Более шести лет назад, 6 марта 1998 г. Правительством РФ было принято Постановление № 283 «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», после чего наша страна решительно обратилась к МСФО (вероятно, так была переведена в Министерстве Финансов РФ аббревиатура IAS). Сложности, сопряженные с проведением любых изменений, очевидны для всех. Если же рассматривать данное конкретное изменение, то следует задаться вопросом: а была ли необходимость в проведении данной реформы?
Ответ: да, разумеется, такая необходимость была. Реформирование отечественной системы финансового и бухгалтерского учета, проведение изменений в данной области было обосновано противоречиями между назначением отечественной системы бухучета с присущим ей жестким регламентированием всех учетных процедур, с одной стороны, и требованиями, выдвинутыми объективными изменениями в сфере реальной экономики и бизнеса. Действительно, на протяжение многих лет основной обязанностью бухгалтера являлось соблюдение требований Министерства финансов и налоговой инспекции. В целом же, сложившаяся в СССР система бухучета отличалась жесткостью, полным отсутствием гибкости, а ее назначением было обеспечение правильного, непрерывного и точного отражения хозяйственных операций; более того, до 1992 г. система бухгалтерского учета была полностью подчинена решению налоговых задач. Финансовые и экономические преобразования, начавшиеся в России весной 1988 г. и связанные с выходом постановления о предпринимательской деятельности, всколыхнули весь мир. За рубежом дальновидным бизнесменам показалась очевидной как выгодность организации совместных предприятий, так и возможная прибыльность даже долгосрочных инвестиций. Вероятно, никакие преобразования в жизни общества не смогли бы поколебать сложившуюся в России системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в том случае, если бы вся хозяйственная деятельность наших предпринимателей ограничивалась рамками нашей страны. Да, предпринимателям было бы сложнее работать, но кого и когда это интересовало? Да, отчетность была бы ориентирована на интересы исключительно налоговых органов, а не акционеров, но кого могут беспокоить интересы совладельцев и мелких акционеров? Более того, в начале 90-х годов в России очень популярным стало выражение «коммерческая тайна», но при этом очень немногие задумывались о том, что приватизация как таковая подразумевала появление собственников, владельцев, совладельцев и т.д., т.е широкого круга людей, заинтересованных в наличие достоверной финансовой информации.
Однако история развивалась по своим законам. Начавшаяся в 1988–1989 г.г. организация совместных предприятий, инвестиции иностранного капитала в деятельность Российских предприятий были, возможно, благоприятны для России в целом; то, что они сопутствовали благополучию определенного круга населения, сомнения не вызывало. Спустя недолгое время не только изменилась направленность иностранных инвестиций, но и замедлился приток иностранного капитала, в частности, в предприятия малого и среднего бизнеса. Одной из причин этого явилась жесткая система бухгалтерской отчетности, присущая России, при том, что совместные предприятия должны были вести отчетность в соответствие с нормами страны–партнера. В то же время, выход российских предприятий на валютные, сырьевые и т.п. международные биржи был затруднен в том числе и потому, что до недавнего времени к обращению на биржи США, например, допускались акции только тех предприятий, отчетность которых соответствовала GAAP (General Accepted Accounting Principles), а на отечественных предприятиях отчетность велась в соответствие со сложившимися ранее традициями. Таким образом, изменение системы общественных отношений предопределило необходимость адекватной трансформации учета, поскольку данный процесс отставал от общего процесса экономических реформ России.
6 марта 1998 г. Правительством РФ было принято Постановление № 283 «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными Стандартами Финансовой Отчетности». Программой реформирования предполагалось приведение отечественной системы учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, что трактовалось не как перенос в Россию каких-либо иных национальных стандартов с целью их непосредственного использования, а как адаптация международных стандартов для использования в России, с учетом национальных особенностей и сложившейся практики.
Важно отметить, что программа реформирования не ограничивалась внедрением новых форм отчетности и нового Плана счетов, а предполагала осуществление всей деятельности по ведению учета и финансовой отчетности на основании принципов и концепций, положенных в основу Международных стандартов IAS, т.е. переориентацию нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность, регулирование финансового учета и взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании.
В перечень важных причин, определявших необходимость перехода в России на новую,
- иную систему финансовой отчетности можно включить интересы зарубежных партнеров;
- интересы совладельцев и акционеров, необходимость публичности и достоверности финансовой информации;
- возможность выхода нашей страны на международный рынок сырья и капитала.
Проблемы нарастали, тормозя в первую очередь развитие малого и среднего бизнеса; как следствие, снижались и темпы роста ВВП. Первым значительным шагом на пути разрешения проблем явилось состоявшееся в Москве в июне 1994 г. международное совещание, завершившееся подписанием соглашения о партнерстве с ЕС и о сближении российской системы бухгалтерской отчетности как с международными стандартами, так и с принципами 4-й Директивы Сообщества по финансовой отчетности. Одним из результатов совещания явились опубликованные том же 1994 году Закон о бухгалтерском учете и первое Положение о бухгалтерском учете – ПБУ 1/94 «Учетная политика предприятия». Именно с этого времени и началась фактическая реорганизация бухгалтерского учета в России. Для того, чтобы лучше представить себе направления реорганизации финансовой отчетности, необходимо обратиться к общепринятому определению бухгалтерского учета.
Определение бухгалтерского учета дано в 1941 г. Комитетом по терминологии института бухгалтеров США (AIA, American Institute of Accountants), предшественником Института присяжных бухгалтеров США (AICPA, American Institute of Certified Public Accountants): Бухгалтерский учет – это искусство регистрации, классификации и обобщения в денежном измерении фактов хозяйственной жизни, которые полностью или частично носят финансовый характер, а также интерпретации полученных результатов .
Определение бухгалтерского учета в СССР (да и России) было несколько иным: Бухгалтерский учет – это система сбора и обработки финансовой информации о предприятии на основе единства методологии и общих принципов, обеспечивающая полноту, точность и достоверность, своевременность, ясность и экономичность информации, являющаяся средством контроля за выполнением плана путем сопоставления учётных и плановых показателей, содействующая внедрению и укреплению хозяйственного расчёта, выявлению и использованию внутренних ресурсов, позволяющая выносить обоснованные суждения о финансовом положении организации и принимать экономические решения.
Вероятно, различие в определениях объясняет в том числе и различие во взглядах на бухгалтерский учет, его назначение и функции.
Несколько слов о развитии бухучета. В эволюции бухгалтерского учета как такового известны две формы – централизованная регламентация и юридическое регулирование. Юридическое регулирование, основой которого является юридический контроль античности, развивалось по пути перехода от спорадической доказательности к практике правовых норм, постоянно сознательно поддерживаемой; данная форма учета реализуется в современном европейском варианте профессиональной ответственности бухгалтера, в наиболее демократической, по сути, форме регулирования деятельности учетного сообщества.
В свою очередь, СССР и в определенной мере России была присуща именно централизованная регламентация, закрепленная инструкциями государственного органа, которой предполагалась одновариантность учетной политики, унификация учетных процедур и их стереотипов. Российским, а ранее советским традициям бухгалтерского учета соответствовало централизованное регламентирование, унифицированность процедур, одновариант- ность методологии, а «профессиональная ответственность бухгалтера» , хотя и отражала отдельные элементы современной европейской методологии, в российской практике была ориентирована на архаичную, авторитарную модификацию. Государственная регламентация методологии превалировала в России в течении многих лет, отпугивая западных партнеров жесткой унификацией своей отчетности (коды, типовой план счетов1), в связи с чем ей и было присвоено название RAP (Russian Accounting Practice). Все это препятствовало расширению горизонты деловой активности российских предприятий. Долгое время в среде практикующих учетных работников бытовала глубокая убежденность в отношении основной, если не единственной, цели составления бухгалтерской отчетности: является ее представление в налоговую инспекцию. Одновременно с этим, а возможно, и вследствие этого со стороны руководителей основным требованием к составлению отчетности было и остается отражение информации таким образом, чтобы, не нарушая принципы действующего налогового законодательства, минимизировать налогооблагаемую базу. Для потенциальных западных партнеров это удивительно, поскольку в условиях подлинно рыночных отношений бухгалтер часто стремится «приукрасить» отчетные данные, и свидетельство тому – известные скандалы с завышением прибыли компаниями Waste Management Inc. Xerox Bristol-Myers, Merck, AOL Time Warner и America Online Internet business, высокотехнологичной компанией WorldCom, телефонной компанией Qwest, сетью магазинов Giant и Stop & Shop, фармацевтическим концерном Bristol-Myers, компьютерной корпорацией IBM и энергогигантом Enron и т.д.. Ради завышения прибыли финансистами компаний были разработаны различные хитроумные схемы завышения прибыли и занижения издержек, не взирая на то, что при этом возрастают и налоговые платежи компаний.
Международные стандарты учета определяют правила составления финансовой, а не налоговой отчетности. Хорошим примером финансовой отчетности являются отчеты, публикуемые акционерными компаниями США, Великобритании, других стран, в которых приведены данные о состоянии средств предприятия, об источниках их поступления, данные о ликвидности, рентабельности, оборачиваемости капитала, о том, что в конечном счете влияет на котировку акций компании. Следует добавить, что, несмотря на достаточно широкий спектр показателей, определяемый требованиями рынка к раскрытию отчетности, в международной практике набор показателей никогда и нигде не регламентировался так жестко, как в СССР и позднее в России.
В современных условиях реформирование бухучета с позиций применение международных стандартов является одним из важных требований к осуществлению деловой активности на международных рынках и предоставляет предприятию как инструмент улучшения, повышения эффективности деятельности, так и определенные конкурентные преимущества, в частности, отражение результатов деятельности предприятия в более простой и реалистичной форме, более совершенную систему учета, способствующую принятию обоснованных управленческих решений, возможность сравнения финансового положения отечественных предприятий с финансовым положением иностранных компаний.
Реформирование бухучета учета стало для России насущной необходимостью. Однако в те годы, как и в настоящее время, в мире превалировали две основные системы учета: GAAP (General Accepted Accounting Principles) США и IAS (International Accounting Standards) Европа. Почему же выбор пал на IAS? Вероятно, объяснение достаточно простое: форма бухгалтерского баланса США отличалась от принятой в России значительно больше, чем его европейские версии, к тому же Европа географически ближе к России, чем США.
Первым шагом на пути внедрения Международных стандартов финансовой отчетности явилось Положение о бухгалтерском учете – ПБУ 1/94, принятое в июле 1994 г. и посвященное учетной политике предприятия, которым были оговорены основные принципы ведения учета:
- Принцип имущественной обособленности предприятия
- Принцип действующего предприятия
- Принцип последовательности (постоянства)
- Принцип временной определенности
Следует отметить также появившееся в феврале 1996 г. ПБУ 4/96, которым определялись
- адресность отчетности, соответствующая интересам инвесторов, кредиторов,
- переход к учету по методу начислений,
- развитие учетной политики,
- изменение форм отчетности,
- введение отчета о движении денежных средств,
- обеспечение публичности,
- введение независимого аудита.
Суть ПБУ 4/96 (ныне ПБУ 4/99) определялась раскрытием внешней отчетности предприятий, включающей основные отчетные формы2:
- Бухгалтерский баланс – форма №1;
- Отчет о прибылях и убытках – форма №2 (заменивший о финансовых результатах);
- Отчет об изменениях капитала – форма №3;
- Отчет о движении денежных средств – форма №4;
- Приложение к бухгалтерскому балансу – форма №5
Несколько месяцев спустя, 21 ноября 1996 Президентом РФ был подписан Закон о бухучете, определявший предмет и такие концепции бухгалтерского учета, как имущественная обособленность предприятия, непрерывность учета, возможность выбора ученой политики, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хозяйственной деятельности.
По мнению специалистов, наиболее значимым (возможно, наиболее критичным) явилось включение в Закон таких элементов, как принцип временной определенности, или Matching Concept, и заимствованный из англо-американской практики подход с позиций true and fair, что можно перевести как истинное и точное отражение данных.
С 1996 года отечественным предприятиям, было предоставлено принятое в международной практике право включать в бухгалтерскую отчетность некоторые дополнительные сведения, необходимые для обеспечения достоверной и полной информации, соответствующей интересам пользователей информации.
Проведение такого рода изменений определило основные направления реформирования:
- совершенствование нормативного правового регулирования,
- формирование нормативной базы (стандарты),
- методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии),
- кадровое обеспечение (в т.ч. повышение квалификации специалистов),
- международное сотрудничество (в т.ч. взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета ),
Постановлением Правительства РФ за № 283 предполагалось, что в процессе реформирования будут приняты во внимание исторические и культурные традиции регулирования общественной жизни в России, сложившаяся практику ведения бухгалтерского учета, обеспечена непротиворечивость Российской системы отчетности общепризнанным подходам к ведению финансовой отчетности, сформирована модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухучета, пересмотрены способы оценки имущества и обязательств, созданы механизмы обеспечения открытости отчетности.
В целях обеспечения поставленных задач было необходимо:
- подготовить изменения в закон о бухгалтерском учете,
- в течении двух лет пересмотреть и уточнить разработанные ранее, а также разработать и утвердить новые положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ), регулирующие основные методы и правила ведения учета и отчетности в соответствии с принципами МСФО,
- пересмотреть первичные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированной системе бухгалтерского учета,
- пересмотреть планы счетов (до 01.01.99).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 283 от 21 марта 1998 г. должна была возрасти роль профессионального бухгалтера; с этой целью в конце 1997 г. в РФ был создан Институт профессиональных бухгалтеров. Хотя сама по себе идея создания Инсти- тута профессиональных бухгалтеров зародилась в России еще в конце XIX века, она так и не была реализована. В связи с этим интересно проследить развитию финансовой отчетности и значение профессиональной роли и ответственности бухгалтера в других странах.
Первые национальные организации бухгалтеров были созданы в Великобритании; это Институты общественных бухгалтеров Шотландии (1854 г.), Англии и Уэльса (1870), Ирландии (1888), и, наконец, Общественная ассоциация бухгалтеров Великобритании (1891 год). В 1970 году в Великобритании был сформировали Консультативный комитет бухгалтерских организаций. По английскому образцу были созданы Институт общественных бухгалтеров США (1887 год), аналогичные институты в Австралии, Нидерландах, Канаде (все – еще в XIX веке), позднее – в Германии (1932 г.) и Франции (1942 г.).
Поскольку Великобритания является страной, в которой традиционно реализовался и реализуется наиболее демократичный подход к бухучету, именно там зародилось понятие true and fair – разумный и честный, или истинный и непредвзятый подход: взгляд на учетную политику, представление бухгалтерской информации, который обрел законодательную силу с выходом Акта о компаниях 1947 г (Company Act 1947). Узаконивание «истинного и непредвзятого» предоставления, отвергавшего с доктрину «правильности» («единственно правильной» методики и т.п.), в корне изменило общую ситуацию в сфере бухгалтерского учета. В настоящее время истинное и непредвзятое представление, отраженное в существующих требованиях Европейских директив, в Международных стандартов учета и рекомендациях, означает, что в процессе ведения учета и подготовки отчетности бухгалтер использует методы, в наибольшей степени соответствующие данной конкретной ситуации.
Именно существующим в Великобритании независимым и влиятельным положением специалистов–бухгалтеров объясняется тот факт, что с инициативой сформулировать Международные стандарты бухгалтерского и финансового учета (IAS) выступил в 1969 году Институт профессиональных бухгалтеров Англии и Уэльса. Данным Институтом совместно с группой других ведущих профессиональных бухгалтерских организаций, был организован специальный комитет – Управляющий комитет по учетным стандартам (Accounting Standards Steering Committee – ASSC), основной задачей которого являлась разработка стандартов финансовой отчетности (Financial Reporting Standards – FRS). Позднее, после создания в 1973 году Комитета по международным стандартам учета (IASC – International Account Standards Committee), FRS были положены в основу формирования международных Стандартов бухучета и финансовой отчетности (IAS – International Account Standards). Изначально IASC представлял собой независимую организацию, в котором не принимали участия государственные организации, а стандарты IASC не являлись обязательными для принятия. Росту значения и авторитета стандартов, их признанию способствовали объективные тенденции развития мирового хозяйства. Основными задачами IASC являются:
- разработка и публикация международных стандартов учета и обеспечение их практического использования в мировом масштабе;
- общая работа по совершенствованию правил, стандартов и методов учета, которые находят отражение в документах финансовой отчетности.
Комитет по международным стандартам бухучета (IASC), организованный в 1973 году бухгалтерами 9 стран – Великобритании и Ирландии, Франции, Германии, Нидерландов, США, Канады, Мексики, Австралии и Японии – в настоящее время объединяет ассоциации профессиональных бухгалтеров 32 стран мира. В последние годы была произведена реорганизации IASC, в результате чего в 1998 г. была образована IASB (International Accounting Standards Board) – Коллегия по международным стандартам бухучета. Штаб-квартира IASB (а ранее и IASC) расположена в Лондоне, поскольку официальным языком IASB является английский организация. IASB, по аналогии с IASC, является независимой организацией, которая разрабатывает концепции, составляющие основу подготовки и представления финансовой отчетности для внешних пользователей, осуществляет переработку существующих стандартов и выпуск новых, учитывая сложившуюся практику учета. Естественно, большая часть стандартов, разработанных IASC / IASB за последние 30 лет, претерпела различные изменения, имели место и различные редакции стандартов. Список принятых на сегодня международных бухгалтерских стандартов включает в себя 41 пункт и охватывает различные сферы операционной деятельности, отражаемой в учете.
Очевидно, что решение задачи создания Международных стандартов бухучета в целом возможно лишь в том случае, когда международные правила достаточно гибки для того, чтобы охватить как можно больше национальных подходов, а последние близки и сопоставимы между собой. Практически все государства – члены IASB при разработке правил и положений исходят из общих принципов и стандартов IAS с учетом своих национальных особенностей. Международные стандарты оказывают большое влияние на разработку национальных стандартов учета; все национальные стандарты разрабатываются с учетом международных тенденций, содержат ссылки на международные стандарты по аналогичным вопросам или ссылки на прямое применение международных стандартов.
Тем не менее, разработка международных стандартов сопряжена с рядом проблем различной степени сложности, а систем бухгалтерского учета государств – членов IASB присущи особенности, наиболее очевидными из которых являются достаточно мелкие, такие, как проблемы перевода, что относится к адекватности перевода отдельных терминов: true and fair и других. Даже в странах одного языка (например, англоязычных) используется разная терминология: sales – продажи и turnover – оборот; retained earning – удержанный доход и retained profit или undistributed profits – нераспределенная прибыль; consolidated accounts – консолидированный отчет и group accounts – совместный отчет.
Далее, в государствах, использующих единые правила учета, различны формы представления отчетов: в балансе активы могут находиться на правой или на левой стороне, могут располагаться приводятся в порядке убывания или возрастания ликвидности; в одном случае в отчетность могут включаться источники финансирования и данные об использовании оборотного капитала, в другом случае сведения и об источниках финансирования, и об использовании денежных средств могут отсутствовать. Внешние пользователи отчетности могут получать как два финансовых отчета, баланс и отчет о прибылях и убытках (в Бельгии, Франции, Италии и Германии), так и три, где третий отчет представляет собой отчет о движении денежных средств или отчет об изменении финансового положения.
Причинами более существенным проблем, затрудняющих единообразие применения IAS, являются различия в учете различных видов хозяйственной и/или экономической деятельности, определяемые различными социально–экономическими, политическими и даже географическими факторами и отражающие несовпадение общих подходов и принципов, на которых строятся правила учета в разных странах. Особого упоминания заслуживают учет слияния компаний, учет пенсионной политике, учет расчетов в иностранной валюте, учет гудвилла, аренды / лизинга и пр. С точки зрения различия в общих принципов учета наиболее очевидны такие различия, как цели финансовых отчетов, их периодичность, прозрачность (раскрытие деталей учета), требования и содержание правил учета, связь с законом о подоходном налоге и пр. Как следствие, в 1988 году IASC начал работу над «проектом сравнимости», позже получившим название «проект модернизации», целью которого является снижение количества разрешенных международными стандартами подходов ведения бухгалтерского учета.
Вероятно, от международных стандартов как таковых следует вновь обратиться к России и оценить изменения, произошедшие в области бухгалтерского учета за минувшие со времени первого совещания 10 лет.
Было разработано 20 Положений о бухгалтерском учете (ПБУ); шесть ПБУ, принятых до 1998 г., были переработаны и изменены. Последним в январе текущего года было принято ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности» за № 105н, с учетом которого надо будет формировать отчетность по итогам 2004 года. В настоящее время Минфином РФ подготовлено Положение по бухгалтерскому учету «ПБУ 21/03 Промежуточная отчетность», однако к маю 2004 г. этот документ в силу еще не вступил.
За десятилетний период, с 1994 г., изменился состав отчетности и структура отчетных форм: появилось понятие Отчет о прибылях и убытках Ф.№ N2; в состав обязательной отчетности были включены Отчет об изменениях капитала – Ф.№ 3, Отчет о движении денежных средств – Ф.№ 4, Приложение к бухгалтерскому балансу – формой N5. Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н были утверждены новые образцы форм бухгалтерской отчетности. Состав отчетности изменился даже по сравнению с 1996 г., т.к. в 2000 г (в соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.01.2000 N 4н) появился Отчет о целевом использовании полученных средств – Ф.№ 6. Наименьшие изменения, пожалуй, претерпел Бухгалтерский баланс – Ф.№ 1.
На протяжении нескольких последних лет, начиная с 2001 г., в стране действует новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утвержден приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н). Изменения коснулись не столько количества, сколько содержания счетов. Например, отказ от счетов учета реализации (исключение из плана счетов 46, 47, 48) был обусловлен вводом в действие ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, в соответствии с которыми доходы и расходы организации классифицируются в двух направлениях: доходы (расходы) по обычным видам деятельности и прочие поступления (расходы). Можно отметить, что изменения, затронувшие План счетов и Баланс, оказались менее значительными, чем ожидалось и чем предполагалось в 1994 г.
Более значительным с точки реформирования бухучета является предоставление организациям возможность самостоятельного выбора своей учетной политики (ПБУ 1/94, ПБУ 1/98), поскольку учетная политика является одним из основных документов, определяющим правила ведения бухгалтерского учета в организации. Начиная с 1995 г., учетная политика разрабатывается бухгалтером и утверждается приказом или распоряжением руководителя предприятия. Однако в 2002 г. вступила в силу 25-я глава Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организаций», в которой вводится понятие «налоговый учет». Поскольку правила ведения бухгалтерского и налогового учета значительно различаются, то возникла необходимость уделять особое внимание формированию учетной политики в целях налогообложения.
Достаточно яркой иллюстрацией реформирования бухгалтерского учета в плане обращения к МСФО является Ф.№ 2 – Отчет о прибылях и убытках. В основу составления данного отчета положен принцип временной определенности (он же принцип соответствия), еще 10 лет назад в России не распространенный. Упомянув о принципах и концепциях, уместно привести слова А.С. Бакаева из статьи «Высокий статус бухгалтера», опубликованной в «Финансовой газете» №22 за 1998 г.: «Главный принцип, на котором основывается бухучет на Западе – принцип начисления, или допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности, по нашей терминологии – пока не вошел в сознание специалистов и практику повсеместно». Разумеется, с 1998 г. ситуация изменилась, что способствовало решению проблем, связанных с возможностями признания прибыли от продажи «по оплате» и «по отгрузке». Примером чисто европейской отчетной формы, введенной в России в процессе реформирования бухгалтерского учета, является Отчет о движении денежных средств, ранее не входивший в состав обязательной бухгалтерской отчетности.
В заключение следует отметить, что, хотя темпы реформирования бухгалтерского учета и отчетности не столь стремительны, как это было определено План мероприятий по реализации программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (Постановление Правительства РФ № 283 1998 г.), процесс реформирования и соответствующие изменения в финансовой отчетности имеют место быть, и это хорошо. В то же время, сложно дать однозначную оценку отдельным положениям по бухгалтерскому учету, частности, ПБУ 9/99 (Доходы организации) и ПБУ 10/99 (Расходы организации), которые практически представляют собой перевод соответствующих IAS. С одной стороны, отрадно, что Россия принимает Международные стандарты; с другой стороны, желательно, чтобы в отечественных ПБУ ярче проступало свое, российское, отражающее социально–экономические, культурные и т.п. особенности.
То, что в процессе реформирования произошли заметные изменения, очевидно; но не менее очевидно и то, что единое отношение к учету и отчетности со стороны Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам, их единый взгляд на вопрос реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности позволили бы осуществлять процесс реформирования более эффективно.
Учебные курсы поо МСФО, проводимые компанией