Мошенничество с использованием инсайдерской информации и манипулированием ценами

Рынок ценных бумаг

Автор:
Источник: Ценные бумаги
Опубликовано: 6 апреля 2009

Мошенничество на финансовом рынке как явление процветает на рынках многих стран. И хотя во многих странах имеются государственные регуляторы финансового рынка в лице Центробанков и комиссий по ценным бумагам, которые разрабатывают правила торговли и средства защиты от мошенников, но эти меры не всегда защищают инвесторов.

Отечественный финансовый рынок, несмотря на кризисные явления, развивается и будет развиваться в дальнейшем. Одни компании уходят с рынка, другие приходят на этот рынок. Заимствования денежных средств путем выпуска ценных бумаг в условиях рыночной экономики будет продолжаться. Поэтому будущие и настоящие инвесторы надеются, что их вложения и сбережения на финансовом рынке будут надёжно защищены, и государство будет успешно бороться с недобросовестностью финансовых институтов. Правительством России поставлена цель создания мирового финансового центра в России, работа которого также должна быть защищена от разного рода мошенничества, для чего необходимо совершенствовать законодательство в этом направлении.

Несмотря на ряд положительных тенденций, российский финансовый рынок не является эффективной системой и, по оценкам Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO), относится к категории развивающихся и нерегулируемых рынков, что существенно ограничивает его способность содействовать экономическому развитию нашей страны. Регулирование и развитие разных секторов отечественного финансового рынка слабо координируется. Российский финансовый рынок испытывает недостаток ликвидности и качественных активов, находится под сильным влиянием спекулятивного капитала, подвержен безнаказанному мошенничеству со стороны недобросовестных участников рынка и не привлекателен для долгосрочных инвесторов, что делает его весьма неустойчивым. При этом значительные объёмы сделок с российскими активами совершаются на зарубежных торговых площадках, что обусловливает зависимость отечественного финансового рынка от зарубежных факторов. Поэтому для России глобальные или региональные финансовые кризисы представляют большую опасность, чем для стран с развитыми финансовыми рынками.

Существующая коррупция на российском финансовом рынке обусловлена отсутствием ряда законодательных актов, защищающих интересы инвесторов, а также неэффективностью государственного регулирования финансового рынка. В законодательной базе отсутствуют многие правовые акты, регулирующие предоставление полной информации о субъектах рынка и функционирование надёжной учётной системы финансового рынка. Практически отсутствуют методы и средства противодействия инсайдерской торговле и манипулированию финансовым рынком, а также предотвращения конфликта интересов инвесторов и руководства компаний. Недостаточная система контроля внутри фондовых бирж, позволяет некоторым участникам торгов манипулировать ценами на акции. Государством не регулируется деятельность инвестиционных аналитиков и рейтинговых агентств. Запреты на инсайдерскую торговлю и манипулирование рынком в России существуют только в отношении эмиссионных ценных бумаг, а не всех финансовых инструментов.

Мошенничество с использованием инсайдерской информация и манипулирование информацией по ценам на рынке ценных бумаг взаимосвязаны.

В соответствии с мировой практикой под манипулированием ценами понимаются умышленные действия участников финансового рынка, направленные на создание ложных представлений о рыночных ценах и уровне торговой активности. Манипулирование финансовым рынком – это недобросовестные действия по установлению искусственных цен на обращающиеся финансовые инструменты или искусственную активность такой торговли с целью изменения цены или ликвидности финансового инструмента для извлечения необоснованной выгоды. Подобные манипуляции призваны побудить инвесторов продавать или приобретать ценные бумаги и иные биржевые товары по заведомо нерыночным ценам. Проведение таких операций приводит к получению манипулятором или его партнерами незаконной прибыли. Таким образом, можно легально обмениваться финансовыми потоками, придавая сделкам полностью законный характер.

Манипулирование рынком вытесняет свободную торговлю, искажает рыночную информацию, разрушает механизм справедливого ценообразования, исключает квалифицированное принятие решений инвесторами. В странах с развитыми финансовыми рынками манипулирование считается уголовным преступлением.

На западных рынках хорошо исследованы отдельные примеры недобросовестных рыночных практик. Так, на Западе считают, что операции с манипулированием информацией по ценам на фондовых биржах позволяют создать удобный механизм для прямого финансирования (даже без использования незаконных рыночных практик) организаций, связанных с терроризмом.

На российском финансовом рынке как на зарубежных рынках имеются коррупционные нарушения – такие как злоупотребление должностной властью, своим профессиональным или общественным статусом, положением на рынке, финансовыми ресурсами других участников финансового рынка с целью извлечения выгоды для себя или третьих лиц при выпуске, хранении, размещении или обращении финансовых инструментов или управлении их эмитентами.

Коррупционные нарушения имеют место как со стороны государственных чиновников, так и со стороны самих участников финансового рынка. Нарушения со стороны государственных чиновников – это предоставление определённым лицам работающих на финансовом рынке инсайдерской информации. Использование такой информации отдельными игроками на фондовом рынке позволяет им манипулировать ценами на ценные бумаги и получать нечестно заработанный доход, которым потом делится с инсайдером.

Что же такое инсайдерская информация и кто же может быть инсайдером?

Инсайдерской информацией может быть служебная информация.

Служебная информация – это любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и о выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих такой информацией в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг.Но в то же время не вся информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, относится к инсайдерской.

Можно выделить следующий основной признак служебной информации, которая может быть инсайдерской: это информация, которая не является общедоступной, возможность знакомиться с ней предоставлена только определённому кругу лиц в силу режима доступа, установленного в организации и которая имеет ценность для участников рынка ценных бумаг.

В Кодексе корпоративного поведения участников финансового рынка указано, что инсайдерская информация – это важная, существенная информация о деятельности общества, об акциях и о других ценных бумагах общества и сделках с ними, и в случае её раскрытия она влияет на рыночную стоимость акций и других ценных бумаг общества и, в конечном счёте, на принятие инвесторами решения.

В случае с инсайдерской информацией эмитент обязан одновременно предпринимать меры для её охраны, предотвращения её незаконного использования до того, как она будет раскрыта, и её скорейшего раскрытия. В отношении же служебной информации эмитент должен предпринимать меры для сохранения её конфиденциальности.

Но факт наличия инсайдерской информации ещё не является нарушением и посягательством на отношения участников рынка ценных бумаг. Реализовать потенциальную опасность, скрытую в инсайдерской информации, возможно при условие ее использования инсайдером.

Кто такой инсайдер и где его искать?

Инсайдер на рынке ценных бумаг – это человек обладающий доступом к важной (ценной) информации и находящийся в преимущественном положении по сравнению с другими участниками (субъектами) рынка ценных бумаг.

Инсайдером можно назвать того, кому стала известна служебная (инсайдерская) информация.

В соответствии с российским законодательством к инсайдерам могут быть отнесены следующие лица органов управления эмитента и других организаций:

  • лица, в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключённого с эмитентом, обладающие служебной информацией;
  • члены органов управления эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором;
  • аудиторы эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором;
  • служащие государственных органов, имеющие в силу контрольных, надзорных и иных полномочий доступ к указанной информации.

Законодательство запрещает лицам, располагающим служебной информацией, не только совершать сделки с использованием такой информации, но и передавать её третьим лицам для совершения сделок. Отсюда следует, что противоправные действия выражаются в совершении сделки инсайдером лично на рынке ценных бумаг либо в предоставлении служебной информации третьим лицам для совершения сделок.

В России, например, в качестве первого примера использования в 1994 г. инсайдерской информации чиновниками государственного учреждения можно считать историю с чековым инвестиционным фондом «Нефть-Алмаз-Инвест», у которого было около миллиона акционеров по всей стране. В те лихие 90-е годы в стране творился чиновнический приватизационный беспредел. Только Госкомимущество РФ определяло, кому жить на фондовом рынке (Первый чековый фонд, чековые фонды «Альфа-Капитал», «Держава» и др.), а кого нужно закрыть, как это было с чековым инвестиционным фондом «Нефть-Алмаз-Инвест». В фонде на начало марта 1994 г. имелось в наличии около 800 тыс. приватизационных чеков и фонд собирался участвовать в аукционе по приобретению акций «Лукойла» в апреле месяце. Наличие такого количества ваучеров позволяло фонду прикупить приличное количество акций «Лукойла», что не устраивало многих.

Чтобы убрать крупный чековый инвестиционный фонд «Нефть-Алмаз-Инвест» из числа претендентов при проведении аукциона по продаже акций НК «Лукойла» Госкомимущество РФ, имея инсайдерскую информацию о наличии 800 тыс. приватизационных чеков в фонде «Нефть-Алмаз-Инвест» (фонд о этом сообщил Госкомимуществу ) и возможном его участии в этом аукционе, организует в период подготовки к аукциону финансовую проверку компании.

Сразу после 8 марта 1994 г. был организован набег с автоматами и масками на лицах на фонд под предлогом возможной продажи этих 800 тыс. ваучеров (российское достояние) какой-то английской фирме. Т.е. практически произошел рейдерский захват фонда с целью: во-первых, не дать возможности ему участвовать в аукционе, во-вторых, сменить руководство фонда, в-третьих, разорить (обанкротить) фонд, у которого уже было приличное количество акций нефтяных, металлургических, ювелирных компаний. Причиной же такого набега некоторые руководители Госкоимущеста объясняли тем, что рекламируемые фондом доходность 750% годовых некорректна и вводят в заблуждение население. Но в то же время ставки по депозитам у банков были также высоки 200–250% годовых (например, в Русском инвестиционном банке). Т.е . ставки фонда превышали ставки банков примерно в 3 раза. А что мы видим сейчас? Ставки некоторых ПИФов и ОФБУ превышают тоже ставки по депозитам более чем в 3 раза. И это считается вполне нормальным.

Устроив такую проверку, Госкомимущество РФ заблокировало участие фонда «Нефть Алмаз-Инвест»» на несколько месяцев не только в аукционе по акциям «Лукойла», но и в других аукционах и тем самым дало возможность участвовать в аукционах только определённым компаниям. В результате такой операции, проведённой государственными чиновниками, выгоду получили другие чековые фонды и сам «Лукойл», у которого акции приобрели только те, кому он хотел их продать. А после окончания проверки фонда (через полгода) аукционы по крупным сырьевыми и металлургическим предприятиям уже закончились, и эти 800 тыс. ваучеров пришлось вложить в нерентабельные предприятия.

В итоге комиссия Госкомимущества РФ так и не нашла криминала в действиях фонда «Нефть Алмаз-Инвест», но оно назначило новое руководство фонда, которое и обанкротило фонд.

Проблема мошенничества с использованием инсайдерской информации имеет особое значение для России, где использование инсайда в отсутствии закона является нормой для российского фондового рынка.
Подозрения в инсайдерской торговли возникали вокруг многих эмитентов, таких как «Газпром», РАО «ЕЭС России», ряда нефтяных компаний. Вовремя купив и затем вовремя продав акции, инсайдеры получают незаконным путём большие доходы. Такая же ситуация с использование инсайдерской информации по государственным облигациям была перед дефолтом 1998 г. Те, кто знал, что будет объявлен дефолт вовремя, продали свои ГКО.

А в период объединения ЮКОСА с «Сибнефтью» в апреле 2003 г. ещё за две недели до объединения объём торгов акциями ЮКОСА вырос в два раза по сравнению с торгами в марте, и цены росли и достигли максимума за день до официального объявления о слиянии.

В России в 2006 и 2007 гг. было только два громких расследования, проведенных ФСФР в случае манипулирования с акциями «Полюс–Золото» и ВТБ. Однако результаты оказались практически нулевыми. Нарушители отделались небольшими штрафами.

Использование инсайдерской информации способствует несправедливому перераспределению доходов от менее информированных инвесторов к более информированным. Во многих странах инсайдерская торговля считается уголовным преступлением, поскольку нарушает принцип справедливого ценообразования и подрывает доверие инвесторов к финансовому рынку.

Запреты на инсайдерскую торговлю и манипулирование рынком в России существуют только в отношении эмиссионных ценных бумаг, а не всех финансовых инструментов. Никакой ответственности за нарушение этих в действительности декларативных запретов для всех граждан и организаций в нашей стране не установлено.

Международные исследования показали, что принятие и использование законов о борьбе с инсайдерской торговлей и манипулированием финансовым рынком существенно улучшает состояние финансовой системы страны. Так, через пять лет после начала активного применения этих законов объём национального финансового рынка вырастает в среднем более чем на 50 %. Со снижением числа инсайдерских и манипулятивных сделок оценка стоимости компаний становится более точной, и у инвесторов-аутсайдеров появляется больше возможностей для адекватной оценки риска. Кроме того, наличие действующих законов против инсайдерской торговли и манипулирования рынком позволяет отнести страну к категории государств с регулируемым финансовым рынком, что снимает многие ограничения, налагаемые на инвестиционную деятельность крупных иностранных инвесторов законодательствами их стран, повышает кредитные рейтинги страны, улучшает инвестиционный климат, усиливает конкурентоспособность национального финансового рынка.

Какая мера ответственности ждет инсайдера, который решил преступить закон и использовать закрытые служебные сведения?

В феврале 2009 г. вышел федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях в части усиления ответственности за нарушении законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственности, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг».

Внесённые изменения в Кодекс направлены на предотвращение различного рода мошенничества. Этим законом за нарушение правил использования служебной информации предусмотрена определённая ответственность различных лиц как физических, так и юридических.

Несанкционированная передача информации третьим лицам даже без последующего её использования на рынке ценных бумаг даёт уже основание для привлечения к ответственности за нарушение инсайдером режима использования служебной информации.

В отличие от многих зарубежных стран, где использование инсайдерской информации грозит привлечением к уголовной ответственности, в российском законодательстве за нарушение правил использования служебной информации предусмотрено только привлечение к административной ответственности.

Основанием для привлечения к административной ответственности может быть использование служебной информации для заключения сделок на рынке ценных бумаг лицами, располагающими такой информацией в силу служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключённого с эмитентом, а также передача служебной информации для совершения сделок третьим лицам.

Нарушителям, признанным виновными в совершении правонарушения по указанной статье, до последнего времени грозило наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трёх тысяч рублей. Совершенно очевидно, что суммы потенциальных доходов инсайдеров от использования информации значительно превосходят максимальную сумму штрафа, предусмотренную Кодексом об административных правонарушениях.

Такие незначительные штрафные санкции, налагаемые на инсайдеров, не могли их остановить от использования инсайдерской информации, т.к. доходы от использования такой информации во много раз превышают штрафы.
Действующие санкции были малозначительны и не могли оказать серьёзного воздействия на правонарушителей. При этом нарушителями выступают финансовые компании, обладающие большими денежными ресурсами, эмитенты, привлекающие средства инвесторов, а также должностные лица разных компаний.

Пока же из средств массовой информации мы узнаём только единичные случаи раскрытия мошенничества с инсайдерской информацией, но не было случаев привлечения людей к ответственности за использование служебной информации. В связи с этим и нет сложившейся судебной практики воздействия на инсайдеров по таким делам.

ФСФР внесло предложение, а Правительство РФ одобрило поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, вводящие уголовную ответственность за использованием инсайдерской информации и манипулированием ценами на фондовом рынке. Предлагается за хищение акций – до 6 лет лишения свободы, за незаконное ограничения прав акционеров – до 5 лет, за нарушение порядка учёта – от 2 до 6 лет. Предполагается, что столь суровые наказание помогут остановить рейдерские захваты.

Рейдеры также снизят активность, т.к . поломаются рейдерские схемы, которые позволяли проводить «собрания акционеров», не поставив их в известность и нарисовав фальшивый протокол прошедшего собрания.
До сих пор за похищение акций лица, совершившие такое хищение несли гражданско-правовую ответственность. Так в 2005 г. президиум ВАС постановил взыскать 11 млн. рублей за 143 тыс. акций ОАО «Сибнефть» (сейчас Газпромнефть) похищенных у акционера с помощью подделанной доверенности и 3,84 млн. руб. упущенной выгоды в виде недополученных дивидендов по акциям. В 2007 г. Арбитражный суд г. Москвы решил взыскать убытки в размере 3,1 млн. руб. с «Транснефти» в пользу бывшего акционера, лишившегося акций в 2003 г. Он владел 48 привилегированными акциями , которые в 2003 г. были списаны с его счёта в реестре по поддельному свидетельству о праве на наследство. А в октябре 2007 г. арбитражный суд Москвы решил взыскать рекордную сумму 24 млн. руб. в пользу акционера Газпрома.

С вводом нового закона ответственность различных групп лиц повышается. Так, например, использование служебной информации на рынке ценных бумаг для заключения сделок лицами, располагающими такой информацией в силу служебного положения, трудовых обязанностей, а также передача этой информации для совершения сделок третьим лицам гражданские лица штрафуется на суммой от 3 до 5 тыс. руб., должностные лица – от 30 до 50 тыс.. рублей или дисквалификацией до 2 лет, для юридических лиц штрафом – от 700 тыс. рублей до 1 млн. рублей.

Целесообразность увеличения размера штрафов обусловлена недостаточностью размера административных санкций и их несоразмерностью общественной опасности нарушений на финансовом рынке.

Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков, Федеральная служба по финансовым рынкам Российской Федерации (ФСФР), рассматривает дела об административных правонарушениях. В то же время, если внутри организации выявлены факты передачи сотрудниками инсайдерской информация третьим лицам, вне зависимости от того, используется ли она в последующем для заключения сделки, то это является нарушением установленного в организации внутреннего порядка доступа и использования служебной информации. В этом случае к инсайдеру может быть применены меры в соответствии с нормами трудового законодательства за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну.

Так, работодатель в таких случаях по своей инициативе вправе расторгнуть трудовой договор за разглашение охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Помимо ответственности, предусмотренной трудовым законодательством, за разглашение коммерческой информации без согласия её владельцев возможно привлечение виновного лица к уголовной ответственности в рамках статьи 183 УК РФ.

Нужно учитывать, что запрет на использование инсайдерской информации (заключение на её основе сделок или её передача третьим лицам) обычно устанавливается во внутренних документах компаний эмитентов (внутренней службой контроля).

Кроме того, Кодексом корпоративного поведения в договорах эмитентов с лицами, оказывающими юридические, консультационные и другие услуги (например, аудиторы, андерайтеры) и имеющими в связи с этим доступ к инсайдерской информации эмитентов должны быть отражены меры за использование инсайдерской информации. Это касается также членов совета директоров, генерального директора, членов правления общества. В качестве одного из условий обязанность перечисленных лиц в договорах с ними должен быть пункт о неразглашении конфиденциальной и инсайдерской информации.

Нельзя забывать и о гражданско-правовой ответственности, которая наступает согласно положениям ГК РФ об ответственности за причинение вреда и нарушения договорных обязательств, связанных с неразглашением сторонами конфиденциальной информации, ставшей им известной в рамках исполнения договора. Обязанность возместить причинённые убытки возлагается как на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору (контракту), так и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Свежий пример с разглашением в средствах массовой информации Украины условий договора между российским Газпромом и «Нефтогаз» Украины в 2009 г. Пока виновные не найдены.

В западной юридической практике для борьбы с незаконными манипулированием информацией и инсайдерством на рынке ценных бумаг существуют специальные законодательные акты, вводящие определения перечисленных правонарушений и устанавливающие механизмы их недопущения и выявления. Прежде всего, это создание полноценной государственной системы мониторинга сделок на рынке ценных бумаг. В её рамках уполномоченные государственные органы получают возможность проводить соответствующие расследования по подозрительным сделкам, выявлять конечных правообладателей и анализировать экономическое содержание подозрительных операций.

В России такой системы мониторинга практически не существует. В результате злоупотребления и нарушения в этой сфере получили широкое распространение. Обеспокоенность вызывает и возможность использования государственными служащими и иными должностными лицами служебной информации в корыстных личных целях. А это открывает широкие возможности для коррупции, чиновничьего произвола.

Вышедший закон уточняет составы правонарушений на финансовом рынке. Так эмитентов могут наказать за неисполнение порядка и сроков раскрытия информации о предприятии на сумму до 1 млн рублей. В законе предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о порядке созыва, подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной ответственностью и владельцев инвестиционных паёв закрытых паевых инвестфондов, за незаконную выдачу либо обращение документов, удостоверяющих обязательства, манипулирование ценами на рынке ценных бумаг. за нарушение требований законодательства о хранении документов.

В качестве ответственных лиц наряду с должностными лицами, могут выступать члены совета директоров, наблюдательных советов, правлений дирекций, счётных и ревизионных комиссий.

В законе предусмотрены санкции и за манипулирование ценами на биржевых торгах. Участники рынка ценных бумаг, в том числе профессиональные участники рынка ценных бумаг и владельцы ценных бумаг, не вправе в отношении ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовых биржах и (или) иных организаторах торговли на рынке ценных бумаг, манипулировать ценами на рынке и понуждать к покупке или продаже ценных бумаг путём предоставления умышленно искажённой информации о ценных бумагах, об эмитентах эмиссионных ценных бумаг, о ценах на ценные бумаги, включая информацию, представленную в рекламе.

Совершение профессиональным участником рынка ценных бумаг вышеуказанных действий, является основанием для приостановления действия (аннулирования) выданной ему лицензии, а также для применения иных санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В случае обнаружения фактов, дающих основание предполагать наличие в действиях лиц признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг ФСФР проводит проверку указанных фактов в порядке, в соответствии с законами Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФСФР. По результатам проведённой проверки и с учётом объяснений указанных лиц ФСФР выносит решение о признании факта манипулирования ценами на рынке ценных бумаг и привлечении лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, и (или) о приостановлении действия (об аннулировании) лицензии, выданной профессиональному участнику рынка ценных бумаг, совершившему манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, или о направлении материалов проверки в правоохранительные органы.

Решение ФСФР о приостановлении действия (об аннулировании) выданной профессиональному участнику рынка ценных бумаг лицензии вступает в силу по истечении пятнадцати дней с даты его получения профессиональным участником рынка ценных бумаг, а в случае оспаривания указанного решения в суде – с даты вступления в законную силу решения суда.

Автор: