Методика комплексного анализа эффективности финансовой деятельности организации: приемы и способы

Автор:
Опубликовано: 16 сентября 2005

Комплексный анализ и оценка эффективности финансовой деятельности организации

1.2. Методика комплексного анализа эффективности финансовой деятельности организации: приемы и способы

Цель деятельности предприятий при переходе российской экономики от директивно-плановой к рыночной кардинально изменилась. Так, если раньше цель деятельности организации заключалась в выполнении государственного плана, а, следовательно, основным показателем являлась количественная результативность, то теперь целью работы предприятий (большинство из которых стало частными в ходе приватизации, в начале 90-х гг. 20 века) является быть конкурентоспособными и эффективными.

Несомненно, рыночная экономика дала неоспоримые плюсы для развития предпринимательства, и, в первую очередь, для развития малого и среднего бизнеса. Но, с другой стороны, большинство предприятий не имели гарантированного будущего при потере государственной поддержки (за исключением объектов стратегического назначения). Теперь при наличии серьезной конкуренции оценка эффективности финансовой деятельности стала гораздо актуальнее чем в «госплановские времена», и вследствие этого в оценке эффективности нуждается достаточно большой круг лиц, куда, в первую очередь, включаем стратегических партнеров по бизнесу и инвесторов, собственников, так же кредитных отделов коммерческих банков, персонал, налоговые службы и государственные органы (управленческий аппарат для большей информативности используют данные управленческой отчетности).

В настоящее время анализ субъектов малого предпринимательства по данным внешней отчетности проводится не столь активно чем анализ деятельности крупных предприятий и корпораций: связано это с тем, что затраты на качественный анализ высоки и не соотносятся с размерами малого бизнеса.

Однако, приведем ситуацию, когда в малом бизнесе актуален и финансовый анализ. При наличии в одном сегменте рынка большого круга предприятий, являющихся конкурентными по отношению друг к другу, например, сеть франчайзи компании «1С», которая составляет более 2600 компаний, внешний партнер при инвестировании заинтересован в выявлении наиболее эффективно работающей организации.

Для того, чтобы составить достаточно полное представление об эффективности финансовой деятельности предприятия, в процессе комплексного анализа аналитику необходимо получить ответ на следующий круг вопросов:

  • каковы изменения в составе имущества и источников его формирования за анализируемый период времени, и каковы причины таких изменений?
  • Какие статьи Отчета о прибылях и убытках могут быть использованы для прогнозирования финансовых результатов?
  • какова рентабельность продаж; собственного и заемного капитала; активов и в том числе чистых активов?
  • какова оборачиваемость имущества организации?
  • способно ли предприятие генерировать доход? Какова эффективность его финансовой деятельности?

Для получения ответов на эти вопросы аналитику следует решить комплекс задач, которые в своей системности представляют методику комплексного анализа «как совокупность правил, приемов и способов для целесообразного выполнения какой-либо работы» [см.14, стр 5]. Основными составляющими методики анализа являются определение целей и задач анализа; круга заинтересованных пользователей информации; методы, приемы и способы решения поставленных задач. Одним из основополагающих моментов в выборе методики комплексного анализа, по нашему мнению, является формирование репрезентативной системы взаимосвязанных показателей, так как изначально неверно заданные параметры, несмотря на высокое качество работы, не смогут дать заинтересованным лицам полноценного ответа на поставленные вопросы и, соответственно, эффективность работы аналитика будет сведена к нулю.

Так какие же показатели определяют эффективность финансовой деятельности организации?

Прежде чем ответить на этот вопрос, следует еще раз подчеркнуть, что в настоящей работе мы рассматриваем эффективность финансовой, а не хозяйственной деятельности. Отметим, что термин «эффективность» ряд российских авторов использует в связи с оценкой финансово-хозяйственной деятельностью по данным управленческой отчетности (А.Д. Шеремет, Л.Т. Гиляровская, А.Н.Селезнева, Е.В. Негашев, Р.С. Сайфулин, Г.В. Савицкая), при этом особое внимание в ходе проведения комплексного экономического анализа акцентируется на показатели и оценку интенсификации и экстенсификации финансово-хозяйственной деятельности с факторным рассмотрением влияния таких производственных показателей, как фондоотдача, ресурсоотдача, материалоотдача. Другие авторы, например, О.В. Ефимова и М.Н. Крейнина рассматривают понятие «эффективность» в контексте финансового анализа: определяющими показателями здесь выступают рентабельность и оборачиваемость. В.В. Ковалев подразумевает под оценкой эффективности текущей деятельности деловую активность, как совокупность трех составляющих: оценка степени выполнения плана по основным показателям и анализ отклонений; оценка и обеспечение приемлемых темпов наращивания объемов финансово-хозяйственной деятельности; оценка уровня эффективности использования финансовых ресурсов коммерческой организации; так же сюда входит анализ прибыли и рентабельности. А сам термин «эффективность» В.В. Ковалевым определен как «относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения эффекта» [см. 23, стр 378]. Под эффектом понимается абсолютный результативный показатель, а для предприятия этим показателем является прибыль. В переводной литературе термин «эффективность» определяется показателями величины совокупных активов, доходностью нетто-активов и доходностью инвестированного капитала [см. 33, стр 62-76]. Р. Каплан в своей работе «Система сбалансированных показателей» в целом критикует подход определения эффективности деятельности организации только по финансовым показателям, и предлагает рассматривать деятельность организации по четырем критериям: финансовому, взаимоотношениям с клиентами, внутренним бизнес-процессам и обучению и развитию персонала [см. 19, стр 12]. Однако, здесь подразумевается анализ всей деятельности компании, поэтому особо обратим внимание на блок «финансовая деятельность». При эффективности финансовой деятельности Каплан выделяет два показателя: рентабельность инвестиций и добавленная стоимость компании [см. 19, стр 90].

Учитывая вышеизложенное, скажем, что по нашему мнению, показателями, отражающими эффективность деятельности организации, являются рентабельность и деловая активность, определяемая оборачиваемостью.

В процессе комплексного анализа важно выявить взаимосвязь и взаимозависимость показателей рентабельности с другими показателями, характеризующими различные стороны деятельности организации, такими как: коэффициент обеспеченности собственными средствами, коэффициенты ликвидности, в частности текущей ликвидности, финансовый левередж, и определить соотношение рискованности и доходности деятельности компании. В.В. Ковалев, говоря о рентабельности, подчеркивает, что показателей рентабельности много и что единого показателя рентабельности не существует. Однако ключевой показатель рентабельности как показатель эффективности деятельности организации должен быть. В качестве такого показателя выступает рентабельность собственного капитала.

Традиционно авторы методик финансового анализа в качестве первого и второго этапов комплексного анализа финансового состояния предлагают горизонтальный и вертикальный анализ баланса (и Отчета о прибылях и убытках); последний для удобства может быть представлен в агрегированной форме, то есть с выделением укрупненных статей. Целью горизонтального анализа является оценка динамики стоимости имущества, собственного капитала и обязательств во времени. Горизонтальный анализ заключается в построении аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами их роста / снижения. В частности при проведении горизонтального анализа баланса данные баланса на базу отсчета берутся за 100%, далее строятся динамические ряды статей и разделов баланса в процентах к итогу. Вертикальный анализ необходим для определения изменений в структуре активов и пассивов предприятия. В результате изучения полученных данных формируется общее представление о финансовом состоянии исследуемого объекта. Например, при комплексном анализе эффективности в качестве структурного анализа выступает анализ структуры капитала: так, при исследовании рентабельности собственного капитала изменение структуры в сторону увеличения заемного капитала снижает долю собственного капитала, что проявляется в росте уровня рентабельности.

Один из следующих методов, используемых в процессе комплексного анализа эффективности финансовой деятельности является коэффициентный метод, который предполагает расчет определенных количественных показателей, позволяющих сделать выводы о качественных изменениях в деятельности организации. При анализе рентабельности необходимо учитывать изменение значений коэффициента текущей ликвидности, который при увеличении краткосрочных обязательств уменьшается, и коэффициент обеспеченности собственными средствами. Так, заменяя часть собственного капитала заемным, мы тем самым увеличиваем рентабельность собственного капитала, в тоже время понижаем уровень коэффициента текущей ликвидности (при неизменном уровне оборотных активов) при повышении величины краткосрочных обязательств2. Если предприятие имеет коэффициент текущей ликвидности на минимальном уровне, то повышение рентабельности таким путем (увеличением доли заемного капитала) чревато потерей платежеспособности в целом. Как бы в продолжение этого М.Н. Крейнина говорит, что «ограничители в форме минимально необходимых уровней коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами …. не всегда позволяют повысить рентабельность капитала за счет увеличения заемных средств в составе пассивов» [см.24, стр 45]. Так же важно учитывать плату за пользование кредитными ресурсами (проценты за кредит + возможны штрафы, пени и неустойки). Так, если стоимость кредита превышает рентабельность заемного капитала, то это уже является следствием нерационального и малоэффективного управления. Как правило, считается, что соотношение между заемным и собственным капиталом должно быть не больше 50%, однако, в западных компаниях в соотношении заемного и собственного капиталов превалируют заемные средства (в отличие от структуры капитала российских компаний). Объяснить это можно тем, что стоимость заемного капитала на Западе существенно ниже, чем в российской экономике. Увеличить рентабельность можно и без изменения структуры капитала, то есть, увеличив прибыль. Следующий путь увеличения роста рентабельности при сохранении уровня текущей ликвидности – это одновременное увеличение заемного капитала в части краткосрочных обязательств и оборотных активов. Однако, все вышеперечисленные пути повышения рентабельности можно использовать как дополнение, при низкой рентабельности продаж и низкой оборачиваемости капитала высокой рентабельности последнего не добиться.

Показатель прибыли имеет важное значение в оценке эффективности деятельности, он прямопропорционально влияет на рентабельность деятельности: чем больше прибыль, тем, при прочих равных условиях, выше эффективность использования имущества и капитала организации. Следует заметить, что в зависимости от целей анализа в числителе формулы рентабельности3 можно брать различные показатели прибыли: валовую прибыль, прибыль до налогообложения, прибыль от продаж, прибыль от обычной деятельности прибыль или чистую прибыль4. Для сопоставимости анализируемых показателей рентабельности следует придерживаться методологического единства при выборе вида прибыли для различных видов рентабельности. Необходимо также учитывать, что в знаменателе показателя рентабельности числовые значения данных могут браться на конкретную дату, например, на конец отчетного периода или же в качестве среднеарифметической величины; следует обеспечить сопоставимость анализируемых данных. Таким образом, аналитик может использовать любой способ расчета показателей рентабельности, главное обеспечить сравнимость рассчитываемых показателей, иначе с методологической точки зрения результаты анализа рентабельности как частного анализа эффективности будут некорректными.

В процессе анализа рентабельности необходимо обратить особое внимание на качество показателя «чистой прибыли»: важно определить состав и структуру доходов и расходов и проанализировать их с точки зрения стабильности и соответствия характеру деятельности организации. Статьи доходов и расходов не связанные с текущей деятельностью обычно классифицируют на: нормальные, то есть повторяющиеся, обычные и экстраординарные5. У внешнего аналитика из-за ограниченности информации возникают трудности с выделением из состава доходов и расходов редких и чрезвычайных статей. Возможно, что определенную полезную информацию для себя аналитик может найти в форме № 5 и в пояснительной записке, однако только для крупных предприятий. Для малых предприятий не предусмотрено использование во внешней отчетности этих форм.

Следующим из показателей для оценки эффективности деятельности является показатель рентабельности заемного капитала. При исследовании рентабельности заемного капитала с точки зрения кредитодателя в качестве числителя коэффициента берется величина платы (проценты за пользование кредитом, штрафы, пени, неустойки) за предоставленные заемные средства, а с точки зрения кредитуемого предприятия в числителе берется величина заемного капитала. Более подробно методология расчета этого показателя будет рассмотрена в первой части второй главы. Обобщающим показателем первых двух является показатель рентабельности совокупного капитала, который можно интерпретировать как индикатор общей «доходности» деятельности предприятия и эффективность использования его ресурсов, соответственно.

Рентабельность продаж, в отличие от рентабельности собственного капитала, наоборот, снижется при увеличении величины заемных средств и, соответственно, платы за них. Так же следует учитывать, что динамика соотношения доходов и расходов в составе выручки зависит от учетной политики, применяемой на предприятии. Так, организация может увеличить или уменьшить размер прибыли за счет: 1) выбора метода начисления амортизации основных средств; 2) выбора метода оценки материала; 3) установления срока полезного использования внеоборотных активов; 4) определение порядка отнесения накладных расходов на себестоимость реализуемой продукции (работ, услуг) [см. 1].

Следующий метод, используемый в процессе комплексного анализа эффективности деятельности – это факторный метод. Концепция данного метода широко представлена в научных трудах А.Д. Шеремета. Суть метода заключается в количественной характеристике взаимосвязанных явлений, которая осуществляется с помощью показателей. Признаки, характеризующие причину, называются факторными (независимыми, экзогенными); признаки, характеризующие следствие, называются результативными (зависимыми). Совокупность факторных и результативных признаков, связанных одной причинно-следственной связью, является факторной системой. При практическом применении данного метода важно, чтобы все факторы, представленные в модели, были реальными и имели причинно-следственную связь с итоговым показателем. Так, если рассматривать рентабельность активов, то, как один из вариантов, ее можно представить в виде трех взаимосвязанных показателей: расходов к выручке, прибыль к расходам и выручки к активам. То есть прибыль предприятия, полученная с каждого рубля, вложенного в активы зависит от рентабельности произведенных расходов, соотношения расходов и выручки от продаж и оборачиваемости капитала, помещаемого в активы. Из общего числа факторных моделей рентабельности собственного капитала наибольшее распространение получила модель фирмы «DuPont». В этой модели рентабельность собственного капитала определяется тремя показателями: рентабельностью продаж, оборачиваемостью активов и структурой источников средств, авансированных в данное предприятие. Значимость выделенных факторов с позиции текущего управления обобщают практически все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации: первый фактор обобщает Отчет о прибылях и убытках; второй фактор – активы баланса, третий – пассив баланса.

Функциональные связи в факторных моделях можно разделить на четыре группы, то есть выразить 4 различными моделями: аддитивная, мультипликативная, кратная и смешанные взаимосвязи.

Аддитивная взаимосвязь представляется как алгебраическая сумма факторных показателей:

В качестве примера приведем по Отчету о прибылях и убытках расчет величины чистой прибыли, которая представляет собой алгебраическую сумму6: (+) Доходы по обычным видам деятельности, (-) расходы по обычным видам деятельности, (+) операционные доходы, (-) операционные расходы, (+) внереализационные доходы, (-) внереализационные расходы, (-) величина налога на прибыль и иные обязательные платежи, (+) чрезвычайные доходы, (-) чрезвычайные расходы. В данном случае мы рассмотрели укрупненную модель расчета чистой прибыли: так, например, расходы от обычной деятельности можно детализировать на себестоимость проданных товаров и услуг, коммерческие и управленческие расходы. Степень детализации факторной модели определяется аналитиком в каждом конкретном случае в зависимости от решаемых задач.

Мультипликативная взаимосвязь выражается как влияние на результативный показатель произведения факторных показателей:

В качестве примера рассмотрим рентабельность активов, факторные показатели которой можно представить как произведение оборачиваемости активов и рентабельности продаж.

Кратная взаимосвязь представляется как частное от деления факторных показателей:

y = x1 / x2

Для примера можно взять практически любой коэффициент как отношение двух сопоставимых показателей: например рентабельность собственного капитала как отношение величины прибыли и суммы собственного капитала; оборачиваемость собственного капитала как отношение выручки к сумме собственного капитала.

Комбинированная взаимосвязь представляет собой различные вариации первых трех моделей:

y = (a + c) x b; y = (a + c) / b; y = b / (a + c + d x e)

Примером комбинированной взаимосвязи является рентабельность совокупного капитала, которая представляет собой отношение суммы чистой прибыли и платы за предоставленные предприятию заемные средства к сумме краткосрочных, долгосрочныз обязательств и собственного капитала.

Для моделирования представленных выше факторных систем существуют такие приемы как: расчленение, удлинение, расширение и сокращение исходных моделей. Наиболее распространненым примером приема расширения является модель фирмы DuPont, которую мы уже рассмотрели выше. Для измерения влияния факторов на результативный показатель используют в качестве приема детерминированного анализа различные способы факторных расчетов: цепные подстановки, метод абсолютных и относительных разниц, индексный и интегральный методы, метод пропорционального деления.

В качестве одного из примеров факторных расчетов решим четырехфакторную модель рентабельности собственного капитала методом абсолютных разниц:

Рентабельность собственного капитала

Рск = Р/СК = P/N · N/А · А/ЗК · ЗК/СК = x · y · z · q
F (x) = x · y0 · z0 ·x q0 = P/N · N/А 0 · А/ЗК 0 · ЗК/СК 0
F (y) = y · x1 · z0 · q0 = N/А · P/N1 · А/ЗК 0 · ЗК/СК 0
F (z) = z · x1 · y1 · q0 = А/ЗК · P/N1 · N/А 1 · ЗК/СК 0
F (q) = q · x1 · y1 · z1 = ЗК/СК · P/N1 · N/А 1 · А/ЗК1

Баланс отклонений

F =F (x) + F (y) + F(z) + F (q)

Как видно из модели рентабельность собственного капитала зависит от рентабельности продаж, оборачиваемости активов, соотношения активов и заемного капитала и уровня финансового левериджа. Однако высокое значение рентабельности еще не означает высокой отдачи от используемого капитала, так же как и незначительность чистой прибыли по отношению капиталу или к активам (части капитала или части активов) не означает еще низкой рентабельности вложений в активы организации. Следующим определяющим моментом эффективности является скорость оборота активов и капитала предприятия.

Оборачиваемость как показатель эффективности деятельности в факторных моделях является влияющим на уровень рентабельности. При комплексном анализе оборачиваемости выделяют такие показатели, как:

  • коэффициент оборачиваемости как отношение выручки к анализируемому показателю;
  • показатель среднего срока оборотов в днях, как отношение анализируемого периода в днях к коэффициенту оборачиваемости;
  • высвобождение (вовлечение) дополнительных средств в оборот.

Говоря о коэффициенте оборачиваемости как отношение выручки к анализируемому показателю следует отметить использование альтернативных показателей оборачиваемости, в которых показатель выручки заменен на уточняющие показатели: например, при оборачиваемости запасов и кредиторской задолженности в качестве уточняющего показателя можно взять себестоимость проданной продукции, работ, услуг; при анализе дебиторской задолженности – оборот по погашению дебиторской задолженности; при анализе оборота денежных средств и краткосрочных финансовых вложений – оборот выбытия денежных средств и краткосрочных финансовых вложений [см. 31, стр 113].

При проведении анализа оборачиваемости анализируемые показатели следует разделить на две укрупненные группы: 1) показатели оборачиваемости активов предприятия и 2) показатели оборачиваемости капитала предприятия.

В группе показатели оборачиваемости активов, конечно, наибольший акцент должен быть сделан на оборачиваемость оборотного капитала, то есть оборотных активов. Так, выделим основные элементы оборачиваемости оборотных активов: оборачиваемость запасов, оборачиваемость дебиторской задолженности, оборачиваемость краткосрочных финансовых вложений и оборачиваемость денежных средств. Оборачиваемость запасов характеризует скорость движения материальных ценностей и их пополнения и в итоге – как успешно используется капитал предприятия. Увеличение данного показателя можно интерпретировать как нерационально выбранную стратегию управления: часть текущих активов иммобилизована в запасы, ликвидность которых невысока и так же происходит отвлечение средств из оборота, что может привести к росту дебиторской задолженности. С другой стороны, увеличение оборачиваемости запасов может быть раскрыто как вложение в производственные запасы денежных активов предприятия в период высокой инфляции. Если предприятие в анализируемом периоде увеличивает объемы производства, то объем производства и как следствие – объемы реализации и выручки – еще не успевают достигнуть уровня увеличения запасов. При поступлении из отдела маркетинга информации о предположительном увеличение цен на сырье и материалы (как составная часть запасов) от поставщиков менеджерами предприятия может быть принято решение об увеличение закупки сырья и материалов в настоящем периоде по более низким ценам. Для получения более детальной информации важным является детализированный анализ оборачиваемости запасов: сырье и материалы, готовая продукция и товары отгруженные, затраты в незавершенном производстве, вследствие того, что изменение в готовой продукции и, например, в сырье интерпретируются в различных позиций.7

Увеличение оборачиваемости дебиторской задолженности может является следствием улучшения платежной дисциплины предприятия и ужесточения политики по получению просроченной дебиторской задолженности; так же увеличение оборачиваемости может быть связано с абсолютным уменьшением дебиторской задолженности при уменьшении товарооборота предприятия и трудностями в реализации продукции (в том случае, если уменьшается текущая дебиторская задолженность). Очень важно при анализе оборачиваемости дебиторской задолженности детализировать дебиторскую задолженность по срокам возвращения и отделить простроченную от текущей. Следует отметить, что чем продолжительнее период погашения дебиторской задолженности, тем выше риск её непогашения. Среди аналитиков и бухгалтеров соотношение абсолютной величины и показателей оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженностей трактуется с различных позиций. Так, если кредиторская задолженность превышает дебиторскую, то, по мнению аналитиков, компания рационально использует средства; точка зрения бухгалтеров заключается в том, что кредиторская задолженность должна погашается независимо от объема дебиторской задолженности.

Снижение показателя оборачиваемости денежных средств и краткосрочных финансовых вложений может сигнализировать аналитику о замедлении в использовании высоколиквидных активов и, как результат, неэффективность финансовой деятельности. Исключением в данном случае могут является депозиты, входящие в состав краткосрочных финансовых вложений, при этом замедление оборачиваемости депозитов компенсируется высоким доходом и, как следствие, ростом их рентабельности.

При анализе показателей оборачиваемости капитала организации можно выделить оборачиваемость кредиторской задолженности и кредитов и займов. Рост оборачиваемости кредиторской задолженности может отражать улучшение платежной дисциплины предприятия перед бюджетом, поставщиками, внебюджетными фондами, персоналом. Уменьшение данного показателя может быть вызвано обратными причинами – как снижение платежной дисциплины в связи с недостатком денежных средств. Однако, увеличение оборачиваемости кредиторской задолженности при уменьшение абсолютной величины кредиторской задолженности может означать ухудшение взаимоотношений с поставщиками (если рассматривать отдельный элемент кредиторской задолженности) и как результат сокращение сроков и объема предоставляемых анализируемому предприятию коммерческих кредитов. Коэффициент оборачиваемости кредитов и займов служит показателем изменения платежной дисциплины предприятия уже в отношение с банками и прочими заимодавцами. Если средний срок оборота в днях краткосрочных кредитов и займов составляет более года, то можно сказать, что, либо организация ошибочно занизила величину задолженности по долгосрочным кредитам и займам, либо организация крайне неравномерно погашает краткосрочные кредиты и займы, что вызывает дополнительные расходы в виде штрафов и пени банку. На наш взгляд, целесообразно сравнить абсолютные величины краткосрочных кредитов и займов с кредиторской задолженностью и коэффициенты их оборачиваемости: обычно, кредиторская задолженность в настоящее время замещает краткосрочные банковские кредиты и займы.

Следующим шагом после расчета и анализа коэффициента оборачиваемости и показателя оборачиваемости в днях следует выявить вовлечение или высвобождение средств предприятия по отношению к предыдущему периоду. Так выделяют абсолютное и относительное высвобождение. При оборачиваемости оборотных средств, когда фактические остатки оборотных средств меньше норматива или остатков предшествующего периода при сокращении или превышении объема реализации за исследуемый период, происходит абсолютное высвобождение. Относительное высвобождение имеет место в тех случаях, когда при наличии оборотных активов в пределах потребности в них обеспечивается ускоренный рост производства продукции, работ, услуг.

Рассматриваемая нами выше методика комплексного анализа эффективности финансовой деятельности позволяет аналитику по данным внешней отчетности оценить эффективность и рискованность управления предприятием на основе показателей рентабельности и оборачиваемости. Так, финансовый риск и эффективность существуют в постоянной взаимозависимости: получение максимальной отдачи на капитал и высокий уровень рентабельности требует от предприятия использования не только собственных, но и заемных средств; привлечение заемных средств обусловливает возникновение у предприятия финансового риска. Увеличение абсолютной величины кредиторской задолженности и, как следствие, уменьшение ее оборачиваемости, с одной стороны, может отразится на общей платежеспособности предприятия, с другой стороны при эффективном управлении может произойти замена краткосрочных обязательств в виде кредитов и займов «бесплатной» кредиторской задолженностью.


2Подразумевается, что часть собственного капитала замещается краткосрочным заемным капиталом
3Рентабельность определяется как отношение прибыли к активам или капиталу (к части активов или части капитала), выручке и т д. Например, рентабельность чистых активов определяется как соотношение чистой прибыли к величине чистых активов.
4В практике анализа показатели рентабельности, в которых используются отличные от чистой показатели прибыли, получили название промежуточных уровней доходности.
5Экстраординарными доходами/расходами признаются доходы/расходы, отвечающие одновременно двум критериям:
 – необычностью, когда доходы и расходы организации характеризуются высокой степенью ненормальности и имеют природу, явно не связанную или связанную лишь случайно с обычной деятельностью
 – нечастость, когда, основываясь на разумных доводах, вряд ли можно ожидать повторение этих доходов и расходов в обозримом будущем
6Под алгебраической суммой в данном контексте так же понимается разность показателей как сумма со знаком «-»
7Более подробно анализ оборачиваемости запасов и остальных составных элементов активов и пассивов мы рассмотрим во второй части второй главы


Автор:

 

Все статьи цикла «Финансовая деятельность организации как объект комплексного анализа »

(состоит из 2 статей)

Понятие и информационная база комплексного анализа финансовой деятельности организации (16 сентября 2005)

Методика комплексного анализа эффективности финансовой деятельности организации: приемы и способы (16 сентября 2005)