«ПАРИЖСКАЯ КОММУНА»: выжили на свои, под развитие можем взять долг

Коротко о важном

Автор:
Опубликовано: 16 сентября 2005

«ПАРИЖСКАЯ КОММУНА»: выжили на свои, под развитие можем взять долг.

Основные параметры нашего проекта приведены в таблице 1. Хотел бы прежде всего выделить его поддержку со стороны Правительства Москвы: частично купонные выплаты будут погашаться из бюджета города. Это уже не первый опыт такого сотрудничества. В 2001-2002 гг. через Департамент науки и промышленной политики мы получили бюджетный кредит в размере 49,5 млн. руб. на организацию производства новых видов и моделей детской обуви. Это позволило закрепить лидирующее положение среди предприятий легкой промышленности города не только по объемам производства и продаж, но и по налоговым платежам – их общая сумма в 2001 г. составила 97,8 млн. руб. Взаимовыгодным обещает быть и сотрудничество в организации облигационного займа: бюджетная эффективность составит около 1,5-1,7.

Таблица 1. Основные условия выпуска облигаций ЗАО МОФ «Парижская коммуна»

Эмитент ЗАО МОФ «Парижская коммуна»
Вид и форма ценных бумаг купонные документарные облигации на предъявителя с обязательным централизованным хранением сертификата в Национальном депозитарном центре
Номинальная стоимость одной облигации 1000 (одна тысяча) рублей
Общая сумма эмиссии 200 млн. рублей
Дата выпуска апрель 2002 года
Срок обращения 3 (три) года
Цена размещения По номинальной стоимости. Со второго дня размещения приобретатели уплачивают дополнительно к цене размещения накопленный купонный доход
Цель привлечения денежных средств Финансирование проекта «Рабочая обувь и развитие сети фирменной торговли»
Способ размещения Закрытая подписка среди банков и инвестиционных финансовых компаний
Доход по облигациям Выплачивается в виде купона ежеквартально из расчета 24% годовых.
Организатор выпуска ЗАО МОФ «Парижская коммуна»
Организаторы размещения Банк «Зенит», банк «Павелецкий»
Консультант ОАО «Федеральная фондовая корпорация»
Платежный агент ОАО Банк «Павелецкий»

Примечание. Конвертация облигаций по окончании выпуска не предусматривается. По договоренности с банками-приобретателями возможно обращение небольшого объема выпуска с целью изучения вторичного рынка и возможности дальнейших выпусков облигаций. До 15-20% выпуска может быть размещено через банки среди физических лиц, в том числе среди работников фабрики.

Для нас облигационный займ привлекателен прежде всего тем, что открывает доступ к «длинным» деньгам и позволяет сформировать два полноценных, приносящих прибыль направления деятельности. Не менее важна и создаваемая в ходе таких заимствований история работы на рынке ценных бумаг. «Парижская коммуна» намерена стать в ближайшие годы современной публичной компанией и регулярно пользоваться этим источником инвестиционных ресурсов.

Динамика роста чистых активов и чистой прибыли.

Если рассматривать проект с точки зрения инвестора, то прежде всего, естественно, следует остановиться на рисках.

За 1998-2001 гг. финансовое положение «Парижской коммуны» существенно укрепилось: более чем в 2 раза вырос объем чистых активов, а чистая прибыль – с 7,5 млн. руб. до 102,5 млн. руб. Анализ соотношения привлеченных средств и краткосрочных пассивов к капиталу и резервам показывает, что у предприятия достаточно возможностей, чтобы погасить задолженность перед банками, поставщиками и бюджетами всех уровней.

Таблица 2. Показатели кредитоспособности и кредитного риска

Наименование показателя 1998 1999 2000 2001
Чистые активы, млрд. руб. 238,5 277,5 377,9 560,2
Сумма добавочного капитала и нераспределенной прибыли прошлых лет, млн. руб. 188,6 188,6 217,4 318,3
чистая прибыль, млн. руб 7,5 68,2 116,7 102,6

Достаточно высокое значение коэффициента автономии собственных средств (см. таблицу 3) свидетельствует о незначительной зависимости предприятия от привлеченных источников финансирования. Уже к началу 2000 г. прирост собственных оборотных средств существенно превысил прирост запасов, что свидетельствует о хорошей финансовой устойчивости предприятия.

Таблица 3. Анализ ликвидности и платежеспособности

Наименование показателя 1998 1999 2000 2001
Собственные оборотные средства, тыс. руб. 20 575 44 576 116 721 151 200
Коэффициент финансовой зависимости 0,35 0,33 0,31 0,33
Коэффициент автономии собственных средств 0,74 0,75 0,76 0,75
Обеспеченность запасов собственными оборотными средствами 0,42 0,52 1,01 1,62
Коэффициент текущей ликвидности 1,25 1,57 2,08 2,04
Коэффициент быстрой ликвидности 0,63 0,57 1,02 1,45

Валютные риски для данного проекта не играют определяющей роли: импортная составляющая в себестоимости обуви не превышает 25%, а главное, ЗАО МОФ «Парижская коммуна» – многопрофильная компания, включающая в том числе предприятия по производству и продаже обуви. Поэтому падение курса рубля к доллару повышает конкурентоспособность производства, а рост курса рубля делает относительно выгодным продажу обуви, закупленной по импорту, и дальнейшее размещение ее производства в регионах с относительно низкими тарифами заработной платы и избыточными трудовыми ресурсами – это предусмотрено стратегией развития ЗАО МОФ «Парижская коммуна» и реализуется на практике.

Прежде чем перейти к содержанию проектов, под которые мы привлекаем средства, хочу остановиться на принципах, с которыми мы подходим к анализу целесообразности любых начинаний.

В новейшей истории «Парижской коммуны» самый крупный и удачный проект – «Детская обувь». Причин успеха несколько, но основных две. Во-первых, этот ассортимент продукции обеспечен реальным спросом. А во-вторых, именно в этой нише нам удалось найти стратегического партнера: ассортиментную политику в сфере детской обуви мы проводим на основе лицензионного контракта с итальянской фирмой «Иджи, обувь и технологии». Более того, в соответствии с контрактом часть изготавливаемой нами продукции продается в Италии. Поэтому мы уверены, что выпускаем действительно конкурентоспособную продукцию, и не считаем, что выплата роялти с каждой произведенной пары – слишком высокая плата за такую уверенность.

По такой же схеме калужским моторным объединением «КАДВИ», ЗАО МОФ «Парижская коммуна» и немецкой машиностроительной фирмой «Шен» в 1991 г. было учреждено совместное предприятие «Калуга-Шен-Заря» – единственное в России выпускающее современное обувное обтяжно-затяжное оборудование. Его успешную судьбу в решающей степени определила одна строка в учредительных документах: 25% выпущенной продукции немецкая фирма реализует через свою агентскую сеть. Таким образом мы с самого начала подтянули под свое производство агентскую сеть фирмы, которая формировалась в течение 150 лет и которой не было ни у одной организации. Стремление сохранить имеющуюся торговую марку и повысить конкурентоспособность изготавливаемого оборудования заставляют немецких учредителей постоянно работать над совершенствованием производимого оборудования.

С таких позиций мы подходили и к проекту «Рабочая обувь». Прежде всего – это совершенно новая для страны ниша. То, что у нас традиционно понималось под «рабочей обувью», не имеет ничего общего с современными представлениями. Многие компании уже сегодня хотят, чтобы их сотрудники были обуты в соответствии с международными стандартами, и готовы платить за это деньги. Эта тенденция будет только укрепляться – неизбежно ужесточение требований к охране труда и технике безопасности, повышение ответственности работодателей. Рынок рабочей обуви активно формируется: по экспертным оценкам, потребность МО, МВД, МЧС, нефтегазовой, угольной, лесной, металлургической и других отраслей может составить 12-15 млн. пар в год на общую сумму 4-5 млрд. руб.

Под этот реально существующий спрос мы разработали ассортимент обуви литьевого метода крепления с использованием полиуретановых и резиновых композиций, закупили технологию и оборудование немецкой фирмы «DESMA». Анализ конкурентоспособности нашей продукции дал хорошие результаты, а первый опыт – в IV квартале прошлого года мы предложили потребителям свою новую продукцию – подтвердил перспективность выбранного напрвления

Развитие сети фирменной торговли.

Что касается фирменной торговой сети, то для нас это прежде всего маркетинговый инструмент: за 8-9 месяцев до начала сезона мы должны разработать ассортимент и сформировать производственную программу. Поэтому достоверная информация о реальном спросе и его тенденциях в полном смысле слова дороже золота.

Второй важнейший момент – возможность проведения ценовой политики. Экономически для торговли все равно: продать одну пару обуви с надбавкой 100%, или 10 пар с надбавкой 10%. Для производителя утверждение на рынке оптимальной ценовой ниши на свою продукцию – главный вопрос развития. Решить эту задачу можно только с помощью разветвленной фирменной торговой сети. Используя средства облигационного займа, «Парижская коммуна» предусматривает увеличить за четыре года сеть розничной фирменной торговли в 3,2 раза: с 21 в 2001 г. до 68 магазинов в 2005-м. При этом с 2004 года новые магазины мы планируем открывать за счет прибыли от фирменной торговли.

Этот проект логично вписывается в Концепцию развития инфраструктуры товарных рынков Москвы, в соответствии с которой предусматривается создание в городе отраслевых производственно-сбытовых структур. Таким образом средства облигационного займа буту направлены не просто на расширение торговых площадей, но и на создание региональной товаропроводящей сети полного цикла. Такой сети должно быть под силу содержание необходимых элементов рыночной инфраструктуры: инфляционных, маркетинговых и логистических подразделений. Вместе с базовыми элементами товарного рынка они обеспечат эффективность канала распределения обуви, позволят добиться необходимых конкурентных преимуществ.

Уже сегодня наш коммерческий блок включает в себя оптовое звено – ЗАО Торговый дом «ПК-Заря», который имеет около 500 покупателей по всей России, и ряд мелкооптовых фирм, а также сеть фирменных магазинов в крупных городах, Торговый центр «Московские товары» (3,2 тыс. кв. м) и его филиал в Санкт-Петербурге. Объем товарооборота коммерческого блока в 2001 году достиг почти 1 млрд. руб.

Сеть фирменной торговли мы по сути возродили: из 37 фирменных магазинов, которые в свое время были открыты в Москве разными отраслями промышленности, 15 принадлежали «Парижской коммуне». Но в 1991 году в результате программы приватизации мы все их потеряли и пришлось все создавать заново. Однако уже в прошлом году у нас действовал 21 магазин, а в этом году добавили еще пять – в Волгограде, Калуге, Нижнем Новгороде, Пензе и Ставрополе. В ближайших планах открытие фирменных магазинов в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Самаре, Саратове, Кирове, Казани, Чебоксарах, Ростове, а также во всех областных центрах Центрального федерального округа.

Коммерческий блок – один из шести, входящих в ЗАО МОФ «Парижская коммуна». По существу это уже давно не просто фабрика, а современный диверсифицированный комплекс, состоящий из структурированных хорошо управляемых направлений деятельности, основанных на самофинансировании.

Производственный блок начинается, естественно, с «Парижской коммуны» – первой в России государственной фабрики (недавно мы отметили 80-летие). Она стала и первым в стране частным предприятием: в 1992 году с Российским фондом федерального имущества был подписан договор под №1. В производственный блок входят также 8 дочерних предприятий в Тульской и других областях. В 2001 году группой предприятий фабрики «Парижская коммуна» произведено более двух миллионов пар обуви на сумму более 743 млн. руб.

Вплотную к производственному блоку примыкает сеть предприятий, в капитале которых мы не участвуем, но с которыми тесно работаем на основе кооперации – не только в России, но и в Белоруссии, Украине, а также в странах дальнего зарубежья.

Блок инженерного обеспечения нам удалось не только сберечь, но и приумножить: действуют все технологические службы и лаборатории, мы закупили за рубежом целый ряд вспомогательных производств, создали СП «Калуга-Шен-Заря», о котором я уже упоминал. Мы намерены активно развивать этот блок, так как его услуги уже сегодня востребованы на рынке, а для столичного предприятия это направление безусловно перспективное.

Имущественный блок еще несколько лет назад был для нас, пожалуй, самой тяжелой ношей. Оказавшись заложниками своего местоположения в центре города, мы были вынуждены завершать реконструкцию и приходилось подчас брать кредиты под 230-240% годовых. И все же в 1996 г. мы этот проект завершили, реконструировав 60 тыс. кв. м площадей. А заодно научились работать и в этой сфере – привлекать инвестиции, находить арендаторов-инвесторов. Сегодня этот блок неплохо развивается: ежегодно мы приобретаем недвижимость, привлекаем 5-8 млн. долларов инвестиций на реконструкцию и капитальный ремонт.

Блок управления долгосрочными финансовыми вложениями включает 39 промышленных, торговых и иных структур, в которых «Парижская коммуна» является акционером. В 28 из них мы имеем контрольные или блокирующие пакеты. Для нас принципиально важно, что в таких серьезных структурах, как ОАО ТД «ГУМ», Московский индустриальный банк, КБ «Павелецкий», ОАО «Комплект» мы не просто акционеры – представители ЗАО МОФ «Парижская коммуна» включены в высшие органы управления компаний.

Наконец, блок управления социально-бытовой инфраструктурой. Он включает в себя три детских сада, Дом культуры, загородный детский оздоровительный лагерь, медсанчасть, столовую, Дом отдыха. Для работников фабрики услуги предоставляются на льготных условиях, для остальных – по рыночным ценам. Блок работает в статусе дочернего предприятия ООО «ПК-Соцкультсервис» на принципах самофинансирования и даже обеспечивает небольшую прибыль, которую мы направляем на его развитие.

Таков, если коротко, потенциал предприятия, которое предлагает инвесторам свои облигации. Хотел бы в заключение подчеркнуть: для нас выход на рынок публичных заимствований – шаг принципиальный. Он подводит черту под трудным этапом выживания, когда нужно было сберечь доставшееся наследство, перестроить и сознание людей, и технологии, и само производство под рыночные условия. Сегодня хозяйство структурировано и управляемо, «Парижская коммуна» вступает в качественно новую фазу – фазу развития. У нас ряд серьезных проектов, связанных с перевооружением дочерних предприятий, формированием новых направлений деятельности. И мы рассчитываем, что первый выпуск облигаций станет лишь началом, будет способствовать закреплению на рынке образа «Парижской коммуна» как надежного и добросовестного заемщика


Автор: