Опыт российских компаний в управлении рисками / Методы построения и управления ликвидностью и финансовыми рисками группы компаний. Опыт «Норильского никеля»

Практика

Автор:
Источник: Бизнес-форум Financial Director, 15-17 апреля 2004 г
Опубликовано: 16 Сентября 2005

Методы построения и управления ликвидностью и финансовыми рисками группы компаний. Опыт «Норильского никеля»

Цели построения систем ликвидностью и финансовыми рисками.

  1. Повышение эффективности управления финансовыми ресурсами.
  2. Четкое понимание резервов и потенциала компании при масштабных инвестициях.
  3. Ограничение финансовых рисков (риска финансовых потерь) при неблагоприятных для компании изменениях параметров внешней среды (цены, курсы валют, ставки, неисполнения обязательств контрагентами).

Норильский никель как объект управления.

  1. Обеспечивающая роль казначейства производственной компании.
  2. Централизация и децентрализация при построении взаимоотношений компаний группы (концентрация основных функций и делегирование полномочий, стандартизация управленческих технологий).
  3. Положение на рынке и масштабы деятельности, централизация сбыта и экспортная ориентированность.
  4. Проблемы управления зарубежными дочерними компаниями, моделирование их операций.

Методы управления.

  1. Без специальных систем управления ликвидностью и финансовыми рисками.
  2. Простейший гэп – анализ ликвидности, качественный анализ рисков.
  3. Моделирование основных процессов, систематизация и концентрация информации и управленческих решений.
  4. Количественный анализ рисков, объединение бюджетного процесса и прогнозирования состояния ликвидности в единый бизнес-процесс, построение карты рисков по группе компании в целом, сценарное моделирование и анализ «Что если?».

Основные проблемы развития методов управления ликвидностью и финансовыми рисками.

  1. Осознание необходимости развития технологии управления ликвидностью и финансовыми рисками высшим менеджментом и средним звеном управления.
  2. Разработка нормативной базы и внедрение технологии в регулярные бизнес – процессы (проблемы изменения функций подразделений).
  3. Исполнительская дисциплина и скорость внедрения.
  4. Наличие формализованных баз данных первичной информации.
  5. Единые справочники и информационные технологии.

Распределение полномочий и уровни принятия решений.

  1. Оптимальное распределение процедур принятия решений между коллегиальными органами управления и менеджерами компании.
  2. Формализация принятия решений как основа работы менеджеров.
  3. Формализация контрольных процедур и отделение их от менеджеров, принимающих решения.
  4. Четкое разделение функций между менеджерами (в качестве критерия – краткое определений основной функции менеджера).

Инструменты управления ликвидностью.

  1. Системы перераспределения ресурсов внутри группы компаний.
  2. Регулирование поступления валютной выручки, в том числе за счет финансирования банков.
  3. Регулирование оборотных средств и запасов, кредитные линии залогового и торгового финансирования.
  4. Инструменты среднесрочного и долгосрочного финансирования.
  5. Свободные линии.

Инструменты управления финансовыми рисками.

  1. Ограничение риска потерь через систему лимитов.
  2. Управление контрактацией, свободными остатками, кредитно-депозитными операциями, создание стратегических запасов.
  3. Диверсификация, расширение продуктового ряда, географии добычи, переработки и реализации продукции группы компаний.
  4. Биржевые операции.
  5. Форвардные, фьючерсные, опционные контракты, комбинации опционов, свопы.

Эффект от создания систем управления ликвидностью.

  1. Эффект от перераспределения финансовых ресурсов внутри группы компаний.
  2. Оптимизация кредитного портфеля через сокращение использования кредитов без обеспечения внутри страны, ранжирование источников заимствования по стоимости, оптимизация стоимости кредитного ресурса (дополнительное время на привлечение финансовых ресурсов за счет прогнозируемости процесса).
  3. Оптимизация текущих заимствований за счет более точного определения сроков и объемов.
  4. Повышения эффективности депозитных операций и операций продажи валютной выручки.
  5. Имидж компании как для аудита и рейтинговых агентств, так и для поставщиков и контрагентов (четкое исполнение денежных обязательств компании).
  6. Возможность концентрации резервов и финансовых ресурсов к моменту осуществления масштабных инвестиций.

Эффект от создания систем управления финансовыми рисками.

  1. Стоимость управленческих решений и база сравнения (пример биржевого хеджирования ценовых рисков).
  2. Сокращение потенциальных потерь по валютным позициям на этапе контрактации.
  3. Ограничение кредитного риска.
  4. Обеспечение решений акционеров (сокращение доходности и повышение надежности; повышение доходности с допустимым уровнем риска). Зависимость цены акции от мировых цен на продукцию компании, от курсов валют, процентных ставок.

Автор:

 

Все статьи цикла «Материалы с бизнес-форума Financial Director 15-17 апреля 2004 г»

(состоит из 4 статей)

Анализ новейших принципов эффективного управления корпоративными финансами в компаниях и холдингах различного типа (16 Сентября 2005)

Опыт российских компаний в управлении рисками / Методы построения и управления ликвидностью и финансовыми рисками группы компаний. Опыт «Норильского никеля» (16 Сентября 2005)

Вторая жизнь офшора. Где грань между законным налоговым планированием и уклонением от налогов «серыми» методами? (16 Сентября 2005)

Вторая жизнь офшора /Cеntral bank of Cyprus (16 Сентября 2005)