1. Общие положения.
- Планирование является начальным этапом проведения аудита и заключается в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности клиента.
- Планирование подразумевает глубокое изучение деятельности клиента, оценку вероятности наличия существенных искажений в бухгалтерском учете и отчетности и организацию эффективного проведения аудита.
- Процесс планирования включает:
- стадию изучения – получение базовой информации о клиенте, включая информацию о специфике деятельности клиента, контрольной среде, компьютерном оборудовании, используемом клиентом, изменениях, произошедших после последней аудиторской проверки, и информации о критических областях;
- стадию оценки – определение уровня существенности и оценку риска того, что в бухгалтерской отчетности клиента могут иметь место существенные искажения и что они останутся не выявленными;
- механическую стадию – на этой стадии решаются вопросы организация работы аудиторов, включая подготовку программ аудита, распределение обязанностей в ходе проверки и т.д.
На стадии изучения выявляются области, значимые для аудита, и оценивается эффективность системы внутреннего контроля.
На стадии оценки устанавливается приемлемый уровень существенности, изучается и оценивается аудиторский риск.
Уровень существенности определяется в соответствии с утвержденной методикой в отношении всей бухгалтерской отчетности клиента.
Аудиторский риск означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность проверяемой организации может содержать не выявленные существенные ошибки и/или искажения после подтверждения ее достоверности, или, что будет признано, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.
Аудиторский риск состоит из трех компонентов:
- внутрихозяйственный риск;
- риск средств контроля;
- риск необнаружения.
При оценке рисков применяется три градации:
- высокий;
- средний;
- низкий.
При планировании аудита выделяются три основные этапа работы:
- предварительное планирование;
- подготовка и составление общего плана аудита;
- подготовка и составление программы аудита.
2. Предварительное планирование.
- Предварительное планирование осуществляется на этапе знакомства с клиентом до заключения договора о проведении аудита. Предварительное планирование состоит из:
- общего знакомства с финансово-хозяйственной деятельностью клиента;
- определения состава специалистов для проведения аудита;
- определения общих затрат времени на проведение аудита.
Документируется этап предварительного планирования в Бланке III-D «Лист предварительного планирования».
3. Подготовка и составление общего плана аудита.
- В общем плане аудита определяются объем, приемы и сроки проведения аудита, включая подготовку письменной информации (отчета) руководству и аудиторского заключения.
- Документируется подготовка общего плана аудита в Бланках III-A «Данные по планированию аудита» и III-J «Общий план аудита».
- Подготовка общего плана аудита состоит из:
- получения более полной и подробной информации о деятельности клиента и его организационной структуре;
- изучения системы бухгалтерского учета клиента и применяемых им компьютерных программах;
- изучения и оценки степени надежности системы внутреннего контроля;
- определения стратегии аудита;
- определения критических областей и вопросов, значимых для аудита;
- рассмотрения факторов внутренней надежности и оценки присущей объекту проверки внутренней надежности;
- определения уровня существенности и точности;
- определения возможности применения для целей аудита компьютерных средств обработки данных;
- определения статей и показателей бухгалтерской отчетности, которые необходимо расшифровать и пояснить;
- уточнения пожеланий клиента, в отношении сроков и графика проведения проверки, а также процедур, не требующихся непосредственно для подготовки аудиторского заключения;
- определения необходимости привлечения к проверке специалистов в каких-либо областях и экспертов, а также возможности использования внутреннего аудита.
Информация о клиенте, включая информацию об особенностях его деятельности, о применяемом компьютерном оборудовании и программах, системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля документируется либо в разделе «Информация о клиенте» Бланка III-A «Данные по планированию аудита» либо в Бланках:
- III-C «Информация о деятельности клиента»;
- III-E «Описание системы бухгалтерского учета»;
- III-F «Проверочный лист изменения системы учета»;
- III-G «Описание средств внутреннего контроля»;
- III-H «Оценка степени надежности контрольной среды»;
- III-I «Данные об используемых компьютерных программах».
По результатам изучения информации о клиенте разрабатывается стратегия аудита – что именно должно быть проверено и каким образом. Определяются области, значимые для аудита, а также те бухгалтерские счета, операции, которые отсутствуют у клиента или по первоначальному впечатлению представляются мало значимыми (не существенными) для аудита и могут не проверяться. Для значимых областей определяются приемы и методы их проверки: в каких случаях предполагается проводить аудиторские процедуры по существу и какие (детальные тесты, аналитические либо пересекающиеся процедуры); в каких случаях предполагается опереться на средства внутреннего контроля и провести тесты средств контроля; где необходима сплошная проверка и где можно ограничиться аудиторской выборкой.
К областям, значимым для аудита, относятся прежде всего те, по которым величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наиболее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности.
К областям мало значимым для аудита (не существенным) могут быть отнесены те, операции по которым отсутствуют у клиента или имеют крайне незначительный объем, а также те, по которым величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наименее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности.
Выработанная стратегия аудита документируется в соответствующем поле раздела «Информация о клиенте» Бланка III-A.
В разделе «Изменения, произошедшие с момента последнего аудита» Бланка III-A следует отразить организационные, производственные и другие изменения в деятельности клиента, которые могли повлиять на ведение бухгалтерского учета и составление отчетности.
В разделе «Критические области» Бланка III-A определяются области (вопросы, аспекты) учета, на которые необходимо обратить внимание в связи с изменениями, которые произошли у клиента, либо изменениями во внешнем регулировании. Здесь же отмечается возможное изменение приемов и методов аудита в связи с изменениями, произошедшими с момента последнего аудита. Например, внедрение новых производственных технологий потребует проверки методов формирования себестоимости; введение новых мер внутреннего контроля позволит, при допущении высокого уровня их надежности, снизить время и издержки на проведение аудита за счет изменения стратегии (применения вместо аудиторских процедур по существу тестов средств контроля); изменение порядка учета какой-либо операции или раскрытия информации в отчетности, потребует проверки правильности ведения учета и представления данных в отчетности.
В разделе «Анализ статей баланса и показателей бухгалтерской отчетности» Бланка III-A определяются статьи баланса и показатели отчетности, в ходе аудита которых должны быть проанализированы их состав, структура, выявлены и оценены факторы, повлиявшие на их изменение по сравнению с предыдущим периодом, либо с запланированным уровнем и пр.
Планируемые виды работ (приемы и методы проверки) по значимым для аудита областям, сроки их проведения и исполнители документируются в Бланке III-J «Общий план аудита».
4. Подготовка и составление программ аудита.
- Подготовка программы аудита осуществляется на основании общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для реализации плана аудита.
- Программы аудиторских процеду по существу составляются аудиторами и старшими аудиторами для каждой области аудита и документируются во вспомогательных Бланках VI-A «Программа аудита».
- Бланки VI-A размножаются в необходимом количестве экземпляров и нумеруются в правом верхнем углу в соответствии с номером того подраздела раздела V, в котором они будут расположены.
- Тесты средств контроля составляются руководителем аудиторской проверки для тестируемых средств контроля в отношении отдельных объектов проверки и документируются в Бланках VI-B «Проверка средств внутреннего контроля».
- Бланки VI-B размножаются в необходимом количестве экземпляров и нумеруются в правом верхнем углу в соответствии с номером того подраздела раздела V, в котором они будут расположены.
- При включении в программу аудита аналитических процедур их выполнение и результаты документируются в Бланках VI-E «Документирование углубленных аналитических процедур».
5. Заключительные положения.
- По окончании процесса планирования аудита Бланки III-A и III-J и Бланки VI-A и VI-B проверяются и подписываются руководителем проверки.
- В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений документируются в рабочих документах, а в Бланках III-A и III-J делается ссылка на эти рабочие документы.
- В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений отражаются в рабочих документах.
Все необходимые Бланки можно скачать Здесь