Обучение МСФО

Идеология МСФО и US GAAP

Автор:
Источник: Журнал «Финансовый Директор ISSN 1680 - 1148», №4 – 2005 г
Опубликовано: 8 августа 2007

Сегодня уже не обсуждается вопрос быть илине быть МСФО в России. Сейчас необходимо определить, как на практике осуществить внедрение МСФО а конкретном предприятии или в целой отрасли.

Существуют объективные трудности внедрения МСФО (Международных \ш/ стандартов финансовой отчетности), но все понимают, что нужно готовиться к внедрению МСФО на предприятиях, так как без этого инструмента невозможна интеграция государства в мировое экономическое сообщество. Среди многих аспектов внедрения и применения МСФО рассмотрим вопрос обучения.
Одной из основных проблем при массовом внедрении МСФО станет кадровая — отсутствие достаточного количества квалифицированных учетных работников, обладающих необходимыми знаниями в этой области и способных осуществлять подготовку финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами.
МСФО значительно сложнее российских правил бухгалтерского учета и требуют от финансистов большей профессиональной подготовки и знаний. Это предопределяет рост требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации финансовых и учетных работников, обеспечивающих ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности. Нужны квалифицированные специалисты, которые могут понимать и применять МСФО. Причем речь идет не только о подготовке отчетности, но и об использовании и понимании ее.
Однако надо отдавать себе отчет в том, что за короткий срок невозможно подготовить достаточное количество специалистов, способных удовлетворить растущий спрос на услуги в этой сфере. Подготовка даже одного высококвалифицированного специалиста в области Международных стандартов финансовой отчетности требует определенного времени. Необходимо понимать, что обучение может составить существенную сумму затрат для предприятий, так же как и составление отчетности по МСФО.
Переход на МСФО требует очень серьезной, большой и кропотливой подготовки. Причем подготовки не только компаний и профессионального сообщества, но и в не меньшей степени регулирующих органов и инвестиционного сообщества. Нужно привлечь пользователей финансовой отчетности к проблеме внедрения МСФО.
Для обеспечения надежности бухгалтерской отчетности по МСФО потребуются хорошо подготовленные профессионалы на предприятиях, а также компетентные и независимые аудиторы.
Аудиторы представляют собой важнейшее связующее звено между предприятием и иностранными инвесторами, так как качество предоставляемой инвестору информации напрямую зависит от квалификации аудитора и качества его работы.

ОБУЧЕНИЕ ДИРЕКТОРОВ

Опыт показывает, что внедрение МСФО требует проведения образовательной и разъяснительной работы на всех уровнях организации, а не только бухгалтеров. Соответствующая работа должна проводиться и с финансовыми службами предприятия, и с исполнительным руководством, и даже на уровне совета директоров. Для того чтобы этот процесс был наиболее эффективен, все заинтересованные лица должны ясно представлять себе необходимость и последствия внедрения МСФО. Переход предприятия на международные стандарты требует тщательной проработки, должно быть запланировано обучение специалистов бухгалтерских служб, а также проведена разъяснительная работа среди всех заинтересованных лиц и акционеров.
Большинство руководителей предприятий и собственников понимают, что экономическое развитие любого предприятия возможно только на основе прозрачной, понятной, сопоставимой финансовой отчетности, и соответственно, заинтересованы в максимально полной и достоверной информации о финансовой и хозяйственной деятельности своего предприятия.
Для безболезненного перехода на МСФО руководители компаний должны больше узнать о самих стандартах, о тех последствиях, которые ждут предприятие при внедрении МСФО. Руководитель должен получить ответы на следующие вопросы:

  • Достаточно ли у нас ресурсов и знаний, для того чтобы внедрить МСФО?
  • Каков наш план перехода на МСФО?
  • Какие мы получим преимущества перед конкурентами, внедрив МСФО?
  • Какие изменения необходимо внести в работу управляющей информационной системы компании после внедрения стандартов?
  • Как внедрение МСФО повлияет на способы ведения бизнеса и функционирования бизнес-процессов?
  • Какое влияние на финансовый результат окажет переход на МСФО?

ОБУЧЕНИЕ ГОССЛУЖАЩИХ

Для того чтобы хорошо ориентироваться и успешно работать в новых условиях, российским специалистам в разных сферах необходимы знания, позволяющие компетентно оперировать МСФО, и речь идет не только о бухгалтерах и аудиторах. Внедрение МСФО на российских предприятиях и составление финансовой отчетности по-новому затронет и некоторые государственные службы, которые должны быть к этому подготовлены.
Государственные статистические органы должны принимать во внимание особенности составления финансовой отчетности по МСФО. Служащие, принимающие финансовую отчетность, должны уметь читать и понимать эту отчетность. Дополнительно предприятия, составляющие финансовую отчетность по МСФО, должны иметь возможность представлять обязательные статистические данные, согласно МСФО (например, с использованием метода начисления при расчете доходов/расходов и принципа преобладания содержания над формой). Соответственно, потребуется адаптация официальных методов обработки и использования, поступающих от предприятий статистических сведений для анализа данных, составленных на основе МСФО.
Налоговые службы, принимающие и проверяющие налоговую отчетность, составленную на основе финансовой отчетности по международным стандартам должны быть знакомы с основными принципами МСФО. Необходимо решить вопрос обучения работников налоговых органов. Изменения в порядке ведения бухучета и составления финансовой отчетности, связанные с внедрением МСФО, не окажут серьезного влияния на налоговый учет, и изменения отразятся не на фактическом размере текущих налоговых обязательств, а на системе ведения учета и методе расчета налогов. Предприятия, представляющие финансовую информацию по МСФО, будут отражать свои отложенные налоговые обязательства с использованием системы МСФО в качестве отправной точки для налоговых расчетов.

Например, предприятие переходит на международные стандарты финансовой отчетности, начиная с 1 января 2006 года. В 2004 году налоговые службы не принимают в качестве затрат расходы по переходу на МСФО: услуги по составлению учетной политики по МСФО, трансформации финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Но в соответствии с МСФО 1 (IFRS) предприятие обязано подготовить все входящие остатки по МСФО. То есть фактически для представления первой финансовой отчетности по МСФО за 2006 год, предприятие обязано провести трансформацию остатков по данным за 2004 год, а это значит, что уже должна быть разработана и принята учетная политика по МСФО и проведена трансформация финансовой отчетности, и предприятие будет нести расходы, которые должны быть приняты в целях налогообложения.

ОБУЧЕНИЕ БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ

Перед бухгалтерским и аудиторским сообществом стоит задача по изучению международных стандартов и развитию навыков работы с международными стандартами. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы переподготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов.
Сегодня организуется много курсов и семинаров по международным стандартам. Систематическое участие в семинарах по проблемам внедрения и практики применения МСФО позволит профессионально подготовить специалистов на всех этапах перехода на МСФО.
Комиссия Совета по аудиторской деятельности при разработке и обновлению программ квалификационных экзаменов и программ повышения квалификации аудиторов провела серьезную работу по введению курсов изучения МСФО в планы постоянного повышения квалификации аудиторов.
Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ), безусловно, занимает лидирующую роль в процессе переподготовки бухгалтерских кадров. ИПБ России разработал ряд мероприятий совершенствования подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров: введен специальный аттестат по ведению бухгалтерского учета по МСФО; сделан упор в системе спецкурсов повышения квалификации на изучение МСФО, трансформацию российской отчетности в соответствии с МСФО, составление отечественной отчетности по МСФО. В дополнение к базовым курсам, в частности, для аудиторов предусмотрены углубленные знания отчетности коммерческих организаций, банков, страховых организаций, бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов по МСФО. Рассматриваются не только особенности отчетности по МСФО, но и ее аудита по международным стандартам аудита (МСА). В то же время следует отметить, что в связи с постоянными изменениями в международных стандартах, наблюдается отставание ИПБ в разработке программ обучения и переподготовки бухгалтерских кадров по МСФО.

Совет по Международным стандартам финансовой отчетности в 2003 году пересмотрел 13 действующих стандартов, в 2004 году были приняты новые стандарты IFRS и внесены соответствующие исправления и дополнения в некоторые стандарты, например МСФО 38 «Нематериальные активы». Предприятиям, решившим переходить на МСФО с 1 января 2005 года, нужно разрабатывать учетную политику в соответствии с новыми действующими стандартами. Но учебная программа ИПБ пока не учитывает происходящие изменения, например, до сих пор присутствует тема обучения «Чрезвычайные статьи», которые были отменены МСФО.

ВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Анализируя ситуацию переподготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов, нельзя забывать о подготовке бухгалтеров в высших учебных заведениях. Несмотря на то, что сейчас многие учебные заведения предлагают программы обучения по МСФО, систематизированного подхода к образованию в области международных стандартов пока нет. Создать полноценную систему образования бухгалтеров по МСФО невозможно без поддержки на государственном уровне.
Содержание международной программы показывает, что российские требования к подготовке профессиональных бухгалтеров с учетом вузовской подготовки экономистов полностью соответствуют международной программе. Однако названия отдельных учебных курсов отличаются от принятых в западных странах, в некоторых случаях программа дополнена отдельными курсами.

В международной программе недостаточно прописано обучение методам анали-за, умению их применять, она не содержит даже самостоятельного курса финансового анализа, без знаний которого немыслим аудитор или финансовый аналитик, хотя отмечается, что бухгалтер должен уметь анализировать и толковать финансовую отчетность, критически оценивать данные. В России из курса финансового учета по МСФО выделяют курс финансового анализа и анализа финансовой отчетности, а из курса управленческого учета — курс комплексного анализа хозяйственной деятельности, охватывающий анализ всей информации, необходимой для принятия управленческих решений.

К проблемам высшего образования МСФО можно отнести нехватку квалифицированного преподавательского состава. Опыт высшего образования за рубежом, когда занятия в группах ведут практикующие аудиторы и бухгалтеры, может быть очень полезным нашим учебным заведениям.
Систему курсов высших учебных заведений следует согласовать с программами подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов, чтобы выпускник по направлению бухгалтерского учета, анализа и аудита имел возможность при наличии практического стажа сразу без дополнительной подготовки сдавать экзамены на профессионального бухгалтера и аудитора.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБУЧЕНИЯ

Для качественной подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов требуется дальнейшее приближение бухгалтерского образования к международным стандартам ЮНКТАД и Международной федерации бухгалтеров – МФБ (IFAC).
В 2003-2004 годах МФБ одобрены 7 международных стандартов образования (IES), которые вступили в силу с 1 января 2005 года. Предполагается, что все члены IFAC должны соответствовать этим стандартам. Эти стандарты включают комментарии по различным методам обучения и вопросам интеграции образования и практического опыта. Стандарты образования определяют профессиональные бухгалтерские знания, которые требуются для компетентного выполнения своих функций в качестве профессиональных бухгалтеров. Согласно IFAC, знания могут быть получены в академической среде или программах профессионального обучения. Говоря об обучении бухгалтеров и аудиторов МСФО, не будем забывать и об изучении профессиональной этики и отношениях, которые профессиональные бухгалтеры должны приобрести в процессе образования. Программы профессионального бухгалтерского образования позволят бухгалтерам иметь профессиональное суждение и осуществлять действия, соответствующие этике, что служит интересам общества и профессии.
ЮНКТАД ООН в 2003 году утвердил пересмотренную типовую программу учебной подготовки профессиональных бухгалтеров, которая учитывает все требования стандартов бухгалтерского образования. Данная учебная программа — лишь одно из направлений установления квалификационных критериев для профессиональных бухгалтеров. Полная система этих критериев состоит из следующих компонентов: общих знаний и навыков; профессионального образования; квалификационных экзаменов; необходимого практического опыта; непрерывности профессионального образования; программы сертификации.
В целях международной унификации требований к профессиональной квалификации для международного сообщества были подготовлены соответствующие критерии. Такая унификация позволит восполнить пробелы в национальных системах подготовки кадров, снизить расходы на взаимное признание и расширить международную торговлю бухгалтерскими услугами.

СЕРТИФИКАЦИЯ БУХГАЛТЕРОВ

Вместе с обсуждением проблем обучения бухгалтеров международным стандартам нужно затронуть вопрос возможной сертификации бухгалтеров по МСФО. В свое время Совет по международным стандартам финансовой отчетности уже предлагал создать программу сертификации бухгалтеров на знание и понимание МСФО. Предполагалось, что подготовка будет проводиться некой независимой организацией за плату с перечислением Совету по МСФО суммы роялти.
Но международным бухгалтерским сообществом было высказано несогласие с таким подходом, так как фактически, предложение о введении дополнительной сертификации по МСФО привело бы к созданию новой квалификации по МСФО в дополнение к уже имеющимся национальным сертификациям профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Проведение сертификации бухгалтеров, во-первых, не является уставной целью Совета по МСФО, и во-вторых, может привести к непониманию пользователями и составителями финансовой отчетности целей такой сертификации.
Комитет по образованию Международной федерации бухгалтеров также высказался против такой сертификации, указав, что создание диплома и сертификата по МСФО не в интересах общества и может привести к ущербу для профессии. В результате Совет по МСФО отказался участвовать в сертификации, а также в каком-либо виде подтвердить квалификацию прошедших обучение по специальным программам на знание МСФО бухгалтеров и аудиторов.
Значимость же международно-признанных сертификатов бухгалтеров и аудиторов основывается исключительно на авторитете выдавших их профессиональных бухгалтерских объединений и никак не подкреплена законодательно со стороны государства.

Какие сертификации бухгалтеров по МСФО существуют сейчас на рынке России?

Помимо всем известных ACCA и CPA, существует ряд квалификаций, которые законодательно признаны в странах, являющихся центрами международных финансовых рынков. Сертификацию СРА нельзя назвать сертификацией по МСФО, так как эта программа тестирует знание GAAP США. В целом, как вариант международного признания можно считать квалификацию, являющуюся признанной в любой из стран, законодательно принявших МСФО для составления отчетности.
Но это профессиональные сертификации, пусть даже и по МСФО, но не на русском языке. В настоящее время появился ряд русскоязычных продуктов, претендующих на звание международно-признанных.

Профессиональная сертификация САР/CIPA учреждена в 2001 году Международным советом сертифицированных бухгалтеров и аудиторов (МССБА) — организацией, объединяющей 13 профессиональных бухгалтерских и аудиторских ассоциаций из стран СНГ. МССБА был основан с целью содействия развитию и повышению статуса профессии бухгалтера и аудитора, внедрения и использования международных стандартов, принципов, практики и этики, разработанных МФБ. Данной программой сертификации предусматривается два уровня сертификации:

  • сертифицированный практикующий бухгалтер (САР);
  • сертифицированный международный профессиональный бухгалтер (CIPA);

Диплом АССА по Международной финансовой отчетности (ДипИФР (Рус.). Сдача данного экзамена признается АССА как эквивалент одного из сертификационных экзаменов.
Различные учебные центры проводят курсы обучения по МСФО, по окончании которых выдается сертификат, но это не профессиональная сертификация бухгалтеров, так как профессиональной сертификацией бухгалтеров могут заниматься только независимые профессиональные бухгалтерские организации. Если обучающий центр аккредитован в ИПБ, то после прохождения курсов профессиональные бухгалтеры могут получить сертификат ИПБ о ежегодном повышении квалификации.
Необходима координация усилий всех заинтересованных сторон. Чем раньше мы приступим к изучению международных стандартов, тем безболезненней окажется переход на них. Сами стандарты не являются чем-то незыблемым: разрабатываются новые, вносятся изменения, происходит уточнение понятий, отказ от альтернативных подходов к учету и т. п. Специалист, получивший сегодня фундаментальные знания по МСФО должен постоянно отслеживать изменения, происходящие в системе МСФО. И именно такой подход непрерывного обучения и повышения квалификации специалистов обеспечит успешную реализацию государственной программы по переходу на международные стандарты.

Автор: