Практика внедрения МСФО в автосалонах

Подготовка международной...

Автор:
Источник: Бухгалтер-профессионал автосалона
Опубликовано: 23 Июня 2009

В условиях финансового кризиса финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с международными стандартами, зачастую является требованием банка при получении кредита.

Дополнительно, информация, полученная соблюдая стандарты МСФО, позволяет руководителям предприятий принимать более обоснованные экономические решения и может быть использована для бюджетирования или подготовки управленческой отчетности. Поэтому все больше компаний малого и среднего бизнеса стремятся подготовить финансовую отчетность, которая бы соответствовала международным стандартам, но не знают с чего начать.

Практический опыт показывает, что руководство компаний выбирает одну из трех альтернатив:

  • нанять в штат сотрудника, который способен трансформировать отчетность в соответствии с МСФО;
  • привлечь аудиторов для того, чтобы они трансформировали отчетность;
  • привлечь консультантов для полной перестройки системы учета в соответствии с МСФО и формирования внутри компании подразделения, ответственного за трансформацию отчетности.

Каждый путь, наряду с очевидными достоинствами, имеет определенные недостатки:

  • приглашенный специалист может не справиться с возложенной задачей, не передаст знания другим сотрудникам, а, зачастую, годовая зарплата плюс единый социальный налог квалифицированного сотрудника дороже услуг по аутсорсингу трансформации отчетности;
  • глубина трансформации отчетности внешними аудиторами недостаточна для принятия управленческих решений на основе МСФО-отчетности (анализа прибыльности направлений деятельности, оценки привлекательности инвестиционных проектов и т.п.);
  • стоимость услуг внешних консультантов может превысить выгоды от качественной МСФО-отчетности.

Чтобы принять решение, какой путь выбрать, необходимо обладать полной информацией об особенностях внедрения системы отчетности в соответствии с МСФО.

Для внедрения системы отчетности в соответствии с МСФО необходимо осуществить следующие шаги:

  1. Разработать учетную политику в соответствии с МСФО. Учетная политика по МСФО содержит основные принципы отражения информации, отражает индустриальную учетную специфику и выбранные альтернативы, предоставляемые стандартами отчетности (например, учитывать автомобили, принятые для целей продажи на балансе дилера или поставщика, и др.). Как правило, учетная политика по МСФО включает в себя 70-100 страниц текста. Учетная политика необходима, чтобы даже при изменении методики трансформации финансовой отчетности, увольнении специалистов или смене аудитора принципы отражения информации оставались неизменными, и никто не мог обвинить руководство в манипуляции данными финансовой отчетности.
  2. Разработать модель трансформации (в случае необходимости, консолидации) финансовой отчетности. Модель трансформации (консолидации) финансовой отчетности – это система таблиц в Excel, которая включает в себя расчетные листы для корректировок по МСФО. Объем корректировок очень сильно зависит от масштабов деятельности, количества компаний в Группе, а также существенности тех или иных операций. Модель трансформации финансовой отчетности позволяет унифицировать подход к трансформации (консолидации) финансовой отчетности, сделать прозрачным перенос данных со счетов РСБУ на строки МСФО-отчетности и обеспечить преемственность методики трансформации. Необходимо отметить, что модель трансформации (консолидации) будет требовать изменений в случае выхода новых стандартов отчетности.
  3. Разработать регламент сбора и обработки данных для целей трансформации финансовой отчетности. При трансформации финансовой отчетности на регулярной основе будут требоваться сбор и обработка определенных данных, причем не только от бухгалтеров, но и от бизнес-подразделений (например, форматы используемой управленческой отчетности, оценка платежеспособности дебиторов, информация о специальных маркетинговых акциях, скидках, программах лояльности и т.п.). Для того, чтобы упростить этот процесс, необходимо регламентировать предоставление информации для ее обработки и анализа при подготовке МСФО-отчетности. Внедрение такого рода регламента не только упорядочит внутреннюю работу, но также позволит снизить стоимость услуг по трансформации отчетности, минимизировав простои в работе аудиторов.
  4. Автоматизировать процесс трансформации и консолидации финансовой отчетности в специальном ИТ-решении. Несмотря на высокую стоимость такого рода внедрений, они являются залогом самого высокого качества информации и наивысшей оперативности. На настоящий момент на рынке представлены как относительно дешевые решения (1С, SAS и др.), так и полноценные ERP-системы (Oracle, SAP и др.). Принятие решения о выборе решения, как правило, основывается на текущих и ожидаемых объемах бизнеса. При этом возможна как автоматизация параллельного учета (в соответствии с РСБУ и МСФО), так и отдельная автоматизация трансформации финансовой отчетности в соответствии с МСФО.

Безусловно, ключевой задачей подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО является вопрос разработки модели трансформации (консолидации) финансовой отчетности, при этом особенной проработки требуют области учета, создающие наибольшие корректировки. Для предприятий по продаже и обслуживанию автомобилей таковыми являются области признания выручки (особенно программы лояльности), обесценение активов, расходы будущих периодов, финансовая и операционная аренда, а также финансовые вложения и привлеченные кредиты и займы. О конкретных методических проблемах, возникающих при трансформации указанных областей учета в соответствии с международными стандартами, мы расскажем в следующих статьях.

Автор: