Исправляем ошибки в бухгалтерской и налоговой отчетности

Российский бухучет

Автор:
Источник: Бухгалтер-профессионал автотранспортного предприятия
Опубликовано: 20 июля 2009

В бухгалтерском учете не установлены ограничения для исправления ошибок. Нашел ошибку — исправляй. Главный бухгалтер несет ответственность за своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Поэтому, безусловно, бухгалтер заинтересован в том, чтобы предоставленные им сведения были без погрешностей. Кроме того, бухгалтерская отчетность должна представляться вовремя. Иначе могут и к ответственности привлечь за несвоевременную сдачу отчетности — как бухгалтера, так и организацию

Ответственность за ошибки, допущенные в бухгалтерском учете

За ошибки, допущенные в бухгалтерском и налоговом учете, предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность.

К административной ответственности привлекаются должностные лица организации на основании статьи 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ):

  • за грубое нарушение порядка и сроков хранения учетных документов;
  • за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления отчетности понимается:

  • искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;
  • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Сумма административного штрафа составляет от 2000 до 3000 рублей.

К налоговой ответственности организации могут быть привлечены по статье 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов или объектов налогообложения.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов или объектов налогообложения понимается:

  • отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета;
  • систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Сумма штрафа составляет:

  • 5 000 рублей;
  • за то же правонарушение, но совершенное в течение более одного налогового периода, — 15 000 рублей;
  • за то же правонарушение, если оно привело к занижению налоговой базы — 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 рублей.

К уголовной ответственности привлекаются должностные лица организации по статье 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов и сборов в крупных размерах путем:

  • непредставления налоговой декларации;
  • включения в декларацию заведомо ложных сведений.

Крупным размером признается сумма недоимки за 3 года подряд, если она составляет:

  • более 500 000 рублей и превышает 10% подлежащих уплате налогов и сборов;
  • более 1 500 000 руб.

За уклонение от уплаты налогов предусмотрено наказание в виде:

  • штрафа от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы за 1–2 года;
  • ареста на срок от 4 до 6 месяцев;
  • лишения свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Если то же деяние совершено группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, то провинившиеся будут подвергнуты наказанию в виде:

  • штрафа от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы за 1–3 года;
  • лишения свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Особо крупным размером признается сумма недоимки за 3 года подряд, если она составляет:

  • более 2 500 000 рублей и превышает 20% подлежащих уплате налогов и сборов;
  • более 7 500 000 рублей.

Итак, вы обнаружили ошибку в бухгалтерском учете, которая привела к искажению бухгалтерской отчетности. При этом возникает три вопроса. Первый — как исправить ошибку. Второй вопрос — в записи какого периода внести исправления. И третий — как документально оформить это исправление.

Исправляем ошибки в первичных бухгалтерских документах

Если вы обнаружили в первичном документе ошибку, то помните следующее: в кассовых документах (приходных и расходных ордерах) и в банковских документах никакие исправления не допускаются. Поэтому если ошибка была допущена при оформлении кассовых или банковских документов, то их придется составить заново.

Неверно оформленные первичные документы должны быть дооформлены в соответствии с установленными требованиями.

Пример

  • У предприятия ООО «Тюльпан» расчетный счет открыт в АКБ «Автобанк». В ходе плановой проверки ведения кассовых операций на предприятии были обнаружены неверно оформленные первичные учетные документы. А именно:
  • в расходном ордере № 48 от 02 февраля 2009 года нет подписи руководителя организации;
  • в расходном ордере № 69 от 15 апреля 2009 года получатель денег под отчет не проставил дату получения денег;
  • в расходном ордере № 108 от 25 июня 2009 года цифрами не указана сумма операции и корреспондирующий счет.

Все эти ошибки являются нарушениями порядка ведения кассовых операций, но не влекут за собой применения к организации штрафных санкций.

Исправить эти ошибки достаточно просто. Для этого необходимо заполнить недостающий реквизит: поставить подпись руководителя, указать сумму расходного ордера цифрами, а также корреспондирующий счет.

Осложнения могут возникнуть лишь в том случае, если получатель денег по расходному ордеру № 69 уже уволился, и проставить дату получения денег он не может. Тогда следует собрать косвенные доказательства факта выдачи ему денежных средств. Таким доказательством может быть копия его авансового отчета, в котором указана дата выдачи денег под отчет. Ее нужно приложить к неверно оформленному расходному кассовому ордеру.

В остальных первичных учетных документах исправления допускаются.

Ошибки в прочие первичные учетные документы можно исправлять только строго по правилам в зависимости от периода обнаружения ошибки.

Ошибка в первичном документе обнаружена на стадии его обработки

В этом случае исправления вносятся в этот документ лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими «ошибочный» документ.

При этом неправильный текст или сумма в документе зачеркивается, а сверху над зачеркнутым пишется правильный текст или сумма. Зачеркивать нужно одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное. И ни в коем случае не применять «штрих» для закрашивания ошибочного текста.

Затем исправленная ошибка в первичном документе оговаривается надписью «исправлено». Обязательно проставляется дата исправления, а также подписи лиц, исправивших документ.

Если в бухгалтерию поступает документ с исправлениями, то его можно принимать к учету, если исправление правильно оформлено. При этом бухгалтеру следует поставить свою подпись под исправленной записью, тем самым подтвердив свое согласие с исправлением.

Ошибка в первичном документе обнаружена после составления отчетности

Если бухгалтерская отчетность уже сдана, то ошибки в первичных документах исправляются по-другому. Такие исправления делают только с помощью бухгалтерской справки. Она представляет собой письменное объяснение ситуации за подписью должностного лица и бухгалтера.

В бухгалтерской справке необходимо указать:

  • наименование документа (бухгалтерская справка), номер и дату ее составления;
  • месяц, в котором обнаружена ошибка;
  • причину возникновения ошибки и ее характер;
  • действия, необходимые для исправления ошибки в налоговом учете (внести исправления в Книгу учета доходов и расходов, составить уточненную декларацию по единому налогу и т. д.);
  • должностных лиц, ответственных за учет данной операции (главный бухгалтер, бухгалтер) и их личные подписи.

Таким образом, бухгалтерская справка фиксирует факт неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета и обосновывает необходимость внесения исправительных записей в учетные регистры. В данном случае она исполняет роль первичного учетного документа. В бухгалтерском учете такую ошибку Вы исправите дополнительной записью в текущем отчетном периоде, за который предстоит сдавать бухгалтерскую отчетность.

Исправляем ошибки в регистрах бухгалтерского учета

На основании первичных учетных документов хозяйственные операции отражаются в регистрах бухгалтерского учета. На этом этапе бухгалтер также допускает множество ошибок и неточностей.

Порядок исправления ошибок, допущенных в бухгалтерском учете, установлен:

  • пунктом 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н;
  • пунктом 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России № 29.07.98 № 34н.

Ошибка выявлена до утверждения бухгалтерской отчетности

Если ошибка обнаружена до окончания отчетного года, то исправления вносятся в том месяце отчетного периода, когда она выявлена. Если же ошибка выявлена после окончания года, но отчетность еще не утверждена и ее не отдали в налоговую инспекцию, ошибку можно исправить записями 31 декабря отчетного года.

В январе 2009 года в издержки обращения не были включены затраты по договору аренды склада. Эти услуги носили производственный характер и были оплачены авансом. За услуги заплатили 3540 руб., в том числе НДС — 540 руб.

Исправлять эту ошибку следует в том месяце, когда она обнаружена, если год еще не закончился. А именно: обнаружили ошибку в мае 2009 года — необходимо внести коррективы в бухгалтерский учет за май, а если обнаружили в ноябре, то исправлять ошибку следует в ноябре.

Если же ошибка обнаружена, когда год уже закончился, но отчетность за 2008 год еще не сдана (в январе, феврале или марте 2009 года), те же исправительные записи делаются 31 декабря 2009 года.

В зависимости от того, в чем состоит ошибка, применяют несколько способов исправления ошибок.

Если какую-либо операцию не отразили в регистрах бухгалтерского учета, то необходимо сделать дополнительную запись на сумму операции. Этот способ используется, как правило, при исправлении ошибок в документировании и оценке имуществ и обязательств.

В приведенном выше примере исправлять ошибку следует именно этим способом. Причем и в мае, и в ноябре, и 31 декабря записи будут одинаковыми.

ДЕБЕТ 44    КРЕДИТ 60
— 3000 руб. — расходы на аренду склада за январь включены в состав издержек обращения;

ДЕБЕТ 19    КРЕДИТ 60
— 540 руб. — выделена сумма «входного» НДС;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»    КРЕДИТ 19
— 540 руб. — сумма НДС предъявлена к налоговому вычету.

Если сделана неправильная запись, которой быть не должно, то делается сторнировочная запись.

Пример

В июне 2009 года было обнаружено, что на основании требования № 24 от 25.04.08 г. со склада дважды списали 5 м шерстяной ткани, которая была реализована покупателю. Покупная стоимость ткани составляет 1500 руб.

При этом в бухгалтерском учете были сделаны две одинаковые записи:

ДЕБЕТ 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость»    КРЕДИТ 41
— 1500 руб. — ткань реализована покупателю за наличный расчет.

Для исправления ошибки необходимо одну из записей сторнировать. При этом делается прямая запись, но со знаком минус:

ДЕБЕТ 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость»
— 5000 руб. — сторнирована неверная запись.

Заметим, что делать обратную запись (ДЕБЕТ 41    КРЕДИТ 90-2) в данном случае нельзя.

Если в бухгалтерском учете сделана неправильная запись, то ее нужно сторнировать и сделать правильную запись. Такой способ обычно используется, когда нужно исправить ошибку в корреспонденции счетов.

Пример

В июне 2009 года парикмахерская получила сертификат соответствия. Срок действия сертификата — один год. Стоимость работ по сертификации составила 2 400 руб. В бухгалтерском учете парикмахерской были сделаны следующие записи:

ДЕБЕТ 60    КРЕДИТ 51
— 2400 руб. — оплачены услуги по сертификации;

ДЕБЕТ 26    КРЕДИТ 60
— 2400 руб. — плата за услуги по сертификации включена в общехозяйственные расходы предприятия.

Ошибка предприятия состоит в том, что расходы по сертификации нельзя списывать на затраты единовременно. Ведь срок действия сертификата составляет 1 год. Поэтому затраты на его получение должны списываться на себестоимость оказываемых услуг в течение всего года. Предварительно эти затраты нужно учесть как расходы будущих периодов на счете 97 «Расходы будущих периодов».

Ежемесячная сумма расходов, которую нужно включить в общехозяйственные расходы, равна 200 руб. (2400 руб. : 12 мес.).

Ошибка была обнаружена в сентябре 2009 г. Тогда же были сделаны исправительные записи:

ДЕБЕТ 26    КРЕДИТ 60
— 2400 руб. — сторнированы расходы на оплату услуги по сертификации;

ДЕБЕТ 97    КРЕДИТ 60
— 2400 руб. — стоимость работ по сертификации отражена в составе расходов будущих периодов;

ДЕБЕТ 26    КРЕДИТ 97
— 600 руб. (2400 руб. : 12

Автор: