Исследование «Бизнес-лидер сегодня и завтра: манифест профессии»

Коротко о важном
Источник: Ассоциация менеджеров, ноябрь 2002г.
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Исследование «Бизнес-лидер сегодня и завтра: манифест профессии».

Ассоциация менеджеров завершила Исследование «Бизнес-лидер сегодня и завтра: манифест профессии».

В ходе исследования были получены мнения 460 руководителей высшего звена крупных и средних российских компаний – участников «Рейтингов профессионализма российских менеджеров», которые на регулярной основе готовятся Ассоциацией менеджеров.

В опросе принимали участие руководители следующих эшелонов и функциональных направлений:

  • Руководители компаний (генеральные директора и президенты)
  • Финансовые директора
  • Коммерческие директора
  • Директора по персоналу.

Участникам исследования было предложено оценить относительную важность приведенных на схеме управленческих качеств менеджеров:

Внешняя коммуникация
  • Способность налаживать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с внешними сторонами (партнеры, государство, общество и т.п.)
  • Способность к ведению переговоров и убеждению в своей позиции
Стратегическое видение
  • Стратегическое видение развития бизнеса
  • Умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса
  • Способность принимать решения в условиях неопределенности
Корпоративная коммуникация
  • Формирование управленческой команды
  • Умение делегировать полномочия и контролировать получение необходимых для бизнеса результатов
  • Умение налаживать конструктивные взаимоотношения внутри коллектива
Личная компетентность и качества
  • Детальное знание внутренних бизнес-процессов и производственной специфики предприятия
  • Самодисциплина и организованность

Высокий уровень участия топ-менеджеров в исследовании подтвердил практическую значимость задачи по выявлению наиболее ценных лидерских характеристик и качеств руководителей российских компаний.

Исследование позволило составить «портрет» наиболее успешного бизнес-лидера сегодняшнего дня и сделать прогноз тенденций по изменению этих качеств на 3-летнюю перспективу с разбивкой результатов по функциональному признаку (сфере деятельности руководителей внутри компании), а также в географическом и отраслевом разрезах.

Самые важные качества.

  • Согласно результатам исследования, в большинстве случаев наиболее ценными для руководителей лидерскими качествами сегодня являются:
    • навыки формирования управленческой команды;
    • стратегическое видение развития бизнеса;
    • умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса.

    Относительная важность данных качеств изменяется в зависимости от функциональных особенностей или отрасли, однако главенствующая роль этой группы качеств в целом является универсальной для всего российского бизнеса

Стратегия vs. Неопределенность.

  • Захват рыночной доли и достижение действительно впечатляющих успехов будут связаны не со следованием уже наработанным рецептам «зарабатывания денег», а скорее с реализацией новаторских идей, когда роль сознательно принятого риска возрастает
  • Руководители российских компаний не относят вопросы стратегического развития к тем, при решении которых имеет место высокая неопределенность ситуации. Для многих российских компаний, наоборот, тактические действия связаны с большей неопределенностью, чем вопросы стратегии
  • Обращает на себя внимание опасность, связанная с недооценкой роли принятия решений в условиях неопределенности в будущем. Это явление характерно как для высших руководителей компании, так и для коммерческих и финансовых директоров.

Управленческие команды.

  • Умение формировать управленческую команду в перспективе будет снижать свое значение. Это демонстрирует уверенность руководителей в том, что в среднесрочной перспективе процесс активного формирования управленческих команд в российском бизнесе уже будет в основном завершен, а основной центр внимания переместится на вопросы стратегического управления.
  • Многие руководители опасаются передавать функции стратегического управления компаниями членам управленческой команды. Видимо, многие генеральные директора рассматривают управленческую команду всего лишь как «наиболее приближенных исполнителей», а отнюдь не единомышленников.

Внешняя коммуникация.

  • Мнение о российском бизнесе как об активно использующем ресурс внешних связей, (в большей степени, чем, например, европейцы или американцы), сильно преувеличено.
  • Большинство деловых лидеров недооценивают важность переговоров и умения убеждать контрагентов в правоте свой позиции.
  • Ожидается повышение значимости способностей налаживать и поддерживать конструктивные отношения с внешними сторонами. Этот сдвиг безусловно является позитивным, поскольку он говорит о большей ориентации компаний на конечного потребителя в будущем

Личностные аспекты

  • Во внутрифирменной среде для высших руководителей компаний гораздо важнее «деловое», а не «личностное» измерение
  • Руководители не просто стремятся быть довольно жесткими со своими сотрудниками, они стремятся выдвигать равные по жесткости требования и себе

Универсализм в управлении.

  • Важность детального знания бизнес-процессов и производственной специфики своего предприятия (отрасли) существенно снизилась в пользу более «стратегичных» качеств. Это значит, что российская экономика перестала быть экономикой так называемых «красных директоров», со всеми вытекающими последствиями.

Коммерческие директора.

  • Коммерческие директора уделяют недостаточно внимания отношениям своих компаний со внешней средой

HR-директора.

  • Директора по персоналу склонны рассматривать сотрудников скорее как «краткосрочный производственный ресурс», а не как «долгосрочный актив» компании
  • Настораживает тот факт, что и в будущем директора по персоналу будут скорее видеть в работниках компании лишь ресурс для достижения целей в бизнесе, а не наиболее ценный актив.
  • HR-директора в первую очередь заинтересованы в эффективной работе своих сотрудников и готовы ради получения высоких деловых результатов «пожертвовать» внутренним климатом в трудовом коллективе.

Региональная специфика.

  • В Москве по сравнению с остальными российскими регионами существенно выше роль умения делегировать полномочия и контролировать получение необходимых результатов
  • В целом, московские руководители обращают больше внимания на внутренние резервы компании (работу с сотрудниками) для повышения эффективности работы, и при меньшей частоте контактов с внешней средой из-за уже сложившихся деловых связей и низкого уровня неопределенности они предпочитают получать максимум возможного в отношениях с существующими партнерами, а не искать новых контрагентов.
  • В то же время региональные компании действуют в условиях большей неопределенности внешней среды, когда внутренним потребностям компании уделяется относительно меньше внимания. Интенсивность взаимодействия с внешними сторонами гораздо выше, однако частота и масштабы связей с ними пока не перешли в новое качество (роль переговоров остается относительно невысокой).

Отраслевая специфика.

  • Отраслевой анализ будущих тенденций доказывает, что в будущем необходимые качества менеджеров будут еще сильнее зависеть от специфики отрасли, чем сегодня.
  • Отрасли, где более других ценится стратегическое видение развития бизнеса, находятся на стадии наиболее активного «структурно-организационного переоформления», или, иначе говоря, в этих отраслях более активно изменяется структура собственности и распределение рыночных долей, поэтому стратегические видение перспективы в этих отраслях очень важно.