«Обратная связь»

Информационный бюллетень
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Уважаемая редакция!

С большим интересом прочитала статью Лью Бернэма «Основные проблемы, стоящие перед международными компаниями …», опубликованную в Accounting Report за май 2000 года (выпуск 3. 2) . Редко где можно увидеть серьезно подготовленный обзор такого качества. В изложении и систематизации проблем сразу чувствуется квалификация и опыт профессионала.

Вместе с тем, я хотела бы развить некоторые положения его публикации и представить точку зрения рядового российского специалиста в области бухгалтерского учета на проблему реформирования учета в России.

В данной или аналогичных публикациях на данную тематику авторы предлагают скорейший переход на МФСО, как условие адаптации российского учета к международным стандартам. Господа, переведенных на русский язык МФСО можно принять сколько угодно много, но ни один из них не будет работать.

Во-первых, нельзя не принимать во внимание инертность бухгалтерского персонала в целом, особенно в отсутствии заинтересованности руководства организации в реформировании учета. Отсутствие интереса большинства руководителей в представлении достоверной финансовой отчетности, связано с отсутствием реального рынка инвестиций, а также искаженной системой акционирования российских предприятий, при которой в большинстве случаев директор стал полноправным владельцем.

Во вторых, видимой причиной является отсутствие хорошо проработанных методических указаний, причем не просто рекомендаций по применению стандарта, а изложения решения проблем учета в разрезе отраслей деятельности предприятия. Сейчас нет организации, которая бы возглавила столь громадную работу, тем более такой массив документов не может быть создан сразу и в короткое время. Также, как всегда нет денег на финансирование таких работ.

В-третьих, проблемы реформирования связаны с отсутствием в России реально работающего центра решения бухгалтерских проблем, аналогично Постоянному комитету по интерпретациям КМСФО. К сожалению, действующие общественные организации бухгалтеров в большей мере заняты организационными и конъюнктурными проблемами, чем проблемами учета.

В-четвертых, скрытой причиной является отсутствие методического аппарата, то есть плана счетов и технологического описания блока бухгалтерских проводок, которые следует делать в том или иной случае.

Поэтому на мой взгляд, реформирование системы российского учета следует проводить в следующем направлении.

Во-первых, сейчас вообще не ведется никакой разъяснительной работы и пропаганды международных стандартов. Везде только общие фразы о их полезности и необходимости. Необходимо развернуть в прессе широкую компанию, можно сказать агитацию за международные стандарты. Причем в прессе, доступной для большинства бухгалтеров. На конкретных «живых» примерах показать разницу между российским и международным стандартом, как неправильный учет ситуации приводит к ошибкам инвестора. На страницах печати необходимо провести и базовый курс учета по международным стандартам, на уровне объяснения концепции и максимально простого примера.

Одновременно, такого же рода агитацию надо развернуть и в издании для руководителей. Конечно, никто не гарантирует и не может гарантировать результаты такой работы, но важно понять одно: бухгалтера сами никогда не сдвинут учет с мертвой точки по своей инициативе. Необходимость реформ должен в первую очередь понять руководитель. Когда он это поймет, он примет соответствующие управленческие решения: наймет более профессионального бухгалтера, или пошлет своего бухгалтера на курсы. А уже следующим шагом будет покупка компьютерной программы. Поэтому считаю повышение заинтересованности самих руководителей предприятий одним из самых важных аспектов реформирования.

С теоретической точки зрения, на мой взгляд, следует создать «концепцию переходного периода» от привычного для российского бухгалтера к международному стандарту учета и отчетности. В этом я поддерживаю идею Лью Бернэма. Однако, в течении переходного периода необходимо выделить приоритеты реформирования. Предлагаемая схема постепенной адаптации учета может выглядеть примерно так:

  • 2001 год. Перейти к полному учету затрат. Отказаться от понятия «расходы за счет чистой прибыли».
  • 2002 год. Перейти к учету доходов методом начисления. Ввести в полной мере метод начисления расходов. Ввести методику отложенного налогообложения.
  • 2003 год. Ввести в практику международные стандарты оценки материальных активов (основных средств, незавершенного строительства, запасов, готовой продукции). Развить систему управленческого учета.
  • 2004 год. Ввести в практику международные стандарты учета инвестиций и обязательств.
  • 2005 год. Вести в практику международные стандарты оценки капитала.

Задача на текущий год должна быть согласована со всеми заинтересованными ведомствами. Решение задачи должно состоять из комплекса подзадач: подготовка стандарта, методических рекомендаций по применению стандарта, увязка новых положений с ранее принятыми и правилами налогообложения, широкая пропаганда и обсуждение их в прессе, организация обратной связи с практиками учета.

Нельзя не затронуть и еще одну, не менее важную сторону реформ. Широко обсуждаемый в прессе вопрос о выделении каких-либо групп компаний, для которых переход на новые стандарты необходим, в отличие от всех остальных, на мой взгляд, вообще нецелесообразен. В ходе реформирования решается коренной вопрос учета: смена базовой концепции учета со статичной, привычной для России, на динамичную, характерную для развитых стран. Существование в рамках одной страны сразу двух концепций не представляется возможным. Практически это то же, что создать две параллельные непересекающиеся учетные системы. Сначала необходимо перевести всю систему учета на новую концепцию, а уже затем усложнять или упрощать требования, предъявляемые к тем или иным группам предприятий.

 

Все статьи цикла «Бюллетень Сентябрь / Октябрь 2000»

(состоит из 24 статей)

Издание МСА на русском языке (16 Сентября 2005)

Решение Правительства в области экономической политики о введении МСФО (16 Сентября 2005)

Рекомендации МЦРСБУ по внедрению МСФО (16 Сентября 2005)

Перспективы применения МСФО российскими организациями (16 Сентября 2005)

Как бухгалтерский учет влияет на оценку результатов деятельности компании (16 Сентября 2005)

Визит руководителей КМСФО в Россию (16 Сентября 2005)

Новости КМСФО (16 Сентября 2005)

Рекомендации по применению МСФО 39 (16 Сентября 2005)

МФБ выпустила стандарты учета для государственного сектора (16 Сентября 2005)

Даты вступления в силу МСФО (16 Сентября 2005)

Черным по белому (16 Сентября 2005)

Не только для специалистов (16 Сентября 2005)

Существующие издания переводов МСФО (16 Сентября 2005)

Издание КМСФО 2000 г. (16 Сентября 2005)

Суть в деталях («Круглый стол» КМСФО по финансовой отчетности) (16 Сентября 2005)

Учет налогов на прибыль по МСФО/GAAP.ru (16 Сентября 2005)

Бухгалтерский учёт в региональных органах государственной власти (16 Сентября 2005)

Бухгалтерский учет в социальных фондах – объективное отражение социальной политики (16 Сентября 2005)

О дешевых деньгах и высоких рисках (16 Сентября 2005)

Международная профессиональная квалификация CIMA (16 Сентября 2005)

Особенности национального закона об аудите (16 Сентября 2005)

Система бухгалтерского учета в российском банковском секторе подлежит реформированию (16 Сентября 2005)

Общее собрание НФКА (16 Сентября 2005)

«Обратная связь» (16 Сентября 2005)