По материалам выступления члена Федерации проф. аудиторов и бухгалтеров Украины В. Горецкой
Значение первого Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16 июля 1999 года N 996-XIV (далее Закон) для осуществления бухгалтерского учета и отчетности трудно переоценить и в сущности не с чем сравнивать, поскольку законодательно этот вопрос урегулирован не был. Действие Закона распространяется на все юридические лица, образованные согласно законодательству Украины, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также на представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые обязаны вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность в соответствии с законодательством. До вступления в силу данного Закона Украины (01.01.2000 года) бухгалтерский учет и отчетность в стране основываются на:
Данными нормативными документами не учитываются произошедшие изменения в праве собственности на средства производства, вследствие чего просто не могут надлежащим образом регламентироваться изменения в бухгалтерском учете, которые необходимы для фиксации изменений в отношениях собственности. Необходимость принятия единого закона, регламентирующего единые принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, вызвана следующими причинами:
Закон достаточно четко отразил эти изменения, что в первую очередь касается положения главного бухгалтера и меры его ответственности. Огромное значение имеет тот факт, что впервые законодательно защищен главный бухгалтер, поскольку пунктом 3 статьи 8 ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранность обработанных документов, регистров и отчетности на протяжении установленных сроков, но не менее 3 лет, возложена на собственника (собственников) или уполномоченный орган (должностное лицо), который осуществляет руководство предприятием согласно законодательству и уставным документам.
Главный бухгалтер должен будет обеспечивать соблюдение на предприятии установленных методологических основ бухгалтерского учета, составление и предоставление в установленные сроки финансовой отчетности, осуществлять контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций, принимать участие в оформлении материалов по недостачам и кражам, осуществлять проверку состояния бухгалтерского учета в филиалах, представительствах, отделениях.
Закон вступает в силу с 01.01.2000 года и устанавливает:
В настоящее время таких Положений утверждено Министерством финансов Украины и зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины восемь: NN 1-6, 19, 20, но это число будет постоянно меняться в сторону увеличения.
Переход на национальные учетные стандарты, основанные на международных стандартах финансовой отчетности, не означает полный демонтаж системы бухгалтерского учета и отчетности и замену ее существующими «западными системами». Как всегда, в заграничную систему внесен старый социалистический багаж, в результате чего появился некий учетно-отчетный гибрид в теоретическом значении, который может стать настоящим монстром при повсеместном внедрении. Опытного «испытания» система не прошла, да и разработка не закончена. Все-таки было бы целесообразно сначала разработать систему стандартов, потом обсудить и только затем сдать разработку «под ключ», в опытную эксплуатацию, а уж только затем, когда все бухгалтерские кадры ее освоят хотя бы в теоретическом аспекте, то уже и внедрять повсеместно.
Данным Законом Украины регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности возложено на Министерство финансов Украины, которое утверждает национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, другие нормативно-правовые акты по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности. Однако пунктом 5 статьи 6 предоставлено право Министерствам, другим центральным органам исполнительной власти в пределах своей компетенции в соответствии с отраслевыми особенностями на базе национальных положений (стандартов) методические отраслевые указания по их использованию. Таким образом, на фоне внешнего единообразия, стандартизации и унификации восстановлен отраслевой принцип ведения бухгалтерского учета.
Кроме этого, на фоне общего руководства Министерства финансов установлено отраслевое руководство по вопросу ведения бухгалтерского учета.
И, наконец нанесен серьезный удар по унификации: пунктом 3 статьи 2 предусматривается ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности по упрощенной системе учета и отчетности субъектами предпринимательской деятельности, которым в соответствии с законодательством выдано соответствующее разрешение.
Согласно пункту 3 статьи 11 продолжает существование сокращенная форма отчетности, поскольку для субъектов малого предпринимательства предусмотрена сокращенная по показателям форма отчетности в составе баланса и отчета о финансовых результатах.
Эти «новшества» можно рассматривать следующим образом: новым является хорошо забытое старое:
Более того, данный порядок распространен и на иностранные представительства, поскольку пунктом 3 статьи 11 устанавливается сокращенная по показателям форма отчетности для нерезидентов (представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности).
В тоже время Законом предусмотрена возможность отсутствия ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности для отдельных субъектов хозяйственной деятельности пунктом 2 статьи 2 установлено, что субъекты предпринимательской деятельности, которые в соответствии с законодательством освобождены от обязательного учета доходов и расходов, не ведут бухгалтерский учет и не сдают финансовой отчетности.
Относительно финансовой отчетности предусмотрено, что формы финансовой отчетности устанавливаются:
Безусловно, можно отметить как достоинства, так и недостатки принятого Закона.
Основными достоинствами его являются (пункт 2 статьи 3):
Последнее очень важно для каждого бухгалтера, поскольку должно ликвидировать существующий налоговый учет, доставляющий много хлопот, лишней работы и достаточно сильно отличающийся от бухгалтерского учета.
К сожалению, имеются в Законе и недостатки. В первую очередь это касается определения бухгалтерского учета. Согласно статье 1, бухгалтерский учет – процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, сохранения и передачи информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений.
Мало сказать, что из определения выхолощена бухгалтерская и экономическая сущность, поскольку такому определению с успехом соответствуют как любая маркетинговая, коммерческая деятельность, так и обычная секретарская работа. Испокон веков бухгалтерским учетом считалась система или способ отражения экономической сущности хозяйственных операций, происходящих на предприятии, определенным образом: на счетах бухгалтерского учета методом двойной записи.
Кроме того, в Законе не указаны конкретные пользователи финансовой отчетности, которым необходимо ее представлять.
Недостатком Закона является и то, что он не содержит квалификационных требований к должности главного бухгалтера, хотя государству не должно быть безразлично, каким специалистом ведется бухгалтерский учет и насколько качественно составляется отчетность.
Закон не содержит также квалификационных требований к составу Методического совета по бухгалтерскому учету, хотя на самом деле очень важно, чтобы его члены действительно знали бухгалтерскую работу не в теории, не вообще, а конкретно на практике. В тоже время, члены такого органа должны иметь и соответствующую научную подготовку. Это означает, что методологию бухгалтерского учета должны определять специалисты, которые имеют как научную степень в области бухгалтерского учета, так и имеют значительный опыт работы в должности главного бухгалтера.
Кроме того, Закон достаточно сильно загроможден повторением содержания и определений из Положений (стандартов) бухгалтерского учета, что вуалирует сущность и ослабляет восприятие нового содержания.
Законом предусмотрен следующий порядок организации и ведения бухгалтерского учета:
Предприятие также может выделять на отдельный баланс обособленные представительства, филиалы и другие подразделения, но это положение не является новшеством.
Законом предусмотрена определенная технология ведения бухгалтерского учета, практически не отличающаяся от существующих норм:
Законом определена необходимость проведения инвентаризации активов и обязательств для обеспечения проверки достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности, причем именно во время инвентаризации документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств предприятия.
Законом установлен следующий порядок составления и представления финансовой отчетности:
Предприятия, имеющие дочерние предприятия, помимо отчета о своих собственных хозяйственных операциях, должны составлять финансовую консолидированную отчетность.
Министерствами, другими органами исполнительной власти, в сфере управления которых находятся предприятия, основанные на государственной форме собственности, должна составляться отчетность не только о собственных операциях, но и сводная отчетность по всем предприятиям, находящимся в их ведении. Объединения предприятий, помимо собственной отчетности, должны составлять сводную отчетность по всем предприятиям, входящим в состав объединения.
Отчетным периодом является календарный год, однако предусмотрено составление промежуточной квартальной отчетности в составе баланса и отчета о финансовых результатах по состоянию на конец последнего дня отчетного квартала (года).
Первым отчетным периодом может быть период не менее 12 месяцев и не более 15 месяцев, а при ликвидации – период с начала отчетного года до даты принятия решения о ликвидации.
Предприятия обязаны предоставлять финансовую отчетность (ежеквартальную и годовую): органам управления, трудовым коллективам по их требованию, учредителям (собственникам) и другим пользователям. Срок сдачи отчетности устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Открытые акционерные общества, предприятия-эмитенты облигаций, банки, доверительные общества, валютные и фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, кредитные союзы, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и другие финансовые учреждения обязаны не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, обнародовать финансовую и консолидированную отчетность путем публикации в периодических изданиях или распространения в виде отдельных печатных изданий.
При ликвидации предприятия отчетность должна быть обнародована в течение 45 дней.
Финансовая отчетность не является коммерческой тайной (кроме случаев, предусмотренных законодательством).
Законом установлены также общие принципы бухгалтерского учета и отчетности:
Таким образом, принятие Закона, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность, является прогрессивным явлением, однако существующие недостатки значительно затруднят процесс его использования. В тоже время бухгалтеру придется много думать, и, по всей видимости, придется забыть, что главное в работе – это бумажка.