Нематериальные активы (Часть 2)

IAS 38 Нематериальные активы

Автор:
Источник: Книга "Финансовая отчетность для руководителей и начинающих специалистов" (Изд.-то "Альпина Бизнес Букс”)
Опубликовано: 21 июля 2009

РАЗБОР ПОЛЕТОВ WORLDСOM

Давайте попробуем оценить решение о капитализации затрат на неиспользуемую мощность каналов связи с точки зрения соблюдения принципов признания нематериальных активов:

  • контроль актива — соблюдается. Действительно, у компании было контрактное право на аренду каналов;
  • отделяемость актива — соблюдается. Потенциально WorldСom могла продать или отдать в субаренду часть канала;
  • измеримость стоимости — соблюдается. Стоимость арендной платы указана в контракте;
  • обоснованная уверенность в том, что этот актив в будущем принесет экономическую пользу компании, — НЕ соблюдается. И это ключевой момент. Во-первых, не было никаких оснований полагать, что рыночные условия изменятся и развитие рынка продолжится, кроме некоей псевдо уверенности менеджеров. Во-вторых, не было оснований предполагать, что даже в случае восстановления спроса цена услуг также пойдет вверх, что сделает использование дополнительных каналов экономически выгодным. Вспомним, что на тот момент конкуренция на этом рынке, наоборот, заставляла снижать цены.

А так как одно из условий не соблюдается — капитализировать затраты нельзя.

Но ситуация WorldСom — это не только результат неправильного применения принципов учета или мошенничества. Давайте попробуем проанализировать, почему финансовый директор пошел на этот шаг, прекрасно осознавая его некорректность.

Вспомним ситуацию — курс акций растет, основным локомотивом курса акций является рост выручки и рост прибыли. Стоит только показать снижение прибыльности, как курс акций немедленно рухнет. Что такое курс акций для менеджеров WorldСom? Это прежде всего их личная компенсация, поскольку все топ-менеджеры владели акциями компании, причем на значительные суммы. Иными словами, это прежде всего личное благосостояние менеджеров. Есть стимул поддерживать курс акций любой ценой.

Только ли это? Совершенно не обязательно. Ведь Салливан не мог не осознавать возможные последствия своих действий. Он и до момента фальсификации финансовой отчетности был вполне обеспеченным человеком, миллионером. Зачем ему идти на уголовное преступление и рисковать своей репутацией и свободой?

Ответ, возможно, кроется в корпоративной культуре. Все годы своего существования WorldСom был победителем — компания росла, поглощала конкурентов, курс акций шел вверх, топ-менеджеров считали лидерами индустрии. Но настали тяжелые времена, когда победа была невозможна. Трудно уйти от роли победителя, осознать новую реальность. Есть желание рискнуть: возможно, кризис пройдет, и компания отыграется. Победы продолжатся. Это часто встречающаяся ошибка лидеров — желание отыграться. Возможно, личное эго победителей — Эбберса и Салливана — перевесило доводы разума.

Как видите, менеджеры даже очень крупных компаний подвержены соблазнам «рисования» отчетности. Случай WorldСom не уникален. Поэтому человечество изобрело несколько барьеров, которые призваны оградить инвесторов от «заигравшихся» менеджеров. Такими барьерами являются стандарты ведения финансовой отчетности и наличие независимых внешних аудиторов. Внешний аудитор отвечает своей репутацией и самим существованием за выполнение своей функции — независимого анализа того, насколько выпущенная компанией отчетность соответствует установленным стандартам ведения отчетности. В случае с WorldСom этот барьер не сработал. Почему?

Дело в том, что, несмотря на то что аудиторские компании должны оставаться независимыми, на тот момент их независимость несколько страдала. Основную часть выручки аудиторским компаниям в те годы приносила плата не за проведение аудита, а за консультационные услуги, которые они могли оказать компании, аудит которой проводили. Причем плата за аудит могла быть во много раз меньше выручки от консультационных услуг, оказанных тому же клиенту. Аудитора и его вознаграждение за аудит утверждает совет директоров. Однако ту же компанию в качестве консультанта нанимает уже менеджмент. Что получается? Не понравятся менеджменту выводы аудиторов или «их поведение», и не будет у аудиторской компании консультационных контрактов. Так что стоит ли удивляться, что аудиторы Arthur Andersen «забывали» о фактах сокрытия информации или не обращали внимания на некоторые тревожные моменты развития телекоммуникационной индустрии?

Надо сказать, что история с WorldСom, так же как и происшедший примерно в то же время подобный же скандал с другой крупнейшей компанией — Enron, серьезно изменила законы ведения аудиторского бизнеса. Из-за историй с WorldСom и другого скандала, связанного с Arthur Andersen — Enron (о нем мы будем говорить дальше), Arthur Andersen в 2002 г. прекратила свое существование. В международном сообществе были приняты новые правила работы аудиторов, которые серьезно ограничивают аудиторские компании в возможности оказывать консультационные услуги своим клиентам. После ликвидации Arthur Andersen остальные аудиторские компании (теперь уже «большой четверки») выделили свои консалтинговые подразделения в отдельные независимые компании. Были приняты специальные законы (такие как Закон Сарбейнса–Оксли, о котором мы еще будем говорить), которые призваны улучшить корпоративный контроль внутри компаний.

Какие выводы можно сделать из этого случая? Все та же центральная мысль — не воспринимайте данные финансовой отчетности вне ситуации на рынке. Старайтесь всегда проанализировать бизнес компании и понять, откуда взялись эти цифры, соответствуют ли они здравому смыслу.

Но давайте вернемся к нематериальным активам и капитализации затрат.

ЗАТРАТЫ НА R&D

Когда мы говорим о «производстве» нематериальных активов, в основном мы имеем в виду расходы на исследования и разработки или прочие подобные расходы (research and development, или R&D). В русском бюрократическом языке часто используется аббревиатура НИОКР — научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Результатами таких работ могут быть не только изобретения, но и новые продукты, компьютерные программы, открытые в результате геологических изысканий месторождения полезных ископаемых (exploration). Однако результатом могут стать и впустую затраченные усилия и средства. Подчас на R&D тратятся весьма значительные суммы, составляющие сотни миллионов долларов в год. Что делать с этими расходами?

Не всегда нематериальные активы являются «дутыми». Во многих видах бизнеса, особенно связанных с новыми технологиями, исследования и разработки новых продуктов — цель бизнеса.

Например, для фармацевтических компаний значительная часть их затрат — затраты на создание новых лекарств. Это их бизнес. Если все расходы на создание новых лекарств компания будет зачитывать в уменьшение прибыли, это нарушит принцип соответствия. Например, Pfi zer разработал виагру — лекарство-блокбастер с ежегодными продажами в миллиарды долларов. На разработку этого лекарства ушли сотни миллионов долларов. Было бы неправильно сразу зачесть их в убытки, а потом смотреть, как компания получает миллиарды прибыли практически без затрат. Очевидно, что в какой-то момент затраты на создание виагры перестали быть просто перспективными исследованиями, а стали усилиями, направленными на создание конкретного продукта — лекарства от импотенции. Эти затраты должны постепенно «сводиться» с прибылями от продаж виагры.

Чтобы отразить эти нюансы, в стандартах составления финансовой отчетности разделяются понятия «затраты на исследования» (research costs) и «затраты на разработку продукта» (development costs).

Затраты на исследования обычно не имеют отношения к конкретному продукту, они направлены на прорыв, поиск идеи. На данном этапе еще нет никакой конкретики. В финансовой отчетности затраты на исследования всегда относятся на уменьшение прибыли (икспенсятся).

Затраты на разработку уже относятся к продукту, который «доводится» до товарного состояния. Эти затраты компания может капитализировать при соблюдении ВСЕХ следующих условий:

  • есть обоснованная уверенность в том, что технически проект можно довести до завершения;
  • компания твердо намеревается довести проект до завершения, а затем использовать его результаты или продать их;
  • объект, который должен стать результатом проекта, можно продать или использовать;
  • компания может доказать возможность получения экономической выгоды от результатов проекта. Гарантией может быть существование рынка (спроса) для результатов проекта или доказанная экономическая возможность его использования самой компанией;
  • для реализации проекта у компании есть все необходимые ресурсы (например, дополнительные патенты, которые нужны для изготовления конечного продукта);
  • затраты на разработку можно корректно измерить (доказать, что они относятся к разработке именно этого проекта/продукта).

Для некоторых видов расходов используются специальные правила, которые не противоречат вышеуказанным принципам. Например, специфический способ капитализации затрат на геологоразведку и бурение предусмотрен для нефтедобывающих компаний. Давайте обратимся к финансовой отчетности Лукойла, чтобы убедиться, что он не противоречит вышеуказанным принципам.

Вот выдержка из финансовой отчетности Лукойла за 2007 г.:

Основные средства

Для учета нефте – и газодобывающих основных средств (основных средств производственного назначения компании Группы применяют метод «результативных затрат», согласно которому производится капитализация затрат на приобретение месторождений, бурение продуктивных разведочных скважин, всех затрат на разработку месторождений, а также вспомогательного оборудования. Стоимость разведочных скважин, бурение которых не принесло положительных результатов, списывается на расходы в момент подтверждения непродуктивности скважины. Прочие затраты на разведку, включая расходы на проведение геологических и геофизических изысканий, относятся на расходы по мере их возникновения.

Группа продолжает капитализировать расходы, связанные с разведочными скважинами и стратиграфическими скважинами разведочного типа, более одного года после окончания бурения, если скважина обнаруживает достаточный объем запасов, чтобы оправдать ее перевод в состав добывающих скважин, и проводятся достаточные мероприятия для оценки запасов, экономической и технической целесообразности проекта. При невыполнении этих условий или при получении информации, которая приводит к существенным сомнениям в экологической или технической целесообразности проекта, скважина признается обесцененной и ее стоимость (за минусом ликвидационной стоимости) относится на расходы.

Давайте немного поговорим о специфике бизнеса нефтяной компании. Компания покупает лицензию на ведение разведки и добычи на определенном участке. После приобретения лицензии компания проводит дополнительную геологоразведку, а затем разведочное бурение. Иными словами, бурятся несколько скважин в перспективных местах. Скважины могут показать наличие нефти/газа либо быть «пустыми». Когда на участке пробурили некоторое количество успешных разведочных скважин, участок начинают осваивать и бурят много продуктивных скважин, а также строят инфраструктуру для транспортировки нефти/газа.

Итак, затраты на геологоразведку (research, а точнее, exploration costs) Лукойл сразу относит на уменьшение прибыли. В то же время Лукойл капитализирует затраты на бурение разведочных скважин, правда, только в том случае, если эти скважины оказались достаточно успешными, чтобы их можно было «достроить» и продолжать на них добычу. Если скважина оказывается «сухой» или недостаточно продуктивной, затраты на ее бурение относятся на уменьшение прибыли. Все продуктивные скважины капитализируются (а это уже development costs, т. е. затраты на разработку/освоение нефтеносного участка).

Итак, давайте проверим применяемость принципов капитализации затрат на разработку для капитализации затрат на бурение разведочных скважин:

  • есть обоснованная уверенность в том, что технически проект можно довести до завершения, — соответствует. Для сохранения скважины в виде актива она должна быть завершена;
  • компания твердо намеревается довести проект до завершения, а затем использовать его результаты или продать их — соответствует. На капитализируемых скважинах планируется в дальнейшем добывать нефть;
  • объект, который должен стать результатом проекта, можно продать или использовать — соответствует. Нефть, безусловно, можно продать и использовать;
  • компания может доказать возможность получения экономической выгоды от результатов проекта. Гарантией может быть существование рынка (спроса) для результатов проекта или доказанная экономическая возможность его использования самой компанией — соответствует. Очевидно, спрос на нефть существует;
  • для реализации проекта у компании есть все необходимые ресурсы (например, все необходимые дополнительные патенты, которые нужны для изготовления продукта) — соответствует. Лукойл в год бурит сотни скважин, так что имеет все необходимое для завершения каждой;
  • затраты на разработку можно корректно измерить (доказать, что они относятся к разработке именно этого проекта/продукта) — с оответствует. Бурение и обустройство скважины требует вполне конкретных ресурсов, расход которых можно проверить по смете и счетам за бурение.

Все принципы соблюдаются — можно капитализировать. Для более детального закрепления этих принципов давайте ознакомимся с работой Microsoft.

MICROSOFT — ПОЛИТИКА УЧЕТА ЗАТРАТ НА РАЗРАБОТКУ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В ходе чтения попробуйте самостоятельно ответить на вопросы.

  • Как вы думаете, допустимо ли для компании — разработчика программного обеспечения капитализировать свои расходы на создание программ? Если да, то в какой момент в цикле разработки программы компания может это сделать для новых продуктов и для новых версий уже существующих продуктов?
  • Предположим, что Microsoft в 1995 г. начинает капитализировать 60% своих расходов на R&D и амортизировать их в течение двух лет. Как это повлияет на финансовую отчетность компании с 1995 по 1999 г.? Как изменится прибыль компании до уплаты налогов? Как изменится баланс компании?

Просто фантастика!

Создатель таких программных продуктов, как Windows, MS Offi ce и Internet Explorer, компания Microsoft — наиболее известный в мире разработчик программного обеспечения. Билл Гейтс и Пол Аллен основали Microsoft в 1975 г. Прорыв в работе компании наступил в 1980 г., когда компания получила контракт от IBM на разработку операционной системы для нового компьютера компании — IBM PC. Результатом стало создание MS-DOS, популярность которой позволила Microsoft к середине 1980-х гг. занять доминирующее положение на рынке операционных систем для персональных компьютеров.

Компания выпустила свои акции на рынок 13 марта 1986 г. по $25,75 за акцию. Если бы вы купили одну акцию в тот момент, то на 30 июня 1999 г. она стоила бы почти $13 000. К этому моменту Microsoft стала крупнейшей компанией в США по капитализации (более $460 млрд), а ее CEO Билл Гейтс — самым богатым человеком в мире.

После первого выпуска акций финансовые результаты компании были просто поразительными. Выручка и прибыль компании росли ежегодно в среднем на 43 и 49% соответственно. На 30 июня 1999 г. у компании скопилось денежных средств более чем на $17 млрд. Учитывая достаточно большую рискованность индустрии разработки программного обеспечения, результаты компании нельзя не назвать фантастическими. Вот финансовая отчетность компании за эти годы:

Microsoft Corporation

Годовая финансовая отчетность

млн $

FY90

FY91

FY92

FY93

FY94

FY95

FY96

FY97

FY98

FY99

Выручка

$1 186

$1 847

$2 777

$3 786

$4 714

$6 075

$9 050

$11 936

$15 262

$19 747

Затраты:

Себестоимость

$273

$410

$581

$785

$1 077

$1 346

$2 145

$2 170

$2 460

$2 814

НИОКР

$181

$235

$352

$470

$610

$860

$1 326

$1 863

$2 601

$2 970

Приобретенный НИОКР

 

 

 

 

 

 

 

 

$296

$0

Коммерческие расходы

$300

$490

$758

$1 086

$1 135

$1 564

$2 185

$2 411

$2 887

$3 238

Общие и административные расходы

$39

$62

$90

$119

$166

$267

$316

$362

$433

$715

Прочие расходы

$14

$16

$11

$7

$16

$16

$19

$259

$0

$0

Всего расходы

$807

$1 213

$1 792

$2 467

$3 004

$4 053

$5 991

$7 065

$8 677

$9 737

Прибыль от текущей деятельности

$379

$634

$985

$1 319

$1 710

$2 022

$3 059

$4 871

$6 585

$10 010

Прочие доходы (расходы)

$31

$37

$56

$82

$102

$191

$320

$443

$532

$1 881

Убытки от ликвидированных операций

$0

$0

$0

$0

($90)

($46)

$0

$0

$0

$0

Прибыль до уплаты налогов

$410

$671

$1 041

$1 401

$1 722

$2 167

$3 379

$5 314

$7 117

$11 891

Расходы по налогам

$131

$208

$333

$448

$576

$714

$1 184

$1 860

$2 627

$4 106

Чистая прибыль

$279

$463

$708

$953

$1 146

$1 453

$2 195

$3 454

$4 490

$7 785

 

Microsoft Corporation — Баланс в млн $

 

1998

1999

Активы

Оборотные активы

Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

$13 927

$17 236

Дебиторская задолженность

$1 460

$2 245

Прочие оборотные активы

$502

$752

Всего оборотные активы

$15 889

$20 233

 

Основные средства

$1 505

$1 611

Долгосрочные инвестиции

$4 703

$14 372

Прочие внеоборотные активы

$260

$940

 

Всего активы

$22 357

$37 156

 

Обязательства и собственный капитал

Текущие обязательства

Кредиторская задолженность

$759

$874

Начисленная заработная плата

$359

$396

Налоги к уплате

$915

$1 607

Отложенная выручка

$2 888

$4 239

Прочие текущие обязательства

$809

$1 602

Всего текущие обязательства

$5 730

$8 718

 

Собственный капитал

Привилегированные акции

$980

$980

Обыкновенные акции

$8 025

$13 844

Нераспределенная прибыль

$7 622

$13 614

Всего собственный капитал

$16 627

$28 438

 

Всего обязательства и собственный капитал

$22 357

$37 156

Процесс разработки программного обеспечения

Процесс разработки любого программного продукта включает несколько стандартных этапов:

  • разработка требований;
  • анализ и дизайн;
  • реализация;
  • тестирование;
  • подготовка продукта;
  • распространение.

При создании нового программного продукта или при разработке новой версии уже существующего продукта все начинается с идеи: что должен делать продукт, какие потребности пользователей он должен удовлетворять и какую желаемую функциональность он должен иметь. Эти требования служат отправной точкой для группы разработчиков.

После выявления и документирования требований наступает фаза анализа и дизайна. В этот момент разработчики «рисуют» интерфейс программы, создают схемы баз данных, основные алгоритмы и прочие технические вещи, которыми далее будут пользоваться программисты при создании программного кода.

Далее наступает этап реализации, т. е. собственно написание программы в соответствии с дизайном и техническими спецификациями, а также ее предварительное тестирование. На этом этапе часто появляются прототипы программы, призванные протестировать соответствие программы спецификациям. Причем на этом этапе часто происходят корректировки результатов этапов требований и дизайна, так как выясняется, что либо программа не соответствует установленным требованиям, либо требования необходимо подкорректировать.

После того как программа начинает более-менее удовлетворять техническим требованиям, наступает этап активного тестирования программы. Тестирование часто разделяют на альфа-тестирование (когда работа программы тестируется самими программистами и специально нанятыми тестерами) и бета-тестирование (когда тестирование осуществляют потенциальные пользователи).

Одновременно с фазой тестирования начинается этап подготовки продукта, т. е. создания пользовательской и технической документации, обучающих материалов, маркетинговой подготовки продукта и т. д.

Проблема Microsoft

Основными видами разработки в Microsoft было создание абсолютно новых программ, таких как OneNote, и разработка и выпуск на рынок новых версий ранее разработанных продуктов, таких как Windows или MS Office.

В 1999 г. Microsoft стала рассматривать возможность капитализации части своих расходов на разработку программного обеспечения. Эти расходы составляли существенную долю в общих расходах компании (около 15% от выручки), так что их возможная капитализация могла существенным образом улучшить финансовые результаты компании. Microsoft предстояло сделать выбор.

РАЗБОР ПОЛЕТОВ MICROSOFT

Для того чтобы Microsoft могла капитализировать издержки на разработку программного продукта, эти издержки должны соответствовать всем рассмотренным признакам, необходимым для капитализации. Давайте проанализируем, на каком этапе разработки у Microsoft появляется соответствие разрабатываемого продукта каждому признаку. Начнем с разработки новых продуктов:

  • есть обоснованная уверенность в том, что технически проект можно довести до завершения — этот признак проявляется на третьем этапе — этапе реализации. До момента появления рабочего прототипа программы трудно с уверенностью сказать, будет ли она создана;
  • компания твердо намеревается довести проект до завершения, а затем использовать его результаты или продать их — опять же соответствие этому признаку появляется на этапе реализации после подготовки первых прототипов продукта, когда становится ясно, будет ли итоговый продукт соответствовать установленным требованиям;
  • объект, который должен стать результатом проекта, можно продать или использовать — соответствие этому признаку появляется на этапе формирования требований, которые основаны на результатах анализа рынка;
  • компания может доказать возможность получения экономической выгоды от результатов проекта — маркетинговый анализ — часть требований по разработке программного продукта. Этот критерий компания должна соблюсти на этапе определения требований к продукту;
  • для реализации проекта у компании есть все необходимые ресурсы — этот критерий должен быть установлен на этапе реализации, когда после появления прототипов Microsoft должна точно понять, необходима ли покупка какой-либо интеллектуальной собственности для окончания работы над проектом (например, каких-то алгоритмов);
  • затраты на разработку можно корректно измерить — этот критерий может быть выполнен с самого начала работы: затраты на рабочую группу по созданию программного продукта легко измеримы.

Итак, капитализация затрат возможна с этапа реализации проекта создания нового продукта, т. е. после получения рабочих прототипов, соответствующих заданным техническим спецификациям. Так что на капитализацию затрат можно отнести не все, но существенную часть расходов Microsoft на R&D.

Что касается затрат на создание новой версии уже существующего продукта, то эти затраты соответствуют всем указанным принципам еще на этапе разработки требований, так как предыдущая версия программы уже доказала свою состоятельность на рынке.

Поскольку бо льшая часть расходов на R&D Microsoft связана именно с разработкой новых версий уже существующих программных продуктов, технически бо льшую часть своих затрат компания может капитализировать.

Давайте посмотрим, какой эффект может иметь капитализация затрат (расчеты с учетом капитализации 60% расходов на R&D и их амортизацией в течение 2 лет):

($ млн)

 

1995

1996

1997

1998

1999

Фактические R&D-расходы по текущей отчетности

(1)

$860

$1 326

$1 863

$2 601

$2 970

Из них: некапитализированные R&D

 

$344

$530

$745

$1 040

$1 188

капитализированные R&D

(2)

$516

$796

$1 118

$1 561

$1 782

Амортизация R&D-расходов, капитализированных в предыдущий год

 

 

$258

$398

$559

$780

Амортизация R&D, капитализированных два года назад

 

 

 

$258

$398

$559

Всего амортизация R&D

(3)

$0

$258

$656

$957

$1 339

Дополнительная прибыль до уплаты налогов за счет изменения учетной политики ((1) – (2) – (3))

 

$516

$538

$462

$604

$443

Фактическая прибыль до уплаты налогов Microsoft по отчетности до изменения учетной политики

 

$2 167

$3 379

$5 314

$7 117

$11 891

Рост прибыли до уплаты налогов, проценты от изменения учетной политики

 

24

16

9

8

4

Как видите, сами по себе суммы весьма существенны — дополнительная прибыль до уплаты налогов исчисляется сотнями миллионов долларов, хотя существенность и убывает постепенно в силу постоянного роста прибыли и потрясающих операционных результатов Microsoft. Этот рост прибыли в финансовой отчетности будет обусловлен исключительно изменением учетных принципов. Вот так теоретически менеджеры могут увеличить прибыльность компании «одним росчерком пера».

Что же произошло на самом деле? А на самом деле Microsoft, хотя и имела возможность капитализировать свои затраты на разработку, добровольно не стала этого делать, даже несмотря на то, что в том году было выпущено специальное разъяснение FASB (регулирующего органа США, устанавливающего бухгалтерские стандарты), позволяющее компаниям, разрабатывающим программное обеспечение, капитализировать расходы согласно упомянутым выше принципам. Вот выдержки из комментариев к финансовой отчетности Microsoft за 1999 г.:
Компания относит все свои затраты на исследования и разработки на издержки. SFAS 86 «Учет издержек на создание программного обеспечения для продажи, передачи в лизинг или реализации иным способом» не является материальным для компании и в компании не используется.

То, что у компании есть возможность применять более «агрессивные» методы учета, не означает, что она будет их применять! Почему? Microsoft — это компания, по своему финансовому положению обратная WorldCom в начале XXI в. Ее дела идут настолько хорошо, что ей просто не нужно дополнительно увеличивать прибыль за счет каких-то учетных трюков. Возможно, в какой-то момент своего существования Microsoft и изменит свою политику по учету затрат на создание программных продуктов. Но это будет явно сигнализировать инвесторам о том, что у компании появились проблемы.

Автор: