Автор: Анна Васина, Исследовательско-консультационная фирма "АЛЬТ"
Источник: Опубликовано в "The CHIEF" N 4, 2002 г
Дата публикации: 16 Сентября 2005
Анализ финансового состояния – обязательная составляющая финансового менеджмента любой компании (имеются ввиду компании, которые планируют прожить долго). Задача такого анализа – определить, каково наше состояние сегодня, какие параметры работы компании являются приемлемыми и их необходимо сохранять на сложившемся уровне, какие – являются неудовлетворительными и требуют оперативного вмешательства. Иными словами, чтобы успешно двигаться дальше, компании необходимо знать, почему ее состояние ухудшилось (если, не дай Бог, такое случилось) и как исправить положение (какие рычаги задействовать наиболее эффективно).
В большинстве случаев, финансовый анализ превращается в статистический и представляет собой расчет бесконечного числа показателей с умными, а иногда устрашающими названиями (одни коэффициенты иммобилизации и трансформации чего стоят!). Разговоры о финансовом анализе сводятся, как правило, к нюансам расчетов того или иного коэффициента. Возможно, именно поэтому финансовый анализ представляется управленцам таким скучным.
Без понимания основных закономерностей в экономике предприятия бесконечный строй показателей превращается в ненужный хлам. И наоборот, четкое знание этих взаимосвязей позволяет проводить качественную диагностику компании и строить эффективное управление на основании минимума показателей.
Диагностика состояния предприятия похожа на диагностику состояния человека. Согласитесь, что гораздо важнее понимать, что может быть причиной температуры, чем обсуждать, по какой шкале ее измерять (можно по Цельсию, можно по Кельвину). Также важнее понимать, что последствия ушиба ноги о край стола (неудачно выходили со своего рабочего места) не является глобальной проблемой организма и не требует оперативных вмешательств, чем выбирать наиболее грамотное название из «небольшая гематома», «синяк» или «местное нарушение кармы».
Попытаемся поговорить об основах экономического здоровья компании, с минимальным использованием каких-либо коэффициентов.
Все несчастные предприятия несчастливы одинаково
Немного перефразируя классика, можно сказать, что все финансовые неприятности предприятий одинаковы.
Вы можете обнаружить три основные проблемы в финансовом состоянии компании:
Оставим штампы для конвертов
Распространенный штамп финансового анализа – поиск причин изменения показателя в его расчетной формуле. Самым многострадальным в этом плане является коэффициент общей ликвидности.
Суть коэффициента общей ликвидности – оценить потенциальную способность предприятия расплачиваться по текущим обязательствам за счет имеющихся оборотных активов. Величина коэффициента определяется как отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам (Итог раздела II Баланса/Итог раздела V Баланса).
Текущие обязательства компании – это то, что мы должны поставщикам за материалы (кредиторская задолженность), налоги и заработная плата, которую мы должны будем выплатить в установленный законом срок (налоги и зарплату мы платим не ежедневно, а в установленные сроки, поэтому возникают «временные» долги перед бюджетом и персоналом), также это полученные от покупателей авансы, привлеченные краткосрочные кредиты.
Оборотные активы – это приобретенные сырье и материалы, находящаяся в процессе изготовления продукция (незавершенная продукция), хранящаяся на складе и ожидающая отгрузки готовая продукция, а также задолженность покупателей за продукцию отгруженную (дебиторская задолженность).
Коэффициент общей (текущей) ликвидности | Оборотные активы (Итог раздела II Баланса) | Запасы материалов, незавершенное производство, готовая продукция на складе, задолженность покупателей, авансы поставщикам, денежные средств на расчетных счетах и в кассе | ||
=
Теги:
|