В российской практике проведение due diligence при подготовке самых различных сделок стало явлением вполне обыденным. Польза от due diligence является очевидной и уже никем не оспаривается.
Круг вопросов, который в принципе может охватывать due diligence, является очень широким. Базовые разделы due diligence включают в себя анализ:
- информации о создании компании (подтверждение правового статуса);
- развития и организационной структуры компании;
- системы корпоративного управления;
- трудовых ресурсов;
- производственных ресурсов предприятия и квалификации менеджмента;
- особенностей отрасли;
- маркетинга и взаимоотношений с клиентами;
- антимонопольного регулирования финансового состояния и вопросов
налогообложения; - объема кредиторской и дебиторскойзадолженности;
- основных средств, нематериальныхи иных активов (правильность оформления
прав); - информационных технологий;
- договоров предприятия;
- препятствий в осуществлении хозяйственной деятельности.
Указанные разделы могут быть дополнены или детализированы по просьбе клиента или консультантом самостоятельно, исходя из необходимости, выявившейся в ходе проведения due diligence.
При этом следует отметить, что нарушение закона при создании или в деятельности организации обязано выявить любое due diligence, однако выявление и своевременное устранение таких нарушений не гарантирует, что реализация предполагаемых сделок (в том числе проектов реформирования) не столкнется со значительными преградами. Это объясняется тем, что существует множество проблем, не связанных с нарушением законодательства, которые, на первый взгляд, могут быть малозначительны, но на самом деле способны привести к серьезным негативным последствиям при реализации запланированных сделок.
Такие проблемы нехарактерны для обществ, находящихся в статическом состоянии, поэтому стандартное due diligence, направленное, прежде всего, на выявление уже существующих нарушений, эти проблемы не охватывает.
Совершенно иная ситуация наблюдается в обществах, готовящихся к реорганизации.
В процессе реформирования неизбежно возникают свои специфические правовые и имущественные риски, что в значительной мере связано с особенностями законодательства, регулирующего вопросы реорганизации. В связи с этим при проведении due diligence обществ, готовящихся к реорганизации, помимо базовых разделов должны исследоваться нижеописанные факторы, остающиеся за рамками рассмотрения стандартного due diligence.
1. Качественный состав кредиторской задолженности
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – ФЗ «Об акционерных обществах») кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.
Удовлетворение требований о досрочном исполнении обязательства общества возможно, например, в отношении денежных обязательств общества и в отношении обязательств, связанных с передачей вещи, существовавшей на момент возникновения обязательства и находящейся в собственности общества.
Следует учесть, что при реорганизации общества в форме слияния (присоединения) практически не возникает проблем с предъявлением требований кредиторов, так как в отличие от реорганизации в форме выделения (разделения) в этом случае все права и обязанности реорганизуемых обществ в полном объеме переходят к единственному правопреемнику.
Таким образом, риск предъявления требований кредиторами характерен, прежде всего, для реорганизации в форме разделения (выделения). При этом необходимо отметить, что вероятность предъявления требований зависит от вида обязательства, из которого они образовались. Например, если кредитор является постоянным поставщиком сырья (работ, услуг) для нужд реорганизуемого общества и иных рынков сбыта в данном регионе не имеется, учитывая закономерную осведомленность такого кредитора о существенных условиях предстоящей реорганизации, можно предположить, что предъявление каких-либо требований, связанных с реорганизацией, противоречит стратегическим стремлениям кредитора сохранить деловые связи. Такая ситуация наиболее часто встречается при реорганизации одного из предприятий, включенного в единую технологическую цепочку добычи, передачи и переработки какого-либо материала (сырья).
В то же время у реорганизуемого общества может иметься ряд кредиторов, не состоящих с ним в длительных финансово-экономических связях. Предъявление требований такими кредиторами в процессе реорганизации весьма вероятно.
Поэтому целью due diligence является классификация кредиторской задолженности реорганизуемых обществ, в первую очередь, по составу.
На основании подготовленной классификации в проект реформирования могут быть включены мероприятия по снижению рисков предъявления требований кредиторами.
Пренебрежение анализом данного аспекта при подготовке реорганизации способно при определенных условиях привести к непоправимым последствиям.
Приведем пример. При реорганизации акционерного общества не было учтено, что значительная часть его кредиторской задолженности была приобретена лицами, подконтрольными конкуренту. В ходе реорганизации эти лица предъявилиобществу требования о досрочном погашении указанной задолженности. Объем предъявленных одномоментно требований оказался настолько велик, что привел к возбуждению процедуры банкротства в отношении правопреемников реорганизованного общества, а также искам о признании незаконным решения о реорганизации с обеспечительными мерами в виде значительного ограничения обществу, созданному в результате реорганизации, пределов осуществления его деятельности.По окончании внешнего управления требования кредиторов были удовлетворены в полном объеме, однако общество, созданное в процессе реорганизации, лишилось большей части своих производственных мощностей и трудовых ресурсов.
2. Качественный состав миноритарных акционеров
Реорганизация акционерного общества является одним из тех немногих процессов, на реализацию и результат которого может повлиять позиция миноритарных акционеров.
Так, в соответствии с п.4 ст.49 ФЗ «Об акционерных обществах» решение о реорганизации принимается общим собранием акционеров общества (далее – ОСА) большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в ОСА. Таким образом, если общество имеет миноритарных акционеров, обладающих в совокупности значительным пакетом его акций, возможность принятия решения о реорганизации общества напрямую зависит от выражения воли этих акционеров.
Кроме того, если у общества имеются акционеры – владельцы привилегированных акций, то это обстоятельство необходимо учесть приоценке рисков непринятия решения о реорганизации, поскольку в соответствии с п.4 ст.32 ФЗ «Об акционерных обществах» привилегированные акции являются голосующими по вопросам о реорганизации. Особенность акционеров – владельцев привилегированных акций заключается в том, что они практически не участвуют в управлении обществом, ограничиваясь только получением фиксированных дивидендов. Поэтому мнение таких акционеров по вопросам реформирования может значительно отличаться от мнения владельцев обыкновенных акций общества.
В то же время, даже если наверняка известно, что за решение о реорганизации будет отдано необходимое количество голосов, необходимость правового анализа качественного состава миноритарных акционеров не отпадает ввиду обязательств общества, возникающих в связи с принятием решения о его реорганизации, а именно: обязательств по выкупу акций на основании требований, предъявленных акционерами общества.
Приведем пример. При подготовке к реорганизации акционерного общества не было выявлено отношение к реформеакционеров – владельцев привилегированных акций. Отсутствие запланированной разъяснительной работы и согласительных процедур привело к тому, что подавляющее большинство этих акционеров проголосовало против реорганизации. В итоге решение о реорганизации не было принято, поскольку за него было отдано лишь около 73% голосов (при этом владельцы обыкновенных акций отдали за решение о реорганизации около 81 % своих голосов).
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 75 ФЗ «Об акционерных обществах» акционеры, проголосовавшие против принятия решения о реорганизации или не принимавшие участия в голосовании по данному вопросу, имеют право предъявить обществу требование о выкупе у них всех или части принадлежащих им акций.
Пункт 5 ст.76 ФЗ «Об акционерных обществах» устанавливает предельный размер
денежных средств, которые общество вправе направить на выкуп акций (10% от стоимости чистых активов общества). Выплата такой суммы в полном объеме может привести к значительным негативным финансовым последствиям для общества. При этом следует отметить, что учет результатов due diligence по данному направлению позволяет разработать программы, значительно снижающие риски предъявления подобных требований акционерами1[1]
При проведении due diligence следует произвести градацию миноритарных акционеров по группам в соответствии с их лояльностью к принимаемым обществом решениям. Для анализа, в частности, могут быть использованы протоколы общих собраний акционеров и результаты голосования на них, протоколы заседаний совета директоров общества, предложения акционеров о выдвижении кандидатов в органы управления общества, предложения о включении вопросов в повестку дня годового и внеочередного ОСА, а также иные документы. На основании проведенного анализа должна быть спланирована и в последующем построена работа с миноритарными акционерами по освещению реформирования и согласованию его существенных условий.
3. Компетенция совета директоров реорганизуемого общества по вопросам реорганизации
В соответствии с п. 3 ст. 49 ФЗ «Об акционерных обществах» решение о реорганизации принимается общим собранием акционеров общества только по предложению совета директоров, если иное не установлено уставом общества. На практике же уставом зачастую не только не «установлено иное», но и прописываются повышенные требования к принятию решения о рекомендациях общему собранию по вопросам о реорганизации. В частности, устанавливаются требования о принятии решения по указанному вопросу квалифицированным большинством голосов или единогласно всеми избранными членами совета директоров.
В связи с этим может возникнуть ситуация, когда голосов на общем собрании акционеров для принятия решения о реорганизации достаточно, а голосов в совете директоров для предоставления соответствующих предложений общему собранию акционеров по данному вопросу – нет. Такое возможно, например, в случаях, когда один или несколько членов совета директоров не являются представителями голосовавших за них акционеров (независимые члены совета директоров) или когда требуется единогласное решение и количественный состав совета директоров довольно большой (т.е. велика вероятность вхождения в состав совета директоров представителя миноритарного акционера, несогласного с условиями реформы).
Имея квалифицированное большинство на общем собрании акционеров, лица, заинтересованные в проведении реорганизации, могут предварительно принять соответствующие меры для устранения возможных рисков непринятия указанного выше решения советом директоров (например, внести необходимые изменения вустав реорганизуемого общества). Цель due diligence в данном случае – выявить подобные риски для их своевременной минимизации.
4. Нормативное регулирование деятельности в отрасли реорганизуемого общества
При проведении due diligence необходимо учитывать отраслевую принадлежность реорганизуемого общества и специфику его деятельности. В частности, если общество имеет лицензии, необходимо проанализировать вероятность (трудоемкость) получения соответствующих лицензий его правопреемниками.
Так, в соответствии с п.1 ст.11, п.3 ст. 13 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») при реорганизации (за исключением преобразования) простое переоформление лицензий возможно только в случае слияния обществ, каждое из которых имеет лицензии на один и тот же вид деятельности. В остальных случаях действие лицензий прекращается.
В то же время специальная норма п.8 ст. 18 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает исключение из общего правила, делегируя полномочия Правительству РФ по принятию решения об установлении иных правил правопреемства по лицензируемым видам деятельности субъектов естественных монополий[2].
Трудность получения лицензий может стать существенным препятствием на пути реорганизации общества, поэтому указанное обстоятельство должно быть в обязательном порядке выявлено входе due diligence. В данном случае due diligence поможет спрогнозировать возможные негативные правовые и финансовые последствия для правопреемника реорганизуемого общества и найти альтернативные пути решения выявленной проблемы.
Нуждаются в анализе также и иные аспекты деятельности реорганизуемого общества. Например, обязанность общества реализовы-вать товары (услуги) по регулируемым ценам влечет необходимость своевременного решения целого ряда вопросов с Федеральной службой по тарифам и иными регулирующими органами, в частности, региональными энергетическими комиссиями. Если реализация товаров (услуг) населению осуществляется по сниженным тарифам, бюджеты соответствующих субъектов РФ на очередной период должны формироваться с учетом необходимости покрытия субсидий.
Выводы относительно всех подобных обстоятельств должны содержаться в отчете (заключении) по итогам проведения due diligence.
5. Законотворчество в области реорганизаций
Как показывает практика, проведение due diligence только на основе норм действующего законодательства уже не является достаточным. Нововведения в нормативно-правовые акты (как принятые, так и планируемые к принятию) могут в значительной мере изменить (исключить или дополнить) риски или процедуры при реорганизации. Таким образом, проведенный при due diligence анализ может оказаться неактуальным, а иногда и привести к выбору нерационального пути реформирования[3]
При этом повлиять на мероприятия по реорганизации могут не только законопроекты, непосредственно ее регулирующие, но и отдельные отраслевые нормативно-правовые акты[4]
Поэтому подход к due diligence должен предусматривать анализ существующих законопроектов, способных затронуть процессы или отдельные условия планируемой реорганизации, а также оценку вероятности принятия тех или иных законопроектов в процессе реформирования и последствия их принятия для реорганизуемых обществ.
6. Положение производственного персонала
Любая реорганизация влечет риски того, что часть персонала предприятия откажется продолжать работу в новых условиях. Указанное право работников является безусловным и нормативно закреплено в статьях 75, 77 Трудового кодекса РФ.
При этом вероятность ухода персонала во многом зависит от того, насколько на предприятии сплоченный и устоявшийся коллектив, в каком состоянии находится производственная дисциплина и рабочие места, как организована охрана труда, насколько выполняются санитарные нормы и правила и т.д.
Учитывая, что отношение работников к реорганизации и ее последствиям довольно легко направить в нужное русло, проекты реформирования обычно предусматривают различные мероприятия по формированию положительного отношения персонала к реструктуризации. Объем этих мероприятий может определяться, исходя из объективного анализа положения
работников, который способно дать проведение due diligence.
При проверке необходимо исследовать документы, регулирующие трудовые отношения (коллективный договор, трудовые договоры, приказы об организации охраны труда, правила внутреннего распорядка и т.п.).
Необходимо отметить, что на крупных производственных предприятиях обычно действуют сильные профсоюзные организации. Поскольку позиция профсоюза, безусловно, влияет на мнение работников предприятий, предварительная работа с профсоюзами является важной частью подготовки реструктуризации. В какой-то мере судить об объеме и порядке проведения указанной работы можно по результатам due diligence.
7. Наличие у реорганизуемого общества незавершенных эмиссий
При реформировании холдинга вполне может оказаться, что у одного или нескольких реорганизуемых обществ имеется зарегистрированный выпуск дополнительных акций, размещение которых не завершено.
Указанная ситуация способна повлечь различные негативные последствия. Например, если общество реорганизуется в форме присоединения к нему других обществ, то регистрацию выпуска дополнительных акций этого общества (в которые конвертируются акции присоединяемых обществ) невозможно осуществить до государственной регистрации отчета об итогах предыдущего дополнительного выпуска[5]. Это обстоятельство способно привести к срыву ранее запланированных сроков реформирования. Если же общество реорганизуется в форме разделения (выделения), неоконченная эмиссия препятствует определению точных параметров реорганизации (в частности, уставных капиталов создаваемых в результате реорганизации обществ), что может привести к невозможности исполнения (в том числе из-за отказов государственных органов в совершении регистрационных действий) принятого решения о реорганизации[6].
Таким образом, при проведении due diligence следует выявить все незавершенные эмиссии реорганизуемых обществ и определить их влияние на сроки проведения реформирования и его условия. Следует отметить, что приведенный перечень дополнительных разделов due diligence акционерных обществ, готовящихся к реорганизации, является далеко не исчерпывающим. Однако на основании изложенного очевидно, что подход к проведению такого due diligence должен в полной мере учитывать специфику правового регулирования процессов реорганизации. Пренебрежение анализом даже одного незначительного условия и непринятие соответствующих мер реагирования способны привести к невозможности или существенному затруднению проведения реорганизации в целом.
[1] Приведем пример. При реорганизации крупного акционерного общества в форме выделения программа реформирования предусматривала целый комплекс мероприятий по взаимодействию с миноритарными акционерами. В результате к выкупу были предъявлены акции общества на общую сумму в размере 0,4 % от стоимости чистых активов реорганизуемого общества, что позволило обществу избежать многомиллиардных убытков, потенциально возможных при проведении выкупа в полном объеме.
[2] Такие правила установлены, в частности, Постановлением Правительства РФ от 20.03.2006 г. № 151 для субъектов естественных монополий в электроэнергетике.
[3] Например, 27.07.2006 г. был принят Федеральный закон № 146-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
акционерных обществах», который ввел в гражданские правоотношения новую схему реорганизации – разделение (выделение) с одновременным слиянием (присоединением) созданных обществ с другими обществами. Указанная схема способна значительно упростить процедуру и сократить сроки реформирования отдельных холдингов. Таким образом, общества, программа реформирования которых предусматривает и разделение (выделение), и слияние (присоединение), дождавшиеся вступления указанного закона в силу, могут рассчитывать на завершение реформирования в более короткие сроки по сравнению с обществами, решение о реорганизации которых (первый этап – разделение или выделение) было принято ранее.
[4] В частности, в соответствии сп.7ст.18 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» после вступления в силу
специальных технических регламентов лицензирование целого ряда видов деятельности прекращается. Таким образом, принятие подзаконного акта (технического регламента) может повлечь изменение условий получения разрешений на занятие той или иной деятельностью.
[5] См. пп.2.4.17 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР России
от 16.03.05 г. № 05-4/пз-н
[6] Приведем пример. При проведении due diligence акционерного общества, готовящегося к реорганизации в форме выделения в рамках общей программы реструктуризации холдинга, было выявлено, что указанным обществом принято решение об увеличении уставного капитала. При этом планируемый срок размещения акций дополнительной эмиссии оканчивался позже прогнозируемой даты принятия решения о реорганизации. На основании выявленного факта общество смогло своевременно внести корректировки в проект решения о дополнительном выпуске акций, что позволило избежать нарушения прав акционеров общества и инвесторов, в пользу которых размещались дополнительные акции, а также соблюсти установленные сроки реорганизации.