Гудвилл: экономическая сущность и методы учета

2002 г.

Автор:
Источник: Журнал «Аудитор» № 7 2002г
Опубликовано: 15 сентября 2005

Понятие и особенности гудвила как нематериального актива

В глобальной экономике в условиях с жесточайшей конкуренцией одним из способов завоевать и удержать долю на рынке являются слияния и поглощения, снижающие за счет экономии на масштабах издержки производства. Слияния и поглощения промышленных предприятий в последние несколько лет стали одним из наиболее характерных путей развития российского бизнеса. В результате приобретения у головной организации в консолидированной финансовой отчетности возникает проблема оценки и отражения гудвила.

Как показывает зарубежная практика, цена, уплаченная за приобретаемую фирму, может превышать рыночную оценку всех ее активов и обязательств. Так, корпорация Nestle приобрела фирму Rowntry за 2,55 млрд долл. США, что более чем в пять раз превысило балансовую стоимость фирмы; а корпорация Morris в октябре 1988 г. купила фирму Craft почти за 13 млрд долл. США, что в четыре раза больше балансовой стоимости этой фирмы. Возникающая при этом разница именуется в зарубежном бухгалтерском учете гудвиллом (goodwill), или согласно российским стандартам бухгалтерского учета «деловой репутацией». Таким образом, согласно международным стандартам учета гудвилл или отрицательный гудвилл, возникающий при приобретении, представляет собой «разницу между затратами по приобретению (инвестированию) и долей инвестора в справедливой (т.е. оценочной) стоимости идентифицируемых активов и обязательств над затратами по покупке компании» , т.е. разницу между покупной и рыночной ценами предприятия.

Различают положительную и отрицательную деловую репутацию. Положительная деловая репутация означает, что стоимость предприятия превышает совокупную стоимость его активов и пассивов, что предприятию присуще нечто такое, что не определяется стоимостью его активов и пассивов. Таким «нечто» может быть наличие стабильных покупателей, выгодное географическое положение, репутация качества, навыки маркетинга и сбыта, технические ноу-хау, деловые связи, опыт управления, уровень квалификации персонала и т.п. Эти факторы обеспечивают более высокий уровень прибыли, чем тот, что может быть получен при использовании аналогичных активов и пассивов, но в отсутствии отмеченных нематериальных факторов.

На практике имеют место ситуации, когда компания продается за цену ниже рыночной стоимости. Такую разницу между рыночной стоимостью и стоимостью продажи принято называть отрицательным гудвиллом, или бэдвиллом (badwill). Она может возникнуть при завышении стоимости активов, занижении стоимости обязательств или при недостаточной информированности об истинной стоимости компании. Согласно и международным, и российским стандартам учета гудвилл относится к нематериальным активам. Однако данный объект учета обладает целым рядом особенностей, отличающих его от «традиционных» нематериальных активов:

  • деловая репутация не существует отдельно от предприятия. Это неотчуждаемое имущество, которым нельзя распоряжаться отдельно от предприятия. Оно не может быть самостоятельным объектом сделки, поскольку не принадлежит компании на праве собственности;
  • отсутствие у деловой репутации вещественной формы не вызывает сомнения, в то время как у других нематериальных активов элемент вещественности присутствует: товарные знаки имеют графическое изображение, фирменные наименования и лицензии оформлены документально, ноу-хау подтверждаются технической документацией;
  • все нематериальные активы отражаются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости по сумме фактических затрат, связанных с приобретением, или каким-либо другим образом в зависимости от способа оплаты. В то же время стоимостной измеритель деловой репутации является довольно условным. В отчетах некоторых британских компаний можно встретить статью «Деловая репутация», в которой проставлена символическая сумма в 1 & (при измерителе баланса в 1000 &). Это означает, что репутация имеется или была, но ее стоимость не определена или списана;
  • нематериальные активы используются длительное время, в течение которого их стоимость равномерно (ежемесячно) переносится на производимую продукцию, выполненные работы или оказанные услуги путем начисления по ним амортизации. При этом первоначальная стоимость нематериальных активов в текущем учете не подлежит изменению, кроме случаев установленных законодательством РФ, а в балансе они отражаются по остаточной стоимости. Стоимость деловой репутации можно списать (погасить), но при этом предприятие не лишается самой репутации. По международным стандартам бухгалтерского учета гудвилл так нее, как и нематериальные активы, отражается в текущем учете по первоначальной, а в балансе – по остаточной стоимости. Однако сейчас существует тенденция переоценки гудвилла в текущем учете. Об этом свидетельствует принятый в США новый стандарт FAS № 142 «Бухгалтерский учет гудвилла и нематериальных активов», отменяющий амортизацию и предписывающий проводить ежегодно анализ и переоценку гудвилла с одновременным списанием суммы уценки на расходы компании. Не исключено, что в ближайшем будущем данный подход будет адаптирован и рекомендован к использованию Комиссией по международным стандартам финансовой отчетности. В России до недавнего времени гудвилл учитывался по остаточной стоимости и в текущем учете, и в балансе. Так, Министерство финансов РФ в своем Письме от 23.12 92 г. № 117 «Об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с приватизацией предприятий» рекомендовало списывать деловую репутацию ежемесячно в течение 10 лет (но не более срока деятельности организации) непосредственно со счета нематериальных активов, минуя счет 05 «Амортизация нематериальньх активов».

Российские и международные стандарты учета гудвилла

Для лучшего понимания сущности гудвилла сравним методы, принятые за рубежом, с российскими методами учета данного нематериального актива.

Во-первых, согласно и российским, и международным методам учета гудвилл отражается только при покупке предприятия. В международном стандарте финансовой отчетности № 38 «Нематериальные активы» и других МСФО, в частности, говорится, что внутренне созданная деловая репутация не признается как актив, поскольку не является идентифицируемым ресурсом, контролируемым компанией, который может быть надежно оценен. Таким образом, успешно работающая компания не может отразить в отчетности стоимость своей деловой репутации. Более того, согласно МСФО № 22 «Учет хозяйствующих объединений», который был издан в ноябре 1993 г. и пересмотрен в 1998 г., гудвилл возникает только при использовании учета объединения компании по методу покупки. В этом случае активы и обязательства покупаемой фирмы доводятся до их чистой текущей рыночной стоимости путем переоценки на дату совершения операции приобретения. Сумма, выплачиваемая за всю фирму, будет приниматься в образовавшемся объединении за новую учетную базу для оценки основных и некоторых оборотных средств . Согласно МСФО № 22 любое превышение стоимости, выплаченной приобретающей стороной, над рыночной стоимостью активов и обязательств, контроль над которыми переходит в результате приобретения новым владельцем, должно быть записано как гудвилл и отражено в балансе как актив.

Во-вторых, Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000) определяет деловую репутацию в виде разницы между ценой приобретения организации (стоимостью приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств. Такое определение значительно отличается от определения, содержащегося в МСФО № 22, где гудвиллом понимается разница между ценой приобретения и рыночной стоимостью нетто-активов фирмы. При расчете гудвилла в странах с переходной экономикой (с высоким уровнем инфляции) в виде разницы между ценой приобретения имущественного комплекса и балансовой стоимостью его чистых активов теряется экономическая сущность данного нематериального актива. Расчет и учет гудвилла согласно международным стандартам осуществляются в несколько этапов:

  • определяется суммарная величина дооценки балансовой стоимости активов и пассивов до их текущей рыночной стоимости;
  • определяется рыночная стоимость нетто-активов;
  • рассчитывается гудвилл как разница между ценой приобретения и рыночной сто имостью нетто-активов;
  • превышение цены покупки над рыночной стоимостью показывается в балансе как актив, который амортизируется в течение срока полезной службы, определяемого ру ководством самой компании;
  • в случае отрицательного гудвилла, согласно МСФО № 22, разницу между рыноч ной и покупной стоимостью активов можно рассматривать как доход будущих периодов.

Вместе с тем ее можно распределять между приобретенными внеоборотными (неденежными) активами, на которые начисляется износ пропорционально их рыночной стоимости.

Рассмотрим применение данной схемы на конкретном примере. Предположим, что компания А приобретает компанию Б и на момент приобретения баланс последней имеет вид, представленный в табл. 1.

Таблица 1
Определение величины дооценки балансовой стоимостью нетто-активов компании Б до их рыночной стоимости, у.е.

Статья баланса компании 5 Балансовая стоимость Рыночная стоимость Величина дооценки
Основные средства 100000 150000 50000
Нематериальные активы 50000 70000 20000
Запасы 80000 90000 10000
Денежные средства 200 000 220 000 20000
Дебиторская задолженность 50000 60000 10000
Кредиторская задолженность (40 000) (50 000) (10000)
Нетто активы 440 000 540 000 100000

На основе экспертного заключения выявляем рыночную стоимость активов и пассивов компании Б и рассчитываем величину ее нетто-активов (см. табл. 1).

Рассмотрим четыре возможных варианта соотнесения между собой цены приобретения компании Б, рыночной и балансовой стоимости ее нетто-активов, приведенных в табл. 2:

вариант 1: сумма, уплаченная за активы и обязательства компании Б, больше их балансовой и рыночной стоимости;

вариант 2: цена приобретения больше балансовой стоимости, но равна рыночной;

вариант 3: цена покупки равна балансовой стоимости, но ниже рыночной;

вариант 4: цена покупки ниже и рыночной и балансовой стоимости.

Как видно, при использовании международных стандартов учета положительный гудвилл образуется только в варианте 1, а отрицательный – в 3-м и 4-м. Если бы гудвилл на том же условном примере был рассчитан согласно ПБУ 14/2000, то положительный показатель был бы получен не только в варианте 1, но и в варианте 2, что привело бы к неоправданному завышению активов и их амортизации. Порядок распределения отрицательного гудвилла по международным стандартам учета отражен в таблице 3.

Таблица 2
Величина гудвила по международным и и российским стандартам учета, у.е.

Показатель Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4
Цена приобретения 600 000 540 000 440 000 400 000
Балансовая стоимость нетто-активов 440 000 440 000 440 000 440 000
Величина гудвилла по российским стандартам учета 1 60 000 100000 - (40 000)
Рыночная стоимость нетто-активов 540 000 540 000 540 000 540 000
Величина гудвилла по международным стандартам учета 60000 - (100000) (140000)

Таблица 3
Распределение отрицательного гулвилла по вилам активов (превышение рыночной стоимости необоротных активов нал иеной их приобретения, у.е.)

Внеоборотные активы Рыночная стоимость активов Доля в общей сумме Величина отрицательного гудвилла ( по международным стандартам) Перераспределение (графа 2 х х графа 3) Расчетная стоимость покупки (графа 1 — графа 4 )
  графа 1 графа 2 графа 3 графа 4 графа 4
Вариант 3 Основные средства 150000 150/220 100000 68 182 81 818
  Нематериальные активы 70000 70/220 100000 31 818 38 182
  Итого 220 000 - - 100000 -
Вариант 4 Основные средства 150000 150/220 140000 95455 54545
  Нематериальные активы 70000 70/220 140000 44545 25455
  Итого 220 000  –   –  140000 -

Условный баланс компании Б после приобретения, у.е.

Учет Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4
Дебет Основные средства 150000 150000 81 818 54545
Нематериальные активы 70000 70000 38 182 25455
Запасы 90000 90000 90000 90000
Денежные средства 220 000 220 000 220 000 220 000
Дебиторская задолженность 60000 60000 60000 60000
Гудвилл 60000 60000 60000 60000
Кредит Кредиторская задолженность 50000 50000 50000 50000
Другие статьи пассива баланса 600 000 540 000 440 000 400 000

Полное распределение гудвилла компании Б в балансе компании А должно быть отражено на соответствующих счетах отдельными бухгалтерскими записями, которые для каждого из рассмотренных случаев представлены в табл. 4 3.

В российской системе бухгалтерского учета в соответствии с ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» положительный гудвилл должен «рассматриваться как надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитываться в качестве отдельного инвентарного объекта» в составе нематериальных активов. В соответствии с новым Планом счетов, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н, для учета гудвилла (по купленным предприятиям) организация может к счету 04 «Нематериальные активы» дополнительно создавать одноименный субсчет. Согласно ПБУ 14/2000 отрицательную деловую репутацию организации следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием стабильных покупателей, репутации высокого качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п., и учитывать как доходы будущих периодов. Отсюда следует, что компания должна иметь отдельный субсчет «Отрицательный гудвилл» к счету 98 «Доходы будущих периодов» и показывать его результат по балансу в составе долгосрочных обязательств . Как уже указывалось, в бухгалтерском учете гудвилл возникает только при покупке предприятия. Однако оценка стоимости предприятия, обусловливающая необходимость стоимостного выражения его деловой репутации, производится при самых разнообразных обстоятельствах, далеко не всегда связанных с покупкой: при обмене ценными бумагами между акционерами, эмиссии ценных бумаг, подготовке к допуску акций для котировки на бирже и т.д.

Существует множество способов оценки гудвилла, которые условно можно разделить на прямые и косвенные методы. Прямые методы исходят из сочетания имущественной оценки и оценки рентабельности предприятия. Косвенные же методы учитывают данное сочетание с помощью средней взвешенно.

Прямые методы оценки гудвилла

Среди прямых методов наибольшее распространение получили синтетические методы. Данные методы направлены на общую оценку гудвилла с помощью показателей деловой активности или финансового результата.

Оценка гудвилла с помощью показателя деловой активности. Обычно таким показателем выступает объем продажи (СА) (чаще всего средний объем продаж за последние три года), скорректированный на множитель к (GW = K*CA/100%). Этот метод чаще всего используется для оценки стоимости коммерческих организаций, где гудвилл рассматривается главным образом в качестве показателя, характеризующего способность достичь определенного объема продаж или заказов. Показатель k был подсчитан на основе ряда выборочных исследований и оценочной шкалы налоговых органов (табл. 5).

3 Приведенный в табл. 4 условный баланс компании Б после приобретения во многом упрощен. Так, при полном расчете деловой репутации учитывают долю инвестора в приобретаемых идентифицируемых нетто-активах, а статья инвестиции показывается в балансе отдельно (более подробно см.: Пучкова С.И., Новодворским В.Д. Консолидированная отчетность. -М.: ФБК-ПРЕСС, 1999 г.).
* Брыжик А. Международная практика подсчета гудвилла / Бюллетень ДП – Консультант. Право. – № 41. – 2001.

Таблица 5
Некоторые значения статистического показателя k

Вид коммерческой деятельности Шкала (в зависимости от объема продаж или прибыли)
Туристическое агенство 95-1 00% годового объема продаж
Агентство недвижимости 1-1,5% ежегодной средней чистой прибыли
Торговля антиквариатом 45-1 60% годового объема продаж
Булочная 70-80% годового объема продаж
Комиссионный магазин 45-80% годового объема продаж
Торговля канцтоварами 1 5-25% годового объема продаж
Парикмахерская 75-1 1 5% годового объема продаж
Торговля игрушками 45-65% годового объема продаж
Книгоиздание 50-80% годового объема продаж
Ателье 40-65% годового объема продаж
Ресторан 60-1 20% годового объема продаж
Супермаркет 1 5-20% годового объема продаж
Источник: Колосс Бернар. Управление хозяйственной деятельностью. – М. 1997.

Главное преимущество этого метода – его простота. Но оценка деловых активов, исходящая только из объема продаж, может быть произведена с существенной погрешностью, поэтому часто для оценки необходимо учитывать финансовые результаты.

Оценка гудвилла с помощью показателя финансового результата. В данном случае предприятие рассматривается не только как имущественный комплекс, но и как своего рода инвестиции. Его смысл состоит в том, что гудвилл появляется там, где результат предприятия превышает тот, который оно должно получить в нормальных условиях только благодаря своим осязаемым элементам, стоимость которых может быть измерена, например, с помощью показателя чистых скорректированных активов (ANC) . Результат деятельности предприятия отражается в показателях прибыли и рентабельности. Если норма рентабельности чистых скорректированных активов равна г, прибыль предприятия равна В, тогда стоимость неосязаемых элементов представляет собой сверхприбыль, т.е. разницу между этой прибылью и нормальной прибылью при норме t: В -1 x AN С (при t

Косвенные методы оценки гудвилла

Среди данной группы методов широко распространен немецкий метод (метод практиков). В данном методе стоимость предприятия VG определяется как среднее значение величины дохода VR и чистых скорректированных активов ANC, т.е.:
VG = ?(VR + ANC), где VR = B/i

Считается, что при использовании данного метода гудвилл равен половине разности между величиной дохода и чистых скорректированных активов, т.е.:
GW = 1/2(VR-ANC) = ? (B-I*ANC)

5 Чистые скорректированные активы рассчитываются следующим образом: Бухгалтерские активы ± Результаты переоценки = Скорректированные активы – Скорректированные кредиторские задолженности = Чистые cкорректированные активы

Существуют различные варианты данного метода. Так, один из них заключается в подстановке вместо величины ANC значения действительной стоимости или постоянного капитала, необходимого для хозяйственной деятельности. Другой вариант данного метода предполагает использование вместо величины ANC обоих указанных показателей в соответствии с их удельным весом.

Амортизация гудвилла

Согласно ПБУ 14/2000 амортизационные отчисления по положительной деловой репутации организации отражаются в бухгалтерском учете путем равномерного уменьшения ее первоначальной стоимости. Чтобы определить число лет, за которые будет амортизирован гудвилл, необходимо определить полезный срок использования данного нематериального актива.

Согласно МСФО №22 при оценке срока полезного использования гудвилла следует исходить:

  • из прогнозируемого срока существования производства или отрасли;
  • устаревания продукта, изменения спроса и других экономических факторов;
  • ожидаемых действий со стороны существующих или потенциальных конкурентов;
  • законодательных и договорных положении, влияющих на срок полезного использования и т.д.

Срок амортизации данного нематериального актива в ГТБУ 14/2000 определяется в 20 лет (но не более срока деятельности организации), причем он должен быть отражен в учетной политике организации. Максимальный срок амортизации положительного гудвилла согласно МСФО № 22 также составляет 20 лет.

Для ежемесячного отражения амортизационных отчислений положительного гудвилла предназначен специальный субсчет «Амортизация гудвилла» к счету 05 «Амортизация нематериальных активов» (в корреспонденции с одноименным субсчетом, открытым к счету 26 «Общехозяйственные расходы»). Отрицательный гудвилл должен равномерно относится на операционные доходы проводкой:

Дебет 98 «Доходы будущих периодов»
Кредит 91 «Прочие доходы и расходы».

Никаких ограничений по срокам отнесения отрицательного гудвилла на операционные доходы ПБУ 14/2000 не установлено.

Вместе с тем Совет по стандартам финансового учета США (FASB US) не так давно принял новый стандарт FAS № 142 «Бухгалтерский учет гудвилла и нематериальных активов», который отменяет амортизацию гудвилла. Теперь компании, ведущие учет по системе GAAP, будут вынуждены ежегодно проводить анализ и переоценку гудвилла с одновременным списанием суммы уценки на расходы компании. Не исключено, что в ближайшем будущем данный подход будет адаптирован и рекомендован к использованию Комиссией по Международным стандартам учета.

Таким образом, российские стандарты бухгалтерского учета в отношении гудвилла не полностью соответствуют международным стандартам. Возникает необходимость внесения изменений в российские стандарты в направлении их сближения с международными стандартами, более адекватно отражающими экономическую сущность гудвилла. И первым шагом в этом направлении должно стать принятие международного определения гудвилла, что в свою очередь потребует использование международных методов учета данного нематериального актива.

6 Действительная стоимость – это стоимость предприятия как имущественного комплеса, который генерирует (определяет) результат хозяйственной деятельности. В отличие от бухгалтерских активов действительная стоимость не включает элементы, хотя не принадлежащие предприятию на праве собственности, но участвующие в формировании результата хозяйственной деятельности (например, имущество, используемое по договору финансовой аренды (лизинга). Таким образом, действительная (экономическая стоимость) определяется следующим образом: Бухгалтерские активы – Непроизводственные активы + Хозяйственные активы, не включаемые в актив= Действительная стоимость

Автор:

 

Все статьи цикла «Номер 7»

(состоит из 4 статей)

Методы оценки аудиторских рисков (15 сентября 2005)

Организация учета резервов предстоящих расходов (15 сентября 2005)

Гудвилл: экономическая сущность и методы учета (15 сентября 2005)

Порядок привлечения к ответственности за налоговые правонарушения (15 сентября 2005)