Как построить систему управления бизнесом оператора связи в современных условиях? Вопросы, ответы и реальные проекты

Коротко о важном

Автор:
Опубликовано: 16 сентября 2005

Как построить систему управления бизнесом оператора связи в современных условиях? Вопросы, ответы и реальные проекты.

По материалам конференции «Роль аналитика в управлении компанией», Москва, 28/06/02, ИФК «Альт»

В чем состоят особенности построения систем управления бизнес-процессами операторов связи?

Основная особенность бизнеса операторов связи в том, что их деятельность можно было бы обозначить как слияние двух форм – производства и предоставления услуг, а именно: производства услуг связи (значительные технические производственные мощности, ориентированные на обеспечение потребности клиентов в информационном обмене). Поэтому для данной отрасли применимы принципы управления как из сферы традиционной производственной деятельности, так и из сферы услуг.

Первая часть принципов соответствует идеологии построения ERP-систем. Телекоммуникационная специфика систем управления состоит в том, что с одной стороны, отрасль Связь достаточно жестко регламентируется международными и отечественными стандартами и рекомендациями (это обусловлено необходимостью взаимодействия на разных уровнях большого количества разнотипных сетей).

С другой стороны, в настоящее время телекоммуникации – это одна из самых динамично развивающихся областей хозяйства. Появление новых технологий связи, рост конкурентной борьбы на рынке связи (между т.н. традиционными операторами и новыми (т.н. альтернативными), между различными производителями, борьбы за потребителей между операторами с равным спектром услуг и т.п.) – все это требует высокой «гибкости» (адаптивности) систем управления бизнесом. Поэтому «центр тяжести» в системах управления операторов смещается с наращивания объемов производства услуг на расширение спектра услуг (внедрение конвергентных услуг), анализ и обеспечение спроса на новые и традиционные услуги связи.

Как строить системы управления бизнес-процессами операторов связи?

Система управления бизнес-процессами оператора – это программно-аппаратный комплекс, включающий в себя:

  • сетевую инфраструктуру;
  • корпоративный центр обработки данных, содержащий мощную вычислительную платформу, надежное хранилище данных и центр печати;
  • базовое системное программное обеспечение: операционные системы, системы управления базами данных;
  • прикладное программное обеспечение для управления бизнес-процессами, которое включает системы бухучета, расчета за услуги связи, технической эксплуатации, бизнес-планирования, документооборота, управления кадрами.

Для работы системы управления бизнес-процессами оператора необходимо создание распределенной сетевой инфраструктуры, связывающей все филиалы оператора. При проектировании информационной сети оператора требуется использовать комплексный подход, основывающийся на реализации как можно большего количества корпоративных задач. Кроме того, для реализации механизмов окупаемости капиталовложений, необходимо предусмотреть возможность коммерческой эксплуатации ресурсов информационной сети оператора.

Располагая транспортной сетевой структурой, оператор может приступать к внедрению типовых решений по автоматизированному управлению бизнес-процессов: созданию единой системы расчетов за услуги связи, систем финансового управления, бухучета, документооборота, технического управления сетями и системами связи.

При создании систем управления бизнес-процессами крупных региональных и межрегиональных операторов, холдинговых структур базовыми являются следующие принципы:

Принцип корпоративности. Этот принцип утверждает приоритет корпоративных интересов над интересами отдельных предприятий/филиалов. В рамках этого принципа подразумевается наличие политической воли и возможности управлять развитием хозяйственной модели и вносить изменения в учетную политику предприятий/филиалов в интересах холдинга/оператора в целом. При выработке корпоративной учетной политики необходимо выявить и нивелировать интересы предприятий/филиалов, связанные с некорпоративным поведением. Если какое-либо предприятие/филиал в достаточной степени обосновало невозможность для себя выполнения принципов корпоративной учетной политики, они должны быть скорректированы на высшем уровне или локализованы для данного предприятия. В этом случае для предприятия необходимо выработать процедуру приведения данных к корпоративной модели.

Принцип единства хозяйственной модели. Данное условие предполагает, что, независимо от конкретной реализации системы управления бизнес-процессами предприятия/филиала, ключевые параметры работы системы, должны быть снабжены некоторой обязательной аналитикой, позволяющей производить консолидацию на уровне оператора или холдинга в целом.

Принцип единства информационного пространства. Для обеспечения объективности отчетов корпоративные данные следует согласовать так, чтобы не нарушался принцип единства хозяйственной модели и выполнения технических процедур по согласованию данных, поступающих из различных источников. Соблюдение общих информационных требований и стандартов является частью этого принципа.

Принцип единства системы измерения. Для работы корпоративных систем управления каждая хозяйственная операция должна интерпретироваться в терминах единой хозяйственной модели предприятия. При этом количественные показатели операции взвешиваются в единых эквивалентах, предназначенных для согласования данных.

Принцип одновременности. Каждая операция должна отражаться в момент ее выполнения всеми ее участниками. Для реализации этого условия необходимо построение единой корпоративной сети, объединяющей все предприятия/филиалы оператора и холдинга.

Какие примеры создания комплексных систем управления бизнес-процессами операторов связи можно привести?

Примеры проектов создания комплексных систем управления бизнес-процессами операторов, реализованных ЗАО Стартком: ОАО Тулателеком, ОАО Башинформсвязь, ОАО Электросвязь Калининградской, Иркутской, Архангельской областей, респ. Карелии, ОАО Липецкэлектросвязь, ОАО Волгоградэлектросвязь и др.


Автор: