Круглый стол ОЕСР по корпоративному управлению

Информационный бюллетень
Опубликовано: 16 сентября 2005

Вступительная речь заместителя Генерального Секретаря ОЭСР г-на Сеихи Кондо на евроазиатском «круглом столе» по корпоративному управлению

В системе корпоративного управления можно выделить два аспекта. С одной стороны, существуют межличностные отношения, посредством которых осуществляется управление и контроль над предприятием. Важнейшими элементами межличностных отношений являются организационное ноу-хау, навыки управленцев и средства мотивации. В то же время систему корпоративного управления можно рассматривать с точки зрения правил, регламентирующих распределение прав и обязанностей между различными заинтересованными лицами компании: менеджерами, советом директоров, акционерами, сотрудниками и др. На мой взгляд, одно из основных преимуществ «Принципов корпоративного управления ОЭСР» заключается в том, что в данном документе система корпоративного управления анализируется с точки зрения межличностных отношений и регламентирующих правил.

Почему системе корпоративного управления следует уделять повышенное внимание?

Почему политикам, регулирующим органам и деловым кругам следует уделять повышенное внимание качеству системы корпоративного управления?

Ответ можно сформулировать в одном предложении: система корпоративного управления находится в сфере интересов тех, кто стремится обеспечить доступ акционерных обществ к капиталу, необходимому для осуществления инвестиций. Успешное привлечение капитала, его эффективное распределение и контроль за использованием капитала на конкретном предприятии во многом зависят от качества корпоративного управления. Таким образом, система корпоративного управления оказывает влияние на все стадии инвестиционного процесса.

На первоначальном этапе возможности привлечения капитала зависят от эффективности нормативных актов, гарантирующих защиту имущества, надежности системы регистрации прав собственности, а также от наличия права требовать возмещение в судебном порядке.

Во-вторых, достоверность, публичность и прозрачность бухгалтерской отчетности необходимы для принятия обоснованных решений при распределении ресурсов.

На третьем этапе процедуры принятия решений в компании, схема распределения полномочий между корпоративными органами и система мотивации влияют на возможность осуществления контроля за использованием ресурсов, поступающих в распоряжение компании и ее посредников.

На основании данных примеров можно сделать вывод о том, что в качественной системе корпоративного управления заинтересованы не только акционеры отдельно взятой компании. Неэффективная система корпоративного управления препятствует всему инвестиционному процессу и, в конечном итоге, не позволяет частному сектору способствовать социально-экономическому прогрессу. Неразвитая система корпоративного управления сокращает возможности привлечения сбережений, снижает эффективность распределения капитала и препятствует надлежащему контролю за активами компании. Таковы основные соображения, которыми руководствовались страны ОЭСР при обсуждении политики в области корпоративного управления.

В мировом масштабе качественная система корпоративного управления рассматривается как одна из основных составляющих, используемых при формировании новой структуры международного финансового рынка, в целях снижения риска наступления очередного финансового кризиса. Прозрачный и эффективно контролируемый рынок акций способствует стабильному перемещению международного инвестиционного капитала и позволяет заранее предупредить о возможных финансово-экономических проблемах тех или иных акционерных обществ.

Естественно, преимущества качественной системы корпоративного управления удастся реализовать в полной мере только при условии осуществления других структурных реформ. В частности, конкуренция на рынках товаров и услуг способствует повышению эффективности хозяйственной деятельности. Кроме того, финансовый рынок и банки помогают в укреплении дисциплины на рынке. В связи с этим особое значение приобретают нормативные акты о несостоятельности и банкротстве, а также наличие возможности беспрепятственного ухода с рынка.

Следует уделить самое пристальное внимание системе корпоративного управления в странах с развивающейся рыночной экономикой. Дело в том, что эти страны находятся на ранней стадии формирования институциональной структуры частного сектора. Только в случае создания эффективной институциональной структуры приватизация приведет к экономическому росту через укрепление частного сектора.

Качество корпоративного управления в той или иной компании часто играет определяющую роль при привлечении внешних иностранных инвестиций. Только предприятия, руководствующиеся жесткими стандартами, могут снизить высокую премию за риск, действующую в настоящее время на развивающихся рынках. Кроме того, совершенствование системы корпоративного управления тесно связано с формированием общего принципа господства права и закона. Неразвитая система корпоративного управления приводит к коррупции и нарушениям законодательства как в государственном, так и в частном секторе. Любые успехи, достигнутые в области корпоративного управления, будут носить краткосрочный характер, если их не подкреплять реформированием системы государственного управления.

Вклад ОЭСР в совершенствование системы корпоративного управления

ОЭСР – международная организация в составе 29 стран-членов (скоро их будет 30, когда в ОЭСР вступит Словакия), следующих принципам плюрализма, демократии и рыночной экономики. Иногда создается впечатление, что ОЭСР – своего рода замкнутый клуб индустриально развитых стран. Это абсолютно неверно. ОЭСР видит смысл своего существования в поддержании политического диалога с государствами, не являющимися ее членами, и такой диалог превратился в один из самых динамичных видов ее деятельности.

ОЭСР разработала целый ряд передовых методов и политических решений. Учитывая опыт ОЭСР во внедрении результатов фундаментальных аналитических исследований на политическом уровне, а также в «синтезировании» различных точек зрения в ходе диалога, международное сообщество попросило ОЭСР разработать систему «Принципов корпоративного управления» в свете азиатского кризиса. Данные принципы послужат своего рода справочным пособием для стран, стремящихся усовершенствовать систему корпоративного управления. Разумеется, «универсальной» системы корпоративного управления не существует. При реформировании системы корпоративного управления в странах Восточной Европы, безусловно, придется учитывать специфику конкретной страны, ее правовые и культурные традиции, а также пока еще не полностью сформировавшуюся рыночную экономику, в условиях которой функционируют предприятия.

В мае 1999 г. после многочисленных консультаций с представителями стран с развивающимся рынком и переходной экономикой 29 государств-членов ОЭСР утвердили данные Принципы, разработанные специально созданной комиссией. Принципы, являющиеся по сути первой подобной инициативой на межгосударственном уровне, охватывают пять основных направлений:

  1. права акционеров и обеспечение их защиты;
  2. предоставление одинакового объема прав всем категориям акционеров, в том числе мелким и иностранным акционерам;
  3. роль сотрудников и других заинтересованных сторон;
  4. своевременное раскрытие и обеспечение прозрачности финансовой и нефинансовой информации;
  5. ответственность совета директоров перед компанией и акционерами.

После принятия данных Принципов группа стран «Большой семерки» и другие организации призвали ОЭСР и Всемирный Банк к совместной работе над совершенствованием системы корпоративного управления в мировом масштабе. В процессе нашего сотрудничества мы стремимся наладить диалог между представителями частного и государственного сектора во всем мире, в результате которого станет возможным разработка скоординированных программ реформирования, оказание содействия странам в определении приоритетных задач и выборе оптимальной институциональной структуры управления.

В связи с этим ОЭСР и Всемирный Банк договорились совместно работать над совершенствованием системы корпоративного управления в странах с развивающимся рынком и переходной экономикой. Одним из важнейших результатов данной договоренности стало проведение по инициативе ОЭСР региональных «Круглых столов по корпоративному управлению». Основная цель данных мероприятий заключается в продвижении современных методов корпоративного управления посредством диалога на международном политическом уровне между представителями государственного и частного сектора, в качестве концептуальной основы которого используются Принципы ОЭСР.

Более подробную информацию о деятельности ОЭСР в области корпоративного управления можно получить на странице ОЭСР в сети Интернет: http://www.oecd.org/daf/corporate-affairs.

 

Все статьи цикла «Бюллетень Ноябрь / Декабрь 2000»

(состоит из 20 статей)

Принят новый план счетов (16 сентября 2005)

Приложение к книге «МСФО 1999 г.» на русском языке (16 сентября 2005)

Коммюнике Тринадцатого заседания Консультативного Совета по иностранным инвестициям в России (16 сентября 2005)

Рекомендации по формированию саморегулируемых организаций бухгалтеров и аудиторов (15 октября 2007)

ЕБРР высказывается за принятие МСФО (16 сентября 2005)

Новые положения по бухгалтерскому учёту (16 сентября 2005)

Предприниматели ЕС и России высказываются за принятие МСФО (16 сентября 2005)

Проект Интерпретации ПКИ КМСФО (16 сентября 2005)

Новости МФБ (16 сентября 2005)

Аудиторы проектов Всемирного банка (16 сентября 2005)

Британская ассоциация АССА на российском рынке (16 сентября 2005)

Как работать на современном рынке капитала (16 сентября 2005)

Новые задачи, стоящие перед финансовым директором (16 сентября 2005)

Проблема восприятия новых российских стандартов учета (16 сентября 2005)

Круглый стол ОЕСР по корпоративному управлению (16 сентября 2005)

Функционально-процессный метод расчета себестоимости как средство повышения эффективности деятельности российских предприятий (16 сентября 2005)

Единый социальный налог (16 сентября 2005)

Применение МСФО в управлении фирмой в сфере малого бизнеса (16 сентября 2005)

Конференция по Международным стандартам аудита (16 сентября 2005)

Шестое расширенное заседание ЦАЛАК (16 сентября 2005)