Методологические различия бухгалтерского, налогового и управленческого учета.

Автор:
Источник: Журнал «Аудитор» № 4 - 2004г
Опубликовано: 15 сентября 2005

По мере развития рыночных отношений усиливается разделение функций прежде единой системы бухгалтерского учета на три подсистемы:

  • бухгалтерский (финансовый) учет;
  • управленческий учет;
  • налоговый учет.

В бухгалтерском (финансовом) учете формируется информация о доходах и расходах организации, размерах дебиторской и кредиторской задолженности, величине финансовых инвестиций и доходов от них, состоянии источников финансирования и т.д., которая необходима для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Последняя стала иметь открытый характер, и предназначена как для руководства организации, так и для внешних пользователей. Ведение бухгалтерского (финансового) учета для хозяйствующего субъекта обязательно.
Налоговый учет также охватывает информацию, которая не только используется внутри организации, но и сообщается внешним пользователям для проверки достоверности формирования налоговой базы. Для налогового учета является характерным учет доходов и расходов организации согласно Налоговому кодексу РФ, в связи с чем бухгалтерская прибыль и прибыль для налогообложения будут иметь существенные различия. Отметим также, что финансовое состояние предприятия не характеризуется данными налогового учета, так как его назначение ограничивается определением налоговой базы по тому или иному налогу.
Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, необходимой для управления в пределах самого хозяйствующего субъекта. Основной составляющей управленческого учета является производственный учет, под которым обычно понимают учет издержек производства и анализ полученной экономии или перерасхода по сравнению с предыдущими периодами, прогнозными значениями или нормативами.
Основная цель управленческого учета – обеспечение текущей аналитической и прогнозной информацией руководства и менеджеров, ответственных за достижение конкретных экономических показателей. Процесс подготовки такой информации может существенно отличаться от того, что используется в финансовом учете. Вместе с тем результаты, получаемые на основании данных финансового учета, должны соответствовать результатам, получаемым в управленческом учете, хотя и не будут идентичны им.

Табл. 1. Сопостаавление бухгалтерского, налогового и управленческого учета.
Сравнимые характеристики Бухгалтерский учет Налоговый учет Управленческий учет
Обязател ьность ведения учета Обязателен. Необходим сбор данных в требуемой форме и с высокой точностью, согласно действующему законодательству Обязателен. Необходим сбор данных в требуемой форме и с высокой точностью, согласно действующему законодательству Необязателен. Всецело зависит от представлений руководства хозяйствующего субъекта о расширении (или детализации) границ учета
Цель ведения учета Отражение всех хозяйственных операций для внутренних пользователей и составление финансовых документов для внешних пользователей Формирование полной и достоверной информации для внешних пользователей о хозяйственных операциях с целью налогообложения Обеспечение планирования, анализа, собственно управления и контроля. Обеспечение информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных целей
Пользователи информации Руководители предприятия и его подразделений, акционеры, группы других пользователей Внешние – Госналогслужба, внутренние – менеджеры, работающие над налоговым планированием, и аудиторы Должностные лица – руководитель, руководящий состав и менеджеры разного уровня
Методологический базис Учет строится на основополагающем балансовом уравнении: Активы = Капитал владельцев организации + + Обязательства Учет строится на сопоставлении всех доходов организации и экономически обоснованных расходов Сопоставление доходов и расходов. Используется любая система аналитических записей
Основные правила Нормы и правила, а также организация бухгалтерского учета установлены Законом «О бухгалтерском учете», Положениями по бухгалтерскому учету Нормы и правила, установленные НК РФ. На предприятии организуется самостоятельно Любые правила учета в зависимости от их полезности. На предприятии организуется самостоятельно
Привязка ко времени Финансовая история носит «исторический характер», т.е. показывает финансовое состояние на отчетную дату История налогооблагаемой базы носит «исторический характер», т.е. отражает состояние на отчетную дату Наравне с информацией «исторического характера» используются планы на будущее, т.е. предусматривается не только анализ, но и прогноз на будущее
Тип информации Финансовые документы содержат информацию в стоимостном выражении Налоговая декларация содержит информацию в стоимостном выражении Информация в стоимостном и в натуральном выражении
Степень точности информации Требуется точная и своевременная информация о комплексе затрат на производство и реализацию продукции Требуется точная и своевременная информация о налогах и объектах налогообложения Допустимо использование приблизительных оценок
Периодичность отчетности Полный финансовый отчет организация составляет по итогам года, менее детальную отчетность – поквартально Полный налоговый отчет организация составляет по итогам года, менее детальную отчетность – поквартально Аналитические отчеты крупных организаций составляются ежемесячно; отчеты по определенным видам деятельности, отдельным ее фактам могут составляться еженедельно или ежедневно
Сроки представления отчетности Отчетность представляется через промежутки времени, установленные централизованно Отчетность представляется через промежутки времени, установленные централизованно Отчетность является внутренней и может содержать как текущую, так и срочную информацию
Объект отчетности Организация как единое целое; при необходимости – данные по отдельным сегментам организации Организация как единое целое. Данные в разрезе разных налоговых ставок Организация как в целом, так и ее подразделения
Ответственность за правильность ведения учета Организация несет ответственность за достоверность отчетной информации в соответствии с законодательством РФ Организация несет ответственность за достоверность отчетной информации в соответствии с законодательством РФ Отчеты не обязательны. Составляются по внутренним нормам и правилам, не предназначены для внешних пользователей
Требования основных пользователей Внешние пользователи требуют гарантии того, что финансовые отчеты составляются по общепринятым нормам, что позволяет проводить сопоставления и сравнения Внешние пользователи требуют достоверности отраженной информации в налоговых декларациях в соответствии с действующим законодательством Выбираются те правила учета, анализа и прогноза, которые руководители считают наиболее полезными для принятия решений

Для уяснения сущности различий между бухгалтерским, налоговым и управленческим учетом следует сопоставить сферы применения этих подсистем, что и сделано в табл. 1.
В последние годы в учете происходит замена важнейшего экономического показателя «себестоимость» на показатель «расходы». С 1 января 2002 года с введением в действие главы 25 НК РФ в практику учета вошли новые понятия доходов и расходов, непосредственно связанных с налогообложением. Сравнение правил определения прежде одинаковых элементов бухгалтерского, налогового и управленческого учета представлено в табл. 2.

Табл. 2. Различия в методологии определения основных показателей хозяйственной деятельности.
Показатели Бухгалтерский учет Налоговый учет Управленческий учет
Доходы Определяются в соответствии сПБУ 999. Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежньк средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, npi /водящее кувеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников иму ществ а) Определяются согласно ст. 249 НКРФ. Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, у ел/г) как собств енного производства, так и ранее приобретенньк, а также выручка от реализации имущества и имущественньк прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанньк с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), иное имущество либо имущественные права и в ыраженных в денежной и (или) натуральной формах Доходом признается выручка от реализации конкретных видов продукции или выручка отдельньк стратегических бизнес-единиц в зависимости отвыбранного метода управленческого учета
Расходы Определяются в соответствии с ПБУ 10/99 и признаются при соблюдении следующих условий:
  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота
  • сумма расхода может быть определена
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении его передачи)
Определяются согласно ст. 252 НК РФ и признаются таковыми, если они:
  • обоснованы, т.е. экономически оправданны
  • произведены на осуществление деятельности, направленной на получение дохода
  • Подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ
Должна быть ясна причинно-следственная связь объекта с относимыми на него затратами (например, транспортно-заготовительные расходы распределяются по подразделениям и объектам калькулирования пропорционально плановой стоимости отпущенных по данным направлениям материалов).
Элементы учета доходов Элементами учета являются:
  • доходы от обычньк видов деятельности
  • операционные доходы;
  • внереализационные доходы
  • чрезвычайные доходы
Элементами учета являются:
  • доходы от реализации
  • внереализационные доходы
Доходы от реализации основной продукции, а также отдельньк видов продукции или прочей деятельности
Элементы учета расходов Элементами учета являются:
  • расходы, связанные с производством и реализацией продукции
  • операционные расходы
  • внереализационные расходы
  • чрезвычайные расходы
Элементами учета являются:
  • расходы, связанные с производством и реализацией продукции;
  • внереализационные расходы
Расходы по любым актуальным направлениям деятельности
Статьи затрат по элементам Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (прямые и косвенные):
  • материальные затраты
  • оплата труда
  • отчисления на социальные нужды
  • амортизация
  • прочие
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции:
  • прямые материальные затраты
  • оплата труда основньк рабочих
  • суммы прямых амортизационньк отчислений;
  • прочие (все косвенные затраты).
Калькулирование осуществляется по любым актуальным направлениям деятельности, конечной или промежуточной продукции

Приведем некоторые примеры хозяйственных операций, которые различны в своем отражении для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения.
Хозяйственная операция 1. В январе 2003 г. организация приобрела автобус по первоначальной стоимости (с учетом всех затрат), равной 350 тыс. руб. Срок использования – 7 лет, норма амортизационных отчислений – 14,3%. Метод начисления амортизации в налоговом и бухгалтерском учете – линейный. В первом случае начисление амортизации, согласно п. 9 ст. 259 НК РФ, происходит с коэффициентом 0,5, во втором случае – с коэффициентом 1,0.

Годовые амортизационные отчисления (Агод) в бухгалтерском учете определяются по формуле:

Aгод= ПС(ВС)* a,

где: ПС (ВС) – первоначальная (восстановительная) стоимость основных средств на начало отчетного года;
aам – норма амортизационных отчислений, рассчитанная исходя из срока лет полезного использования, отн. ед.
В соответствии с налоговым законодательством определяется месячная сумма амортизационных отчислений (Амес) на основе срока полезного использования объекта основных средств:

Амес= 1/n * ПС(ВС),

где: n – срок полезного использования данного объекта, выраженный в месяцах;
1/n– норма амортизации, отн. ед.
В результате расчет суммы амортизации за 2003 г. будет выглядеть следующим образом:
  • в целях бухгалтерского учета:
Aгод=350,0 * 0,143 * 11/12=45,88 тыс. руб.
  • в целях налогового учета:
Aгод=11/84 * 0,5 * 350,0=23,1 тыс. руб.

Соответственно произойдет корректировка прибыли в сторону ее увеличения на разницу (45,88 – 23,1 = 22,78 тыс. руб.), пропорционально возрастет и налоговая база.

Хозяйственная операция 2. На балансе предприятия числится оборудование, проработавшее в агрессивной среде три года, первоначальной стоимостью 9860 тыс. руб. Согласно учетной политике предприятия и нормативным документам в целях бухгалтерского учета на него начисляется амортизация с коэффициентом ускорения 2,0. Сумма накопленной амортизации за три года – 4167,27 тыс. руб.; остаточная стоимость на начало 2003 г. – 5692,73 тыс. руб.; срок последнего использования – 12 лет.
В целях бухгалтерского учета, согласно ПБУ 6/01 «Основные средства», при применении коэффициента ускорения 2,0 должен применяться метод уменьшаемого остатка начисления амортизации и ежемесячно списываться сумма, равная 1/12 годовых отчислений. В налоговом учете организация использует нелинейный метод начисления амортизации.
При применении нелинейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации определяется как произведение остаточной стоимости амортизируемого имущества и нормы амортизации рассчитываемой по формуле:

aам=2/n

Расчет годовой суммы амортизации в целях бухгалтерского учета будет выглядеть следующим образом:
Aгод= 5692,93 * 1/12 * 2 = 945,0 тыс. руб.

В целях налогового учета определим коэффициент амортизации ( aам = 2 : 144 = = 0,0139), а расчет суммы ежемесячных отчислений (в налоговом учете в формуле расчета амортизации применяется срок полезного использования, выраженный именно в месяцах) для наглядности произведем в табл. 3.

Табл. 3. Суммы ежемесячных амортизационных отчислений, тыс. руб.
Месяц Сумма амортизации в бухгалтер­ ском учете Сумма амортизации в налоговом учете Корректировка налогооблага­ емой базы по прибыли
Январь 78,75 79,13 -0,38
Февраль 78,75 78,03 +0,72
Март 78,75 76,94 +1,81
Апрель 78,75 75,87 +2,88
Май 78,75 74,82 +3,93
Июнь 78,75 73,78 +4,97
Июль 78,75 72,75 +6,00
Август 78,75 71,74 +7,01
Сентябрь 78,75 70,75 +8,00
Октябрь 78,75 69,76 +8,99
Ноябрь 78,75 68,79 +9,96
Декабрь 78,75 67,84 +10,91

Может отличаться и сама база для начисления амортизации (стоимость оборудования). В бухгалтерском учете она включает в себя все затраты, связанные с приобретением оборудования, в том числе и невозвратные налоги – акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины и т.д. В налоговом же учете такие затраты относятся к косвенным, а следовательно, списываются в том отчетном периоде, в котором были произведены, и никак не увеличивают стоимость основных средств. Это положение распространяется и на затраты по приобретению материалов.
Хозяйственная операция 3. Организация на 2003 г. сформировала резерв предстоящих расходов на текущий ремонт основных средств в размере 5000,0 тыс. руб. согласно предварительной смете ремонтных работ. В бухгалтерском учете ежемесячно принимается сумма, равная (1/12) ' 5000,0 = 416,67 тыс. руб.
В налоговом учете необходимо рассчитать сумму, фактически затраченную на ремонт по итогам предыдущих трех лет:

(4730,0 + 4900,0 + 5100,0) : 3 = 4910,0 тыс. руб.

При этом в учетной политике организации для целей налогообложения должен появиться норматив отчислений в резервный фонд, равный отношению предельной суммы отчислений к стоимости основных средств (табл. 4):

(4910,0 : 690 310,0) ' 100% = 0,71%
Табл. 4.Затраты на текущий ремонт основных средств в 2003 году, тыс. руб.
Показатель Квартал
I II III IV Итого
По данным бухгалтерского учета 1250,0 1250,0 1250,0 1250,0 5000,0
По данным налогового учета 1227,5 1227,5 1227,5 1227,5 4910,0

Фактически расчет норматива необходим только для указания его в учетной политике предприятия. Перерасход принимается к расходам в конце года в составе прочих расходов. Незачтенная сумма подлежит налогообложению аналогично тому, как это делается в бухгалтерском учете.
Хозяйственная операция 4. Организация занимается экспортом-импортом товаров, работ и услуг. На оплату услуг нотариуса (заверение подписей на банковских карточках, подтверждение подлинности договоров и проч.) за отчетный период было потрачено 300,0 тыс. руб. Поскольку нотариус приходил на предприятие, за его услуги оплата производилась в полуторо-кратном размере.
Впервые в налоговом законодательстве закреплена норма о признании расходов на оплату нотариальных услуг в целях налогообложения, которые признаются в пределах установленных тарифов. В бухгалтерском учете данные расходы относятся к затратам, связанным с управлением производством (табл. 5).

Табл. 5.Стоимость нотариальных услуг в 2003 году, тыс. руб.
Показатель Квартал
I II III IV
По данным бухгалтерского учета 100,0 80,0 75,0 45,0
По данным налогового учета 150,0 120,0 112,5 67,5
Увеличение налогооблагаемой базы по прибыли 50,0 40,0 37,5 22,5

Хозяйственная операция 5. Организацией ведется работа по 16 договорам с общей сметной стоимостью 130 тыс. руб., из которых 13 в отчетном периоде выполнены, а 3 остаются незавершенными. Прямые расходы на выполнение работ в отчетном периоде составили 80 тыс. руб., остаток незавершенного производства на начало периода – 12 тыс. руб. Необходимо произвести расчет остатков незавершенного производства (НЗП) организациями, связанными с выполнением работ либо с оказанием услуг.
Объем выполненных работ (заказов) может измеряться:

  • стоимостью заказов (может определяться как цена этих заказов по договорной либо сметной стоимости без учета нормы прибыли или как стоимость заказов, формируемая на основании прямых расходов, относящихся непосредственно к каждому заказу);
  • объемом выполненных работ в натуральном выражении.

Расчет стоимости остатков НЗП исходя из сметной стоимости договоров представлен в табл. 6.

Показатель Сумма, руб.
1. Сметная стоимость всех заключенных договоров (16 договоров)
1.1. выполненных в течение отчетного периода (13 договоров)
1.2. незавершенньк на конец периода (3 договора)
130 000,0
90 000,0
18 000,0
2. Стоимость (в оценке по прямым расходам) остатков НЗП на начало периода 12 000,0
3. Прямые расходы отчетного периода 80 000,0
4. Доля сметной стоимости незавершенных на конец месяца договоров выполненных в течение отчетного периода (п. 1.2 : п. 1.1) 0,2
5. Стоимость (в оценке по прямым расходам) остатков НЗП на конец месяца [(п. 4 х (п. 2 + п. 3)] 18 400,0

Методика расчета незавершенного производства закреплена законодательно в Налоговом кодексе РФ и подразумевает авансирование бюджета налогом на прибыль.
Порядок формирования бухгалтерской и налоговой прибыли представлен схематично на рис. 1. Как видно, формирование прибыли в налоговом учете происходит по каждому виду деятельности предприятия отдельно с применением различных налоговых ставок. В налоговом учете особое место занимают косвенные расходы, порядок их учета полностью отрывает налоговый учет от бухгалтерского, так как они принимаются к учету в том отчетном периоде, в котором произведены. При этом фактор допущения временной определенности в отношении косвенных расходов применяться не может, а перечень прямых расходов является закрытым.
В основе различий между этими двумя видами учета лежат не расчетные методики и не порядок определения стоимости, а отсутствие понятия прибыли как экономической категории в налоговом учете и соответственно его наличие в бухгалтерском учете.


Рис. 1. Схема расчета прибыли в бухгалтерском и налоговом учете.

Увеличить картинку

Автор:

 

Все статьи цикла «Номер 4»

(состоит из 2 статей)

Правовая природа аудиторской деятельности: предпринимательство или финансовый контроль? (15 сентября 2005)

Методологические различия бухгалтерского, налогового и управленческого учета. (15 сентября 2005)