На четверку крупнейших аудиторов приходится около двух третей всего рынка этих услуг. Пятой компанией в табели о рангах, ежегодно составляемой журналом International Accounting, стала BDO International. По порядку. Но ее доходы и соответственно доля на рынке на порядок меньше, чем у лидеров. Таким образом, мировой аудиторский топ-клуб, именовавшийся еще «пятеркой», просто лишился своего полноправного члена. Участники рынка считают, что компания BDO International активно развивается и, возможно, займет пустующее пока место. Но результаты сводной статистики по 2002 году этот факт никак не зафиксировали. Небывалая концентрация рынка аудиторских услуг порождает массу разговоров о рыночной силе четверки, которая определяет правила. Однако события вокруг «Андерсен», которая пострадала в результате прошлогоднего скандала, говорят об обратном – здесь нет неприкасаемых. Более того, все свидетельствует о том, что публичная экзекуция международных аудиторов еще не окончена.
Форма номер два. Только она спасет российские аудиторские рейтинги
Весна – время традиционной «рейтинговой горячки». В России публикуются три рейтинга аудиторов, а сама тема становится постоянным объектом регулярных публикаций в СМИ. Интрига этого года пока не известна. Но известно, что лидер мирового рынка компания PricewaterhouseCoopers данных по своим российским операциям не обнародовала. Она была единственным членом топ-клуба, публиковавшим свои данные в российских рейтингах.
«Рейтинги аудиторских фирм, которые проводятся различными изданиями, не объективно оценивают рынок. Поэтому мы не видим целесообразности участия в них», – комментирует позицию своей компании Александр Ивлев из «Эрнст энд Янг».
Никто не выступает открыто против аудиторских рейтингов. Все лишь сетуют на их необъективность. «Мы считаем, что рейтинги необходимы», – говорят в компании ФБК, некогда являвшейся активным игроком на рейтинговом поле (компания официально отказалась от ведения и консультирования одного из рейтингов). Тем не менее там тоже весьма категоричны в оценках. «К сожалению, сейчас мы не удовлетворены качеством рейтингов, – говорят в пресс-службе компании, – нужен элемент контроля за данными, предоставляемыми аудиторскими компаниями. Такой формой контроля должно быть обязательное предоставление »формы номер два" – заверенного налоговыми органами счета прибылей и убытков компании.
Похоже, аудиторы не доверяют другу другу, что неизбежно вызывает вопрос у публики о том, почему аудиторские компании, которые должны следить за чистотой финансовых данных, не могут договориться об этом между собой без неявного привлечения налоговой инспекции. Участники рынка не очень-то охотно соглашаются обсуждать эту проблему.
«Современная экономика – это продажа брендов, – говорит партнер ФБК Алексей Терехов, – многие российские фирмы имеют списочный состав 5-6 человек, остальные работают на подряде – приходят на время проверки. Опыт показывает, что качество такой работы неудовлетворительное». По его мнению, рынок должен иметь единственно верную оценку работы компании – ее стоимость и количество обращений, выраженное в денежных гонорарах. Тогда, по его мнению, у предприятия не возникнет сомнений в том, к какой компании обращаться.
Или использовать рейтинг в качестве оправдания, если результаты аудита не удовлетворят акционеров.
У «Четверки» междуусобчик. Российским аудиторам в нем пока нет места.
В 2002 году на рынке банковского аудита сменился лидер. По итогам 2001 года им явно был PriceWaterhauseCoopers (PWC), в 2002-м конкуренты PWC серьезно усилили свои позиции – Delloite&Touche (D&T) увел самого перспективного клиента – Внешторгбанк, а Ernst&Young (E&Y), выигравший тендер на аудит Сбербанка, и вовсе обошел его по доле на рынке. Российские компании достойной конкуренции представителям аудиторского бомонда не составили.
Однако в следующем году передел рынка будет продолжен. «Сейчас крупные российские банки предпочитают международного аудитора, поскольку им дорого нанимать двоих – для проверки российской и международной отчетности, – считает партнер ФБК Алексей Терехов. – Когда банкам придется делать только отчетность по МСФО, цены на аудиторские услуги придется пересматривать».
Здесь у аудиторов появится возможность перераспределить клиентов за счет демпинга. На рынке считают, что именно по этой причине D&T удалось увести у PWC Внешторгбанк. Сотрудникам проигравшего PWC оставалось лишь ехидно комментировать: «Теперь пусть они им за эти деньги попробуют что-то проверить». Теперь важно, готов PWC смириться с потерей банковского рынка и сосредоточиться на какой-либо другой нише или планирует за него бороться. В PWC вчера не смогли ответить на этот вопрос, поскольку «вопросы, относящиеся к стратегии компании, требуют серьезной проработки». И тем более не сказали, готовы ли возвращаться за счет демпинга.
Пока двадцатка крупнейших российских банков отдает явное предпочтение аудиторам из «четверки». А на эти банки приходится более 60% активов всей российской банковской системы. Лишь два банка – Международный промышленный банк и Банк Москвы – доверили проверку своей финансовой отчетности российским компаниям.
МСФО не обязательно является причиной обращения к «четверке» – к примеру, МДМ-банку «Деллойт энд Туш» проводит аудит только российской отчетности. Хотя первый зампред ЦБ Татьяна Парамонова и отмечала, что две российские компании («Юникон» и ФБК) вполне способны проводить аудит по МСФО, банки ее не слышат. Российские аудиторы считают, что, помимо имиджевых вопросов, здесь присутствуют и профессиональные – «четверке проще морочить голову». Это отчасти справедливо, ведь в нише налоговых консультаций российские банкиры предпочитают соотечественников.
Мир без Артура Андерсена. Ряды аудиторов сомкнулись.
На четверку крупнейших аудиторов приходится около двух третей всего рынка этих услуг. Пятой компанией в табели о рангах, ежегодно составляемой журналом International Accounting, стала BDO International. По порядку. Но ее доходы и соответственно доля на рынке на порядок меньше, чем у лидеров. Таким образом, мировой аудиторский топ-клуб, именовавшийся еще «пятеркой», просто лишился своего полноправного члена. Участники рынка считают, что компания BDO International активно развивается и, возможно, займет пустующее пока место. Но результаты сводной статистики по 2002 году этот факт никак не зафиксировали.
Небывалая концентрация рынка аудиторских услуг порождает массу разговоров о рыночной силе четверки, которая определяет правила. Однако события вокруг «Андерсен», которая пострадала в результате прошлогоднего скандала, говорят об обратном – здесь нет неприкасаемых. Более того, все свидетельствует о том, что публичная экзекуция международных аудиторов еще не окончена.
«Несмотря на то что для компаний, работающих в аудиторском и консультационном бизнесе в международном масштабе, ушедший год был самым драматичным, для российского бизнеса в целом он был конструктивным и динамичным», – считает Александр Ивлев, партнер компании «Эрнст энд Янг». Надежной статистики и полных данных об объеме российского аудиторского рынка не существует. Но, по оценкам самой «Эрнст энд Янг», объем этого рынка в России колеблется в пределах $300-500 миллионов. Добавление сюда консультационных услуг (в области налогообложения, права и пр.) удвоит эту цифру. В компании внимательно оценивают потенциальный рынок – в прошлом году компания сделала стремительный рывок вперед. В мае началась практика компаний «Эрнст энд Янг» и «Андерсен» в России и СНГ – и в течение двух месяцев практически все клиенты «Андерсен» перешли на обслуживание в «Эрнст энд Янг».
«В момент объединения количество сотрудников насчитывало 1200 человек по России и СНГ, в настоящее время число сотрудников выросло до 1460 человек», – говорит Александр Ивлев. «Объединение почти не изменило доли бывшей »пятерки« на рынке», – добавляет он.
Зато произошло существенное перераспределение долей рынка внутри самого топ-клуба. Посыпались упреки в агрессии на рынке. «Это нельзя считать обвинением. Под агрессивной политикой мы понимаем активное и честное развитие бизнеса», – парирует Ивлев.
По его оценкам, в России начался процесс консолидации среди российских аудиторских фирм, и темпы этого процесса в ближайшем будущем только ускорятся. Число российских аудиторских компаний будет вероятнее всего сокращаться, и вскоре на рынке останется десять-двадцать российских фирм, которые будут действительно оказывать на него влияние. Кроме того, активизируются связи российских и международных аудиторских фирм. Это приведет к появлению новых ключевых игроков на рынке аудита.
«Количество аудиторов в России радикально не изменится», – считает Алексей Терехов, партнер компании ФБК, но количество фирм действительно будет сокращаться. По его мнению, рынок скоро покинут так называемые «колотушечники» – аудиторы, проставляющие печати на финансовых отчетах.
Видимо, ускорить такой исход должны мероприятия, проводимые на рынке. «В прошлом году государство и общество сделали серьезные »инвестиции« в развитие цивилизованного аудиторского бизнеса в России, – говорит Александр Каспаров из компании »Росэкспертиза«. – Расширена нормативная база, сформирован Совет по аудиторской деятельности при Минфине России, состоящий на 51% из представителей профессионального аудиторского сообщества, и, что особенно важно, утверждено шесть стандартов аудита – первые обязательные методологические документы, которые действительно очень приближены к международным стандартам». «От государственного контроля мы постепенно переходим к общественному», – считает Алексей Терехов.
Эпоха саморегулирования в области профессионального аудита окончена – таков общий лейтмотив публикаций профессиональных изданий прошлого и нынешнего года. В России она только начинается.
Название компании | Доходы за оказанные клиентам услуги, $ млн |
PricewaterhouseCoopers | 13 782.4 |
Deloiite Touche Tohmatsu | 12 500.0 |
KPMG International | 10 720.0 |
Ernst&Young | 10 100.0 |
BDO International | 2 395.0 |
Grant Thornton International | 1 843.3 |
RSM International | 1 829.0 |
Moores Rowland International | 1 582.0 |
Horwath International | 1 551.0 |
Baker Tilly International | 1 405.0 |
Источник: IAB
В ожидании передела. У крупных аудиторов коленки не дрожат.
В январе правительство определило, что компании, которые выпускают долевые ценные бумаги, должны составлять консолидированную отчетность по МСФО за 2004 год. Это означает, что в нынешнем году они должны вести финансовую отчетность по международным стандартам.
«Для большинства таких компаний это в общем-то не проблема. Они уже сегодня имеют такую отчетность», – говорит Леонид Шнейдман. «Теоретически все хозяйственные единицы, имеющие дело с общественными источниками финансирования, – будь то государство или частные инвесторы – должны предоставлять отчетность по МСФО, – убежден Алексей Терехов из компании ФБК. – В идеале даже фермер должен составлять отчетность по международным стандартам, потому что он получает всевозможные кредиты и субсидии от государства».
Главным достоинством новых норм считается официальное признание мнения эксперта, который опирается на методологию, а не на конкретные правила. «Нормативный подход не имеет будущего, – убежден Алексей Терехов. – Его ужесточение может привести к бегству капитала с рынка. Нечто подобное можно наблюдать сегодня в США после ужесточения нормативной базы».
Признание экспертного мнения специалиста, основанного на единой методологической базе, а не на конкретном плане счетов, – главное новшество МСФО. Оно и является основанием для подозрений и обвинений компаний «клуба» в сговоре. Самые лучшие кадры – у самых известных компаний. Они ожидают роста расценок на этом сегменте рынка финансовых услуг и его перераспределения.
«Введение МСФО, конечно, приведет к перераспределению рынка, – согласен Алексей Терехов. – Но в России есть уже целый ряд фирм, у которых, скажем так, не дрожат коленки при составлении и подтверждении международной отчетности».
«Аудит по международным стандартам потребуется в ближайшие годы подавляющему большинству российских компаний и организаций, и ресурсов только компаний »большой четверки« здесь не хватит, – считает Алексей Ивлев из »Эрнст энд Янг«. – Нельзя забывать, что »большую четверку« по-прежнему будут интересовать крупнейшие российские компании, при этом останется неохваченной значительная часть рынка – сотни тоже достаточно крупных компаний, которые традиционно пользуются услугами российских аудиторов».
Именно этого, судя по всему, опасаются многие российские аудиторские компании – довольствоваться остатками богатого стола, за которым будут пировать эксперты. «Российским компаниям придется приложить усилия для подготовки соответствующих специалистов, – констатирует Алексей Ивлев. – Если они смогут это сделать и, кроме того, если при этом объединят свои усилия с международными аудиторскими фирмами, у них появятся хорошие шансы на то, чтобы оказывать серьезное влияние на рынок».