В настоящее время Комитет государственного сектора (КГС) Международной федерации бухгалтеров занимается разработкой Международных стандартов финансовой отчетности для государственного сектора (МСФОГС).
Работа началась в конце 1996 г. К декабрю 2001 г. планировалось подготовить следующие документы: исходное исследование, в котором рассматриваются существующие методы и проблемы составления финансовой отчетности в государственном секторе; основные МСФОГС на базе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), действующих по состоянию на август 1997 г.; МСФОГС по кассовому методу учета; и методические рекомендации по переходу от кассового метода к учету по методу начисления.
На сегодняшний день КГС выпустил исходное исследование, восемь МСФОГС, проекты семи новых МСФОГС и «Приглашение представлять замечания по обесценению активов в государственном секторе».
В ближайшее время будут выпущены новые Проекты стандартов (Exposure Drafts), а именно:
Проект стандарта «События после отчетной даты»
(выйдет в конце января 2001 г.)
В основе Проекта лежат положения МСФО 10 «События после отчетной даты» (в редакции 1999 г.). В Проекте установлены критерии, при которых следует отражать в финансовой отчетности событие после отчетной даты. Проводится разграничение между событиями после отчетной даты, отражаемыми в отчетности (событиями, подтверждающими существовавшие на отчетную дату условия хозяйственной деятельности) и событиями после отчетной даты, не отражаемыми в отчетности (событиями, свидетельствующими о возникших после отчетной даты условиях хозяйственной деятельности). Кроме того, в Проекте:
- обсуждается вопрос об определении даты утверждения финансовой отчетности к выпуску для организаций в государственном секторе;
- отмечается необходимость рассмотрения вопроса о том, подпадают ли официально объявленные планы правительства под определение событий, отражаемых или не отражаемых в финансовой отчетности;
- разъясняется порядок применения принципа непрерывности деятельности в государственном секторе, в том числе признается, что оценку на предмет возможности продолжения бесперебойной деятельности уместно проводить в отношении отдельных субъектов государственного сектора, а не всего правительства в целом.
Проект стандарта «Составление отчетности по сегментам»
(выйдет в конце января 2001 г.)
В основе Проекта лежат положения МСФО 14 «Составление отчетности по сегментам», в частности, те же самые требования к раскрытию информации. Однако, согласно Проекту сегменты, применяемые при составлении финансовой отчетности для внешних пользователей, должны соответствовать сегментам, использованным при представлении внутренней отчетности для руководителей высшего звена. В этом и состоит отличие Проекта от МСФО 14, согласно которому необходимо раскрывать определенную информацию по операционным и географическим сегментам, выделяемым исходя из характера имеющихся рисков и получаемых доходов.
КГС считает, что выделение сегментов исходя из характера имеющихся рисков и получаемых доходов не приемлемо для субъектов государственного сектора, не функционирующих в условиях конкуренции с целью получения прибыли. В то же время, по мнению КГС, для повышения ответственности, оценки результатов деятельности и принятия решений органу власти и руководителям субъектов государственного сектора необходима детальная финансовая информация по таким аспектам, как:
- ход выполнения основных задач, стоящих перед субъектом государственного сектора;
- выделенные ресурсы и расходы, связанные с выполнением поставленных задач;
- источники финансирования и возмещение затрат в процессе выполнения основных задач.
КГС считает, что раскрытие в финансовой отчетности общего назначения (для внешних пользователей) информации о крупных сегментах, о которых сообщается руководству высшего звена, – экономически эффективный механизм, обеспечивающий повышение прозрачности финансовой отчетности субъектов государственного сектора. Такой механизм будет способствовать большей ответственности субъектов государственного сектора и раскрытию информации, полезной для пользователей при принятии решений. Данный подход позволит в разрезе сегментов отразить направления деятельности, программы, достигнутые результаты, министерства и портфели ценных бумаг в соответствии с методологией составления отчетности для органа власти и руководителей высшего звена. На общегосударственном уровне сегменты можно выделять исходя из классификаций по функциональному признаку, используемым при представлении отчетности в органы госстатистики, тем самым способствуя гармонизации принципов составления отчетности для целей бухгалтерского учета и статистики.
Проект стандарта «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации»
(выйдет в конце января 2001 г.)
КГС выпустил Проект стандарта, требования которого практически не отличаются от положений Международного стандарта финансовой отчетности МСФО 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации». В Проекте устанавливаются требованию к раскрытию информации об инструментах, признаваемых в отчетности и отражаемых за балансом (отчет о финансовом положении). В частности, предлагается классифицировать финансовые инструменты в разрезе эмитентов, в том числе выделять в инструментах элемент капитала и элемент обязательства.
По мнению КГС, субъекты государственного сектора используют финансовые инструменты и должны соблюдать те же самые требования к представлению и раскрытию информации, что и предприятия частного сектора. Применение какого-либо особого подхода к государственному сектору не является обоснованным. Хотя, с точки зрения КГС, предлагаемый Стандарт должен применяться всеми субъектами государственного сектора, Комитет заинтересован в получении комментариев по данному вопросу. Субъекты государственного сектора, как правило, не занимаются эмиссией долевых инструментов, поэтому КГС предлагает респондентам прокомментировать целесообразность введения в той или иной юрисдикции обязательной классификации инструментов на долевые и долговые. Кроме того, КГС заинтересован в получении комментариев по финансовым инструментам, используемым в странах исламского мира, специфика которых, возможно, не была рассмотрена в Проекте стандарта.
Проект стандарта «Инвестиционная собственность»
(выйдет в конце января 2001 г.)
Проект стандарта «Инвестиционная собственность» разработан на базе МСФО 40 «Инвестиционная собственность» и требует применять модель учета по себестоимости или справедливой стоимости. В Проекте:
- устанавливается, что имущество, используемое для оказания услуг в области социального обеспечения, не является инвестиционной собственностью (даже при наличии соответствующих денежных поступлений). Учет такого имущества производится в соответствии с Проектом стандарта 14 «Основные средства»;
- предлагается первоначально отражать инвестиционную собственность по себестоимости, а при невозможности определения себестоимости объекта или в случае ее несущественности – по справедливой стоимости по состоянию на дату признания объекта в отчетности. В этом и заключается отличие Проекта от МСФО 40, согласно которому инвестиционную собственность следует первоначально отражать по себестоимости. В то же время в Проекте учтены требования, предлагаемые в Проекте стандарта 14; и
- устанавливается, что с началом ведения учета по методу начисления любое изменение в балансовой стоимости инвестиционной собственности, связанное с переходом от модели учета по себестоимости к модели учета по справедливой стоимости, следует относить на чистые активы/капитал.
В настоящее время КГС занимается другими важнейшими вопросами учета в государственном секторе, а именно:
Проект стандарта «Раскрытие информации о связанных сторонах»
КГС рассмотрел предварительный вариант Проекта, разработанного на базе МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах», при этом основное внимание уделяется раскрытию информации о сделках между такими сторонами. В отличие от МСФО 24 предварительный вариант Проекта не освобождает субъекты, находящиеся в полной собственности контролирующего их субъекта и зарегистрированные в той же самой стране, от обязанности раскрывать информацию о сделках со связанными сторонами. КГС постановил пересмотреть предварительный вариант Проекта с тем, чтобы обязательному раскрытию подлежала информация о:
- сделках между контролирующим и контролируемым субъектами (в финансовой отчетности контролируемого субъекта); и
- размере вознаграждения, выплачиваемого руководителям высшего звена.
Комитет рассмотрит предварительный вариант в новой редакции на своем очередном заседании.
Проект стандарта «Резервы, условные обязательства и условные активы»
КГС рассмотрел предварительный вариант Проекта, разработанного на базе МСФО 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы». В МСФО 37 резервы определяются как обязательства, величина и срок наступления которых отличаются неопределенностью. Кроме того, в Стандарте установлен порядок признания резервов и обременительных контрактов, а также требования к раскрытию информации об условных активах и условных обязательствах. В предварительном варианте Проекта предлагалось:
- применять Стандарт к обязательствам в области государственной политики;
- ограничить сферу применения Стандарта только теми обременительными контрактами, при заключении которого обе стороны намереваются получить примерно равную для себя выгоду.
КГС посчитал необходимым ограничить сферу применения Стандарта и исключить из нее обязательства, связанные с выплатой социальных пособий, а также условные активы, которые возникают в связи с доходами от операций, не являющихся обменом. Комитет отметил, что изменение сферы применения влечет за собой изменение порядка применения Проекта к обременительным контрактам. Комитет рассмотрит предварительный вариант в новой редакции на своем очередном заседании.
Проект стандарта «Объединения субъектов»
КГС рассмотрел предварительный вариант Проекта, разработанного на базе МСФО 22 «Объединения субъектов», в котором рассматриваются порядок учета покупок компаний и объединения интересов. В предварительном варианте Проекта предлагались практически те же самые требования, что в МСФО 22.
КГС решил отложить разработку Стандарта по объединениям субъектов вплоть до окончания работы над основными Стандартами. По мнению КГС, Стандарт по объединениям субъектов не будет широко применяться в государственном секторе. Поэтому он не является приоритетным в рамках текущей программы работы.
Рекомендации по переходу от кассового метода к учету по методу начисления
Комитет продолжил работу над рекомендациями по осуществлению перехода от кассового метода к учету по методу начисления. На своем заседании КГС рассмотрел первоначальный вариант рекомендаций по целому ряду вопросов, возникающих при переходе от одного метода учета к другому. На заседании также обсуждалась наиболее приемлемая форма представления материала для субъектов, желающих получить разъяснения по порядку ведения учета согласно кассовому методу (в соответствии с требованиями Проекта стандарта 9 «Составление финансовой отчетности по кассовому методу учета»), а также характер приводимых примеров.
Кроме того, КГС обсудил механизмы, способствующие более эффективному использованию опыта своих членов, наблюдателей и представляемых ими организаций. Работа над «Рекомендациями» будет продолжаться.
Концептуальные принципы составления финансовой отчетности в государственном секторе
КГС согласился с замечаниями специалистов, рекомендовавших разработать концептуальные принципы основных Стандартов. Различные элементы концептуальных принципов уже были детально проанализированы в «Исследованиях» КГС. Поэтому после окончания работы над основными Стандартами можно будет приступить к разработке концептуальных принципов.
КГС решил включить в свою программу работы концептуальные принципы составления финансовой отчетности. Первоначально предполагается рассмотреть цели финансовой отчетности в государственном секторе и понятие «отчитывающийся субъект». КГС может приступить к определению объема работ в рамках данных проектов уже в 2001 г.
Краткая информация о документах, подготовленных КГС.
Исходное исследование
Исследование КГС «Проблемы и практика бухгалтерского учета в государственном секторе» предназначено для оказания помощи органам государственной власти в составлении финансовой отчетности и рассмотрения наиболее распространенных методов бухгалтерского учета, используемых органами государственной власти – кассового метода (в том числе модифицированного кассового метода учета) и учета по методу начисления (в том числе модифицированного метода начисления). Кроме того, в Исследовании приведены примеры финансовой отчетности, составленной с использованием каждого метода.
Международные стандарты финансовой отчетности для государственного сектора (МСФОГС)
В МСФОГС 1 «Представление финансовой отчетности» содержатся общие соображения по поводу представления финансовой отчетности, рекомендации по структуре отчетов и минимальные требования к их содержанию при использовании учета по методу начисления.
В соответствии с МСФОГС 2 «Отчеты о движении денежных средств» необходимо раскрывать информацию об изменениях денежных средств и денежных эквивалентов за отчетный период в разрезе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.
В МСФОГС 3 «Чистый профицит или дефицит за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике» устанавливается порядок учета изменений оценочных значений и учетной политики, а также исправления фундаментальных ошибок. Стандарт дает определение статей чрезвычайных обстоятельств и требует раскрытия информации об отдельных показателях финансовой отчетности.
В МСФОГС 4 «Влияние изменений валютных курсов» рассматриваются вопросы учета валютных операций и зарубежных операций. В МСФОГС 4 излагается порядок определения валютного курса, используемого при отражении отдельных хозяйственных операций и показателей, а также разъясняется, каким образом следует признавать в финансовой отчетности финансовые последствия изменений валютных курсов.
В МСФОГС 5 «Затраты по займам» установлен порядок учета затрат по займам, которые следует либо сразу же относить на расходы, либо (согласно допустимому альтернативному порядку учета) капитализировать те затраты, которые связаны непосредственно с приобретением, строительством или производством квалифицируемого актива.
В соответствии с МСФОГС 6 «Сводная финансовая отчетность и учет контролируемых субъектов» все контролирующие субъекты обязаны составлять сводную финансовую отчетность, в которой построчно осуществляется сведение показателей всех контролируемых субъектов. Кроме того, в Стандарте содержится подробное описание концепции контроля применительно к государственному сектору и приводятся рекомендации по порядку определения наличия контроля для целей составления финансовой отчетности.
В соответствии с МСФОГС 7 «Учет инвестиций в ассоциированные компании» все инвестиции в ассоциированные компании необходимо отражать в сводной финансовой отчетности, используя метод учета по долевому участию, за исключением тех случаев, когда инвестиции осуществляются исключительно в целях их перепродажи в ближайшем будущем. В этом случае следует применять метод учета по себестоимости.
В соответствии с МСФОГС 8 «Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности» субъектам государственного сектора необходимо применять метод пропорционального сведения в качестве основного порядка учета такой совместной деятельности. Кроме того, в качестве допустимого альтернативного порядка учета МСФОГС 8 разрешает использовать метод учета по долевому участию.
Проекты стандартов, представленные на рассмотрение общественности
В Проекте стандарта 9 «Составление финансовой отчетности по кассовому методу учета» устанавливаются требования к составлению и представлению отчета о движении денежных средств и пояснений к учетной политике, в основе которой лежит кассовый метод. В Проекте также содержатся требования к порядку выявления отчитывающего субъекта, структуре и содержанию отчета о движении денежных средств. Крайний срок представления комментариев – 30 ноября 2000 г.
В Проекте стандарта 10 «Выручка от операций обмена» устанавливается порядок учета выручки от операций обмена и рассматривается проблема признания выручки от таких операций. Крайний срок представления комментариев – 30 ноября 2000 г.
В Проекте стандарта 11 «Запасы» предлагается порядок учета запасов в рамках системы учета по первоначальной стоимости приобретения. Крайний срок представления комментариев – 30 ноября 2000 г.
В Проекте стандарта 12 «Договоры на строительство» предлагается порядок учета доходов и затрат, связанных с договорами на строительство. Крайний срок представления комментариев – 30 ноября 2000 г.
В Проекте стандарта 13 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции» предлагаются требования к составлению финансовой отчетности в условиях гиперинфляции. Крайний срок представления комментариев – 30 ноября 2000 г.
В Проекте стандарта 14 «Основные средства» предлагается порядок учета основных средств (в том числе метод и момент первоначального признания) и рассматриваются принципы определения текущей балансовой стоимости и размера начисленного износа. Крайний срок представления комментариев – 30 января 2001 г.
В Проекте стандарта 15 «Аренда» предлагается порядок учета лизинговых операций. Крайний срок представления комментариев – 30 января 2001 г.
Помимо проектов стандартов, КГС опубликовал «Предложение представлять комментарии по обесценению активов». При помощи данного документа КГС рассчитывает получить предложения по порядку учета обесценения активов. В документе отражена предварительная позиция КГС, согласно которой проверке на предмет обесценения должны подлежать все активы. В то же время в отношении активов, используемых субъектами государственного сектора исключительно для оказания услуг и доставки товаров, нецелесообразно проводить предусмотренную в МСФО 36 «Обесценение активов» проверку на предмет превышения денежных поступлений над выплатами. Крайний срок представления комментариев – 30 января 2001 г.
Вышеуказанные документы на английском языке размещены на странице МФБ в сети Интернет http://www.ifac.org.