Планирование аудита должно служить гарантией снижения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня. Так, подготовив стратегию и детальные аудиторские планы, партнёр по проекту может быть уверен и может проследить за тем, что работы проводятся эффективно, что ресурсов у фирмы достаточно и что они целесообразно затрачены. При этом планирование аудита постоянный процесс, который продолжается по ходу всего аудита и может дополняться или изменяться в связи с открытием новых обстоятельств, например. Очень важно, чтобы при планировании аудита, партнёр чётко определил лиц ответственных за выполнение тех или иных процедур и сроки выполнения таких процедур.
Планирование аудита делится на две части:
Составление общей стратегии аудита начинается на этапе оценки рисков и включает в себя определение ресурсов и сроков относительно процедур по оценке рисков и общих процедур по процедурам в ответ на оценённые риски и выпуска аудиторского отчёта.
Детальный аудиторский план составляется, как только у аудитора появляется достаточная информация для проведения таких процедур. Составление детального аудиторского плана целесообразно начинать после этапа оценки рисков. Процесс и методика разработки детального плана аудита будет рассмотрен в соответствующем разделе, при рассмотрении выполнения процедур по действиям в ответ на оценённые риски.
Характер и продолжительность планирования аудита может варьироваться в зависимости от следующих факторов:
Планирование аудита полезно в следующем:
Планирование аудита начинается со сбора информации о субъекте и определении характера и продолжительности процедур, необходимых для оценки рисков и лиц, которые будут эти процедуры выполнять. Также необходимо составить расписание встреч команды по проекту для обсуждения подверженности финансовой отчётности субъекта существенным искажениям, включая мошенничество.
После того, как риски были выявлены и оценены, может быть разработан детальный план аудита проведения процедур, ответных на оценённые риски. Планирование таких процедур включает определение характера, продолжительности и времени выполнения дальнейших аудиторских процедур. Кроме того в планирование может включаться определение уровня существенности, привлечение экспертов или проведение иных дополнительных процедур по оценке рисков. Детальный план аудита устанавливает процедуры, проводимые на уровне утверждений, которые являются ответными на оценённые риски.
По ходу работы общая стратегия аудита и детальный план аудита могут изменяться, в связи с открытием новых обстоятельств, аудиторских выводов и иной полученной информации.
Аудит малых субъектов обычно проводится маленькой командой по проекту. Это делает координирование команды и коммуникации между участниками команды по проекту проще, и общая стратегия аудита может быть простой. Документироваться общая стратегия аудита для маленьких субъектов может в форме меморандума, который должен включать:
Планирование аудита текущего периода может начинаться с составления памятной записки по завершению предыдущего аудита. Такая памятная записка составляется на основе обзора рабочих документов с выделением значимых выводов. В следующем периоде, памятная записка, обновлённая, на основании обсуждения с собственником предприятия, может служить основанием для составления общей стратегии аудита.
Из аудита прошлых периодов, аудитор может извлечь информацию, представляющую значимость для аудита текущего периода, например:
Планирование аудита можно условно разделить на 4 шага:
Этот этап необходим для установления масштаба аудита, требований к отчётности и каких-либо изменений с момента предыдущего аудита. Ниже приведены некоторые факторы, необходимые для рассмотрения:
В маленьких компаниях встречаются случаи, когда собственник является руководителем компании, внутренний контроль в таких компаниях является формальным и собственник имеет влияние буквально на все процессы. В таких компаниях, аудитору желательно провести полный аудит всех участков. Если это невозможно, аудитор, используя профессиональное суждение, должен определить, имеет ли место ограничение масштаба аудита или необходимо ли отказаться от выражения мнения.
Факторы, которые могут оказать влияние на принятие таких решений:
Риск существенных искажений на уровне финансовой отчётности относится к первичному риску, на который влияет субъект в целом (такие как характер индустрии, честность руководства, и их отношение к контролю и компетентность). Риски на уровне утверждений в основном относятся к специфическим рискам (например, большой объём запасов или товаров получены, но не отражены в учёте), которые встречаются на уровне бизнес процессов.
Предварительная оценка рисков существенных искажений на уровне финансовой отчётности может быть использована для составления предварительной стратегии аудита. Это целесообразно, так как низкая оценка такого риска (при условии надлежащей документации) может быть использована для снижения процедур по существу на уровне утверждений. Соответственно высокая оценка рисков существенных искажений на уровне отчётности потребует выполнения больше процедур по существу на уровне утверждений.
Предварительная оценка может быть основана на выводах из предыдущего аудита или в результате процедур по оценке рисков в текущем периоде.
Оценка рисков существенных искажений может варьироваться от высокой к низкой. Ниже представлены некоторые выводы, вытекающие из оценки рисков.
ОЦЕНКА РИСКОВ: НИЗКАЯ |
Существует возможность относиться с повышенным доверием к представлениям руководства и ограничиваться получением аудиторских доказательств только от субъекта. |
Существует возможность использовать тесты внутреннего контроля вместе с процедурами по существу. Это снижает необходимость или продолжительность использования некоторых процедур по существу. | |
Возможность проведения больших аудиторских процедур в промежуточную дату, нежели к концу периода. | |
ОЦЕНКА РИСКОВ: ВЫСОКАЯ |
Уделять внимание проявлению более высокого уровня профессионального скептицизма членами команды по проекту при сборе и оценке аудиторских доказательств. |
Рассматривать эффективность действий, предпринимаемых руководством в отношении выявленных слабостей во внутреннем контроле. | |
Назначать более опытный персонал для работы по соглашению и рассматривать необходимость привлечения экспертов. | |
Убедиться в непрерывном получении максимальных знаний о субъекте членами команды по проекту. | |
Обеспечить больший надзор за персоналом. | |
Получить больше аудиторских доказательств и из процедур по существу. | |
Внести изменения в аналитические процедуры или другие аудиторские процедуры применимые к процедурам по оценке рисков | |
Модифицировать характер аудиторских процедур, чтобы получить более убедительные аудиторские доказательства. | |
Рассмотреть изменения в характере, времени и продолжительности других аудиторских процедур. | |
Получить дополнительные доказательства, подтверждающие представления руководства. |
Необходимо обсудить с руководством слабые стороны внутреннего контроля (в частности контрольной среды или уровней контроля субъекта). Такое обсуждение может обеспечить руководство возможностью вовремя внести изменения, которые могут повлиять на уровень оценки рисков.
Следующий шаг заключается в рассмотрении информации о субъекте и оценённых рисках, полученной в результате проведения процедур, описанных выше, и на основании такой информации разработать стратегию аудита.
Стратегия аудита устанавливает масштаб, время и подход к аудиту и служит руководством к составлению детального плана аудита.
Факторы для рассмотрения:
Последний шаг в разработке общей стратегии аудита заключается в установлении в характере, времени и продолжительности использования ресурсов, необходимых для аудита.
При распределении ресурсов, необходимо рассмотреть следующие вопросы:
В дополнение к вступительному обсуждению персонала, очень рекомендуется провести обсуждение после выполнения:
Такие встречи не должны быть формальными или длительными, они важны для того, чтобы каждый член команды по проекту мог поделиться полученными данными, найденными исключениями, записанными выводами, необычными операциями или наоборот незначительными делами. Как правило, обмен информацией может выявить потенциальные риски, такие как мошенничество, например, которые потребовали бы дальнейшее изучение. Даже, если в аудите участвуют два человека такие обсуждения могут принести значительные результаты. Во время вступительного обсуждения, время и даты таких встреч могут быть запланированы.
Обсуждение плана с руководством и
лицами, наделёнными руководящими полномочиями
Общая стратегия аудита и детальный план аудита находятся полностью под ответственностью аудитора.
Часто бывает очень полезно обсудить детальный план аудита (например, сроки выполнения аудиторских процедур) с руководством субъекта. Такие обсуждения часто могут помочь скоординировать сроки выполнения аудиторских процедур и оказать содействие в их выполнении. Но, вместе с тем, точный характер, сроки и продолжительность аудиторских процедур не должны быть обсуждены в деталях и подвергаться полному изменению. Подробное обсуждение может привести к сомнению в эффективности аудита, подвергнуть аудит к предсказуемости или даже привести к ограничению масштаба аудита.
В субъектах где руководство готовит отчёты разным лицам, наделённым руководящими полномочиями, общая стратегия аудита должна быть обсуждена с ними в письменной форме, включая:
Документация
Форма документирования планирования аудита зависит от размера и сложности субъекта, существенности, документирования иных процедур, обстоятельств специальных соглашений по аудиту. Планирование аудита может быть задокументировано в форме меморандума или стандартного контрольного листа.
Участки, которые должны быть задокументированы:
Образец РД «Общая стратегия аудита»
Уровень существенности: Сроки аудита: Количество членов команды по проекты: | ||||
№ п/п |
Дата
|
Выполняемая
|
Ответственное
|
Отметка о
|
1. |
… |
… |
… |
… |