Насколько стандартными должны быть стандарты?

Революция в корпоративной...
Опубликовано: 20 Сентября 2010

Данный материал является главой из книги « Революция в корпоративной отчетности » Роберт Дж. Экклз, Роберт Х. Герц, Э. Мэри Киган, Дейвид М.Х. Филлипс, 2002 г. Издательства «Олимп-Бизнес»
Заказать книгу можно здесь

Насколько стандартными должны быть стандарты?

Мы твердо стоим за стандарты, разработанные отраслевыми консорциумами компаний. Вместе с тем мы не взялись бы так же однозначно ратовать за универсальные стандарты, применимые к разным отраслям. Такая стратегия очевидно расходится с позицией GRI. Быть может, отдельные показатели из перечня GRI (в частности, некоторые экологические) годятся для всех отраслей, но большинство, вероятно, нет. На ближайшее время наилучшая стратегия – индивидуальный подход к каждой отрасли. А уж дальше видно будет, какие стандарты пригодны для межотраслевого употребления.

Но что такое по нынешним временам отрасль в строгом смысле? Видимо, это спорный вопрос. Рыночный подход требует, как и подобает, чтобы рыночные силы четко определили, что именно составляет конкретную отрасль. Скажем, границы между банковским делом и страхованием все больше размываются, по мере того как фирмы финансовых услуг диверсифицируют свою деятельность, проникая в смежные виды бизнеса. Таким участникам рынка надлежит решить, образовывать ли им раздельные банковский и страховой консорциумы или совместный консорциум будет более эффективным.

Отсюда следуют три важных соображения.

  1. Рыночные силы должны дать осмысленные определения соответствующих отраслей. Правильнее всего было бы, чтобы каждое такое определение очерчивало круг компаний, конкурирующих за одних и тех же потребителей.
  2. Некоторые конгломераты конкурируют в нескольких отраслях. Как быть с ними? Ответ простой, хотя, наверное, и досадный. Каждый отраслевой бизнес сегмент должен отчитываться, словно бы он был самостоятельной компанией открытого типа, тем паче что рынку это нужно в любом случае.
  3. С возникновением новых отраслей должны создаваться новые консорциумы. Вместо того чтобы подгонять новые компании под мерки существующих отраслей, лучше просто вовремя зафиксировать появление новой отрасли. Это не происходит в одночасье. Некоторое время новые компании будут числиться в существующей отрасли или даже в нескольких, что неизбежно породит проблемы как для самих этих компаний, так и для отраслей, к которым они временно приписаны. Поскольку нет никаких оснований заносить определения отраслей и их состав в нетленные скрижали, по мере необходимости следует проводить новые классификации и переклассификации. Гибкость и стандарты мирно уживаются вместе, особенно в условиях рыночного саморегулирования.

Означает ли это, что мы навечно останемся без универсальных стандартов оценки нематериальных активов и нефинансовых факторов стоимости, пригодных для межотраслевого применения? Вечно – это очень долгий срок, но, и правда, весьма сомнительно, чтобы все отрасли когда нибудь сумели договориться о единых жизнеспособных показателях для таких факторов стоимости, как интеллектуальный капитал или охват потребителей. А коли так, то универсальные стандарты, покрывающие все нефинансовые показатели, не появятся никогда.

Наверное, самое большее, на что можно рассчитывать, – набор общемировых бухгалтерских стандартов, о котором мы говорили в главе 6. Это не значит, что у нас никогда не будет каких либо универсальных стандартов оценки, просто не стоит видеть в этом ближайшую задачу, определяющую реальный прогресс в этой области.

Уже просто создание индивидуальных наборов стандартов для отдельных отраслей стало бы громадным шагом вперед. Скажем, страховые компании Европы, США и Азии могли бы отчитываться по показателю внутренней стоимости на единообразной основе. Точно так же и производители программного обеспечения могли бы единообразными показателями отражать в отчетности скорость выхода на рынок.

Установление отраслевых стандартов не повлечет за собой настолько серьезных ограничений, как может показаться на первый взгляд. Намечая себе ту или иную инвестиционную стратегию, инвесторы прежде всего определяют параметры риска своих портфелей, а затем выясняют, какая отрасль вписывается в эти параметры. Только потом они выбирают акции конкретной компании этой отрасли. И отраслевые стандарты позволят инвесторам сравнивать между собой все компании отрасли по различным показателям их деятельности.

Заказать книгу можно здесь


 

Все статьи цикла «Глава 13 "Разработчики стандартов"»

(состоит из 10 статей)

Как превратить поле битвы в поле жатвы (20 Сентября 2010)

Зачем миру нужны стандарты? (20 Сентября 2010)

Великий почин. (20 Сентября 2010)

Выработка стандартов. (20 Сентября 2010)

Насколько стандартными должны быть стандарты? (20 Сентября 2010)

Пример из Интернета (20 Сентября 2010)

Можем ли мы рассчитывать на бухгалтерские фирмы? (20 Сентября 2010)

Как вернуть утраченные высоты (20 Сентября 2010)

Это им по плечу? (20 Сентября 2010)

Врач, да исцелися сам! (20 Сентября 2010)