Комитет по аудиту: лучшее из современной практики

Информационный бюллетень
Опубликовано: 16 сентября 2005

Лю Бернэм


Роль комитета по аудиту в составе совета директоров, в первую очередь, зависит от качества системы корпоративного управления на предприятии. Кроме того, она зависит от структуры совета директоров, в частности от полномочий и функций, делегированных его постоянно действующим комитетам. Поэтому перед тем, как приступать к рассмотрению «современной практики» комитетов по аудиту, следует сначала охарактеризовать оптимальную структуру совета директоров.

Безусловно, большинство в совете директоров должны составлять лица, не являющиеся членами коллегиального исполнительного органа предприятия. Они не должны быть связаны с компанией и ее менеджерами какими-либо отношениями, которые подрывали бы их независимость или создавали почву для возникновения конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей. Комитеты, созданные в рамках совета директоров, должны состоять (в основном или исключительно) из независимых директоров. Ниже приводится перечень таких комитетов, обеспечивающих оптимальное разделение обязанностей, с кратким описанием их основных функций:

  • Комитет по стратегии и политике. Разработывает и/или утверждает общую стратегию, основные задачи и рекомендации в отношении хозяйственной деятельности организации. Контролирует выполнение стратегии и внедрение методов управления риском, включая соблюдение законодательства об охране окружающей среды и антикризисное управление. Осуществляет контроль за разработкой и утверждением программы, обеспечивающей соблюдение кодекса этики предприятия. Регулярно анализирует и вносит изменения в вышеуказанные методы и стратегии. В состав данного комитета следует включить несколько членов исполнительного коллегиального органа, в том числе Главного управляющего, однако, последние не должны составлять в нем большинство.
  • Комитет по планированию и бюджетированию. Исходя из рекомендаций комитета по стратегии проводит экспертизу и утверждает более детальные планы и сметы строительства новых производственных линий, осуществления крупных проектов, приобретения дорогостоящих активов и методов их финансирования, других аналогичных решений. Анализирует и утверждает критерии и процедуры, позволяющие обеспечить ответственность менеджеров перед заинтересованными лицами и оценку результатов их деятельности. По крайней мере одним из членов данного комитета должен являться представитель менеджмента, однако менеджеры не должны составлять в нем большинство.
  • Комитет по вознаграждениям и найму членов исполнительного органа. Контролирует процедуру найма членов исполнительного органа, включая Главного управляющего, утверждает размер их вознаграждения, проводит ежегодный анализ их деятельности на предмет повышения размера вознаграждения и предоставления других форм поощрения. Осуществляет экспертизу общей политики предприятия в области оплаты труда менеджеров и работников. Контролирует поиск и утверждение новых кандидатур на должности директоров (голосование по которым проводится на собрании акционеров). Данный комитет должен состоять исключительно из независимых директоров.
  • Комитет по аудиту и соблюдению законодательства. Осуществляет контроль за деятельностью и результатами работы независимых и внутренних аудиторов, анализ финансовой отчетности и раскрываемой в ней информации до ее представления на утверждение советом директоров, надзор за средствами внутреннего контроля (включая управление информационными технологиями). Кроме того, в его компетенцию входят экспертиза средств управления риском (в частности, риском, связанным с условными обязательствами и аналогичными статьями финансовой отчетности), контроль за осуществлением программы по соблюдению этических норм, организация специальных расследований и надзор за их проведением. Данный комитет должен состоять исключительно из независимых директоров.

Наиболее эффективно функционируют комитеты в относительно небольшом составе (3-5 человек). Независимые директора должны совмещать должности в различных комитетах, особенно в тех случаях, когда функции комитетов взаимосвязаны (например, комитеты по стратегии и планированию). Рекомендуется периодически проводить ротацию членов Совета директоров среди различных комитетов.

Ниже более подробно представлены обязанности и функции комитета по аудиту, а также замечания в отношении поддержки, которую он оказывает другим комитетам и всему совету директоров в целом:

  • Контроль за назначением независимых аудиторов и директора службы внутреннего аудита;
  • Оценка информационных систем и процедур, используемых при применении стандартов бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности, особенно в тех случаях, когда планируются существенные изменения;
  • Проверка предварительного варианта финансовой отчетности на предмет своевременности, надежности и достоверности раскрываемой в ней информации. Другими словами, установление ее соответствия Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).
  • Регулярное изучение отчетов независимых и внутренних аудиторов, встречи с аудиторами и соответствующими представителями высшего менеджмента для обсуждения результатов аудита и анализа предварительных вариантов квартальной и годовой финансовой отчетности;
  • Встречи с аудиторами, лицами, проводящими специальные расследования, консультантами и менеджерами для обсуждения результатов их деятельности, попадающей в сферу компетенции комитета по аудиту. В частности, в его сферу компетенции входят управление риском, система внутреннего контроля и ответственность менеджеров перед заинтересованными лицами, соблюдение природоохранного законодательства, кодекса этики, законов и других нормативных актов, а также другие важнейшие аспекты внутреннего контроля;
  • Проведение закрытых заседаний (как правило, 3-4 раза в год) без участия представителей менеджмента, в том числе по крайней мере одного закрытого заседания с участием независимых аудиторов отдельно от внутренних аудиторов с тем, чтобы аудиторы могли высказать имеющиеся у них опасения, указать на отсутствие необходимых им полномочий или ресурсов и т.п.;
  • Своевременное информирование совета директоров о серьезных проблемах, требующих его вмешательства;
  • Регулярная экспертиза устава комитета, имеющихся ресурсов и потребности в обучении новых членов комитета, анализ и предупреждение потенциальных проблем.

Несомненно, что для эффективного функционирования всех комитетов, в особенности комитета по аудиту, крайне необходима своевременная и надежная информация (как финансового, так и нефинансового характера). Не менее очевиден следующий факт: даже если Россия утвердит на законодательном уровне идеальные принципы корпоративного управления и будет решительно внедрять их на практике, качество корпоративного управления не станет выше, так как в его основе по-прежнему будет лежать неадекватная информационная система. Кроме того, в России пока еще не сформировалась адекватная система независимого и внутреннего аудита, способствующая внедрению надлежащего корпоративного управления. Поэтому, в целях повышения эффективности совета директоров необходимо сначала:

  • как можно скорее утвердить МСФО, Международные стандарты аудита (МСА) и Стандарты профессиональной практики внутреннего аудита, выпускаемые Институтом внутренних аудиторов (IIA);
  • провести обучение/переподготовку бухгалтеров и аудиторов в области данных стандартов, систем и методов их использования; и
  • внедрить в практику и осуществлять жесткий контроль за соблюдением данных стандартов первоначально крупными открытыми акционерными обществами и крупными государственными предприятиями (включая банки, страховые компании и другие организации, привлекающие средства населения), а впоследствии – всеми компаниями, стремящимися получить доступ к рынкам инвестиционного и ссудного капитала.

Представленные выше тезисы позволяют составить общее представление о функциях совета директоров и его комитетов, в частности, комитета по аудиту. В информационном бюллетене «Accounting Report», на конференциях и семинарах, в материалах, предоставленных профессиональным объединениям и регулирующим органам, МЦРСБУ уже высказывал свои идеи и предлагал рекомендации по совершенствованию корпоративного управления и стандартов профессиональной деятельности. Читатели могут ознакомиться с более подробной информацией на сайте МЦРСБУ в сети Интернет (http://www.icar.ru), где размещены предыдущие выпуски «Accounting Report» и другие публикации по данной теме.

В справочной библиотеке МЦРСБУ имеется всестороннее исследование «Эффективность комитета по аудиту», опубликованное Научно-исследовательским фондом IIA в 2000 г. Кроме того, МЦРСБУ собирается приобрести сопроводительное справочное руководство IIA «Корпоративное управление и совет директоров». Помимо концептуальных подходов и рекомендаций по оптимизации работы советов директоров и комитетов по аудиту, в практических пособиях предлагаются типовые уставы и средства самооценки для уже существующих (или только еще формируемых) структур в рамках системы корпоративного управления. Читатели «Accounting Report» могут ознакомиться с данными пособиями и другими материалами по МСФО, МСА и стандартам IIA в МЦРСБУ.

Лю Бернэм является консультантом МЦРСБУ и других международных организаций. Ранее он возглавлял финансовый отдел в одном из международных нефтяных концернов.

 

Все статьи цикла «Бюллетень Май / Июнь 2001»

(состоит из 20 статей)

На пути к цивилизованному рынку (16 сентября 2005)

Рекомендации по реформе бухгалтерского учета в странах-членах СНГ (16 сентября 2005)

Учебная программа МНС России (16 сентября 2005)

Два проекта стандартов бухгалтерского учета опубликованы в рамках проекта Tacis (16 сентября 2005)

Почему МСФО отражают реальную экономическую ситуацию (16 сентября 2005)

Применение отчета о движении денежных средств в России (16 сентября 2005)

Новые положения по бухгалтерскому учету (16 сентября 2005)

«Круглый стол» ОЭСР по корпоративному управлению в Тбилиси (16 сентября 2005)

Институт внутренних аудиторов пересматривает свои стандарты (16 сентября 2005)

МСФО и глобализация финансовой отчетности (16 сентября 2005)

Применение МСФО для составления отчетности российскими предприятиями (16 сентября 2005)

Заседание ассоциации бухгалтеров и аудиторов «Евразия» в Ереване (16 сентября 2005)

Комитет по аудиту: лучшее из современной практики (16 сентября 2005)

Проблемы создания комитета по аудиту в российских компаниях (16 сентября 2005)

Как предотвратить банкротство предприятия – роль МСФО (16 сентября 2005)

Отредактирован проект рекомендаций МФБ по независимости аудиторов (16 сентября 2005)

Опубликовано исследование МФБ о тенденциях развития управленческого учета (16 сентября 2005)

Рекомендации Министерства финансов США по предотвращению отмывания незаконных доходов зарубежными чиновникам (16 сентября 2005)

Минфин утвердил долгосрочный план развития системы бухгалтерского учета (16 сентября 2005)

Коммюнике XIV заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям в России (16 сентября 2005)