет о прибылях и убытках компаний А и В и сравним их финансовые результаты за год (таблица 1).

Таблица 1. Использование Goodwill для приукрашивания финансовых результатов деятельности компании (млн долл.)

Компания А Компания В
Выручка от продаж 15000000 15000000
Себестоимость продаж (7000000) (7000000)
Прибыль от продаж 8000000 8000000
Расходы на расширение дилерской сети (2000000)
Амортизация деловой репутации (1000000)
Амортизация нового оборудования (1000000) (1000000)
Прибыль от операционной деятельности 5000000 6000000

Как видно из данного примера, компания может специально объединяться с другой структурой, признавая в качестве актива деловую репутацию, и использовать механизм ее амортизации. Это позволяет перенести текущие расходы на более длительный период времени, тем самым «увеличивая» не только свою текущую прибыль, но и инвестиционную привлекательность.

Как прибедниться?

А теперь рассмотрим другой вариант использования деловой репутации, которая позволяет уменьшать прибыль компании. Для этого также используется механизм приобретения сторонней компании и переоценки стоимости goodwill. В таком случае за счет создания резерва под обесценение деловой репутации компания уменьшает свою прибыль.

Как и в первом примере, рассмотрим компании А и В, занимающиеся производством и продажей одежды. Финансовые показатели оставим точно такие же: годовой объем продаж компаний А и В составляет 10 млн долларов, прибыль от продаж — 3млн. Компании А и В планируют увеличить объем продаж до 15 млн долларов и получить прибыль 5 млн долларов. Для увеличения объема продаж компаниям А и В необходимо приобрести дополнительное оборудование.

Компания А решает снизить сумму капитальных затрат на приобретение оборудования и покупает бывшее в употреблении оборудование в хорошем состоянии, не требующее текущего ремонта. В результате сумма приобретений компании А составляет 6 млн долларов вместо 7 млн (стоимость нового оборудования). Компания А устанавливает, что срок службы приобретенного оборудования продлится пять лет. Таким образом, ежегодная сумма амортизации этого оборудования составит:

ежегодная амортизация оборудования = стоимость оборудования / срок службы = 6 000 000 / 5 = 1 200 000 долларов.

Компания В решает не закупать новое оборудование, а приобрести компанию С, у которой оно есть в составе активов, и объединиться с ней. При объединении с компанией С стоимость оборудования оценивается по справедливой стоимости с учетом его износа в 4 млн долларов, а деловая репутация оценивается в 2 млн долларов. Других активов для чистоты сравнения у компании С нет. Компания В установила, что срок службы оборудования и деловой репутации будет одинаковым — пять лет. Таким образом, сумма ежегодной амортизации у компании В составит:

ежегодная амортизация оборудования = стоимость оборудования / срок службы = 4 000 000 / 5 = 800 000 долларов;

ежегодная амортизация деловой репутации = стоимость деловой репутации / срок службы = 2 000 000 / 5 = 400 000 долларов.

В результате обе компании для увеличения объема продаж вложили одинаковые средства (6 млн долларов). Сумма расходов на амортизацию у компаний А и В совпадет, следовательно, и прибыль компании А и В получат также одинаковую.

На второй год компания В решает, что ей пора переоценить стоимость деловой репутации из-за ее обесценения, применив положения стандарта IAS 36. В итоге переоцененная остаточная стоимость goodwill с учетом начисленной амортизации составит 1 млн долларов, при этом сумма ежегодной амортизации деловой репутации будет следующей:

ежегодная амортизация деловой репутации = остаточная переоцененная стоимость / остаток срока службы = 1 000 000 / 4 = 250 000 долларов,

а сумма резерва под обесценение деловой репутации = первоначальная стоимость—начисленный износ—остаточная переоцененная стоимость = 2 000 000 — 400 000 — 1 000 000 = 600 000 долларов.

Если сравнить отчет о прибылях и убытках компаний А и В за второй год, то будут получены следующие результаты (таблица 2):

Таблица 2. Использование Goodwill для сокрытия части прибыли компании (млн долл.)

Компания А Компания В
Выручка от продаж 15000000 15000000
Себестоимость продаж (8800000) (8800000)
Прибыль от продаж 6200000 6200000
Амортизация приобретенного оборудования (1200000) (800000)
Амортизация деловой репутации (250000)
Прибыль от операционной деятельности 5000000 5150000
Резерв под обесценение деловой репутации (600000)
Прибыль компании 5000000 4550000

Таким образом, компания может использовать механизм объединения (поглощения) с другой структурой для манипуляций с собственной прибылью, признавая в качестве актива деловую репутацию. Механизм обесценения деловой репутации позволяет компании легально уменьшать свою прибыль.

Пытливым на заметку.

Конечно, в статье описаны довольно простые схемы – мы ставили цель лишь разъяснить принципы манипуляций с использованием деловой репутации. Однако пытливый читатель может заметить, что многие крупные западные компании (особенно работающие в области программного обеспечения и высоких технологий) очень часто используют варианты типа:

покупка компании а удерживание приобретенной компании два-три года а последующая ее перепродажа и т. п.

То есть перед появлением заведомо прибыльного программного обеспечения или усовершенствованного хай-тек-оборудования компания приобретает падающую структуру с раскрученной маркой, а через год, буквально перед выпуском своей новинки, которая должна принести серьезную прибыль, производит обесценение деловой репутации «приобретения», тем самым снижая налогооблагаемую прибыль.

Или, наоборот, неудачно работающий топ-менеджмент большой акционерной компании может с помощью механизма поглощения достаточно благополучно отчитаться перед акционерами и фондовыми инвесторами о своей деятельности (даже с повышенными экономическими показателями), оттягивая по времени наступление финансового кризиса компании.

В следующей статье мы рассмотрим более широкие возможности для манипуляции компанией собственной прибылью, которые предоставляет стандарт IAS 36, используемый в качестве механизма обесценения активов компании.

Автор: