Александр Недерица
В течение последних трех лет Молдова постепенно переходит на систему бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Переход на МСФО осуществляется под руководством Министерства финансов Молдовы при активном участии фирмы «PricewaterhouseCoopers», ЕAST-WEST Management Institute и при финансовой поддержке Мирового Банка и Агентства США по международному развитию (USAID).
В настоящее время в Молдове достигнуты следующие основные результаты перехода на МСФО:
- создана новая нормативная база бухгалтерского учета,
- разработаны и внедрены новые формы финансовой отчетности,
- введена программа непрерывного профессионального образования и сертификации бухгалтеров и аудиторов, соответствующая требованиям Международной федерации бухгалтеров.
Нормативная база бухгалтерского учета основана на МСФО и включает три основных элемента:
- Национальные стандарты бухгалтерского учета (НСБУ),
- Комментарии по применению НСБУ,
- План счетов бухгалтерского учета.
НСБУ разрабатываются на основе МСФО и утверждаются Министерством финансов Молдовы. Они устанавливают общие принципы и правила бухгалтерского учета для всех экономических агентов независимо от их отраслевой принадлежности, вида собственности и организационно-правовой формы.
Основное содержание НСБУ, а также их нумерация и названия разрабатывались в соответствии с МСФО. В то же время при разработке НСБУ учитываются сложившиеся подходы к организации бухгалтерского учета, сформировавшийся менталитет практических работников и другие условия и факторы, в связи с этим в разработанные стандарты в целях их детализации и для более лучшего понимания были внесены некоторые изменения и дополнения.
Кроме того, в число НСБУ включены два стандарта, не предусмотренные в перечне МСФО, но которые необходимы для облегчения усвоения новой системы бухгалтерского учета: НСБУ 3 «Состав затрат и расходов предприятия» и НСБУ 4 «Особенности учета на предприятиях малого бизнеса».
Согласно Концепции реформы бухгалтерского учета, утвержденной Правительством Молдовы в 1997 году, НСБУ должны уточняться в соответствии с изменениями и дополнениями, вносимыми в МСФО. Более того, перечень НСБУ будет пополняться по мере принятия новых МСФО. При этом в случае отсутствия отдельных НСБУ должны применяться положения соответствующих МСФО.
Комментарии по применению НСБУ разъясняют порядок применения положений НСБУ на конкретных примерах и в различных коммерческих ситуациях. Они также утверждаются Министерством финансов Молдовы и являются нормативными документами обязательными для всех экономических агентов.
План счетов бухгалтерского учета устанавливает перечень синтетических счетов и субсчетов и Методологические нормы по их использованию, что является обязательным к применению. Он состоит из 9 классов, включающих счета финансового учета (классы 1-7), счета управленческого учета (класс 8) и забалансовые счета (класс 9). План счетов позволяет вести учет по методологии, принятой в международной практике, и предусматривает четкое разграничение счетов, предназначенных для составления бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Он включает только активные и пассивные счета. Применение активно-пассивных счетов не разрешается, что обусловлено необходимостью соблюдения принципа недопущения взаимопогашения активов и обязательств, а также взаимного списания доходов и расходов предприятия.
Новые формы финансовой отчетности включают:
- бухгалтерский баланс
- отчет о финансовых результатах
- отчет о движении собственного капитала
- отчет о движении денежных средств
и
- приложения.
Содержание финансовой отчетности и порядок оценки ее показателей соответствуют принципам МСФО и не требуют трансформации.
Финансовая отчетность непосредственно связана с Планом счетов: номера и наименования разделов и строк бухгалтерского баланса совпадают с номерами и названиями классов и групп балансовых счетов, а наименования строк отчета о финансовых результатах – с названиями синтетических счетов доходов и расходов. Информация синтетических счетов отражается в финансовой отчетности, а субсчетов – в приложениях к финансовой отчетности.
Система непрерывного образования и сертификации бухгалтеров и аудиторов была введена на начальном этапе перехода Молдовы на МСФО. К настоящему времени подготовку и повышение квалификации прошли подавляющее большинство бухгалтеров и аудиторов. Сертификация бухгалтеров и аудиторов проводится два раза в год по программе IFAC. Подготовка и проведение сертификационных экзаменов осуществляются Ассоциацией бухгалтеров и аудиторов Республики Молдова, являющейся ассоциированным членом IFAC. В состав сертификационной комиссии наряду с местными специалистами входят и сотрудники зарубежных аудиторских фирм и проектов, имеющих свои представительства в Молдове. Обладатели квалификационных сертификатов имеют значительные преимущества при трудоустройстве как в государственных органах, так и в частных фирмах.
Несмотря на достигнутые успехи в Молдове имеется еще ряд нерешенных проблем перехода на МСФО:
- до настоящего времени в Молдове действует Закон о бухгалтерском учете, принятый в 1995 году, положения которого не в полной мере соответствуют требованиям МСФО. Это существенно замедляет процесс реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности и создает определенные трудности при переходе на МСФО. Для решения этой проблемы местными и зарубежными специалистами разработан проект нового Закона о бухгалтерском учете, который должен быть принят Парламентом Молдовы в 2002 году;
- не разработаны комментарии по применению всех НСБУ, что значительно затрудняет внедрение стандартов из-за непонимания и неоднозначной интерпретации их положений практикующими бухгалтерами и аудиторами;
- финансовая отчетность и приложения к ней составляются ежеквартально по единым типовым формам. Это значительно увеличивает объем бухгалтерской работы и в то же время не дает всей необходимой информации на предприятиях разных отраслей и сфер деятельности. На наш взгляд, целесообразно отменить квартальную отчетность, поскольку она не обеспечивает пользователей полной и достоверной информацией и затрудняет учетный процесс. Кроме того, необходимо отказаться от типовых форм финансовой отчетности и установить только минимальный перечень отчетных показателей, как это принято в других странах, перешедших на МСФО;
- не налажена четкая система взаимоотношений бухгалтерского учета и налогообложения, что зачастую приводит к невостребованности финансовой информации со стороны ее пользователей. Это касается особенно предприятий малого и среднего бизнеса с ограниченным кругом пользователей финансовой отчетности. Для бухгалтеров и других практических работников основным потребителем финансовой отчетности по-прежнему являются налоговые органы, что отрицательно сказывается на достоверности и нейтральности ее показателей.
Следует отметить, что указанные и другие проблемы, возникающие в процессе перехода системы бухгалтерского учета и отчетности на МСФО, находятся в центре внимания Министерства финансов Молдовы, консультантов зарубежных фирм и проектов и будут постепенно разрешаться – по мере обновления и дополнения законодательной и нормативной базы бухгалтерского учета.
Александр Дмитриевич Недерица, кандидат экономических наук, является председателем Методологического совета по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Молдовы, консультантом проекта USAID «Реформа бухгалтерского учета в Молдове». С ним можно связаться по телефону (3732) 22-14-76 или по электронной почте: аdned@moldovacc.md.