Международные расчеты

Автор:
Источник: Журнал «Аудитор» № 5 2004г
Опубликовано: 15 сентября 2005

Товарно-распорядительные документы, используемые при расчетах по аккредитиву

Каждое представление документов в банк для расчета должно сопровождаться письмом или перечнем инструкций относительно распоряжения полученной выручкой.
Документы могут быть представлены бенефициаром или банком, хотя не запрещается и представление документов третьей стороной, если оно включает подписанную бенефициаром инструкцию с указанием о распоряжении выручкой.
Выручка может быть перечислена одним из следующих способов:

  • кредитование счета бенефициара, если он имеется в оплачивающем банке;
  • выплата компании путем вручения банковского чека;
  • перевод в другой банк путем банковского перевода;
  • платеж другой стороне.

Оплачивающий банк должен удостовериться в подлинности инструкций, прежде чем приступить к их исполнению.
До того как произвести расчет, банки должны удостовериться, что им не передавалось никакого уведомления о переуступке выручки, которое входило бы в противоречие с текущими инструкциями предъявителя.
Для того чтобы получить расчет по аккредитиву, необходимо полностью выполнить его условия:

  • представить тратту (если она требуется) и необходимые документы;
  • вернуть документы бенефициару (продавцу) для того, чтобы оплачивающий банк проверил их соответствие аккредитиву. Если они окажутся в порядке, то оплата будет произведена согласно инструкциям предъявителя, если же нет, то документы не будут оплачены. В этом случае банк может поступить следующим образом – изменить их и представить в банк в течение срока действия аккредитива или в пределах срока представления документов после даты отгрузки, указанной в аккредитиве;[1]
  • отправить документы на инкассо;
  • вернуть документы бенефициару, чтобы он отправил их через свой банк;
  • если это разрешено бенефициаром, запросить банк-эмитент о разрешении платить, акцептовать или негоциировать тратты;
  • запросить гарантию от бенефициара или от банка в случае платежа, акцепта или негоциации о возмещении любых платежей по аккредитиву (в том числе процентов и комиссий) стороной, дающей гарантию, если банк-эмитент откажется произвести рамбурс против документов, не соответствующих условиям аккредитива;
  • с согласия бенефициара произвести платеж, акцептовать или негоциировать тратты с правом регресса, т.е. сохранить право регресса против бенефициара в случае, если банк-эмитент откажется произвести рамбурс против документов, не соответствующих условиям аккредитива. В данном случае необходимо убедиться, что бенефициар полностью понимает свое положение.

Переводный вексель (тратта) согласно определению, данному в Акте «О переводных векселях» от 1882 г., — это «безусловный письменный приказ одного лица другому, подписанный лицом, выдающим его, и предписывающий лицу, которому он адресован, уплатить по первому требованию, или на фиксированную или установленную в будущем дату определенную сумму денег указанному лицу, или его приказу, или предъявителю».
По аккредитиву, который действителен для платежа, тратта, если она требуется, должна быть выписана и подписана трассантом (бенефициаром) и адресована трассату (оплачивающему банку). Она должна содержать дату (дату выписки), сумму (как цифрами, так и прописью) и быть выписана по предъявлению (по первому требованию) на имя ремитента (или его приказу, или на предъявителя).
Ремитентом может быть трассант, трассат или третье лицо. Практически всегда по документарным аккредитивам требуется, чтобы тратты выставлялись как оплачиваемые «приказу и с бланковым индоссаментом». Это означает, что они должны быть оплачиваемыми по приказу трассанта («нашему приказу»), который затем индоссирует их бланковой передаточной надписью. Такой индоссамент передает право получения по тратте держателю или предъявителю, которым в случае аккредитива, действительного посредством платежа по предъявлению, будет являться оплачивающий банк.
Тратты могут выписываться приказу названного лица (ремитента) или индоссироваться приказу названного лица (индоссанта) и передаваться дальше посредством индоссамента. Однако следует заметить, что стоимость тратты может быть затребована только держателем (т.е. ремитентом), индоссантом или предъявителем, т.е. лицом, владеющим ею.
По акцептным аккредитивам тратты скорее всего будут выписываться как подлежащие оплате на определенную дату в будущем, а не по предъявлению или по первому требованию. Таким образом, срок тратты может быть точно определен как «подлежит оплате спустя 30 дней после предъявления» или «подлежит оплате спустя 180 дней от даты выписки коносамента» в зависимости от условий аккредитива, и тратта будет акцептована как подлежащая оплате на определенную дату в будущем. Если тратты или иные представленные документы не в полной мере удовлетворяют условиям аккредитива, то они называются «несоответствующими» (discrepancy).
По негоциируемым аккредитивам тратты могут выписываться по предъявлению или на установленный торговым обычаем срок, и трассатом будет являться либо банк-эмитент, либо покупатель.
Тратты могут содержать разнообразные оговорки, относящиеся к валютным курсам, расходам и процентам, предусматривать или не предусматривать регресс, но все тратты, выставляемые по документарным аккредитивам, должны содержать отличительную оговорку: «Выставлена по документарному аккредитиву №_____Банка _____».
Коммерческий счет-фактура[2][2] , или invoice, является документом, предоставляющим подробное описание товаров, включая суммы, цены за единицы товаров, номера заказов, лицензий, количество товарных партий, вес, детали упаковки, происхождение, отгрузочные отметки и номера, условия поставки, а также общую сумму, подлежащую оплате. Если условия аккредитива включают фрахт и страхование, то иногда требуется, чтобы эти суммы в счете-фактуре указывались отдельно.
Коммерческие счета обычно оформляются на фирменном бланке продавца, адресованном покупателю, датируются и подписываются продавцом. Счета-фактуры обычно выписываются в нескольких экземплярах, поскольку они могут потребоваться для таможни, банка, страховой компании и других целей.
В инвойсах должна приводиться общая стоимость, которая не превышает сумму аккредитива. Если стоимость превышает сумму аккредитива, то банк может либо принять документы, либо отказать в приеме. Если документы принимаются, то они будут приняты на определенном условии, что уплате подлежит только сумма аккредитива и что принятие документов не означает, что превышение суммы будет оплачено.
Относительно инвойсов в «Унифицированных правилах» говорится следующее: «Если иное не оговорено в аккредитиве, то инвойсы должны быть выписаны бенефициаром по аккредитиву (кроме случаев, оговоренных в статье 48 «Унифицированных правил»), и выписаны на имя приказодателя аккредитива, и могут быть не подписаны».
Описание товаров в коммерческих счетах-фактурах должно соответствовать описанию в аккредитиве. Во всех других документах товары могут быть описаны в общих выражениях, не противоречащих описанию товаров в аккредитиве.
Сертификат происхождения [3] представляет собой декларацию, указывающую страну происхождения товара, и требуется для подтверждения и определения применяемых импортных пошлин.
Сертификат происхождения должен быть выписан и подписан Торговой Палатой и/или заверен консульством страны-импортера. Может быть вполне достаточно того, чтобы бенефициар выписал его на своем фирменном бланке. В последнем случае, если в коммерческом счете-фактуре указывается происхождение товаров, достаточно приложить еще один экземпляр счета-фактуры, озаглавленного «Сертификат происхождения».
В сертификате происхождения указываются названия и адреса покупателя (приказодателя или грузополучателя) и бенефициара (экспортера или грузоотправителя). В сертификате удостоверяется происхождение товара и дается его описание. Если это требуется по аккредитиву, то должна также приводиться стоимость товара. Кроме того, должны присутствовать отгрузочные отметки и номера и(или) другие опознавательные знаки с тем, чтобы можно было установить, что сертификат не противоречит каким-либо другим требуемым документам.[4]
Транспортные документы подтверждают погрузку на борт, отправку или принятие к загрузке товаров.
В «Унифицированных правилах» транспортные документы рассматриваются в статьях 23-33. В редакции 1983 г. эти статьи были расширены, чтобы включить изменения в документации, вызванные контейнерной и смешанной транспортировкой товаров, а также с целью установить, что следует понимать под «приемлемыми» транспортными документами.
Традиционный морской коносамент[5] (bill of lading) судоходной компании является распиской, предоставленной грузоотправителю (бенефициару или его агенту) за товары. Он служит доказательством договора о перевозке и передает право на владение товаром.
Коносаменты выписываются в комплектах обычно по два или три оригинала, один из которых может быть использован для вступления во владение товаром. Часто по аккредитивам требуется «полный комплект» коносаментов с указанием их количества, содержащегося в комплекте (например, 2/2 или 3/3).
Аккредитивы обычно предусматривают представление «погрузочных» коносаментов, так как последние подтверждают, что товары были помещены на борт судна и готовы для отгрузки.
Альтернативой коносаменту, свидетельствующему о погрузке товаров, является коносамент, который указывает, что товары были получены для отгрузки, т.е. они были получены судоходной компанией или ее агентом, и ожидают погрузки на борт.
Если аккредитив оговаривает, что требуется коносамент, свидетельствующий о погрузке товаров, то коносамент «Получено для отгрузки» не будет принят, если только он не преобразован в коносамент, свидетельствующий о погрузке, посредством внесения записи: «Отгружаемые после» или «На борт», должным образом подписанной или заверенной и датированной перевозчиком или его агентом.
Обратная сторона коносамента содержит множество оговорок, относящихся к срокам и условиям договора о перевозке, но слово «чистый», употребляемое в связи с «чистыми коносаментами», означает, что на лицевой стороне коносамента отсутствуют оговорки или пометки перевозчика, указывающие о дефектах в состоянии товаров и (или) о повреждении упаковки.
Типичной формулировкой, излагающей требования документарного аккредитива, будет выражение: «Полный комплект из 3/3 чистых бортовых морских коносаментов, выписанных приказу и с бланковым индоссаментом». Оно может быть продолжено словами «С отметкой «Фрахт оплачен»» или «С отметкой «Фрахт подлежит оплате в месте назначения»» (в зависимости от того, кто отвечает за оплату фрахта – продавец или покупатель) и «Известить компанию…» (с указанием полного адреса). Уведомляемой стороной обычно является покупатель (или его агент), который желает, чтобы его известили немедленно по прибытии судна в пункт назначения, с тем чтобы он мог вступить во владение товарами.
Коносамент должен также содержать следующее:

  • название судоходной компании (пере возчика);
  • название грузоотправителя (бенефициара или его агента);
  • название транспортного судна;
  • названия портов погрузки и разгрузки;
  • краткое описание товаров;
  • количество контейнеров, ящиков, упаковок или отдельных товаров;
  • подпись капитана торгового судна, или перевозчика, или его агента;
  • дата погрузки товаров на борт или получения для отгрузки.

Следует различать два вида морских коносаментов, известных под названием «сквозные» и «перегрузочные» коносаменты, которые используются для различных целей.
Сквозной коносамент используется перевозчиком, который обеспечивает перевозку морем только на часть маршрута, далее товары транспортируются или перевозятся вторым перевозчиком (по морю, по суше или по воздуху) с использованием того же коносамента, покрывающего все путешествие. Сквозные коносаменты часто используются вместо смешанных транспортных коносаментов для того, чтобы покрыть перевозки различными видами транспорта
Перегрузочный коносамент используется только при морских перевозках и указывает, что перегрузка должна производиться с одного судна на другое. В нем наряду с портами первоначальной погрузки и конечной разгрузки указывается порт перегрузки.
Экспедиторские коносаменты или «домашние» коносаменты и необращаемые морские накладные [6]не являются ни обращаемыми документами, ни товарораспорядительными документами. Однако в «Унифицированных правилах» редакции 1983 г. они были «узаконены» как имеющие право быть представленными по аккредитивам.
Экспедиторские коносаменты выписываются экспедиторами для покрытия товаров, перевозимых под их собственным покровительством. Если только это специально не запрещено по аккредитиву, то такие коносаменты будут приниматься при условии, что связаны с договором о перевозке товаров морем и выписаны экспедитором, выступающим в качестве перевозчика или агента указанного перевозчика.
Стандартная форма необращаемой морской накладной была разработана Генеральным советом британских морских перевозок и Комиссией по упрощению торговых процедур (SITRO). Этот документ позволяет грузополучателю получить доступ к товарам при его прибытии в место назначения, в случае когда товар прибыл, а документы -еще нет. Использование в этой ситуации традиционных транспортных документов может привести к задержке и простою. По необращаемым морским накладным товар выдается грузополучателю в месте назначения против документов, удостоверяющих его личность.
Если это не запрещено аккредитивом, то необращаемые морские накладные будут приниматься, если они соответствуют условиям статьи 24(а) «Унифицированных правил».
Коносаменты на смешанные перевозки[7] обычно выписываются компаниями, осуществляющими контейнерные перевозки, для обеспечения отправки товаров в контейнерах от места принятия к загрузке до места конечного назначения.
Даже если перегрузки запрещены, то иной способ перевозки является приемлемым по аккредитиву при условии, что вся перевозка покрывается одним транспортным документом, обычно накладной на смешанные перевозки.
Если документ на смешанные перевозки выписан экспедитором, то такой документ будет приниматься банками в тех случаях:

  • когда его представление разрешается аккредитивом;
  • из самого документа следует, что экспедитор исполняет обязанности перевозчика или агента названного перевозчика;
  • документ представляет собой FIATA – коносамент на смешанные перевозки.

Авианакладные[8] выписываются авиакомпаниями в комплектах по 12 экземпляров, из которых только три являются оригиналами. На первом оригинале ставится отметка «для перевозчика», и он подписывается лицом, отгружающим товар (грузоотправителем) или его агентом. На втором экземпляре ставится отметка «для грузополучателя», и он подписывается грузоотправителем или его агентом (данный оригинал сопровождает товар). Третий оригинал с пометкой «для грузоотправителя» подписывается перевозчиком и передается грузоотправителю, когда товар принят для доставки. Этот третий оригинал предъявляется при представлении документов по аккредитиву. Оставшиеся девять копий авиакомпания сохраняет у себя для различных целей.
Авианакладная не является товарораспорядительным документом, а представляет собой расписку за товары. На ней проставляются штамп перевозчика, подпись и дата исполнения. Обычно на ней также указываются номер рейса и дата отправки.
В дополнение к этому в авианакладной указывается следующее:

  • названия и адреса перевозчика или его агента, грузоотправителя и грузополучателя;
  • краткое описание и стоимость товаров;
  • количество ящиков или упаковок вместе с отметками и номерами, весом, количеством и какими-либо другими требуемыми спецификациями;
  • уплаченная или подлежащая оплате общая сумма фрахта.

Железнодорожные и автотранспортные накладные[9] – оба этих документа являются расписками за товары и представляют собой документы о доставке. В них указываются названия и адреса грузополучателя и грузоотправителя вместе с количеством отправленных коробок или упаковок, отметками, номерами и кратким описанием товаров. На железнодорожной транспортной накладной также должен стоять штамп станции с датой отправления и быть указан номер товарной партии. В автотранспортной накладной, подписанной перевозчиком, указываются место и дата отправления, определенное место для доставки.
Иногда требуются и некоторые другие документы, такие как автотранспортные расписки, расписки перевозчика и экспедиторские расписки, но наиболее часто встречаются транспортные документы, перечисленные выше.
Важными представляются также страховые документы, без которых внешнеэкономическая деятельность сегодня была бы невозможной.
Морское страхование представляет собой сложную и детально разработанную область, в которой банки и брокеры предлагают профессиональные услуги. Экспортерам, нуждающимся в советах в этой области, следует обращаться за консультацией к данным специалистам. Ограничимся рассмотрением требований документарных аккредитивов к страхованию и того, как они могут быть выполнены.
Если страховой полис является обязательным для выполнения аккредитивной формы расчетов, то подробное описание покрываемых рисков приводится в самих оговорках, приведенных в приложении к полису, но чаще всего встречаются сертификаты, оформляемые на бланках страховых компаний с предварительно отпечатанными видами покрываемых рисков. Данные бланки заполняются страхователем (бенефициаром).
В сертификатах указывается застрахованная стоимость товаров, перечисляются покрываемые риски, описываются товары, упаковка, отметки и номера, приводится название судна, даются сведения о маршруте (обычно страхованием покрывается доставка товаров от склада грузоотправителя до склада в месте назначения), а также указывается, где и кем будут оплачиваться страховые иски.
Обычно страховые сертификаты индоссируются указанным страхователем для того, чтобы передать право на предъявление страховых исков банку-эмитенту или покупателю. Страховые документы должны быть датированы и подписаны страховщиком, иначе они будут недействительными.
Все рассмотренные выше документы известны как «обычные» транспортные документы, хотя каждый аккредитив должен точно указывать, какие по нему требуются документы
Чтобы предотвратить мошенничество или оградить покупателя от возможного получения нестандартного или ненужного товара, могут быть затребованы сертификаты обследования[10] и осмотра, выдаваемые инспекторами по досмотру, представляющими авторитетную третью сторону, такие как, например, Societe Generale de Surveillance (SGS). Эти сертификаты будут указывать, на то, что товары были осмотрены и признаны соответствующими заказанным. Осмотр товара может оказаться важным для покупателя, который недостаточно хорошо знает своего продавца и помнит, что банк платит против соответствующих документов, не принимая во внимание фактическое состояние товаров.
Сертификат качества, выдаваемый поставщиком или производителем, может быть затребован для того, чтобы определить качество товаров, но очевидно, что в случае оспаривания эти документы предоставляют защиту по аккредитиву в меньшей степени, чем те, которые выданы признанными независимыми органами.
Сертификат анализа или ветеринарный сертификат могут быть затребованы, когда отгружаются продовольственные товары или живой скот. Они выдаются органами санитарного контроля для подтверждения качества продуктов или ветеринарной службой, удостоверяющей, что у животных отсутствуют инфекционные или заразные болезни.
Таможенные сертификаты могут быть затребованы при коммерческих операциях между некоторыми странами. В торговле с участием ЕЭС существует множество сертификатов о льготах, перевозке и передвижении, которые могут быть затребованы. Среди них наиболее часто встречаются документы, выданные в соответствии с формой EUR1.
EUR1 заполняется для преференциальной (льготной) торговли между странами ЕЭС и другими зонами свободной торговли и нуждается в удостоверении происхождения товаров, заверяемом таможней. Этот документ не может быть использован для других целей.
В последние годы, вследствие военных и политических конфликтов между странами, были введены сертификаты черного списка. Согласно этим сертификатам в сделку может вовлекаться любая из сторон либо могут ограничиваться происхождение товаров или средства транспортировки и маршрут следования товаров.
Сертификаты черного списка могут быть затребованы для подтверждения того, что производитель, поставщик, грузоотправитель, страховщик или любая другая сторона не занесены в черный список страной, импортирующей товары; что сами товары или какие-либо их части не произведены в стране, занесенной в черный список; что транспортное судно или самолет не будут заходить в порты или совершать посадку в аэропортах или пересекать водное или воздушное пространство стран, занесенных в черный список.
Важно, чтобы документы были представлены экспортером в банк до истечения срока действия аккредитива и подтверждали выполнение всех его условий.

Банковские гарантии

Целью банковских гарантий является дополнительное обеспечение финансовых интересов сторон, участвующих во внешнеторговых сделках. На первый взгляд может показаться, что сам внешнеторговый контракт, подробно определяющий обязанности сторон, применение различных санкций за их невыполнение, порядок рассмотрения претензий и споров, является достаточным обеспечением выполнения контрагентами своих обязательств. Однако на практике даже при самой тщательной проработке условий договора некоторые особенности поставок товаров, оказания услуг или совершения платежей, влияющие на реализацию данной сделки, проявляются только в процессе исполнения контракта и, как правило, не могут быть учтены заранее.
Кроме того, процесс рассмотрения претензий в арбитраже или суде занимает много времени (до нескольких месяцев и даже лет) и достаточно дорого стоит. Причем при рассмотрении дела в арбитраже (суде) третьей, «нейтральной» страны судебные издержки обычно выше, чем в случае, если дело рассматривается в арбитраже страны одного из участников сделки. Заметим также, что возможный выигрыш дела в арбитраже или суде еще не означает, что вопрос урегулирован. Кредитору необходимо произвести взыскание с должника, что не всегда возможно (например, если последний оказался банкротом).
С учетом этого как экспортеры (подрядчики, кредиторы), так и импортеры (заказчики, заемщики) стремятся к дополнительному обеспечению своих интересов. При этом стороны по контрактам стараются добиваться того, чтобы подобное обеспечение либо вообще исключало возможность каких-либо убытков либо позволяло быстро удовлетворить их требования к контрагенту, не выполняющему свои обязательства. Такого рода дополнительное обеспечение представляется банками в виде письменных односторонних обязательств, которые обычно называются «банковскими гарантиями». Они могут называться также «гарантийными письмами», так как часто выступают в виде писем, адресованных непосредственно лицам, в пользу которых выставлены (бенефициарам).
Таким образом, гарантию можно определить как поручительство банка-гаранта, принимаемое по отношению к какому-либо лицу (бенефициару) по поручению другого лица (принципала), в обеспечение выполнения последним своих обязательств перед бенефициаром. Содержанием обязательства по гарантии всегда является выполнение другого договора-контракта, к которому отсылает гарантия.
Ввиду договорной свободы гарантия принципиально может быть отнесена к любой цели обеспечения.
В области экспорта инвестиционных товаров и продуктов крупного машиностроения к настоящему времени образовались определенные типы гарантий.
Гарантия предложения применяется в связи с международными торгами. От участников торгов требуют вместе с предложением предоставить гарантию банка (обычно от 2 до 5% от суммы контракта). Это производится с целью доказать покупателю серьезность предложения и намерение этой стороны подписать контракт, если выдвинутое предложение будет принято. Кроме того, гарантия в этом случае свидетельствует о финансовой состоятельности продавца и должна убедить покупателя в том, что по подписании контракта будут даны гарантии выполнения (поставки) и (или) авансовых платежей.
Такая гарантия должна покрыть расходы, возникающие для объявителя торгов, если фирма, которая получила заказ, отказывается от его выполнения, что приводит к необходимости повторить международные торги в целом.
Гарантия авансовых платежей используется там, где по условиям контракта для мобилизации средств со стороны продавца или покрытия начальных расходов предполагается выплата аванса. Она является обеспечением покупателя, который внес аванс, потому что гарантирующий банк вернет ему внесенный аванс при невыполнении договора продавцом. Размер аванса обычно составляет от 10 до 20% суммы контракта и желательно, по возможности, чтобы данные гарантии были написаны в такой форме, по которой они вводились бы в действие только после получения продавцом согласованного аванса. Часто эти гарантии содержат статью об уменьшении обязательств, по условиям которой обязательства по гарантии уменьшаются по мере поставки товара, подтвержденной документами о поставке, или по мере окончания работ на объекте, также подтвержденного специальным сертификатом об окончании работ. Особенно важна точность в формулировке тех условий гарантии, которые определяют, как будет происходить снижение обязательств.
Гарантия выполнения договора (Perfomance Bond) обеспечивает требования импортера к экспортеру на тот случай, если экспортер полностью или частично не выполнит согласованные поставки или не предоставит услуги в соответствии с договором. Гарантия выполнения обычно содержит обязательство выплатить определенную сумму (обычно от 5 до 10% от суммы контракта), если покупатель заявит, что продавец не действовал в соответствии с условиями контракта. Обычно гарантии выполнения заменяют любые гарантии твердого предложения, которые были представлены по данному контракту, но часто они даются дополнительно к гарантии авансовых платежей.
Гарантия поставки является обеспечением покупателя, если продавец не произведет поставку товаров или не предоставит услуги в согласованный срок.
Гарантия качества (Warranty Bond) обеспечивает бенефициару гарантии при недостатках товаров, возникающих в течение определенного периода времени на тот случай, если контрагент не устранит эти недостатки.
Гарантия платежа составляется банком импортера в пользу экспортера и обеспечивает согласованное проведение платежа по торговой сделке, которая лежит в основе гарантии.
Гарантия коносамента применяется в тех случаях, когда платеж обеспечивается аккредитивом, товар уже находится в порту назначения, но коносаменты, необходимые для получения товара, еще не пришли. В таком случае банк импортера может дать гарантию коносамента владельцу пароходства или экспедитору, т.е. обещание взять на себя все возникающие расходы, если выяснится, что приемщик товара не был правомерным получателем.
Гарантия удержания денег. Некоторые контракты обусловливают удержание процентов с каждого платежа до полного завершения проекта и принятия его заказчиком. Подобного рода гарантии позволяют продавцу получать полную сумму каждого платежа, в то же время гарантируя покупателю, что эти средства можно будет вернуть в случае невыполнения условий контракта.
Гарантии обслуживания используются при заключении контрактов на строительство. Цель их – гарантировать, что по окончании работ строитель выполнит свои обязательства в период обслуживания объекта. Такие гарантии могут использоваться вместо удержания денег в течение периода обслуживания.
Банковские гарантии требований включают в себя гарантии, которые обеспечивают выплату платежей по первому требованию («гарантии простого требования») или по первому требованию, подкрепленному документом или документами, определенными в гарантии, как то: заявление, подписанное покупателем и/или продавцом, или заверенная копия арбитражного решения («гарантия условного требования»).
Гарантии первого требования налагают на банк непростые юридически связывающие его обязательства, компенсацию за которые банк должен быть способен получить от продавца. Они могут оговаривать выплату «по первому или простому требованию» или «по первому или простому требованию, подкрепленному д оку ментом (доку ментами), оговоренными гарантией». Это значит, что если банк получит требование, отвечающее оговоренным гарантией условиям, то банк обязан заплатить, и заплатит безо всякого обязательства со стороны клиента. Такой тип гарантии наиболее выгоден бенефициару, поскольку максимально обеспечивает его интересы. Реализация гарантии происходит в результате одностороннего принятия решения бенефициаром, т.е. исключается возможность возникновения каких-либо споров. Конечно, требование бенефициара должно быть заявлено в пределах суммы и срока действия гарантии. При выставлении безусловных гарантий банки обычно используют следующие формулировки: «Безусловно гарантируем…»; «Гарантируем безусловный платеж по первому требованию бенефициара…»; «Гарантируем безусловный платеж по первому простому требованию бенефициара независимо от возможных возражений со стороны принципала» и др. Безусловные гарантии выставляются банками, как правило, по поручению крупных постоянных клиентов; причем по таким гарантиям требуется внесение обеспечения.
Гарантии, требующие независимо выпущенных документов (таких, как, например, сертификат арбитражного решения), могут рассматриваться как «условные гарантии» (принимаются покупателями достаточно редко).
Реализация условной гарантии может зависеть от выполнения определенных условий, более или менее выгодных для бенефициара, например:

  • бенефициар должен указать причину заявления своего требования по гарантии, например, приложив сертификат о том, что он выполнил свои обязательства, обусловленные контрактом, а его контрагент не совершил в установленные сроки платеж;
  • к требованию бенефициара на платеж в счет гарантии должны быть приложены документы, подтверждающие выполнение им своих обязательств по контракту (например, счета, транспортные, страховые и другие документы и т.п.;
  • требование бенефициара в счет гарантии должно быть подтверждено специальным документом – свидетельством полномочного третьего лица (например, торговой или торгово-промышленной палаты, арбитража и т.д.) о том, что контрагент (приказодатель по гарантии) не выполнил свои обязательства. Такое условие менее выгодно бенефициару, поскольку получение подобных свидетельств может потребовать значительного времени.

Наименее выгодны для бенефициаров условные гарантии, ставящие совершение платежа в прямую зависимость от согласия на это принципала.
Возвращаясь к общим принципам работы с банковскими гарантиями, следует отметить, что нередко гарантии обязывают покупателей включать или прилагать к любому требованию свое заявление о нарушении условий контракта продавцом.
Банки требуют от продавцов, чтобы они удостоверились в ясности и недвусмысленности условий гарантии, так как в функции банков не входит судить или решать, насколько справедливы и правомочны претензии сторон. Банковские гарантии первого требования должны быть законченным документом и не требовать ссылки на третью инстанцию, или на соответствующий коммерческий контракт, или на любой другой документ, кроме тех, которые могут быть указаны в гарантии. Обязанности банков носят исключительно финансовый характер — они не выполняют контракты и не исправляют последствия их невыполнения. Банки лишь выплачивают определенную сумму денег, если условия гарантии были соблюдены.
Сегодня независимость банковской гарантии от соответствующей финансовой операции подчеркивается во всему мире путем использования формулировки «выплатить по первому требованию», подразумевающей отказ от всех возражении и протестов в связи с данной операцией.
Неуместные претензии к гаранту могут быть предотвращены своевременными соглашениями. Так, например, в случае контракта на закупки оговаривается, что при предъявлении претензий к гаранту необходимо представить документальное свидетельство нарушения. Принимаются также сертификаты уполномоченных лиц, мнения независимых экспертов, декларации, подписанные покупателем и продавцом, решения арбитража и другие документы подобного рода. Важно, чтобы один из этих документов был описан так же подробно, как для документарного аккредитива.
Абстрактный характер гарантии не ставится под угрозу простым условием, что бенефициар, предъявляя претензии, должен предоставить документы, адекватно и недвусмысленно определенные в гарантии. Платеж производится по первому требованию, но только если соблюдены все условия, оговоренные в гарантии.
Все гарантии, используемые в международных операциях, могут быть разделены на следующие категории:

  • прямые;
  • непрямые (опосредованные);
  • подтвержденные.

В случае прямых гарантий банк экспортера дает свою гарантию непосредственно иностранному бенефициару. Этот тип гарантии подчиняется законам страны, в которой находится банк экспортера и имеет, как правило, срок действия.
Составление прямых гарантий часто оказывается невозможным, так как по предписаниям многих стран только находящиеся на территории соответствующей страны банки вправе составить гарантию в пользу резидентов-бенефициаров, так что заказ на составление гарантии надо передать банку по местонахождению бенефициара.
Непрямые гарантии более проблематичны, чем прямые, потому что в цепь инстанций, дающих гарантию, включен зарубежный банк. Так как эта гарантия подчиняется законам соответствующей импортирующей страны, то надежность кредитного учреждения, дающего инструкцию об оформлении гарантии, не должна вызывать сомнений. Кроме того, увеличиваются расходы для заказчика по гарантии.
В случае подтвержденной гарантии вторичный банк дополнительно к первичному банку берет на себя самостоятельное обязательство в пользу получателя гарантии.
Первичный банк при этом составляет непосредственную гарантию, которая подтверждается вторичным банком авалированием (присоединением к ответственности). Если выбирается форма подтвержденной гарантии, оба участвующих банка несут ответственность по отношению к получателю гарантии в качестве солидарных должников.
Подтвержденных гарантий следует избегать ввиду неоднозначности правовой ситуации. Часто считают, что на подтвержденные гарантии распространяется право той страны, где эта гарантия используется, т.е. право местонахождения первичного или вторичного банка.
Национальные законы некоторых стран требуют, чтобы гарантии требований банка, выпускаемые в пользу жителей данной страны, были выданы местным банком. Однако даже там, где официально такого закона нет, зарубежные покупатели будут настаивать, чтобы гарантии в их пользу были выданы местным банком. Если в этой ситуации банк экспортера получает инструкцию организовать выдачу банковской гарантии от лица клиента, он должен проинструктировать соответствующий зарубежный банк-корреспондент о выдаче гарантии, а сам должен обеспечить обоюдную гарантию компенсации от лица клиента. В этой ситуации обязательства банка от имени клиента могут подчиняться местному законодательству и требованиям, выдвинутым банком-корреспондентом.
В некоторых странах условия местного законодательства берут верх над указанным в банковской гарантии сроком ее действия, и бенефициар в этих случаях может предъявить претензию гораздо позднее.
В других странах местные правила требуют физической сдачи банковской гарантии бенефициаром, прежде чем она может считаться аннулированной.
Вовлечение зарубежных банков-корреспондентов приводит к взысканию местных комиссионных сборов в дополнение к тому, что обычно требует банк, выдающий гарантию.

В данной статье показаны основные функции банков при проведении расчетов по внешнеторговым контрактам их клиентов. Российские банки, стремящиеся предоставлять услуги своим клиентам на уровне мировых стандартов, в достаточно сильной степени зависят от своих иностранных банков-корреспондентов. Чем шире корреспондентская сеть, тем эффективнее проведение расчетов. Надежная корреспондентская сеть необходима также при подтверждении аккредитивов и выпуске гарантий, так как обычное требование контрагентов при этом -подтверждение первоклассного западного банка.
Выбор конкретной формы, в которой будут осуществляться расчеты по внешнеторговому контракту, определяется по соглашению сторон и фиксируется в разделе «Условия платежа», в котором устанавливаются:

  • срок исполнения;
  • место исполнения;
  • обеспечение платежа для экспортера;
  • обеспечение поставки товаров для импортера.

В международных расчетах российских предприятий и организаций применяются все рассмотренные в данной статье формы расчетов. Относительно редко отечественные организации прибегают к таким формам, как расчеты по открытому счету, с помощью чеков и т.п.
Применяемые формы расчетов отличаются по доле участия коммерческих банков в их проведении.
Банковский перевод – самая простая и наиболее распространенная форма расчетов. Ее популярность объясняется дешевизной операции, так как банк принимает в ней весьма незначительное участие.
Российские банки используют различные средства передачи платежных сообщений, начиная от телекса и модемной связи с иностранными банками-корреспондентами и заканчивая системой СВИФТ, которая имеет значительные преимущества перед другими средствами связи благодаря скорости, надежности и экономичности передачи сообщений.
Инкассовая форма расчетов является менее распространенной на российском рынке. Причиной этого является достаточно большой риск для экспортера в случае отказа импортера платить по документам. Инкассо применяется при использовании гарантий платежа против документов и при аккредитивной форме расчетов, при представлении документов с расхождениями.
Аккредитивы являются довольно распространенной формой, особенно при заключении первого контракта с зарубежным партнером, когда нет уверенности в надежности поставщика. Это наиболее дорогостоящая форма расчетов. Некоторые сложности у клиентов могут возникнуть в связи с составлением контракта, предусматривающего платеж с помощью аккредитива, так как для многих фирм это первый опыт работы с аккредитивами. Здесь велика роль квалифицированных банковских работников в качестве консультантов.
Банковские гарантии являются относительно новым инструментом на российском рынке. Банковские гарантии первоклассных банков предоставляют такую же степень надежности, как аккредитивы. Расходы по гарантии несколько ниже, чем по аккредитиву, но гарантии регулируются законодательством страны местонахождения банка, выдающего гарантию, что может вызвать некоторые проблемы в случае возникновения споров. Новые Унифицированные Правила, выпущенные Международной Торговой Палатой 1 января 1994 г., способствовали решению этой проблемы. Гарантии российских банков в большинстве случаев нео-ёбходимо подтверждать в иностранных банках-корреспондентах, что существенно увеличивает расходы клиентов. В последнее время в связи с ростом авторитета крупных российских банков выпущенные ими гарантии стали приниматься западными банками без покрытия.



[1]Ст. 43 Унифицированных правил.
[2]Ст. 37 Унифицированных правил.
[3]Ст. 38 Унифицированных правил.
[4]Ст. 13 Унифицированных правил.
[5]Ст. 23, 31–33 Унифицированных правил.
[6]Статьи 24, 31–33 Унифицированных правил.
[7]Статьи 26–28, 30–33 Унифицированных правил.
[8]Статьи 27, 32, 33 Унифицированных правил.
[9]Статьи 23–25, 28 Унифицированных правил.
[10]Статьи 20–22 и 38 Унифицированных правил.

Автор:

 

Все статьи цикла «Номер 5»

(состоит из 3 статей)

Аудит Налогообложения импортных операций (15 сентября 2005)

Международные расчеты (15 сентября 2005)

Оценка аудиторского риска и уровня существенности с использованием аналитических процедур (15 сентября 2005)