Правила организации и стандарты внутреннего аудита в Национальном Банке Республике Казахстан

Аналитические материалы со...

Автор:
Опубликовано: 15 Сентября 2005

1. Правила организации и стандарты внутреннего аудита в Национальном Банке Республике Казахстан, ПП НБК от 04.07.2003г. №209.

Правила разработаны в соответствии с Законом РК о НБК, Положением о НБК, другими НПА РК и НБК, международными стандартами аудита, кодексом этики поведения внутренних аудиторов в целях установления требований к организации в НБК деятельности подразделения внутреннего аудита.

Правила регулируют порядок :

  • подготовки годового плана проверок на предстоящий год;
  • планирование и проведение проверок подразделений НБК;
  • оформления результатов проверки;
  • реализации материалов проверки;
  • осуществление постревизионного контроля;
  • оценки эффективности внутреннего аудита;
  • представления отчетности.

Стандарт внутреннего аудита «Руководство службой внутреннего аудита»

Полномочия и ответственность руководителя службы внутреннего аудита.

Руководитель службы внутреннего аудита – член СД НБК, вправе присутствовать на заседаниях Правления НБК по вопросам, касающимся сферы его деятельности.

Основные обязанности руководителя службы внутреннего аудита:

1) обеспечение составления плана работы и годового плана проверок;

2) определение объема и методов проверок и утверждение задания на проведение проверок;

3) обеспечение представления материалов проверок руководству НБК для рассмотрения и принятия необходимых мер по их результатам;

4) осуществление контроля за качеством проведения проверок;

5) осуществление контроля за соблюдением внутренними аудиторами должностных обязанностей, профессиональной этики и Стандартов внутреннего аудита;

6) обеспечение повышения профессионального уровня внутренних аудиторов службы внутреннего аудита;

7) обеспечение координации работы с внешними аудиторами;

8) обеспечение разработки НПА по внутреннему аудиту, базовых методик проверок различных областей аудита, унифицированных форм рабочей документации.

Стандарт внутреннего аудита «Независимость службы внутреннего аудита»

Назначение : установление принципов независимости службы внутреннего аудита и внутренних аудиторов.

Критерий независимости :

1) независимость при реализации задач и функций (прямое подчинение Председателю НБК, принятие НПА по внутреннему аудиту Правлением НБК).

2) независимость в определении объекта аудита;

3) независимость от объектов аудита.

  • утверждения годового плана проверок Правлением НБК;
  • самостоятельное и беспристрастное выполнение службой внутреннего аудита своих обязанностей;
  • запрет участия внутреннего аудитора, состоящего в близких родственных и свойственных отношениях с руководством или работником объекта аудита;
  • запрет участия внутреннего аудитора, ранее работавшего в другом подразделении НБК, на осуществление проверки в соответствующем подразделении и оценку деятельности за тот период, когда он работал в данном подразделении.

Внутренние аудиторы:

  • не должны допускать конфликта интересов при аудиторских проверках;
  • должны доводить до сведения руководства службы внутреннего аудита все обстоятельства, препятствующие каким-либо образом независимости службы внутреннего аудита и объективному проведению аудита;
  • не должны входить в состав комиссий и рабочих групп.
  • могут оказывать консультационную помощь в работе комиссий и рабочих групп по поручению руководства НБК (при необходимости).

Стандарт внутреннего аудита «Профессиональная компетентность»

Назначение : установление профессиональных требований к внутренним аудиторам и службе внутреннего аудита.
Образование и опыт работы
Специализация на определенных участках работы.
Обучение внутренних аудиторов в соответствии с планами обучения сотрудников НБК.
Современная аудиторская методология (методика оценки рисков, осуществления анализа, выборки.
АИП для аудиторской деятельности.
Навыки применения стандартов по внутреннему аудиту при выявлении, отборе и оценке аудиторских доказательств, подготовке аудиторских справок, заключений и рекомендаций.
Бдительность к ситуациям, в которых недостаточный контроль, неверная отчетность, ошибки и нестандартные операции.
Умение логично, ясно и точно излагать профессиональное мнение.

Стандарт внутреннего аудита «Профессиональная этика»

Назначение: установление принципов профессиональной этики внутренних аудиторов НБК.

  • Честность
  • Объективность
  • Конфиденциальность
  • Компетентность

Стандарт внутреннего аудита «Планирование»

Цель: установление требований по составлению годового плана проверок и планированию проверок.

Годовой план проверок на основе:

  • результатов оценки рисков, присущих деятельности объектов аудита.
  • пожеланий подразделений и руководства НБК о направлениях аудита, полученные по запросу службы внутреннего аудита.
  • расчета планового бюджета рабочего времени.

Согласование проекта годового плана проверок с руководством НБК и представление на рассмотрение Правлению НБК.

Годовой график проверок

Квартальные планы проверок.

Информация о прогнозных сроках планирования и проведения проверок в предстоящем квартале

Планирование проверки

Цель: определение вопросов проверки и объема документальной проверки, периодов и сроков проверки, оптимальных методов, процедур проверки.

Планирование проверки – за 15 (пятнадцать) рабочих дней до прогнозной даты начала проверки.

Руководитель проверки:

 – определяет руководителя проверки и состава группы внутренних аудиторов;
 – распределяет конкретные участки работы по планированию между аудиторами;
 – разрабатывает мероприятия по планированию проверки и определяет сроки их исполнения.

Этапы планирования:

1) сбор и анализ показателей деятельности планируемой к проверке области аудита и/или объекта аудита;

2) изучение бизнес процессов и их предварительная оценка;

3) уточнение оценки рисков в планируемой к проверке области аудита;

4) оценка рисков в проверяемых бизнес процессах с составлением листа оценки рисков и схемы потоков информации по планируемому к проверке вопросу;

5) ознакомление с финансовой отчетностью, отчетами об использовании бюджета (сметы расходов) (бизнес-плана), а также отчетами о проделанной работе;

6) ознакомление с мероприятиями, осуществленными по результатам предыдущей проверки;

7) определение проблемных вопросов;

8) определение приоритетных для проведения аудита операций и процессов, выполняемых в планируемом к проверке объекта аудита и предварительное формулирование суждения о существенности ошибок в деятельности данного объекта аудита;

9) осуществление первоначального анализа состояния деятельности объекта аудита;

10) определение цели проверки, проверяемых вопросов, периодов, сроков, объема документальной проверки и методов проведения проверки;

11) подготовка проекта меморандума по планированию проверки;

12) составление программ аудита;

13) составление общего плана;

14) подготовка задания на проведение проверки.

Представление проектов меморандума, программ аудита и общего плана руководству службы внутреннего аудита – за 7 рабочих дней, задания – за 2 рабочих до прогнозной даты начала проверки.

Стандарт внутреннего аудита «Проверка»

Назначение : установление требований к проведению проверки.

Права внутренних аудиторов при проведении проверки:

1) доступ ко всем документам, записям и любой другой информации, требуемой для осуществления аудита;

2) доступ, при необходимости, к АИП и прикладному ПО объекта аудита;

3) получать копии документов для подтверждения выявленных фактов нарушений и недостатков;

4) проверять вопросы, непредусмотренные заданием, для достижения цели проверки и обеспечения объективности выводов по результатам проверки.

Обязанности внутренних аудиторов при проведении проверки:

1) обеспечить сохранность документов объектов аудита, полученных для проведения проверки.

2) собрать достоверную, необходимую, достаточную, актуальную информациюпо всем вопросам, касающимся предмета, целей, задач и объема аудита для обеспечения выводов, на которых будут основываться аудиторское заключение (резюме) и рекомендации.

3) разрешить нестандартные ситуации путем проведения опроса руководителей и сотрудников объекта аудита и рассмотрения информации объекта аудита и отразить в справках аудиторское мнение касательно сложившейся ситуации.

4) довести до сведения руководства службы внутреннего аудита о нестандартных ситуациях, по которым невозможно подготовить однозначные выводы о причинах их возникновения.

Стандарт внутреннего аудита «Контроль за проведением проверки»

Назначение: установление требований к обеспечению контроля за процессом проведения проверок.

Контроль за проведением проверки руководителем проверки:

1) регулярное обсуждение с аудиторами процесса проведения аудиторских процедур;

2) контроль за ведением аудиторами рабочей документации;

3) обеспечение соблюдения планового рабочего времени на проведение проверки и осуществление контроля за ведением аудиторами учета рабочего времени на выполнение аудиторских процедур;

4) систематическое информирование руководителя подразделения службы внутреннего аудита/руководство службы внутреннего аудита о ходе проверки;

5) доведение до сведения руководителя подразделения службы внутреннего аудита и/или руководства службы внутреннего аудита обстоятельства, препятствующего проведению аудиторских процедур;

6) рассмотрение представляемых аудиторами в процессе проверки рабочих документов, представление разрешения на согласование промежуточных справок с руководством проверяемой области деятельности объекта аудита.

Стандарт внутреннего аудита «Аудиторское доказательство»

Назначение: установление требований к содержанию аудиторских доказательств.

  • Аудиторское доказательство должно быть надежное, компетентное и обоснованное, убедительное и достаточное.
  • Элементы доказательств должны быть последовательными, уместными, значимыми и существенными.
  • При отсутствии прямых доказательств, выводы аудитора основываются только на профессиональном аудиторском суждении и аудитор указывает на это обстоятельство.
  • Соответствующее документирование аудиторских доказательств.

Оформление результатов проверки Стандарт внутреннего аудита «Аудиторское заключение»

Назначение: установление требований к составлению аудиторского заключения/резюме по результатам проверки.

Заключение аудитора (выводы, рекомендации, предложения по совершенствованию НПА НБК, методических рекомендаций и других документов по внутреннему аудиту).

Резюме:

1) общие выводы по результатам проверки;

2) нарушения;

3) недостатки;

4) проблемы;

5) рекомендации;

6) предложения по реализации материалов проверки.

Лист ознакомления с Резюме.

Реализация материалов проверок. Порядок реализации результатов проверки

Подготовка Резюме (выписки из резюме) и направление объекту аудита и заинтересованным подразделениям.

При необходимости – по запросу заинтересованных подразделений представление полного резюме и выписки из справки по аудиторской проверке по вопросам, относящимся к их компетенции.

Подготовка Резюме с учетом замечаний и предложений объекта аудита и заинтересованных подразделений и представление руководству НБК (3 дня).

Реализация материалов проверки:

1) письменные указания – в срок до 5 рабочих дней со дня рассмотрения резюме руководством НБК.

2) принятие приказов и распоряжений;

3) рассмотрение на совещании:

у Председателя НБК – в течение 10 рабочих дней со дня рассмотрения резюме Председателем НБК;

у заместителя Председателя НБК – в течение 10 рабочих дней со дня рассмотрения резюме Председателем;

с выездом в объект аудита Председателя НБК (заместителя Председателя НБК) – в течение 20 рабочих дней со дня рассмотрения резюме Председателем НБК.

4) рассмотрение на:

1) Правлении НБК;

2) Совете директоров НБК.

Доведение документов по реализации материалов проверки до сведения ответственных подразделений и объектов аудита (в течение 2 рабочих дней со дня подготовки).

Ввод информации в АИП «Аудит» (не позднее 15 рабочих дней со дня полной реализации материалов проверок).

Постревизионный контроль. Стандарт внутреннего аудита «Постревизионный контроль»

Назначение: установление требований к осуществлению контроля за исполнением мероприятий по рекомендациям объектами аудита и ответственными подразделениями НБК.

Постревизионный контроль включает:

1) контроль за своевременным исполнением мероприятий, отраженных в документах по реализации материалов проверок;

2) принятие соответствующих мер к подразделениям, которые не устранили нарушения надлежащим образом (доведение до сведения руководства НБК, проведение повторной проверки и другие по указанию Председателя НБК либо лица, его замещающего).

Порядок осуществления постревизионного контроля

Материалы проверок, а также документы по выполнению рекомендаций внешних аудиторов.

Подготовка квартального анализа исполнения мероприятий.

За месяц до наступления установленного срока исполнения мероприятий ДВА направляет письма-напоминания заинтересованным подразделениям о принятии мер по обеспечению их выполнения.

Информация ответственных подразделений о выполнении мероприятий по результатам аудиторских проверок.

Представление ежемесячной и ежеквартальной информации руководству НБК о результатах постревизионного контроля.

Представление отчетов о деятельности службы внутреннего аудита. Стандарт внутреннего аудита «Предоставление отчетов Правлению и руководству НБК»

Назначение : установление требований к содержанию отчетов о деятельности службы внутреннего аудита и порядку их представления Правлению и руководству НБК.

Цель отчета: информирование Правления и руководства НБК о результатах работы за отчетный период.

Порядок составления и представления отчетов

Срок представления Председателю НБК – ежеквартально (к 20 числу месяца, следующего за отчетным кварталом), по итогам года (к 25 числу месяца, следующего за отчетным годом), Правлению НБК – за год (до 15 марта с учетом завершения внешнего аудита).

Содержание отчета :

1) информация о выполнении мероприятий, предусмотренных планом работы, а также проведении дополнительных мероприятий и поручений, причины невыполнения или несвоевременного выполнения мероприятий, обоснования переноса сроков.

2) количественные данные:

  • количество проверок по плану;
  • количество проведенных проверок;
  • количество проверок, по которым осуществлялась реализация результатов проверок в отчетном периоде.

3) краткий анализ результатов проверок, завершенных в отчетном периоде, состояние внутреннего контроля объектов аудита и результаты оценки рисков.

4) информация об использовании рабочего времени по каждой проверке и сроков проведения проверок, причины несоблюдения установленного рабочего времени и отклонения от сроков, принятые к ответственным работникам меры.

5) информация о ведении АИП «Аудит».

6) информация о проведенной работе по осуществлению постревизионного контроля;

7) информация о работе по развитию методологии внутреннего аудита, а также сведения по рассмотренным проектам НПА, разработанных подразделениями НБК;

9) данные о работе по координации деятельности главных ревизоров филиалов НБК, внешних аудиторов НБК.

10) результаты работы по сотрудничеству с центральными банками зарубежных стран.

11) анализ результатов работы службы внутреннего аудита (таблицы, диаграммы, графики и др.);

12) проблемы, существующие в деятельности службы внутреннего аудита.

13) информация о результатах оценки эффективности его деятельности в соответствии с методикой оценки эффективности (в годовом отчете).

2. Правила проведения внутреннего аудита в Национальном Банке Республики Казахстан, ПП НБК от 04.07.2004г. №208 – регламентируют порядок проведения аудита основных областей деятельности НБК.

3. Методические рекомендации (утверждены руководством ДВА) – по завершению проверок дорабатываются с учетом практики.

Автор:

 

Все статьи цикла «Законодательное и нормативное регулирование аудиторской деятельности в странах»

(состоит из 6 статей)

Опыт внедрения международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе Украины (15 Октября 2007)

Современные аспекты внутреннего аудита – роль и методы (15 Октября 2007)

Внутренний аудит в Национальном банке Республики Беларусь (15 Октября 2007)

Правила организации и стандарты внутреннего аудита в Национальном Банке Республике Казахстан (15 Сентября 2005)

Организация аудиторской деятельности в Узбекистане (15 Сентября 2005)

Дополнительные аудиторские доказательства при завершении аудита (15 Сентября 2005)