Рычаковская Вера Ивановна, к.э.н. главный бухгалтер, директор епартамента бухгалтерского учета и аудита Национального банка Украины.
Создание в процессе реформирования экономических отношений рыночных механизмов, возникновения разнообразных форм собственности в Украине служили основанием для осуществления реформы системы бухгалтерского учета и отчетности как необходимого условия приведения ее в соответствии к требованиям рыночного окружения. В новых условиях хозяйствования задание бухгалтерского учета переориентироваться на интересы потребителей учетной информации – инвесторов, так как до этого времени в большей степени они обслуживали только потребности государственных фискальных органов. Это было оправданным в условиях командно – административной экономики, а в новых условиях сдерживало процессы инвестирования экономики Украины и ее интеграции в европейские и мировые рынки.
Поэтому, реформирование бухгалтерского учета и отчетности было вызвано такими факторами как:
С 1 января 1998 года банковская система Украины начала переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности.
Суть реформирования бухгалтерского учета в банковской системе Украины заключается в обеспечении достоверной экономической информации о реальной стоимости активов банка, их рискованность и доходность и, соответственно, реальную стоимость капитала банка.
С целью реализации этой программы были введены:
Первоочередные задания по реформированию бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе Украины охватывали блоки вопросов, каждый из которых был отдельным большим проектом, а именно:
Реализация этих проектов происходила путем разработки концептуально новых методологических нормативно – правовых документов, которые регламентируют порядок бухгалтерского учета финансовых инструментов по международным принципам, а так же разработан порядок составления и структура финансовых отчетов.
Учитывая то, что существуют разные методы и основы оценки активов и обязательств, начисления амортизации, составления консолидированных отчетов и т.д., банкам дано право выбора учетной политики. При этом Национальный банк Украины требует, чтоб руководство банка избирало и применяло учетную политику таким способом, чтоб его финансовые отчеты отвечали требованиям МСФО и нормативно – правовым актам НБУ.
Бухгалтерский учет является информационной базой для составления не только финансовой отчетности, а и налоговой, управленческой, статистической, других видов отчетности, а в банковской системе – составление платежного баланса и денежно – кредитной и банковской статистики.
Формирование именно достоверной финансовой отчетности есть сейчас одним из важнейших вопросов, поскольку и экономические, и правовые рычаги создают ряд проблем, которые сдерживают этот процесс.
В частности, острой является проблема относительно согласования бухгалтерского и налогового учета, так как именно фискальная политика государства обусловливает прерогативу налоговой отчетности, которая по сути является инструментом для расчета одного показателя для субъекта хозяйствования.
Процесс адаптации международных стандартов бухгалтерского учета к отечественным экономическим и правовым условиям замедляется в связи с несогласованностью или отсутствием законодательной и нормативно – правовой базы, а так же отсутствием активного рынка многих финансовых инструментов.
В условиях развития экономических отношений происходит дальнейшее усовершенствование международных стандартов бухгалтерского учета, что требует в свою очередь пересмотра профессиональной квалификации украинских бухгалтеров.
Поэтому подготовка преподавательского персонала и обучения бухгалтеров в свете требований международных стандартов бухгалтерского учета на сегодня является важным заданием. Современный бухгалтер должен постоянно учиться и усовершенствовать свои знания, быть высококвалифицированным специалистом, понимать современные проблемы развития экономики Украины. Основными компонентами профессиональной квалификации бухгалтеров является образование и опыт работы.
Учитывая вышеизложенное необходимо обеспечить непрерывный процесс обучения бухгалтеров.
На протяжении 1998 – 2002 годов в банковском секторе построена новая система бухгалтерского учета. Реформирование системы бухгалтерского учета является составной частью общеэкономической реформы – мероприятий, ориентированных на внедрения экономических отношений рыночного направления. Перестройка системы бухгалтерского учета и отчетности банков – не одноразовая акция, а постоянный, интегрированный процесс, который требует дальнейшего усовершенствования.
Учитывая международные тенденции относительно глобализации экономических процессов, развитие и усовершенствование международных стандартов финансовой отчетности, Национальный банк Украины проводит политику, направленную на дальнейшее усовершенствование процедур бухгалтерского учета и финансовой отчетности в банках Украины, с целью обеспечения ее прозрачности и предотвращению использования банковской системы для отмывания доходов, полученных преступным путем, содействие процессу интеграции к Европейскому обществу.
Сейчас банковская система находится на качественно новом этапе внедрения МСФО. Осуществляется дальнейшая адаптация соответственно к требованиям международных стандартов финансовой отчетности путем усовершенствования действующих нормативно – правовых актов Национального банка Украины. В текущем году введена промежуточная (квартальная) отчетность и разработаны новые нормативные акты учета:
На данном этапе идет введение новых финансовых инструментов с учетом требований МСБО 39 (отражение финансовых инструментов по справедливой стоимости; применения метода эффективной ставки процента и т.д.).
В связи с принятием Закона Украины «Об ипотеке» возникает необходимость разработки нормативно-правовых актов по учету ипотечных кредитов и ипотечных ценных бумаг.
Согласно требованиям стандартов Базельского комитета банковского надзора Национальный банк Украины постепенно разрабатывает инструменты по управлению банком путем создания эффективной системы управления рисками: операционным, кредитным и т.д. Начиная с 2003 года, службы банковского надзора осуществляют надзор за банками на консолидированной основе, что обязывает банки предоставлять консолидированную финансовую отчетность. Это требует еще более глубокого раскрытия информации в соответствии с требованиями МСФО.
Целью дальнейшего усовершенствования бухгалтерского учета является обеспечение прозрачной и достоверной финансовой отчетности о финансовом состоянии предприятия, его деятельности и движения средств. Различия в подходах к содержанию финансовых отчетов значительно осложняли анализ информации и принятия решений. С целью обеспечения прозрачной и достоверной финансовой отчетности, Национальным банком Украины разрабатываются и внедряются нормативно-правовые акты по составлению финансовой отчетности в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности.
Финансовая отчетность банков Украины составляется согласно Законам Украины и нормативно-правовых актам Национального банка, национальных Положений (стандартов) бухгалтерского учета и базируется на требованиях Международных стандартов финансовой отчетности.
Финансовая отчетность банков Украины включает: баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале, примечания к финансовой отчетности.
Статьи активов и обязательств в балансе сгруппированы в порядке снижения ликвидности с учетом сложившихся резервов под обесценивание активов, кредитного и других рисков.
Активы и обязательства отображены в отчетности с применением метода начисления с одновременным учетом принципа осмотрительности.
Отчет о финансовых результатах содержит информацию о полученных (начисленных) доходах и понесенных (начисленных) расходах по всем видам деятельности Национального банка Украины.
Отчет о собственном капитале содержит информацию об изменениях в собственном капитале банка.
Отчет о движении денежных средств отображает источники полученных банком наличных и безналичных средств и направления их использования в отчетном периоде по видам деятельности (операционная, инвестиционная, финансовая).
В финансовой отчетности раскрыта информация об управлении основными финансовыми рисками (кредитный, валютный, процентный, риск ликвидности).
Статьи активов и обязательств для оценки риска ликвидности раскрыты с группированием их по срокам погашения, исходя из периода, который на дату баланса остался до даты погашения.
Для оценки кредитного риска статьи активов раскрыты по географическому признаку и по кредитным рейтингам контрагентов.
Информация, приведенная в примечаниях, является настолько же важной, как и информация в основных отчетах.
Применение такой практики составления отчетности предоставляет возможность получать информацию относительно событий и операций, которые являются важными для понимания изменений в финансовом состоянии банка и осуществления основательного анализа, таким образом, способствует укреплению доверия к банковской системе страны и увеличению инвестиций в экономику Украины.
В качестве примера составления годового отчета можно рассмотреть годовой отчет Национального банка Украины, который размещен на странице Национального банка Украины в международной компьютерной сети Интернет, где все заинтересованные лица могут с ним ознакомиться, как в пределах страны, так и за рубежом.