Компании в угаре антикризисной кампании или почем крысиные хвосты для офисного народа?

Кадровый менеджмент
Источник: Журнал «CEO» №9-2009
Опубликовано: 31 августа 2009

Что обычно делают менеджеры, почуяв надвигающийся непосредственно на них кризис (и не важно — выговор от начальства или мировой катаклизм)? Правильно: сокращают расходы.

После долгих согласований с различными службами, HR – и PR-департаментами выпускается приказ о значительном сокращении расходов центрального офиса компании. Понятно, что первым делом сократят персонал. Ну, точнее, это так говорят, что персонал, а на самом деле, в основном — пустующие ставки. А дальше — главное.

Почему-то компании в экономном раже ужасно любят демонстрировать свою бережливость, экономя бумагу. Мол, никаких больше внутренних записок и предварительных вариантов документов на одной стороне! Печатаем только на черновиках! Начальникам подразделений лично проверять лотки принтеров! Знаете, чем это заканчивается? Вычитал недавно в блоге одной офисной страдалицы, попавшей под «антибумажную» кампанию удивительную вещь. Оказывается, чтобы не гневить начальство, сотрудники сначала (пока никто не видит) «заготавливают» пачку черновиков, печатая на одной стороне листа всякую чушь, а потом закладывают эту пачку в принтер, чтобы продемонстрировать начальникам свою исполнительность.

Бред? Вовсе нет. Вполне понятное, логичное и адекватное решение. Почему так происходит? Ответ прост: в нормальной бюрократической структуре буквальное исполнение глупых распоряжений намного безопаснее, чем их творческое переосмысление. Если ты подаешь начальству среднего уровня документы, напечатанные на черновиках, то у него не возникнет мысль проверить происхождение этих черновиков. Главное, что распоряжение еще более высокого начальства исполняется беспрекословно. А вот если ты начнешь задавать неправильные вопросы (например, о доле офисной бумаги в расходах металлургического холдинга), то быстро получишь полный набор бюрократических проблем. Вплоть до увольнения при первой возможности.

Более того, в крупных структурах результат слишком буквально понятой кампании по экономии может оказаться прямо противоположным задуманному. Вспомните историю с попыткой китайского руководства уничтожить поголовье сильно размножившихся крыс с помощью выплаты вознаграждения за сданные серые хвосты. Естественно, вскоре после начала кампании китайские крестьяне немедленно начали разводить тех самых крыс — за них же деньги платят! Крупный офис в этом плане ничем не хуже Китая: нужны черновики — получите свежераспечатанные; нужны истощенные до предела принтеры — меняем офисные заполненные картриджи на домашние использованные; нельзя летать бизнес-классом — будем ездить в СВ, тратя рабочее время и командировочные деньги. В особо критичных случаях дело может дойти до бесконечных собраний, летучек и «митингов» по по поводу необходимости экономить все и вся, включая рабочее время.

За очень редким исключением офисные затраты составляют ничтожную часть от всех расходов компании. Зато удар по ним может вывести из равновесия привыкших к комфорту работников, надолго снизив их отдачу и, тем более, лояльность по отношению к компании. Не стоит резать туалетную бумагу и вкручивать 40-ваттные лампочки. Надо просто научиться эффективнее работать – так, чтобы быть полезными своим клиентам не только в тучные годы, но и в кризис.