Как превратить поле битвы в поле жатвы

Революция в корпоративной...
Опубликовано: 20 Сентября 2010

Данный материал является главой из книги « Революция в корпоративной отчетности » Роберт Дж. Экклз, Роберт Х. Герц, Э. Мэри Киган, Дейвид М.Х. Филлипс, 2002 г. Издательства «Олимп-Бизнес»
Заказать книгу можно здесь

Всякий человек безоговорочно верит в то,
что правда есть, иначе он никогда не задал бы ни одного вопроса.

Чарлз Сандерс Пирс
«Собрание трудов (1931-1958)»

Любая революция нуждается в знаменосце, штандарт в руках которого зовет войска в бой. Это жизненно важная, захватывающая роль, но она, несомненно, сопряжена с большим риском. Со всех сторон открытого врагу знаменосца часто постигает ранение, а порой и гибель.

В Революции Отчетности о стоимости один из самых страшных врагов – это хаос. Хаос воцаряется тогда, когда информации много, но она не поддается осмысленному толкованию, либо когда она недостаточно достоверна или содержательна, либо когда разные информационные источники несопоставимы.

В этой революции информационный хаос будет устранен, когда знаменосцы, сиречь «носители штандартов», превратятся в разработчиков стандартов. Когда достоверность информации станет бесспорной. Когда ее смысл перестанет меняться со временем. И когда она будет сопоставима с информацией из других источников.

Как ни печально, роль разработчиков стандартов тоже сопряжена с риском. И всего печальнее то обстоятельство, что на информационном поле битвы самым опасным врагом для них могут оказаться сами революционные войска.

Как превратить поле битвы в поле жатвы.

Сторонникам и противникам Революции в корпоративной отчетности надо бы призвать друг друга к прекращению огня и искать почву для согласия. Они добьются этого только тогда, когда исчезнет информационный хаос и когда компании научатся точно оценивать нефинансовые результаты своей деятельности и отражать их в отчетности достоверными, содержательными показателями, сопоставимыми во времени (относительно прошлой деятельности) и в пространстве (относительно других фирм).

Ценность такого согласия для инвесторов очевидна. Что же касается корпоративных руководителей, то для них ценность заключается в возможности более эффективно по сравнению с конкурентами управлять работой компании, как они сейчас управляются с финансовыми показателями.

Согласие обычно означает улаживание противоречий. В данном случае противоречие кроется в неминуемом появлении новых дополнительных стандартов – неважно, примут ли их компании в порядке саморегулирования, получат в качестве директивы извне или и то и другое. Наверное, вам уже слышится, как корпоративные руководители противятся этой идее: «Только того мне и недоставало, что добавочного регулирования. Это очень напоминает закон о полной занятости для бухгалтерских фирм».

Бесспорно, регулирование прибавляет компаниям издержек, но в той или иной форме оно неизбежно. Сопоставимость требует стандартов, а для введения стандартов нужна известная степень регулирования. Наилучшая его форма – саморегулирование, основанное на сотрудничестве компаний в установлении стандартов, которыми они намерены пользоваться.

Обернется ли это в действительности полной занятостью для бухгалтерских фирм – будет видно. Думается, что в атмосфере прозрачности, когда все держат свои карты открытыми, бухгалтерские фирмы могут сыграть весьма полезную роль в движении к саморегулированию. И если им это удастся, рынок станет относиться к ним благосклоннее.

Однако для того чтобы сыграть важную роль в разработке нефинансовых стандартов учета и отчетности, крупные бухгалтерские фирмы нуждаются в серьезных внутренних преобразованиях, которые должны охватить и организационные формы, и функции, и установки, и цели. Пойдут ли они на это – покажет время.

Заказать книгу можно здесь


 

Все статьи цикла «Глава 13 "Разработчики стандартов"»

(состоит из 10 статей)

Как превратить поле битвы в поле жатвы (20 Сентября 2010)

Зачем миру нужны стандарты? (20 Сентября 2010)

Великий почин. (20 Сентября 2010)

Выработка стандартов. (20 Сентября 2010)

Насколько стандартными должны быть стандарты? (20 Сентября 2010)

Пример из Интернета (20 Сентября 2010)

Можем ли мы рассчитывать на бухгалтерские фирмы? (20 Сентября 2010)

Как вернуть утраченные высоты (20 Сентября 2010)

Это им по плечу? (20 Сентября 2010)

Врач, да исцелися сам! (20 Сентября 2010)